Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5.5. Информатизация организационно-управленческой деятельности учебного заведения



2015-12-04 941 Обсуждений (0)
Тема 5.5. Информатизация организационно-управленческой деятельности учебного заведения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

§1. Виды и классификация средств информатизации организационно-управленческой деятельности.

 

Развитие средств ИКТ и все более широкое их внедрение в различные сферы образования создают основу для широкого внедрения компьютерных комплексов автоматизации управления учебными заведениями системы общего среднего образования.

В настоящее время известно несколько программных систем, предназначенных для автоматизации процессов управления учебным заведением общего среднего образования. Большая часть таких систем поддерживает достаточно ограниченный круг функций, связанных с управлением учебным заведением, имеет собственную структуру данных, которая не позволяет обеспечить горизонтальный (от одного учреждения другому) и вертикальный (информация для органов управления образованием на уровне города или района) обмен данными. До сих пор не выработано единых подходов для обеспечения взаимодействия с родителями и общественностью.

В то же время использование средств ИКТ в организации и планировании деятельности учебных заведений системы общего среднего образования позволяет достичь многих преимуществ, в числе которых:

· повышение эффективности учебного процесса,

· возможность управления с оперативным учетом результатов уже осуществленной деятельности,

· принятие более эффективных управленческих решений,

· повышение объективности в оценке деятельности учителей и школьников,

· более эффективное управление познавательной деятельностью школьников,

· возможность принятия обоснованных и целесообразных мер, нацеленных на повышение результативности образования,

· оперативный адресный доступ к организационной информации учебного заведения,

· экономия материальных и человеческих ресурсов,

· высвобождение свободного времени,

· сокращение объемов рутинной работы.

До последнего времени накоплен большой практический опыт использования автоматизированных систем управления различными технологическими процессами. В настоящее время системы управления учебным процессом появляются и в образовательных учреждениях.

Изначально средства ИКТ и автоматизированные системы управления в сфере общего среднего образования разрабатывались как базы данных по контингенту школьников, кадрам, учебным планам и другой информации. Средства ИКТ, задействованные в управлении средним образовательным учреждением должны состоять из подсистем:

· информационного обеспечения,

· технического обеспечения,

· математического и программного обеспечения,

· методического обеспечения,

· организационного обеспечения.

Наличие таких подсистем позволяет сформировать совокупность взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (АРМов) специалистов, работающих в системе общего среднего образования на уровне образовательных учреждений (школ), территориальных отделов и управлений образования.

В процессе информатизации организационно-управленческой деятельности учебных заведений существенную роль должна сыграть информация «управленческого характера», содержание которой должно включать несколько основных структурных составляющих. В их числе нужно выделить:

· сведения, отражающие материальные и социальные параметры деятельности школы;

· данные о нормах, нормативах, стимулах, регулирующих учебную, социальную, культурную и иную деятельность школы;

· информационные материалы и документы, определяющие все сферы деятельности учебного заведения, в частности, законодательные и иные нормативные правовые акты и договорные обязательства, указания вышестоящих органов, данные контрольных актов и т.д.;

· сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки и квалификационном росте педагогического коллектива, совокупность всех данных, характеризующих имеющийся кадровый потенциал;

· сведения об учебном плане и распределении нагрузки;

· информацию о событиях в жизни школы (расписание, разовые мероприятия);

· данные об успеваемости школьников;

· данные о внешних связях учебного заведения;

· сведения об учебно-методическом, техническом и финансовом обеспечении учебного заведения;

· сведения о научно-исследовательской, методической и инновационной деятельности учебного заведения.

Разработки, проводимые в государственном масштабе в области информатизации системы образования, позволяют сгруппировать основные виды средств ИКТ, используемых при информатизации организационно-управленческой деятельности учреждений образования. В числе таких средств можно выделить:

· «Дошкольное воспитание и обучение» – систему данных о развитии детских дошкольных организаций;

· «Школьное образование» – систему данных о дневных общеобразовательных школах и школах-интернатах, внешкольных организациях, детских домах, школах-интернатах для детей-сирот;

· «Профессиональное образование» – систему данных об учебно-материальной базе учебных заведений начального профессионального образования и итогах работы, численном составе и движении руководящих и инженерно-педагогических работников;

· «Обеспечение кадрами» – систему данных об анализе качественного состава педагогических кадров, о потребностях в педагогических кадрах с высшим и специальным образованием;

· «Контроль исполнения документов» – систему анализа документов от вышестоящих организаций, анализ документов от нижестоящих и других организаций, автоматизированный контроль исполнения документов;

· «Лицензирование и аттестация» – мониторинг лицензирования учреждений среднего образования и аттестация педагогических кадров;

· «Отчетность» – автоматизированную систему для формирования основных показателей системы общего среднего образования, ежегодных отчетов в вышестоящие организации;

· «Финансы» – информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждений образования;

· «Информатизация» – информацию об обеспечении компьютерной техникой учреждений образования;

· «Обеспечение учебниками» – информацию об обеспечении учебниками.

Современное состояние информатизации общего среднего образования в области создания и использования автоматизированных систем управления характеризуется в основном наличием отдельных разрозненных локальных автоматизированных рабочих мест по управлению учебным процессом в отдельных школах.

Средства ИКТ, используемые в управлении образовательным учреждением должны количественно и качественно обрабатывать следующие данные:

· списочный состав контингента школьников с данными о ходе их обучения: сведения о результатах обучения каждого школьника по каждому преподаваемому предмету (итоговые и текущие отметки, данные о переводе на следующую ступень), данные по диагностике качества обучения (тестовый контроль знаний, умений, навыков),

· данные, которые можно рассматривать как основные параметры процесса обучения: организация учебного процесса (часы, специфика преподавания предметов, численность классов и т.п.), кадровый состав и квалификация педагогов, материальное, дидактическое и методическое обеспечение учебного процесса и т.д.

Использование средств ИКТ в организационно-управленческой деятельности учреждений общего среднего образования может привести к появлению многих преимуществ, а именно:

для администрации школы:

· оперативное получение и обобщение информации об учебном процессе для принятия управленческих решений;

· ведение алфавитных книг, личных дел сотрудников, учеников, родителей для создания оперативных отчетов;

· мониторинг движения учащихся;

· создание системы школьного документооборота;

· автоматизированное составление отчетности для управления образования;

для завуча, учителей, учеников и родителей:

· получение итоговых и текущих отчетов об успеваемости и посещаемости, в т.ч. конструирование собственных отчетов;

· доступ к дневнику, в который автоматически выставляются оценки и отмечаются задолженности по предметам;

для учителей-предметников:

· ведение классного журнала, календарно-тематических планов, просмотр отчетов;

· ведение индивидуальных портфолио учителей и учащихся, а также портфолио проектов, с гибкой настройкой прав доступа;

для всех участников учебно-воспитательного процесса:

· формирование единой среды обмена информацией в рамках школы, что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса.

Средства ИКТ, применяемые в управлении образовательным учреждением, должны в совокупности представлять собой систему, основанную на использовании современных методов руководства объектом сферы образования, применении математических моделей и методов в процессе принятия решений и создании необходимой информационной базы на основе средств компьютерной техники и связи, обеспечивающую достижение нового качества в повышении эффективности системы общего среднего образования.

 



2015-12-04 941 Обсуждений (0)
Тема 5.5. Информатизация организационно-управленческой деятельности учебного заведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5.5. Информатизация организационно-управленческой деятельности учебного заведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (941)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)