Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Информационные и коммуникационные технологии в библиотеке учебного заведения



2015-12-04 1103 Обсуждений (0)
Информационные и коммуникационные технологии в библиотеке учебного заведения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Существенной областью применения современных информационных и коммуникационных технологий в деятельности учреждений общего среднего образования являются школьные и другие библиотеки, используемые учителями и школьниками.

От качества информационного и телекоммуникационного обеспечения библиотечных ресурсов и степени их информационной интеграции с другими сферами деятельности учебного заведения зависит как качество осуществляемого учебного процесса, так и, в конечном итоге, качество выпускаемых специалистов.

Библиотека, входящая в состав любого учебного заведения, всегда представляет собой каталогизированное хранилище информации и знаний и призвана решать следующие основные задачи:

· накопление знаний – сбор и обработка информации на различных материальных носителях;

· архивирование знаний – долговременное хранение информации;

· библиографирование знаний – описание источников информации и обеспечение быстрого и многоаспектного поиска необходимых сведений;

· перенос знаний в пространстве – распространение информации;

· трансляция знаний во времени – и передача знаний через поколения за счет хранения источников информации.

До последнего времени в основе работы большинства школьных библиотек лежали технологии, базирующиеся на операциях с бумажными носителями: книгами, брошюрами, научной периодикой. В современных условиях новейшие средства ИКТ способны поднять качество работы библиотеки учебного заведения на принципиально более высокий уровень. Разработка соответствующих информационных ресурсов должна удовлетворять нескольким методологическим принципам, таким как:

· принцип комплексности, предполагающий исследование информационного пространства школы в социально-культурном контексте и в рамках различных научных дисциплин: социологии, педагогики, библиотековедения, информатики, культурологии, теории документальных и информационных потоков;

· гуманитарный принцип, позволяющий решать проблемы социального партнерства библиотека – общество, библиотека – школа, библиотекарь – читатель;

· принцип оптимального соотношения ценностных ориентаций человека и конкретной национальной, культурной и образовательной среды территории, оказывающей важнейшее влияние на развитие интеллектуального потенциала как общества и школы, так и отдельной личности.

Можно выделить два основных технологических этапа, выполнение которых обеспечит информатизацию деятельности библиотеки.

Первый этап, теоретический, подразумевает системный анализ, концептуальное осмысление структуры, направлений развития внешних и внутренних информационных связей библиотеки и конкретного учебного заведения.

Второй этап, технический, заключается в построении информационно-библиотечной системы, обеспечивающей хранение информации, поиск и связь отдельных подсистем в соответствии с выработанными теоретическими положениями.

Очевидно, что развитие библиотечного обеспечения деятельности системы общего среднего образования и, тем более, построение соответствующих средств ИКТ должно происходить с учетом всей специфики образовательного процесса школы.

Средства ИКТ позволяют существенно расширить информационный фонд любой библиотеки. Под электронным информационным фондом библиотеки понимается совокупность текстов на электронных носителях. Это могут быть полнотекстовые базы данных, генерируемые самой библиотекой, или информационные материалы и ресурсы, покупаемые учебным заведением и хранящиеся в библиотеке на CD-ROM, сервере, в форме фонда дискет или в иной форме. Кроме того, современная библиотека может и должна использовать для целей обслуживания своих читателей те полнотекстовые ресурсы и их фрагменты, которые имеются в других вузах, библиотеках, других организациях или в открытом доступе локальных и глобальных информационных компьютерных сетей.

Технология разработки и постоянного совершенствования средств информатизации должна разрабатываться одновременно с созданием электронного информационного библиотечного фонда и обеспечивать создание эквивалентного электронного справочно-поискового аппарата такого фонда.

Электронный справочно-поисковый аппарат библиотеки учебного заведения должен:

· отражать различные части и тематические срезы хранимого библиотечного фонда,

· предоставлять всем читателям возможность ориентироваться в мировых информационно-библиографических ресурсах,

· обеспечивать читателям быстрый, комфортный и исчерпывающий поиск в информационных ресурсах библиотеки в режиме удаленного доступа.

 

§3. Информатизация деятельности преподавателя

 

С каждым годом труд учителя становится все сложнее. Изменяется содержание учебных дисциплин, появляются новые средства и методы обучения. Во многих случаях повышение сложности труда учителя связано с все возрастающим потоком информации, которую должен учитывать учитель в своей работе.

Использование средств ИКТ во многих случаях может привести к автоматизации такой деятельности и сокращению нагрузки, лежащей на учителе. Как следствие, подобное использование средств информатизации в расчете, планировании и администрировании педагогической деятельности может положительно отразиться на эффективности системы обучения школьников.

Если говорить более точно, то использование средств ИКТ учителями позволяет более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и эффективности системы качеств знаний учеников, целенаправленно совершенствовать методическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к организационной информации, собираемой в школе.

Как правило, достаточно эффективная автоматизация и администрирование труда учителя могут быть осуществлены с использованием достаточно стандартного для школы набора компьютерной техники. К нему в некоторых случаях может быть добавлен карманный компьютер.

В числе программных средств, нацеленных на повышение эффективности труда учителя, создаваемых в настоящее время и попадающих в систему общего среднего образования, следует выделить:

· средства доступа к информационным ресурсам и электронным изданиям, необходимым учителю для осуществления своей профессиональной деятельности, при этом эти ресурсы и издания могут находиться в локальной компьютерной сети школы, храниться в электронном библиотечном фонде или быть опубликованы во всемирной компьютерной сети;

· средства планирования содержания и методов обучения;

· средства краткого и расширенного описания учебных и методических материалов, имеющихся в распоряжении учителя, включая подсистемы планирования использования каждого учебного и методического ресурса;

· средства планирования и диспетчеризации учебных занятий, внеучебных мероприятий, самостоятельной деятельности школьников;

· средства автоматизации контроля и измерения результативности обучения каждого школьника;

· системы и базы данных, позволяющие учитывать персональные сведения по каждому ученику и каждому занятию;

· системы учета успеваемости каждого ученика;

· средства автоматизации ведения документации и составления отчетных документов;

· телекоммуникационные средства, позволяющие наладить оперативное общение с учащимися и родителями, средства информирования родителей о ходе и результатах обучения каждого ученика.

Использование перечисленных средств ИКТ, составляющих основу информатизации труда учителя позволяет автоматизировать и, как следствие, повысить эффективность следующих видов деятельности педагога:

· расчет учебной нагрузки за требуемый период времени;

· составление расписания учебных занятий и внеучебных мероприятий с учетом требований к нагрузке учеников;

· поиск наиболее актуальных учебных материалов и средств обучения, востребованных в рамках реализуемой методической системы подготовки школьников;

· учет хода и результатов проведения каждого учебного занятия с заменой традиционного классного журнала на его электронную версию, содержащую персональные сведения по каждому школьнику, посещаемости занятий, результатах обучения, показанных каждым учеником;

· планирование тематики учебных занятий, использования на них методов и средств обучения;

· ориентация в учебном и методическом материале, накопленном учителем в ходе педагогической деятельности;

· контроль и измерение результативности обучения по каждому школьнику;

· оперативное информирование родителей и администрации школ по всем вопросам, возникающим в ходе обучения и воспитания школьников;

· ведение документации и составление отчетных документов.

Все средства и технологии информатизации, применяемые в автоматизации труда учителя, нацелены на достижение главной цели – максимального высвобождения педагога от выполнения рутинных и трудоемких операций, не связанных с непосредственным общением со школьниками. Благодаря использованию таких средств и технологий у учителя высвобождается время и силы, которые он может посвятить собственному профессиональному росту, разработке новых учебных и методических материалов и, конечно же, дополнительному обучению и воспитанию школьников.

 

§4. Информационные технологии и работа с родителями

 

С каждым годом все большее количество людей получает доступ к компьютерным телекоммуникациям, сети Интернет, различным средствам ИКТ. Это связано с массовым распространением компьютеров и программного обеспечения, увеличением числа компьютеров, эксплуатируемых в домашних условиях, расширением областей профессиональной деятельности человека, в рамках которых используются информационные и телекоммуникационные технологии.

Если раньше человек не имел полноценного доступа к компьютерной технике и ресурсам сети Интернет, то с годами он получает такой доступ при выполнении своих профессиональных обязанностей, либо приобретая компьютер и программное обеспечение, для работы дома. Этот факт можно рассматривать и как увеличение числа родителей школьников, использующих информационные и коммуникационные технологии. Очевидно, что, например, число школьников, один или оба родителей которых имеют доступ к информационным ресурсам и сервисам сети Интернет, растет в геометрической прогрессии.

В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей при обучении и воспитании школьников.

В первую очередь, использование телекоммуникаций и, в частности, электронной почты позволяет педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения, необходимые для коррекции обучения каждого школьника.

Более сложные средства ИКТ позволяют проводить виртуальные собрания родителей. Использование для этих целей списков рассылки и телеконференций дает возможность проведения массовых мероприятий и массового информирования родителей без их очного собрания и визитов в школу.

Наличие у школы собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни школы, класса, параллели, расписании занятий, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях.

Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. На сайте школы может быть реализована подсистема разделения прав и полномочий пользователей, а каждый родитель может обладать своим «ключем» для входа на такой сайт.

Кроме этого сайт школы или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию школьников.

Телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать успеваемость своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с учителем. Используя средства ИКТ, родители имеют возможность контролировать ход и правильность выполнения школьниками домашних заданий, вне зависимости от изучаемой дисциплины.

Появление мобильных информационных систем, к числу которых следует отнести мобильные телефоны и карманные компьютеры, оснащенные доступом к всемирной компьютерной сети и мобильной телефонии, предоставляют родителям и педагогам дополнительные средства для оперативного обмена информацией. Во многих учебных заведениях развивается сервис, в рамках которого родители оперативно информируются школой о ходе и результатах обучения каждого школьника. Для этих целей задействованы мобильная почта и SMS-сообщения. Во многих случаях оперативность в информировании родителей и педагогов оказывает решающее влияние на повышение эффективности обучения и воспитания школьников.

Как правило, виртуальные контакты родителей со школой и родителей между собой формируют неформальное общение родителей и педагогов, что способствует комплексности и взаимной связи учебных и воспитательных воздействий, реализуемых в школе и дома.

Вопросы и задания к разделу 5

 

1. Перечислите основные виды учебной деятельности, в которых целесообразно применение средств информационных и телекоммуникационных технологий.

2. Что такое тест?

3. Какие виды тестовых заданий Вы знаете?

4. Каковы особенности применения средств информатизации в научно-исследовательской деятельности учебных заведений?

5. Каковы особенности применения средств информатизации во внеучебной деятельности учебных заведений?

6. Что такое электронное издание?

7. Что такое образовательное электронное издание?

8. Какие компьютерные средства учебного назначения можно рассматривать как компонент образовательного электронного издания?

9. Какие критерии могут лежать в основе классификации образовательных электронных изданий?

10. Приведите примеры классификаций образовательных электронных изданий.

11. Какие виды требований необходимо предъявлять к образовательным электронным изданиям?

12. Перечислите и опишите традиционные дидактические требования к образовательным электронным изданиям.

13. Перечислите и опишите специфические дидактические требования к образовательным электронным изданиям, обусловленные использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий.

14. Перечислите и опишите методические требования к образовательным электронным изданиям.

15. Перечислите и опишите психологические требования к образовательным электронным изданиям.

16. Перечислите и опишите технические и технологические требования к образовательным электронным изданиям.

17. Перечислите и опишите требования здоровьесберегающего и эргономического характера, предъявляемые к образовательным электронным изданиям.

18. Какие требования предъявляются к документации, сопровождающей образовательные электронные издания?

19. Как уровень и форма образовательного процесса отражаются на системе требований, предъявляемых к образовательным электронным изданиям?

20. Какими особенностями должны обладать образовательные электронные издания, используемые в обучении людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности?

21. Какими особенностями должны обладать электронные издания, используемые в системе образования?

22. Что такое альфа-, бета- и гамма-версии образовательного электронного издания?

23. Объясните смысл понятий «апробация» и «экспертиза» образовательных электронных изданий. Чем отличаются эти понятия?

24. Опишите назначение и технологию апробации образовательных электронных изданий.

25. Опишите назначение, этапы и технологию экспертизы образовательных электронных изданий.

26. Что такое открытое и дистанционное образование? Опишите основные признаки, отличающие открытое и дистанционное образование от традиционных очных форм обучения.

27. Какие цели преследует измерение уровня знаний, умений и навыков обучаемых?

28. Какие формы использования средств информатизации в измерении результатов обучения Вы знаете?

29. Каковы преимущества и недостатки современных компьютерных систем педагогического тестирования?

30. Каким требованиям должны удовлетворять педагогические тестовые материалы для эффективного использования средств информатизации в измерении и контроле?

31. Какие компоненты составляют систему средств автоматизации организационно-управленческой деятельности учебного заведения?

32. Какие преимущества приобретает учебное заведение за счет использования средств информатизации образования в автоматизации организации и управления учебным процессом?

33. Как формируются и используются базы данных научно-педагогической информации?

34. Как используются средства телекоммуникаций в организации и применении баз данных научно-педагогической информации?

35. Какие средства информатизации и как используются в управлении системой образования?

36. Опишите возможные пути автоматизации деятельности библиотеки учебного заведения.

37. Что такое виртуальное образовательное учреждение системы открытого образования?

38. Перечислите компоненты виртуального образовательного учреждения. Укажите назначение и особенности каждого компонента.




2015-12-04 1103 Обсуждений (0)
Информационные и коммуникационные технологии в библиотеке учебного заведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Информационные и коммуникационные технологии в библиотеке учебного заведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1103)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)