Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного как образец раннесредневековой варварской историографии



2015-12-04 1302 Обсуждений (0)
Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного как образец раннесредневековой варварской историографии 0.00 из 5.00 0 оценок




(по Эрлихману)

Руководствовался «истинным законом истории» (предисловие). Представления заимствовал у Тацита: сохранить память о добродетели и устрашить бесчестных позором. Но «История» Беды – не просто галерея добрых и злых деяний. Согласно христианской концепции линейной истории, деяния выстроены в единую цепь и подчинены единой цели – спасению во Христе.

Двойная парадигма «Истории»: опиралась на всемирные хроники Павла Орозия и Евсевия, но также и на «Церковную историю» Евсевия. Беда, знавший последнюю в латинском переводе Руфина, попытался сделать для английской цекви то же, что Евсевий – для церкви вселенской. Тема его «Истори» – распространение христианства, гонения и казни, мученики за веру, борьба с ересями, преемство епископов. История Ц – продолжение апостольской проповеди. Поэтому осуждал или просто не замечал то, что противоречило примеру апостолов – стяжание церковью богатств, равнодушное или небрежное отношение пастырей к своему долгу.

История Беды на пересечении двух жанров (хроники и истории) и двух эпох. 8-9 вв. – это время, когда отходила в прошлое эпоха утверждения веры, связанная с деятельностью святых отшельников и отважных миссионеров (не боявшихся мученического венца) и начиналась эпоха унификации церковного управления и доктрины. Святых сменили администраторы. Симпатии Беды принадлежали первым, хотя он уважал и вторых (Теодора и Вилфрида, а энергичному Бенедикту предпочитал кроткого Кеолфрида). Восхищается св. Кутбертом и строгостью жизни ирландских монахов (ъотя и придерживались «неправильной» Пасхи).

Основа Ц – мученичество и чудо. Мученики – на периферии, а чудеса в центре. Чудо (независимо от причин – естественных, психологических или случайных совпадений) подтверждает Божию мощь и Его заботу о людях, обращает неверующих и укрепляет сомневающихся. Рассказы о чудесах органично вписываются в повествование Беды, в отличие от светских историй Григория Турского.

Продвижение от языческой племенной раздробленности к христианскому универсализму. Единство народов в божественной мудрости и божественном языке (латыни). Универсализм не политического плана (в отличие от Каролингов). Важно единство государств в лоне Римской церкви – западной, католической, но еще не в оппозиции Востоку. Смысловой центр ИБ – собор Витби. Победа вселенской Ц над сектами. Обоснование правильной даты Пасхи дается дважды. Речь Вилфрида заимствована, по-видимому, у Эддия, но расширена, возможно, по примеру Фукидида (что должны были произносить герои в соответствующих обстоятельствах). Скрыл политические причины принятия римской Пасхи, но подчеркнул духовные – необходимость для верующего достигнуть Царства Небесного.

Реорганизация английской церкви после победы римского обычая. Ц как основа единения государств. Усовершенствовал церковное управление на местах путем разукрупнения диоцезов и создания местных приходов (фигура приходского священника), развернул миссионерскую кампанию (Нидерланды и Германия). «Конечно, Теодор вызывал восхищение Беды, но он принадлежал к тому же типу «администраторов», глубинно чуждому автору Истории».

Апологет Рима, Беда высоко оценивает вклад других народов и ценит их своеобразные черты – аскетизм ирландских подвижников ставит чуть ли не выше энтузиазма и учености римских миссионеров. «В христианском универсуме Беды сосуществуют римлянин Августин, грек Теодор, ирландцы, англосаксы – все, кроме бриттов, отказавших англосаксам в просвещении. Еще Ассер (валлиец) ставил в заслугу Альфреду крещение датчан-викингов («не в пример высокомерным бриттам»).

Светская история интересует Беду лишь в плане влияние Ц на общество. Не хотел обращаться к кельтской или англосаксонской эпической традиции. В королях оценивает благочестие или отступничество от веры. При всем богатстве риторических оборотов, восходящем к античным образцам, в Истории почти отсутствуют психологические и даже чисто внешние характеристики героев, которыми богаты французские источники начиная с Григория Турского. Не злоупотребляет он деталями преступлений недостойных правителей, обычными для средневековых хроник.

История англосаксонских королевств начинается с их крещения. «Темный век» списан у Гильдаса. Кульминация повествования – обращение в веру или чудеса. Движущая сила – Промысел Божий, а политическим мотивам и конкретным поводам христианизации уделяется мало внимания. Личное желание папы Григория и женитьба Этельберта на христианке Берте. Картина распространения веры идиллическая. Попытки вернуться к язычеству вызывают кару свыше. Отрицательное отношение или невнимание к нехристианизованным областям (Мерсия и Уэссекс). В Кенте идолопоклонство запрещено через сорок лет; повторные крещения – вера утверждалась нелегко. Общехристианский и общеанглийский взгляд не исключает приоритета Нортумбрии. Эдвин и Освальд, Освиу и Освин – любимые герои. Идеализация? Иной интерес – не к частностям политики, не к борьбе за власть, а небесный закон греха и воздаяния. Нападение Эгфрида на Ирландию и гибель от пиктов.

Разнообразие интересов Беды: география, растительный и животный мир. Но нет чудовищ, фантастики. Оторванность от народной стихии, книжное и богословское образование. Чудеса – знак Промысла Божия. Чудо закономерно. Отвергает светскую поэтическую традицию и превозносит духовную. Мало пишет о быте, повседневности, социальном устройстве (латинские термины-анахронизмы). Нет сведений о язычестве.

Хронология с 55 г. до Р.Х. до 731 г. Пик – середина 7 в. Сведения о политических событиях лапидарны. И все же труд Беды – главный источник по истории древней Англии. На нем основывается Уильям Мальмсберийский и «Англосаксонская хроника». Труд Беды сохранился из-за популярности на континенте. Гальфрид Монмутский соединил Беду и Гильдаса с плодами собственной фантазией. Так Англия объединилась с Британией. Однако это не умаляет значения Беды – опорного пункта для историков.



2015-12-04 1302 Обсуждений (0)
Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного как образец раннесредневековой варварской историографии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного как образец раннесредневековой варварской историографии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)