Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1.3. Информатизация образования и жизнь общества



2015-12-04 1949 Обсуждений (0)
Тема 1.3. Информатизация образования и жизнь общества 0.00 из 5.00 0 оценок




У информатизации образования две основных цели. Первая из них - повышение эффективности всех видов образовательной деятельности. Об этом уже говорилось и ещё будет сказано неоднократно. Содержание настоящего параграфа учебника связано со второй целью информатизации образования, заключающейся в приобщении человека к жизни в информационном обществе, к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом технологий и средств информатизации, превращается в ведущий фактор образовательной политики.

Информационная культура члена современного информационного общества может быть представлена как относительно целостная подсистема профессиональной и общей культуры человека, связанная с ними едиными категориями (культура мышления, поведения, общения и деятельности) и состоящая из нескольких взаимосвязанных структурных элементов, сущность которых отражена в таблице 1.

 

Компоненты информационной культуры
Название Сущность
Аксиологический Принятие на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности человека
Коммуникативно-этический Культура общения и сотрудничества в области информатики и информационных технологий, использование возможностей телекоммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственное поведение в сфере информационных отношений
Познавательно-интеллектуальный Компетентность и свободная ориентация в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления
Прогностический Предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессионально-социальная адаптация в постоянно обновляющихся информационных условиях
Прикладной Использование информационно-технологических возможностей для наиболее эффективного решения профессиональных задач
Правовой Знание и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с помощью средств информатизации
Эргономический Реализация в информационно-профессиональной деятельности принципов научной организации труда, безопасности для здоровья, физиологичности и комфортности

 

Таблица 1. Структура информационной культуры члена информационного общества

 

Как следует из таблицы в понятие информационной культуры можно вкладывать различный смысл: оно может трактоваться, как через умение использовать в деятельности технологии и средства информатизации, так и через умение прогнозировать и контролировать последствия их применения.

Информационная культура большинства людей формируется в недрах образовательной сферы информационного общества. Неслучайно современное образование немыслимо без использования во всех его формах информационных и телекоммуникационных технологий. Сегодня практически невозможно найти университет, академию или институт, в которых бы не изучались или не использовались информационные технологии. При этом одной из основных сфер применения подобных технологий в образовании был и остается учебный процесс. Средства информатизации применяются как с целью изучения собственно информационных технологий, так и при обучении другим областям знаний.

Можно говорить о наличии «образовательных» направлений внедрения информационных технологий в общественную жизнь. К таким направлениям относятся:

1.Изменение в условиях информационного общества содержания и функций образования, форм и методов педагогической деятельности;

2.Положительное влияние информационных технологий и средств информатизации на развитие творческих способностей и профессиональной ориентации;

3.Воспитательное воздействие информационных технологий;

4.Появление возможности использования мультимедиа-технологий в образовании;

5.Дальнейшее развитие непрерывного образования в условиях информационного общества;

6.Развитие и повсеместное использование электронных моделей средств обучения;

7.Становление развивающего обучения на основе информационных ресурсов общества;

8.Внедрение информационных и коммуникационных технологий в дополнительное образование;

9.Сочетание возможностей традиционного и инновационных способов обучения в информационном обществе;

10. Формирование информационной культуры преподавателей для работы во всех формах учебного процесса;

11. Порождение новых подходов к управлению учебным заведением и оценке качества педагогического труда;

12. Глобализация и интеграция образовательных услуг в информационном обществе.

Все в современном мире оказывается взаимосвязанным. Становится очевидным, что информатизация образования и развитие информационного общества тесно связаны. С одной стороны становление информационного общества существенно влияет на процессы проникновения информационных технологий во все сферы образовательной деятельности, с другой стороны информатизация образования формируя информационную культуру членов общества, существенно способствует его информатизации.

Вопросы и задания к разделу 1

1. Перечислите основные преимущества использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании.

2. Что такое информационная революция?

3. Какие информационные революции вы знаете?

4. Какое общество является информационным?

5. Какие процессы относятся к информатизации образования?

6. Какие виды информатизации образования вы знаете?

7. Как изменяется общество и его сфера образования под влиянием процессов информатизации?

8. Докажите целесообразность использования средств информатизации в образовании.

9. Перечислите возможные негативные факторы информатизации образования.

10. Какова взаимосвязь информатизации общества и информатизации образования?


РАЗДЕЛ 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

«Нет ничего, что не использовал бы человек, чтобы избежать мыслительного труда»

Томас Алва Эдисон

 

«Ни голая рука, ни разум сам по себе не стоят многого, совершенство достигается с помощью инструментов и приспособлений»

Френсис Бэкон

 



2015-12-04 1949 Обсуждений (0)
Тема 1.3. Информатизация образования и жизнь общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1.3. Информатизация образования и жизнь общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1949)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)