Модуль 4. Актуарные расчеты в страховании
В связи со сложностью и новизной задач по подготовке высококвалифицированных специалистов для финансово-кредитной системы представляется вполне оправданным и многообещающим использование в учебном процессе разнообразных форм семинарских и практических занятий и их дальнейшее развитие. Некоторые из них приведены ниже:
Методика проведения семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Страхование» исходит из задач и общей направленности таких занятий, которые призваны способствовать более полному изучению содержания курса и вместе с тем активизировать участие студентов в проведении семинарских и практических занятий, направлена на развитие их умения самостоятельно анализировать рассматриваемые вопросы, определить подходы к решению проблем. Выбор конкретной методики и формы проведения занятий по учебной дисциплине «Страхование» определяется: - общими задачами проведения семинарских и практических занятий; - содержанием разделов, отдельных тем; - особенностью задач, которые ставятся перед отдельными семинарскими и практическими занятиями Далее остановимся на характеристике и методах проведения некоторых семинарских и практических занятиях, указанных выше. Так, на наш взгляд, семинарские (теоретические) занятия, проводимые в форме диспута[1] или дискуссии[2], являются одной из активных форм учебных занятий, которая побуждает студентов к сознательному и творческому изучению тем курса «Страхование» и современных проблем страховой науки и практики. Темы диспута или дискуссии определяются по каждому из четырех модулей программы учебной дисциплины «Страхование». Сценарий подготовки и проведения семинарского занятия в форме диспута или дискуссии: - лекции по соответствующему разделу программы учебной дисциплины «Страхование»; - выбор темы или постановка проблемы и обоснование их актуальности; - распределение ролей между студентами; - самостоятельная работа студентов над проблемой во внеаудиторное время; - взаимодействие участников с помощью дискуссии; - критерии оценки участвующих и выступающих; - консультации преподавателя; - выводы и предложения. Игровой режим семинарского занятия в форме делового совещания предполагает обсуждение практических аспектов проблем организации страховой деятельности в современных условиях. Например, используя статистические данные, оценить потенциал регионального страхового рынка и перспективы его развития; обсудить основные показатели финансово-хозяйственной деятельности конкретной страховой компании (доходы, расходы, финансовое состояние; поставить проблему поиска и выбора конкретных инвестиционных решений) и др. Сценарий подготовки и проведения семинарского занятия в форме делового совещания: - моделирование конкретной ситуации; - выбор «руководства» или экспертной группы; - распределение специальных индивидуальных заданий и заданий малым группам студентов; - взаимодействие участников совещания с «руководством», членами экспертной группы; - оценка выполненных заданий; - оглашение решения «руководства» и оценка выступающих игровых команд, аргументация выбора; - выводы и предложения. Проведение семинара в форме делового совещания, по нашему мнению, позволяет глубже изучать отдельные темы, студенты приобретают практические навыки обмена мнениями, поиска конкретных и оптимальных решений. Объективная самооценка знаний дает толчок дальнейшему развитию активности студентов в учебном процессе, учебный материал изучается комплексно во взаимосвязи теории и практических ситуаций. Задачами практического занятия являются разбор и решение ситуационных задач (деловых ситуаций), результатом которых является: - закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения; - развитие навыков анализа и принятия необходимых решений. Цель выполнения ситуационных задач состоит в приобретении студентами практического опыта самостоятельного решения конкретной проблемы в сфере страховых отношений с обоснованием собственной позиции. Требованиями к содержанию являются: - максимальная приближенность к рабочим материалам страховых учреждений; - принятие нестандартного решения в случае необходимости; - многовариантность расчетов и ситуаций и т.д. Публичная защита рефератов, рецензий на статьи, публикуемые в экономической печати на заданные темы, вырабатывает у студента критический подход к различным экономическим идеям и учит аргументировано излагать свои мысли. Самостоятельная работа студентов может быть представлена разнообразными формами. Ими могут быть: - письменные тексты (вопросы программы учебной дисциплины «Страхование», выделенные лектором для самостоятельного изучения и конспектирования); - выполнение комплексных схем – таблиц, отражающих основное содержание темы, вопроса, проблемы; - рецензирование и составление аннотаций на монографии и статьи отечественных и зарубежных специалистов; - составление и решение кроссвордов; - подготовка рефератов по заданной тематике; - подготовка кратких сообщений о новостях в области страховых отношений; - подготовка экспертных заключений о состоянии регионального страхового рынка; содержании страхового портфеля страховой компании др; - написание критических рецензий на статьи, публикуемые в экономической печати в последнее время на заданную тему; - подготовка научных докладов для выступления на заседаниях научных студенческих кружков, научных студенческих конференциях, конкурсах и др.; - подготовка тезисов и статей в сборник научных трудов кафедры «Финансы»; - выполнение экспертиз важнейших нормативных документов; - подготовка к тестированию; - выполнение письменных индивидуальных заданий; - обзор новинок страховой литературы и презентация интересных публикаций; - подготовка к участию в семинарах – дискуссиях (диспутах), заседаниях круглых столов, в работе пресс-конференций, в ролевых играх и др. Одним из самых простых видов работы на семинарских занятиях является сообщение. Как правило, сообщение готовится по одному вопросу и посвящено более глубокому его изложению, чем обычно, на семинарском занятии. Объемом оно не превышает 3-5 страниц печатного или рукописного текста и не требует специального оформления. Для подготовки сообщения необходимо найти журнальную или газетную статью по конкретной теме, отличающуюся актуальностью и новизной, а также воспользоваться специальной учебной или научной литературой (монография, брошюра, сборник научных статей, рецензия, аннотация, тезисы доклада, учебное и методическое пособия), выбрать из этого материала интересные факты и сведения и изложить их аудитории. Реферат представляет собой краткое изложение в письменной форме содержания научного труда по определенной теме, возможно выходящего за рамки учебной программы, а также изложение книги, статьи, исследования. Иными словами, реферат – это индивидуальная научная работа студента, раскрывающая содержание исследуемой проблемы с различных позиций и точек зрения, с формированием самостоятельных выводов. Целью написания рефератов является сообщение определенной информации, заключенной в 7-10 страницах печатного текста для развития навыков научной работы студентом. В процессе подготовки реферата студенты глубже постигают вопросы изучаемого предмета, поскольку: - анализируются различные точки зрения, факты и события; - ведется научно обоснованная полемика; - обобщается материал; - лаконично излагаются мысли; - правильно оформляется работа с составлением плана, библиографии и систематизацией информации. Подготовка реферата включает в себя: - выбор и формулирование темы, которая должна обладать новизной, актуальностью и оригинальностью; - прочтение необходимого раздела учебника и конспектов лекций; - подбор литературы и изучение основных источников; - составление содержания, раскрывающего название работы; - выписки из литературных источников с целью накопления теоретического и практического материала; - написание реферата и его оформление; - составление списка использованной литературы. Доклад – это развернутое, глубокое изложение отдельной темы или вопроса. Данный вид работы характеризует уровень познавательной деятельности, самостоятельности, активности студентов в учебной и научной работе за определенный период (семестр, учебный год). По структуре и содержанию доклады представляют более полный, чем рефераты, информационный материал, а также отличаются от них тем, что способствуют формированию навыков исследовательской работы, расширяют рамки познания предмета, учат критически мыслить и имеют более высокий творческий потенциал. Объем доклада колеблется от 10 до 15 печатных страниц. К докладу по теме с большим объемом, кроме основного докладчика, могут определяться и содокладчики по отдельным вопросам и направлениям. С целью наглядности и более точного уяснения излагаемого материала, к выступлению по докладу рекомендуется готовить таблицы и иллюстративный материал. Иллюстративный материал можно включать в текст, но лучше выполнить его на отдельных листах. Это дает возможность продемонстрировать его с помощью технических средств обучения слушателям во время выступления. Содержание доклада, как правило, носит проблемно-тематический характер. Доклад должен состоять из: - титульного листа; - содержания, с указанием вопросов и номеров страниц по ним; - основной части, содержащей изложение каждого вопроса плана, возможно с представлением таблиц и иллюстрированного материала; - списка использованной литературы. Для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студент использует нормативную литературу, учебники и учебные пособия, периодическую литературу, а также интернет ресурсы. Известно, что прочность и глубина полученных знаний во многом определяются последовательностью и систематичностью их накопления, выработки навыков их практического применения. Для этого необходимо, чтобы процесс усвоения материала учебной дисциплины шел постепенно и сопровождался входным контролем и текущим внутрисеместровым контролем по каждому разделу программы курса. Входной контроль является своего рода комплексной оценкой уровня остаточных знаний, полученных в процессе изучения ряда смежных экономических дисциплин. Полученные результаты помогут определенным образом корректировать глубину изучаемого содержания учебной дисциплины «Финансы» в зависимости от общего уровня знаний ключевых экономических понятий. Текущий внутрисеместровый контроль, осуществляемый по учебной дисциплине «Финансы», проводится в разных формах: - выполнение экспресс-контрольных; - проведение экспресс-опроса; - оценка индивидуальных заданий; - тестирование; - проверка глубины проработки рекомендованной литературы и др.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (600)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |