Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Натуралистич теор-и в рос. сц. (Стронин, Лилиенф, Мечников, Данилевский)



2015-12-04 434 Обсуждений (0)
Натуралистич теор-и в рос. сц. (Стронин, Лилиенф, Мечников, Данилевский) 0.00 из 5.00 0 оценок




Обусл-ны бурн. разв-ем естествознания, биологии: много данных + арсенал естественнонауч м-дов => попытка применить все это в сц. В России - кон. 60-х гг. XIX.

Натурализм – попытка связать обществ жизнь с прир. средой. Осн. м-д познания: аналогия «природа-общество», естественнонаучные методы.

Две группы: 1) географический детерминизм (Мечников); 2) органицизм (Стронин, Лилиенфельд); + Данилевский – отдельно.

Мечников Лев Ильич (1838–1888) (брат врача) «Цивил-я и великие историч. реки: Географич. т-я разв-я современ. об-в» (1889), впервые изд. на фр.

Географич. шк. сц: анализ влияния географич. факторов на разв-е об-ва.

Крит-й дел-я на социальное и биологическое – стремление к кооперации. В прир. – борьба и сотрудничество в равной степени, в об-ве – сотрудничество вытесняет борьбу. В этом и отличие => биол-я д. изуч. борьбу за выживание, сц. д. изуч. сотрудничество, солидарность.

Задача сц: изучение механизмов и критериев соц. прогресса!

Колич. индикатор прогресса – общечел. солидар-ть. Мерило прогресса – степень свободы людей.

История - постепенный переход чел-ва от деспотич.о правления к свободе, братству и добровольной кооп-и.

Неравномерность обществ развития из-за географ. условий – водных ресурсов и путей сообщения => гидрологич. фактор – источник эвол-и.

Три п-да в истории цив-ции: 1) Речная цив-я – плодородие, земледелие - деспотизм (Египет, Индия, Китай); 2) Морская – торговля, ремесло - демократия (Др. Греция.); 3) Океаническая – новые технологии (Америка).

Стронин А. И. (1826-1889) «История и метод» (1869), «Политика как наука» (1872), «История общественности» (1886). Об-во = живой организм. Прямые аналогии м\у их состав. частями, разв-ем, f-ем: усложняются в ходе эвол-и, им. жизн. цикл от рожд-я до смерти, подвержены болезням; им. запас сил, кот. постепенно иссякает. =>Соц. знание н. строить по образу и подобию естеств. наук (биол-и и физиол-и).

Об-во как пирамида из трех частей. Для кажд. части – свой тип созн-я и набор функций. Верхушка пирамиды – стоящие у власти (тип сознания – воля). Середина – люди умственного труда, промышленники, интеллигенция (тип созн. – разум). Основание – рабочие, крестьяне, ремесленники (тип созн. – чувства). Воля и разум – делают политику, чувства – это материал, необходимый воле и разуму для различных манипуляций. Преобраз-я – только путем реформ.

Лилиенфельд П. Ф. (1829-1903) «Мысли о социальной науке будущего» (1872), «Социальная патология» (1896 – фр.) Об-во как организм. В об-ве есть все специфич. черты орг-ма: 1) ед-во; 2) целесообразность; 3) специализация органов; 4) капитализация сил (накопление запасов); 5) неповторяемость движений. Своеобразие соц. орг-ма: меньш. интеграция и больш. подвиж-ть Эл-тов => соц.орг-м - высший класс орг-мов. Любой орг-м – сочет-е клеток, клетки общ-ва – индивиды.

В жизни об-ва 3 f-ии: 1) физиологич. (эк-кая); 2) морфолог. (юр.); 3) индивид. (полит.). Эк-кая сфера – кровообращение; право – нервная с-ма; правит-во – ЦНС. Больное прав-во – паралич, больное право – бред; больное общество – больной мозг. Здоров. сост-е обусл-но правильным соотн-ем наследственности и приспособления (консервативная и либеральная элита).

Критерий прогресса – свобода (об-ва! не инд-да). Об-во подвержено старости и смерти. Но оно м. избежать ее, если переродится. Чем > об-во развито, тем > возм-ть к перерождению.

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) «Россия и Европа» (1869): идеи славянофильства.

1ый в истории сц разработал антиэволюционную концепцию развития об-ва!

Ошибка историков по Д.: рассм. историю как линейный процесс + зап. цив-ю как высшую стадию разв-я. Нет единой нити развития чел-ва, чел-е к-ры множественны и разнокачественны. Временная класс-ия, деление истории на п-ды – второстепенно, главное – типы разв-я, а не хронология => своеобразие и неповторимость кажд. типа к-ры, их нельзя сравнивать.

реальные носители истор. жизни – т.н. «к-но-историч. типы», а не «чел-во» в целом. Дан. выд. 10 типов: египетский, китайский, индийский, иранский, еврейский, греческий и др.

К-но-историч тип – сочет-е псих., этнограф., антрополог., соц., террит. и др. пр-ков.

Каждый тип переживает свой жизненный цикл: 1) Зарождение и кристаллизация (1000-1200 лет); 2) Расцвет (400-600 лет); 3) Упадок.

3 типа исторических агентов: 1) Позитивно д-щие (кот. создали эти 10 типов); 2) Негативно д-щие – способствуют окончат. разруш-ю упадочных цив-ий (монголы, турки, гунны); 3) Племена, у кот. отсутств. творч. начало – этнографич. мат-л, кот. исп-т др. цив-и (финоугорские племена).

Творч. сущность цив-ий проявл-ся не во всем, а в нек. областях. Каждому свое: семиты – религия; греки – красота, римляне – закон; романо-герм. – наука. Евро цив-ия вошла в фазу вырождения. И именно в России произойдет взлет к-ры после падения ее на Западе. Просто пока русско-славянская цив-ия еще не вступила в фазу расцвета.

 

26. Сц идеи Ковалевского и его роль в институц сц в России. «Современные социологи» (1905); «Очерк развития сц-х учений» (1906); «Социология» в 2 т. (1910); «Происхождение семьи, рода, племени, государства и религии» (1914). Классический позитивист, но критиковал Конта за изуч-е лишь римско-католического мира.

Ков. исп. сравнительно-историч. м-д: о-т изуч-я – не отд. историч. явл-я, а «эволюция форм общ. жизни чел-ва» => признание единства и целостности человеческой истории.

Соед-е историч. и сравнит. подходов => м. делать выводы о генетическом родстве явлений => генетич. сц, кот. занимается вопр-и происх-я обществ. жизни и инст-тов.

Генетич. сц – «эмбриология человеческих обществ». Ее задача: выд. сходные у разных народов на сходных ступенях разв-я обычаи и ин-ты, формы общежития и этим дать мат-л для созд-я общ. соц-кой картины общ. прогресс. чел-ва.

Н. синтезировать достижения конкретных наук псих., эконом., демограф., географ., и особенно этнографич направлений и на их основе создать един. сц. Задача сц: указывать общую тенденцию, а не отд.факты + прогнозирование.

Предмет сц: «социальный порядок и прогресс». Соц.порядок – система вз\д-ий людей разного рода, подчиняющаяся законам эволюции и f-ия. З-ны эволюции: типологическое ед-во ин-тов и явлений различ. к-р и народов. З-ны f-ия: цепь завис-тей, кот. в сов-ти сост. основу об-ва (главн. - «рост и плотность населения»). Принцип «плюрализма факторов»: разв-е об-ва = вз\д-е огромного числа факторов, главного, определяющего среди них нет!

«Без идеи прогресса не может быть и сц». Прогресс – постепенное расширение сферы солидарности (т. е. псих. и соц. ед-ва людей). Все народы проходят одинак. стадии разв-я, и прогресс –последовательная смена обществ. состояний.

1887-1905 жил в Европе, читал лекции и активно участвовал в становлении европейского сц сооб-ва. Был одним из организаторов Международного сц конгресса (1984), председателем Международного ин-та сц (1907). Внес важнейший вклад в институционализацию рос. сц. В 1901 основал в Париже Русскую высшую школу обществ наук, а по возращении в Россию создал первую кафедру сц в психоневрологическом институте (1907) и орг-л первое периодич. издание по сц – сборник «Нов. идеи в сц» (1913-14). В 1916 после смерти К. его соратниками и учениками было создано рус. соц-кое об-во его имени, в состав которого вошли 62 известных ученых и общественных деятелей того времени. Общество прекратило св. сущ-е в 1922 и было восстановлено в 1993.

 

27. Социология в России в советский период.Февр. рев. способств-ла рывку в развитии социологии в (Сорокин). Исследования имели преимущественно социально-экономический характер с использованием социологических подходов. Среди работ такого плана можно выделить исследования С.Г. Струмилина, Я Видревича (экономика труда, бюджет времени); А. Крицмана, Ф. Казанского (структура советского общества); А.К. Гастева, Н.А. Витке (научная организация труда); А. Исаева, И. Ходоровского (безработица); М. Берштейна, Н.Н. Иорданского (молодежь); А. Большакова, А. Гайстера (советская деревня); С. Вольфсона, И. Гельмана (брак и семья); В. Андреева, Г. Полляка (условия жизни); А. Гозулова, Б. Смулевича (народонаселение); А. Герцензона, В. Внукова (преступность); Л.М. Сабсовича, Н. Мещерякова (градостроительство); Н.А. Гредескула, Е.А. Энгеля (образование и воспитание); М. Загорского, В. Кузьмичева (духовная жизнь) и десятков других революционно-прогрессивных представителей социологии, вынуждено прервавших свою деятельность. Советская социология 20-30-х годов имела две основные черты: 1) закрытость, самоизоляция от общего развития социологии, отрыву то богатых традиций в истории развития социологической мысли и достижений методического уровня; 2) накопление эмпирического накопление эмпирического опыта вело к возникновению зачатков отраслевых социологий: труда, быта и культуры, бюджета времени, социальной структуры и др.; обращение к социологическим исследованиям имело достаточно широкую географию. Была введена в вузах. Но с 28 года на разв. соц-и было наложено табу (вплоть до отменены термина). Она была объявлена буржуаз. лженаукой. В сов. обществе насаждался марксизм как тип мышления и единственный взгляд на общество. В 60х соц. Пережила второе рожд. (поколение 60ов). Из этих 60ов Осипов, Ядов, Фирсов (были и Левада, и Здравомыслов). В эти годы возобновился процесс институционализации соц. К сер 60х в ЛГУ появилась лаборатория инженерной психологии (проф. Ломов). Она стала базой для других лабораторий в СССР. В 1961 г. Ядов организовал Лабораторию конкр. социологич. исследований («Личночть и труд», «Человек и его работа») 1965 на базе неск. лабораторий был образован НИИ Комплексных социолог исслед при ЛГУ. (Лаборатор социол проблем права, проблем воспит студенчества). Большой вклад в это дело внесли Ананьев, Ельмеев и Ядов. 1969г создан НИИ Социологии РАН в Москве (+ отд в Ленинграде, Новосиб, Свердловске). С 1974 стал выходить «СОЦИС». (Хартев, потом возглавлял Дмитриев и т.д.). В 1988г. Постановление ЦК КПСС о необ-ти высшего социолог образования в стране. В 1989г в июне (Москва), в октябре отделение прикладной социологии (?) (под рук-вом Ельмеева) эконом. фака стало Соцфаком (Бороноев до 2000 г, потом Скворцов). После это процесс институционализации-стали возн. др. подразделения (1991 Институт социально-пол исследований) В усл реформ появилось и много коммерческих фирм. Появился независимый Левада-центр. В нашем городе самые популярные МЕГаполис, Аси и нек др. В 1991 году вышел «Социолог журнал» (от социса), «Вопросы социологии». После распада СССР прекратила (1958г основана) свое сущ. и Советская социологическая ассоциация. На ее базе основаны 4 конкурирующие ассоциации – Российское общество социологов (Ядов), Проф. социолог. ассоц. (Здравомыслов) в Питере Общество М. Ковалевского (Бороноев), Общество социологов и демографов (Осипов), Российская социолог. ассоциация (Добреньков). Сегодня функц свыше 100 социолог учреждений. (в том числе 2 института Рамн в Москве и в Питере). Современная ситуация: центр (исслед. орг, обр. учреждения, спец издания, проф орг) находится в Москве, Питере и др круп городах, а периферия (коммерческие конторы). Вывод: возродившись в 60х, социология развив-ся и в колич. отн. социологи возрастают.

 



2015-12-04 434 Обсуждений (0)
Натуралистич теор-и в рос. сц. (Стронин, Лилиенф, Мечников, Данилевский) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Натуралистич теор-и в рос. сц. (Стронин, Лилиенф, Мечников, Данилевский)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (434)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)