Тема 5.5. Информатизация организационно-управленческой деятельности учебного заведения
§1. Виды и классификация средств информатизации организационно-управленческой деятельности.
Развитие средств ИКТ и все более широкое их внедрение в различные сферы образования создают основу для широкого внедрения компьютерных комплексов автоматизации управления учебными заведениями системы общего среднего образования. В настоящее время известно несколько программных систем, предназначенных для автоматизации процессов управления учебным заведением общего среднего образования. Большая часть таких систем поддерживает достаточно ограниченный круг функций, связанных с управлением учебным заведением, имеет собственную структуру данных, которая не позволяет обеспечить горизонтальный (от одного учреждения другому) и вертикальный (информация для органов управления образованием на уровне города или района) обмен данными. До сих пор не выработано единых подходов для обеспечения взаимодействия с родителями и общественностью. В то же время использование средств ИКТ в организации и планировании деятельности учебных заведений системы общего среднего образования позволяет достичь многих преимуществ, в числе которых: · повышение эффективности учебного процесса, · возможность управления с оперативным учетом результатов уже осуществленной деятельности, · принятие более эффективных управленческих решений, · повышение объективности в оценке деятельности учителей и школьников, · более эффективное управление познавательной деятельностью школьников, · возможность принятия обоснованных и целесообразных мер, нацеленных на повышение результативности образования, · оперативный адресный доступ к организационной информации учебного заведения, · экономия материальных и человеческих ресурсов, · высвобождение свободного времени, · сокращение объемов рутинной работы. До последнего времени накоплен большой практический опыт использования автоматизированных систем управления различными технологическими процессами. В настоящее время системы управления учебным процессом появляются и в образовательных учреждениях. Изначально средства ИКТ и автоматизированные системы управления в сфере общего среднего образования разрабатывались как базы данных по контингенту школьников, кадрам, учебным планам и другой информации. Средства ИКТ, задействованные в управлении средним образовательным учреждением должны состоять из подсистем: · информационного обеспечения, · технического обеспечения, · математического и программного обеспечения, · методического обеспечения, · организационного обеспечения. Наличие таких подсистем позволяет сформировать совокупность взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (АРМов) специалистов, работающих в системе общего среднего образования на уровне образовательных учреждений (школ), территориальных отделов и управлений образования. В процессе информатизации организационно-управленческой деятельности учебных заведений существенную роль должна сыграть информация «управленческого характера», содержание которой должно включать несколько основных структурных составляющих. В их числе нужно выделить: · сведения, отражающие материальные и социальные параметры деятельности школы; · данные о нормах, нормативах, стимулах, регулирующих учебную, социальную, культурную и иную деятельность школы; · информационные материалы и документы, определяющие все сферы деятельности учебного заведения, в частности, законодательные и иные нормативные правовые акты и договорные обязательства, указания вышестоящих органов, данные контрольных актов и т.д.; · сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки и квалификационном росте педагогического коллектива, совокупность всех данных, характеризующих имеющийся кадровый потенциал; · сведения об учебном плане и распределении нагрузки; · информацию о событиях в жизни школы (расписание, разовые мероприятия); · данные об успеваемости школьников; · данные о внешних связях учебного заведения; · сведения об учебно-методическом, техническом и финансовом обеспечении учебного заведения; · сведения о научно-исследовательской, методической и инновационной деятельности учебного заведения. Разработки, проводимые в государственном масштабе в области информатизации системы образования, позволяют сгруппировать основные виды средств ИКТ, используемых при информатизации организационно-управленческой деятельности учреждений образования. В числе таких средств можно выделить: · «Дошкольное воспитание и обучение» – систему данных о развитии детских дошкольных организаций; · «Школьное образование» – систему данных о дневных общеобразовательных школах и школах-интернатах, внешкольных организациях, детских домах, школах-интернатах для детей-сирот; · «Профессиональное образование» – систему данных об учебно-материальной базе учебных заведений начального профессионального образования и итогах работы, численном составе и движении руководящих и инженерно-педагогических работников; · «Обеспечение кадрами» – систему данных об анализе качественного состава педагогических кадров, о потребностях в педагогических кадрах с высшим и специальным образованием; · «Контроль исполнения документов» – систему анализа документов от вышестоящих организаций, анализ документов от нижестоящих и других организаций, автоматизированный контроль исполнения документов; · «Лицензирование и аттестация» – мониторинг лицензирования учреждений среднего образования и аттестация педагогических кадров; · «Отчетность» – автоматизированную систему для формирования основных показателей системы общего среднего образования, ежегодных отчетов в вышестоящие организации; · «Финансы» – информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждений образования; · «Информатизация» – информацию об обеспечении компьютерной техникой учреждений образования; · «Обеспечение учебниками» – информацию об обеспечении учебниками. Современное состояние информатизации общего среднего образования в области создания и использования автоматизированных систем управления характеризуется в основном наличием отдельных разрозненных локальных автоматизированных рабочих мест по управлению учебным процессом в отдельных школах. Средства ИКТ, используемые в управлении образовательным учреждением должны количественно и качественно обрабатывать следующие данные: · списочный состав контингента школьников с данными о ходе их обучения: сведения о результатах обучения каждого школьника по каждому преподаваемому предмету (итоговые и текущие отметки, данные о переводе на следующую ступень), данные по диагностике качества обучения (тестовый контроль знаний, умений, навыков), · данные, которые можно рассматривать как основные параметры процесса обучения: организация учебного процесса (часы, специфика преподавания предметов, численность классов и т.п.), кадровый состав и квалификация педагогов, материальное, дидактическое и методическое обеспечение учебного процесса и т.д. Использование средств ИКТ в организационно-управленческой деятельности учреждений общего среднего образования может привести к появлению многих преимуществ, а именно: для администрации школы: · оперативное получение и обобщение информации об учебном процессе для принятия управленческих решений; · ведение алфавитных книг, личных дел сотрудников, учеников, родителей для создания оперативных отчетов; · мониторинг движения учащихся; · создание системы школьного документооборота; · автоматизированное составление отчетности для управления образования; для завуча, учителей, учеников и родителей: · получение итоговых и текущих отчетов об успеваемости и посещаемости, в т.ч. конструирование собственных отчетов; · доступ к дневнику, в который автоматически выставляются оценки и отмечаются задолженности по предметам; для учителей-предметников: · ведение классного журнала, календарно-тематических планов, просмотр отчетов; · ведение индивидуальных портфолио учителей и учащихся, а также портфолио проектов, с гибкой настройкой прав доступа; для всех участников учебно-воспитательного процесса: · формирование единой среды обмена информацией в рамках школы, что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса. Средства ИКТ, применяемые в управлении образовательным учреждением, должны в совокупности представлять собой систему, основанную на использовании современных методов руководства объектом сферы образования, применении математических моделей и методов в процессе принятия решений и создании необходимой информационной базы на основе средств компьютерной техники и связи, обеспечивающую достижение нового качества в повышении эффективности системы общего среднего образования.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (941)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |