Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реакция рынка на изменение спроса и предложения



2015-12-04 4809 Обсуждений (0)
Реакция рынка на изменение спроса и предложения 4.67 из 5.00 3 оценки




Механизм установления равновесных цен»

 

Учебное пособие для самостоятельного изучения раздела дисциплины «Экономическая теория»

 

 

Составитель: ст. преподаватель Мартынчук О.И.

 

Кемерово 2004

Мартынчук О. И. Спрос и предложение. Механизм установления равновесных цен: Учебное пособие по дисциплине «Экономическая теория». Кемерово: КемИ РГТЭУ, 2004.

 

Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения. Цель пособия – оказать помощь студентам при самостоятельном изучении темы «Спрос и предложение. Механизм установления равновесных цен». Данное учебное пособие содержит теоретический и практический разделы..

В теоретической части рассматриваются основные вопросы, позволяющие изучить материал по данной теме. Практическая часть содержит контрольные вопросы, задачи и варианты контрольных работ.

 

 

Составитель: ст. преподаватель кафедры экономической теории КемИ (филиал) РГТЭУ Мартынчук О.И.

 

 

Рецензент: к.э.н., доцент кафедры «Экономической теории» КемИ (филиал) РГТЭУ Харченко Л.Л.

 

Утверждено на заседании кафедры «Экономической теории» КемИ (филиал) РГТЭУ     Протокол № 87 «112» маяапреля 2004 г. Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией экономического факультета КемИ (филиал) РГТЭУ   Протокол № 7 «20» апреля 2004 г.  

 

 

ã Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2004.

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

Введение…………………………………………………………... 4

  1. Спрос…………………………………………………………... 5
  2. Предложение…………………………………………………..11
  3. Рыночное равновесие…………………………………………15

3.1. Реакция рынка на изменение спроса и предложения…… 19

3.2 Воздействие внешних сил на рыночное равновесие…….. 21

4. Эластичность спроса и предложения………………………....22

Вопросы и задачи………………………………………………….31

Контрольная работа по теме………………………………………34

Ответы к задачам………………………………………………….. 38

Список рекомендуемой литературы к теме………………………39

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема «Спрос и предложение. Механизм установления равновесия» является одной и из фундаментальных проблем экономической теории. Необходимо учесть, что экономика есть сложная система отношений экономических агентов. Содержание данных отношений может быть различным в зависимости от целей их взаимодействия. Первоначально спрос и предложение изучается на рынке отдельного товара. В этом случае экономические агенты вступают друг с другом в отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, получения дохода от их реализации. Модель спроса и предложения помогает объяснить сущность товарно-денежных отношений, возникающих между продавцом и покупателем. Результатом согласованности интересов экономических агентов выступает цена, которая формируется соотношением спроса и предложения на рынке по поводу купли-продажи товара. Изучение механизма равновесия рынка важно, с точки зрения, возможности достижения равновесного положения рынка и выявления объективных сил, способных привести к его нарушению.

Учебное пособие по теме « Спрос и предложение. Механизм установления равновесия» подготовлено в соответствии с программой курса «Экономическая теория» и темами лекций «Спрос и предложение. Равновесное состояние рынка », «Государственное регулирование рынка благ и услуг», «Эластичность спроса и предложения: содержание и методы расчета». Данное пособие предназначено для студентов дневной и заочной формы обучения с целью самостоятельного изучения.

Структурно учебное пособие представлено в виде теоретической и практической части.


СПРОС

 

Спрос показывает количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных цен в течение определенного периода времени.

Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в форме таблицы – шкалы спроса. Шкала спроса показывает количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах.

Таблица 1

Шкала спроса

 

Альтернативные возможности Цена за единицу товара, руб. Величина спроса в неделю, ед.
А
В
С
D
Е

 

В таблице 1 отражена взаимосвязь между ценой товара и ее количеством, которое потребитель желает и способен приобрести по каждой из этих цен. Таким образом, речь идет о платежеспособном спросе. Сама по себе шкала спроса не дает ответа на вопрос, какая из пяти возможных цен реально существует на рынке, так как это зависит от спроса и предложения. Она представляет собой намерения или планы покупателя относительно покупки товара.

Следует различать понятия спрос и величина спроса. Спрос – это взаимосвязь между количеством товара и ценами на этот товар. Величина спроса – это определенное количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время. Взаимосвязь этих двух понятий отчасти отражена в таблице 1. Спрос – есть совокупность величин спроса. Математически это можно выразить следующим образом:

D = ∑ Qd,*

где: D – спрос;

Qd – величина спроса.

Чтобы построить кривую спроса, обратимся к данным таблицы 1. Для этого на вертикальной оси расположим цену (Р), а на горизонтальной оси – величину спроса (Q). Необходимо помнить, что цена является независимой переменной, а величина спроса – зависимая переменная. На графике (рис.1.1) отразим точки (А, В, С, D, Е), отражающие связь цены и величины спроса. Соединив эти точки плавной линией, получим кривую спроса DD.

 

Рис. 1.1. Кривая спроса

 

Кривая спроса имеет нисходящий характер, так как отражает действие закона спроса и показывает величину спроса при любом возможном уровне цены.

Закон спроса: при прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса. Чем выше цена на товар, тем меньше величина спроса на него, и наоборот.

Закон спроса объясняется действием 3-х факторов:

1) Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее его количество они приобретут.

2) Действует закон убывающей предельной полезности: потребление покупателем дополнительной единицы одного и того же товара каждый раз приносит ему все меньшую полезность. Поэтому покупатель согласится приобрести дополнительную единицу данного товара при условии, что цена на нее снизится.

3) Действует эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода: при более низкой цене человек может позволить себе купить больше единиц данного продукта, не сокращая потребление других благ. Снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода покупателя. Эффект замещения: при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Пример: снижение цены на яблоки повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше яблок (эффект дохода); при более низкой цене яблок их покупка становится относительно более предпочтительной, и их покупают вместо груш, апельсинов (эффект замещения).

 

Изменение величины спроса происходит под влиянием изменения цены, при этом все прочие факторы остаются постоянными. При увеличении цены величина спроса уменьшается, и наоборот. На графике (рис.1.2) происходит движение вдоль кривой спроса по самой кривой. Движение вниз (из точки С в точку D) показывает увеличение величины спроса, движение вверх (из точки С в точку В) - уменьшение величины спроса. Доказываем с помощью перпендикуляров, проведенных от соответствующих цен к кривой спроса и продолженных на ось Q. Если новая величина спроса больше первоначальной, следовательно, величина спроса возросла, и наоборот.

 

 

Рис. 1.2. Изменение величины спроса

 

 

Исключение из закона спроса.

Английский экономист и статистик Роберт Гиффен описал ситуацию, когда повышение цены ведет к повышению величины спроса. Эта ситуация получила название эффекта Гиффена. Он наблюдал, как бедные рабочие семьи увеличивают потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объясняется это тем, что картофель занимал большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу они могли себе позволить нечасто. И если происходил рост цен на картофель, бедная семья вынуждена была отказываться от покупки мяса и других полноценных продуктов и тратить весь свой небольшой доход на покупку такого товара, как картофель. Кривая спроса в этом случае имеет положительный наклон (восходящий характер). На графике (рис.1.3) при увеличении цены от Р1 к Р2 происходит увеличение величины спроса от Qd1 до Qd2.

 

Рис. 1.3. Кривая спроса (исключение из закона спроса)

 

На изменение спроса оказывают влияние неценовые факторы (детерминанты спроса), при этом цена остается постоянной. На графике (рис.1.4) происходит смещение кривой спроса вверх - вправо (увеличение спроса) или вниз – влево (уменьшение спроса).

Рис. 1.4. Изменение спроса

Чтобы доказать, что смещение кривой спроса вверх – вправо означает увеличение спроса, необходимо от цены (Р), которая остается постоянной величиной, провести перпендикуляр до пересечения с кривой D1D1, и продолжить его на ось количества. Получим новую величину спроса Qd1 и сравним ее с первоначальной величиной спроса Qd. Так как Qd1 > Qd, делаем вывод, что смещение кривой вверх – вправо отражает увеличение спроса. Уменьшение спроса доказывается аналогично.

Неценовые факторы (детерминанты) спроса:

1. Изменение числа покупателей. Увеличение числа покупателей ведет к увеличению спроса и наоборот.

2. Вкусы и предпочтения потребителей, мода, сезонность. Вкусы и предпочтения потребителей меняются часто и зависят от успешно проведенной рекламной кампании, моды и т.д.

3. Ожидание изменения доходов и цен. Если потребители ожидают, что в ближайшем будущем цены на товар сильно возрастут или их доходы увеличатся, то сейчас они начнут покупать больше товаров. Спрос возрастет.

4. Уровень дохода покупателей. Этот фактор по-разному влияет на спрос на разные типы товаров. Различают «низшие» и «нормальные или высшие» товары.

К «низшим» товарам относят те блага, которые приобретаются людьми с низкими доходами. Это менее ценные товары, хотя качество их может быть хорошее. Например, к «низшим» товарам относят крупу, хлеб, макароны, консервы, товары «сэконд – хэнд», услуги по ремонту обуви и т.д. С ростом доходов населения спрос на «низшие» товары сокращается, кривая спроса сдвигается вниз – влево и наоборот. Люди заменяют эти товары фруктами, овощами, мясом, отказываются от ремонта обуви, покупая новую, и т.д.

«Нормальные или высшие» товары – товары более ценные, более полезные. Их потребление отражает высокий уровень благосостояния людей. Если доходы потребителей возрастают, они увеличивают потребление этих товаров, и наоборот.

5. Изменение цен на другие товары. Следует выделять взаимозаменяемые и дополняющие товары.

Взаимозаменяемые товары – это группа товаров, удовлетворяющих аналогичные потребности. Например, различные средства для стирки белья. Если значительно увеличится цена на стиральные порошки, спрос на мыло вырастет, так как оно окажется относительно дешевле. Необходимо помнить, что цена на мыло не изменяется. Математически это можно представить в виде следующей цепочки:

Ра ­ , Qda ¯ (цена товара «а» увеличилась, величина спроса товара «а» уменьшилась)

Рb – const., Db ­ (цена товара «b» не изменилась, спрос на товар «b» увеличился).

Таким образом, изменение цены на взаимозаменяемый товар «а» приводит к однонаправленному изменению спроса на взаимозаменяемый товар «b».

Дополняющие товары – это товары, которые не могут потребляться один без другого. Например, фотоаппарат и фотопленка, магнитофон и кассеты. Если увеличится цена на один дополняющий товар «а», тогда спрос на другой дополняющий товар «b» сократится, и наоборот.

Ра ­ , Qda ¯

Рb – const., Db ¯

Таким образом, происходит разнонаправленное изменение цены дополняющего товара «а» и спроса на дополняющий товар «b».

 

 

Рыночный спрос.

Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса можно осуществить посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Суммирование осуществляется по горизонтали, т.е. для каждого уровня цены складывается величина спроса каждого покупателя. Рассмотрим на примере.

Таблица 2

Рыночный спрос

 

Цена, руб. Величина спроса, ед. Общая величина спроса в неделю, ед.
1-й покупатель 2-й покупатель 3-й покупатель

 

При цене 5 руб. общая величина спроса в неделю составит 35 = 10 + 15 + 10.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Действия многочисленных производителей и продавцов, удовлетворяющих спрос, формируют предложение.

Предложение – это зависимость между количеством товара, который продавцы хотят и могут продать, и ценами на этот товар.

Шкала предложения отражает зависимость величины предложения от цены.

Таблица 3

Шкала предложения

 

Альтернативные возможности Цена за единицу товара, руб. Величина предложения в неделю, ед.
А
В
С
D
Е

Из таблицы 3 видно, что повышение цены сопровождается ростом величины предложения.

Следует различать понятия предложение и величина предложения.

Предложение – это взаимосвязь между количеством товара и его ценой. Величина предложения – это определенное количество товара (услуг), которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в определенное время. Таким образом, предложение – это совокупность величин предложения. Математически это можно представить так:

 

S = ∑ Qs, *

 

где S – предложение;

Qs – величина предложения.

 

Чтобы построить кривую предложения, обратимся к данным таблицы 3. Для этого на вертикальной оси расположим цену, а на горизонтальной оси – величину предложения. Необходимо помнить, что цена является независимой переменной, а величина предложения – зависимая переменная. На графике (рис. 2.1) отразим точки (А, В, С, D, Е), отражающие связь цены и величины предложения. Соединив эти точки плавной линией, получим кривую предложения SS.

 

Рис. 52.1 Кривая предложения

 

Кривая предложения имеет восходящий характер (положительный наклон), так как отражает действие закона предложения и показывает величину предложения при любом возможном уровне цены.

Закон предложения: при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара (услуги). Чем выше цена товара, тем выше величина предложения, и наоборот.

Закон предложения объясняется действием 2-х факторов:

1) Когда цена на товар растет, производители, заинтересованные в увеличении прибыли, начнут расширять свое производство. При этом производители из других отраслей устремятся в данную отрасль, изымая свои капиталы из менее прибыльных отраслей. Открытие новых предприятий увеличит объем предложения.

2) Производство каждой дополнительной единицы товара требует дополнительных затрат. Расширение производства может продолжаться до тех пор, пока дополнительные затраты не превысят дополнительных доход, полученный от производства еще одной дополнительной единицы продукции.

Изменение величины предложения происходит под влиянием изменения цены, при этом все прочие факторы остаются постоянными (рис.62.2). При увеличении цены величина предложения увеличивается, и наоборот. На графике происходит движение вдоль кривой предложения по самой кривой. Движение вниз (из точки С в точку D) показывает уменьшение величины предложения, движение вверх (из точки С в точку В) - увеличение величины предложения.

Рис. 62.2 Изменение величины предложения

 

На изменение предложения оказывают влияние неценовые факторы (детерминанты предложения), при этом цена остается постоянной (Р – const.). На графике (рис.72.3) происходит смещение кривой предложения вниз - вправо (увеличение предложения) или вверх – влево (уменьшение предложения).

Чтобы доказать, что смещение кривой предложения вниз – вправо означает увеличение предложения, необходимо от цены, которая остается постоянной величиной, провести перпендикуляр до пересечения с кривой S1S1, и продолжить его на ось количества. Получим новую величину предложения Qs1 и сравним ее с первоначальной величиной предложения Qs. Так как Qs1 > Qs, делаем вывод, что смещение кривой вниз – вправо отражает увеличение предложения. Уменьшение предложения доказывается аналогично.

Рис. 72.3 Изменение предложения

 

Неценовые факторы (детерминанты) предложения:

1. Изменение числа производителей. Увеличение числа фирм приведет к увеличению предложения, и наоборот.

2. Ожидания изменения цен. В условиях инфляции ожидания повышения цен по-разному отразится на поведении фирмы в кратковременном и долговременном периодах.

В кратковременном периоде, когда затраты уже произведены, фирма предпочтет придержать товар сейчас, чтобы через некоторое время продать его за более высокую цену. Кривая предложения сдвинется вверх - влево.

В долговременном периоде небольшая инфляция будет стимулировать рост производства, так как повышение цен будет приносить фирмам больше прибыли. Кривая предложения будет сдвигаться вниз - вправо.

3. Цены на другие товары. Рост цен на одни товары может привести к изменению предложения других товаров, так как производители предпочтут инвестировать свой капитал в более прибыльную отрасль.

4. Цены на ресурсы. При снижении цен на ресурсы, производитель может приобрести их в большем количестве, а значит увеличить объем производства. Кривая предложения сместится вниз – вправо, и наоборот.

5. Налоги и дотации. Производители рассматривают увеличение налогов как рост издержек производства, поэтому предложение сократится и кривая сместится вверх – влево, и наоборот.

Дотации – это выплаты предприятиям с целью стимулирования производства либо отдельного товара, либо производства в определенных районах страны. Рост дотаций ведет к росту предложения и сдвигу кривой вниз – вправо.

6. Изменение в технологи производства. Использование более совершенного оборудования способствует увеличению производительности труда. Применение ресурсосберегающих технологий позволяет экономить ресурсы. Кривая предложения при этом сместится вниз – влево.

 

 

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

 

Необходимо обратить внимание, что рассмотрение равновесия происходит на рынке в условиях совершенной конкуренции, где множество продавцов взаимодействуют с большим числом покупателей. Все они равноправны в своих действиях, и никто из них в отдельности не может повлиять на цену, потому что покупает или поставляет на рынок лишь незначительную часть от общего количества продукта.

Рыночное равновесие отражает взаимодействие спроса и предложения и характеризуется равновесной ценой и равновесным объемом. Равновесие предполагает, что все прочие условия остаются неизменными, и нет никаких причин для изменения цены.

Равновесная цена (Pe) – цена, при которой количество товара (услуг), предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара (услуг), которое готовы купить покупатели.

Равновесный объем (Qe)– величина спроса равна величине предложения.

Рассмотрим формирование рыночного равновесия на примере. Для этого построим сводную таблицу, значения которой взяты из таблицы 1 и 3.

Таблица 4

Формирование рыночного равновесия

 

Цена за единицу товара, руб. Величина спроса в неделю, ед. Величина предложения в неделю, ед. Излишек (+) или нехватка (-) товара, ед. Давление на цену (­¯)
-55 ­
-25 ­
-
+25 ¯
+55 ¯

 

Каждому уровню цены соответствует своя величина спроса и предложения. Расчет значений в четвертой графе осуществляется путем вычитания из величины предложения величины спроса. Превышение величины спроса над величиной предложения образует нехватку товара или дефицит, превышение величины предложения над величиной спроса образует излишек товара или профицит.

Равенство величины спроса и величины предложения достигается при цене 3 руб., при этом на рынке не возникает ни дефицита товаров, ни профицита. Следовательно, можно сказать, что при данной цене возникает состояние равновесия на рынке. Рыночное равновесие можно записать в виде тождества:

 

Qe = Qd = Qs

 

Рис. 83. 1 Рыночное равновесие

 

На графике (рис.83.1) кривая спроса и предложения пересекаются в одной точке (Е), координатами которой будут равновесная цена (Ре) и равновесный объем (Qе). Координаты точки Е получили через перпендикуляры, опущенные из этой точки на соответствующие оси координат.

При изменении цены происходит нарушение рыночного равновесия. При этом на рынке образуется дефицит или профицит товара. Рассмотрим эти случаи более подробно на графике (рис.93.2).

1. Пусть цена увеличится и установится на уровне Р1. Чтобы узнать как изменилась величина спроса и предложения, от цены Р1 проведем перпендикуляры к кривым спроса и предложения и продолжим их на ось количества. Получим новые величины спроса Qd1 и предложения Qs1 и сравним их с равновесной величиной Qe. Математически это можно записать в виде неравенства:

 

Qd1 < Qe < Qs1

 

Величина спроса меньше величины предложения. Такая ситуация называется профицитом, когда на рынке предлагается товара больше, чем его хотят приобрести покупатели.

2. Пусть цена снизится до уровня Р2. Через перпендикуляры, проведенные из этой цены к соответствующим кривым спроса и предложения, узнаем новые величины спроса Qd2 и предложения Qs2 и сравним их с первоначальным значением Qe. Запишем в виде неравенства:

 

Qd2 > Qe > Qs2

 

Величина спроса превышает величину предложения. На рынке образуется дефицит (недостаток) товара, когда покупатели хотят приобрести товара больше, чем его предлагают производители.

Рис. 93.2 Нарушение рыночного равновесия

 

Величина избытка рассчитывается как разница между величиной предложения и величиной спроса. Величина дефицита представляет собой разницу между величиной спроса и величиной предложения.

 

Избыток = Qs1 – Qs2,

Дефицит = Qd2 – Qs2.

 

Уравновешивающая функция цены.

Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, при котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цены.

В условиях совершенной конкуренции профицит и дефицит на рынке – явление временное, быстро устранимое силами рыночной конкуренции. В случае дефицита товара цена будет иметь тенденцию к повышению, что приведет к расширению величины предложения и сокращению величины спроса (в соответствии с действием закона спроса и предложения). Цена будет повышаться до тех пор, пока не уравновесятся величина спроса и величина предложения, т.е. до уровня равновесной цены. При наличии профицита цена будет иметь тенденцию к снижению, пока не достигнет равновесного значения. При этом величина предложения будет сокращаться, а величина спроса увеличиваться, пока они не станут равны.

Таким образом, давление на цену (см. таблицу 4, графу 5) происходит в сторону достижения точки равновесия. При дефиците давление на цену снизу – вверх, при профиците давление на цену происходит сверху – вниз (рис. 3.3).

 

 

Рис. 103.3 Уравновешивание цены

 

Реакция рынка на изменение спроса и предложения

 

До этого рассматривалось нарушение рыночного равновесия под влиянием изменения цены, при условии, что все прочие факторы остаются постоянными. Теперь рассмотрим влияние этих факторов на изменение рыночного равновесия. В пунктах 1 и 2 рассмотрены неценовые факторы спроса и предложения, изменяющие спрос и предложение, и смещающие их кривые. Движение кривых спроса и предложения будет изменять рыночное равновесие.

1. Изменение спроса (предложение не изменяется) (рис.113.4)

Спрос возрастает. Кривая спроса сдвигается вправо от DD к D1D1, что приводит к росту равновесной цены (Ре1 > Pe) и росту равновесного объема (Qe1 > Qe).

Спрос уменьшается. Кривая спроса сдвигается влево от DD к D2D2, что приводит к снижению равновесной цены (Ре2 < Ре) и снижению равновесного объема (Qe1 < Qe).

2. Изменение предложения (спрос не изменяется) (рис.123.5)

Предложение увеличивается. Кривая предложения сдвигается вправо от SS к S1S1, что приводит к уменьшению равновесной цены (Ре1 < Pe), но увеличению равновесного объема (Qe1 > Qe).

Предложение сокращается. Кривая предложения сдвигается влево от SS к S2S2, что приводит к увеличению равновесной цены (Ре2 > Pe), но уменьшению равновесного объема (Qe2 < Qe).

 

 

 


 

Рис. 113.4 Изменение рыночного равновесия Рис. 123.5 Изменение рыночного равновесия

при изменении спроса при изменении предложения

 

Рассмотрим случаи одновременного изменения спроса и предложения:

1. Спрос и предложение изменяются в одном направлении.

А) спрос и предложение увеличиваются одновременно и в равной степени (рис.133.6). В этом случае произойдет изменение только равновесного количества в сторону его увеличения (Qe1 > Qe), а равновесная цена останется прежней.

Б) спрос и предложение сокращаются одновременно и в равной степени. (рис.143.7). При этом равновесная цена не изменится, а равновесное количество снизится (Qe2 < Qe).

       
   


 

 

Рис. 13.6. Спрос и предложение увеличиваются Рис. 143.7 Спрос и предложение

Уменьшаются

 

 

2. Спрос и предложение изменяются в разных направлениях.

А) спрос увеличивается, а предложение сокращается в той же пропорции. (рис.153.8). Равновесное количество не изменится, а равновесная цена увеличится (Ре1 > Pe).

Б) спрос сокращается, а предложение увеличивается в той же пропорции. (рис.163.9). В этом случае равновесное количество не изменится, а равновесная цена снизится (Ре2 < Ре).

       
   

 

 


Рис. 153.8 Спрос увеличивается, Рис. 163.9 Спрос уменьшается, а

а предложение уменьшается предложение увеличивается

Влияние сдвигов кривых спроса и предложения на равновесный объем и равновесную цену можно систематизировать и представить в виде таблицы.

Таблица 5

Изменение равновесной цены и равновесного объема под влиянием изменения спроса и предложения

 

Изменение спроса (D) и предложения (S) Смещение кривых спроса (D) и предложения (S) Изменение равновесной цены (Ре) и равновесного объема (Qe) Рис.
1. D ­, S – const. D – вправо Ре ­, Qe ­ Рис.11
2. D ¯, S – const. D – влево Ре ¯, Qe ¯ Рис.11
3. D – const., S ­ S – право Ре ¯, Qe ­ Рис.12
4. D – const., S ¯ S – влево Ре ­, Qe ¯ Рис.12
5. D ­, S ­ D – вправо, S – вправо Ре – сonst., Qe ­ Рис.13
6. D ¯, S ¯ D – влево, S – влево Ре – const., Qe ¯ Рис.14
7. D ­, S ¯ D – вправо, S - влево Ре ­, Qe – const. Рис.15
8. D ¯, S ­ D – влево, S - вправо Ре ¯, Qe – const. Рис.16


2015-12-04 4809 Обсуждений (0)
Реакция рынка на изменение спроса и предложения 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Реакция рынка на изменение спроса и предложения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4809)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)