Революция 1952 г. И диктатура Г.А.Насера (1954-1960) в Египте
Причинами революции считаются коррупция и пренебрежение к нуждам граждан со стороны "правящих кругов" в лице короля Фуада и небольшой группы политиков, нерешенность многих актуальных проблем жизни страны, продолжающаяся безрезультатно тяжба с англичанами по поводу прав на Суэцкий канал. В октябре 1951 года очередное правительство Египта в одностороннем порядке разорвало англо-египетское соглашение, в ответ Великобритания объявила о намерении в любом случае придерживаться буквы договора и де факто оккупировала зону канала; египтяне организовали в ответ партизанскую войну. Организация “Свободные офицеры” (ад-дуббат ат-ахрар), имела началом активность Насера в 1938 году в Манкабаде под Асьютом. Собственно оргструктуры движения начали создаваться в 1942 году, толчком, по-видимому, послужило британское вмешательство в египетские дела. По одним данным, основу плана составил Насер, детальную разработку проделали Амер и Камаль ад-Дин Хусейн, по другим – З.Мохи ад-Дин. В принципе, выступление было намечено на 5 августа, но возникла угроза разоблачения и решено было начинать раньше. «Братья-мусульмане» и марксистский союзник «С.о.», Хадето, были извещены в последний момент и согласились сотрудничать по мере надобности. Марксисты обеспечили спокойствие в александрийском гарнизоне, своей традиционной твердыне. Преподаватель с факультета мусульманского права, Мухаммед аль-Авдан, получив вести о готовящейся акции, всю ночь простоял на молитве за ее успех. Приказ был дан начинать в полночь, по ошибке Юсеф Сиддик во главе механизированного батальона, где был заместителем командира, выступил из пригородного лагеря в Хакстеп, за международным аэропортом, в 23:00. Сиддик произнес перед личным составом вдохновляющую речь и повел два батальона в город, арестовав по дороге подъехавших командира и заместителя командира дивизии. Основные организаторы, Гамаль Абдель Насер и Хаким Абдель Амер, незадолго до выступления получили информацию о том, что в генштабе началось совещание, как раз на тему контрмер готовящемуся перевороту. Как итог, собравшиеся офицеры были арестованы, прибывший им на выручку отряд солдат перешел на сторону путчистов. Интересно, что о происходящем в подробностях было известно в Александрии, где вместе с королем находились многие видные военные чины – вплоть до того, что каждые полчаса генерал-лейтенант Хайдар звонил в Каир, дабы справиться, действительно ли у генштаба что-то происходит, и, в следующую беседу, правда ли, что тот уже взят. Остальные акции путчистов проходили тоже без особых проблем. Интендантское управление своевременно обеспечило бензином путчистов перед выступлением и на позициях, и заблокировало выезд с автобазы, обслуживавшей высших офицеров. Основные столпы лоялистов в армии были арестованы по списку и без всяких неожиданностей (правда, один из них получил, оказав сопротивление, перелом ключицы ), намеченные к блокированию локации блокированы, отключенное по приказу лоялистов электроснабжение восстановлено. К 2:00 все было закончено, вся зона от Хакстепа до Аббасии находилась под контролем мятежников. В 4:15 Ахмед аль-Масри захватил радиостанцию, пойдя для обмана уже выставленной военной полицией охраны на хитрость. В 7:00 Анвар Садат зачитал по радио обращение к нации, гарантировав права иноземцам, свободу в перспективе всем арестованным ночью, труд армии на благо отечества под сенью конституции, предав анафеме разложение и предательство. На всякий случай заговорщики отрядили танковую бригаду на выезд из города, разместив ее около кинотеатра «Рокси» в Гелиополисе, дабы воспрепятствовать возможным контрмерам британцев, но те ничего не предприняли. В общей сложности в ходе переворота двое убитых (оба в ходе захвата здания генштаба), двое раненых. Путчисты предложили пост премьер-министра Али Махиру, который по их настоянию и предъявил монарху ультиматум с требованием отречься. 26 утром в Александрию выехала колонна танков и броневиков, окружившая дворец Рас ат-Тин. Около полудня король Фарук отрекся от престола в пользу малолетнего сына, Ахмада Фуада II, и в 18:00 с причитающимися ему как добровольно отрекшемуся монарху почестями, отбыл в изгнание на той же самой яхте, на которой его дед Исмаил семьюдесятью годами ранее.Результатом революции и последовавшей за ней фракционной борьбы в лагере революционеров стало водворение в стране "левого" по своим политическим убеждениям, панарабистского и в целом социалистического режима во главе с Гамаль Абдель Насером. Мероприятие, в смысле выступления офицерства против правительства, имело реперкуссии в Ираке, Йемене, Саудовской Аравии, Ливии. 29.Социалистический эксперемент Г.А.Насера в Египте.Любая буржуазная революция начинается с аграрной реформы, с формирования земельных отношений, на которых базируются рыночные взаимосвязи. Революция должна была показать, что она выступает в интересах большинства. В целях установления единства в египетском обществе в январе 1953 г. объявлялось о роспуске политических партий и конфискации их имущества. Исходя из тезиса о необходимости национального единства, принятая конституция 1953 г. запрещала политические партии, отражающие интересы одного класса. В этой связи была запрещена Коммунистичес-кая партия Египта, а ее члены подверглись суровым репрессиям. Роль выражения интересов всех членов в обществе брал на себя СРК.Но уже с лета 1953 г. отчетливо стали вырисовываться разногласия между руководителями нозого режима во взглядах на пути политических и экономических преобразований. М. Нагиб считал, что основные демократические цели революцией выполнены: Египет объявлен республикой, намечены и проводятся демократические преобразования. В своей позиции он опирался на либерально-консервативное крыло, считавшее, что революция закончена и дальнейшее развитие Египта должно идти на путях сотрудничества с Великобританией. Г. А. Насер выступал за радикальные меры в вопросах деколонизации и ускоренное развитие социально-экономического прогресса страны. Первый политический конфликт в ходе революции был разрешен в пользу Г. А. Насера, на сторону которого перешло большинство «Свободных офицеров». В 1954 г. Насер возглавил СРК, а в 1956 г. путем всеобщего голосования был избран президентом. 30.Эпоха А.Садата в Египте. Анвар СадатПосле смерти Насера Садат занял пост президента и в мае 1971 года, в ходе "Исправительного движения", разгромил своих противников во главе с просоветским вице-президентом Али Сабри. Сабри в том мае ещё произнёс слова, ставшие пророческими: "Этот человек может продать страну израильтянам или американцам, и мы узнаем об этом только из газет".В 1971 году была принято действующая поныне конституция. Стране вернули историческое имя – вместо Объединённой Арабской Республики (ОАР), как она официально называлась со времён объединения с Сирией, она стала Арабской Республикой Египет (АРЕ).Садат унаследовал от Насера его главную цель – Битва (Муарака). Отказ СССР поставить Египту более продвинутое оружие привёл к высылке в 1972-м из страны советских военных. Похоже, Садат понял, что от СССР он получил всё, но ключ был в руках США. Октябрьская война 1973-го не стала военной победой, но восстановила престиж страны. Сразу после неё начался решительный разворот внешней политики Египта в сторону США. Отношения с СССР ухудшались и дело дошло до разрыва в 1976-м договора о дружбе и сотрудничестве. Ухудшились отношения и с прежними арабскими союзниками, с Ливией дело дошло даже до короткой войны в 1977-м.Чтобы справится с хронически-застойной экономикой, в 1974-м Садат провозгласил политику "открытых дверей" (инфитах). Создавались благоприятные условия для привлечения иностранного капитала и снимались ограничения на импорт. Правд, госсектор не трогали. Иностранный капитал устремился лишь в нефтянку и финансы. Быстрыми темпами росли торговля, строительство и туризм, бесконтрольный импорт загнал в кому национальную промышленность и сельское хозяйство. Ухудшилось положение большинства египтян – субсидии оставлены только на товары первой необходимости. Зато на спекулятивных сделках выросла новая египетская буржуазия (прозванная в народе "жирными котами"), тесно сращенная с коррумпированной военно-бюрократической верхушкой. Стремительно рос госдолг.В 70-е годы Египет столкнулся и с одной из самых серьёзных социальных проблем. Благодаря доступности ВУЗов, в стране наметилось явное перепроизводство людей с высшим образованием. Чтобы как-то их пристроить, пришлось раздувать бюрократический аппарат, но "лишних" всё равно оставалось много. Выход нашёлся в массовой трудовой миграции, начавшейся в 70-е годы. С тех пор миллионы египетских врачей, учителей, учёных, инженеров, квалифицированных рабочих работают в нефтяных странах Персидского залива. Их денежные переводы на родину стали важной статьёй египетского бюджета.Одновременно Садата занялся играми в демократию, АСС была разделена на три партии, правящей осталась центристская из них – Национально-демократическая партия (НДП). Проведена амнистия политзаключённых, позволено создавать партии, в стране появилась ограниченная свобода прессы. Место панарабизма в идеологии режима занял египетский национализм. И, главное, начались заигрывания с исламом. Садат всячески демонстрировал себя правоверным мусульманином, по всей стране активно строились мечети. Чиновники вместо "рафик (товарищ)" насеровской эпохи теперь обращались друг к другу "хагг (хаджи)", их кабинеты украсили томики Корана. В 1980-м даже принята поправка в конституцию, объявлявшая шариат источником законодательства Египта. 31.Основные направления развития и проблемы Египта на рубеже 20-21 вв. На формирование политики АРЕ в межарабских отношениях, определение его роли и места в системе международных отношений в регионе Арабского Востока влияет целый ряд геополитических, экономических, социально-культурных, религиозных факторов. Активизация внешней политики АРЕ в 90-е годы XX века происходила в условиях, когда экономика страны продолжала оставаться слабой, а источники для ее развития - немногочисленными. Основные социально-экономические показатели АРЕ говорят о серьезных проблемах, стоящих перед правительством страны. Одной из самых развитых отраслей экономики АРЕ является зарубежный туризм, приносящий ежегодно около 10% ВВП. АРЕ импортирует зерно, мясо, машины и оборудование. В структуре экспорта доминируют нефть, газ, хлопок и готовые текстильные изделия, лекарства. Главными внешнеторговыми партнерами Египта традиционно остаются США, европейские и некоторые азиатские страны. Резервы для внутреннего развития весьма ограничены. Земли Египта - преимущественно пустыня - малопригодны для ведения масштабных сельскохозяйственных работ. Несмотря на сложности, экономика Египта остается одной из наиболее развитых в Африке. Нефтеперерабатывающая промышленность АРЕ - одна из крупнейших на континенте. Согласно данным Региональной Экономической комиссии ООН, Египет входит в число пяти африканских государств (наряду с Алжиром, Марокко, Нигерией и ЮАР), обеспечивающих в начале XXI века почти 60% валового внутреннего продукта Африки. Одним из ключевых направлений политики АРЕ на Арабском Востоке определено поддержание мира и стабильности в регионе и внутри страны с целью привлечения зарубежных инвестиций в египетскую экономику. Учитывая желание египетских руководителей продолжать укреплять позиции своей страны в различных сферах межарабских отношений, весьма важным представляется участие Египта во главе всех серьезных начинаний, так или иначе касающихся судеб арабского мира. Руководство страны понимает, что стремление закрепить лидерство Египта в арабском мире и успех движения к такой цели находятся в прямой зависимости от того, насколько удастся поднять на уровень сопоставимости внутренние ресурсы АРЕ с объемом взятых на себя международных обязательств. Речь в данном случае идет о способности исполнительной власти реализовать весь спектр внешнеполитических задач. В 90-е годы государственные учреждения, отвечающие за выработку и осуществление внешнеполитического курса страны, претерпели ряд изменений, выраженных в реформировании, в частности, структуры МИД АРЕ и расширении его внешнеполитических приоритетов. В результате реформ, проведенных министром иностранных дел Амром Мусой (1991-2001 гг.), было увеличено число специализированных комитетов в рамках МИД АРЕ, увеличилось число дипломатических представительств за рубежом. Египет обладает наиболее разветвленной дипломатической сетью в мире по сравнению с другими странами Арабского Востока. Перечень задач, стоящих перед египетской дипломатией на рубеже XX-XXI вв., весьма обширен. Он охватывает практически все вопросы, касающиеся роли Египта в межарабских отношениях, а также затрагивает проблемы развития связей между странами региона Арабского Востока и другими государствами и интеграционными объединениями. В качестве одного из приоритетов в деятельности министерства иностранных дел и его загранучреждений за рубежом выделяется задача укрепления постоянных контактов с представителями египетской общины в этих странах с целью поддержания их связей с исторической родиной - Египтом. Посольства уделяют большое внимание экономическим аспектам межгосударственных отношений и привлекают в Египет зарубежных инвесторов, а также способствуют открытию рынков для экспорта египетских товаров. Важной представляется активизация экономических связей и торгового обмена, особенно в рамках сотрудничества с крупными интеграционными объединениями (например, ЕС) и ведущими региональными державами.Еще одной целью египетской дипломатии на рубеже XX-XXI вв. было стремление АРЕ занять место постоянного члена Совета Безопасности ООН. В докладе комитета по иностранным делам Народного собрания АРЕ, представленном в мае 1996 г., в качестве одного из приоритетов внешней политики была названа необходимость «использовать привилегированные отношения Египта с различными государствами мира и ключевую роль АРЕ в ближневосточном мирном процессе для того, чтобы добиться постоянного членства в Совете Безопасности ООН. Достижение этой цели отвечало бы совместным задачам Египта и всех стран, которые входят в сферу его важнейших внешнеполитических интересов». Исламский фактор играет не последнюю роль во внешней политике АРЕ. Не оспаривая с Саудовской Аравией титул главного мусульманского центра в арабском регионе, Египет вносит свой вклад в поддержание позитивного образа ислама в мире, способствует распространению исламских культурных ценностей. Египет является одной из крупнейших стран мира по численности мусульманского населения, одним из признанных центров мусульманского богословия. Следующим фактором, играющим важную роль в определении места Египта в арабском мире, является его географическое положение на стыке континентов, которое делает «страну фараонов» связующим звеном не только двух частей Арабского Востока - Машрика и Магриба, но и важным центром соприкосновения различных культур. Это позволяет Египту быть активным участником международных отношений сразу в нескольких субрегионах - арабском, африканском, азиатском, средиземноморском. На рубеже XX-XXI вв. АРЕ стремится использовать данное преимущество в целях всестороннего расширения своих экономических связей с интеграционными объединениями, развивая отношения с такими из них, как ЕС, КОМЕСА и др. В двадцать первый век Арабская Республика Египет вступила в качестве крупнейшего по численности населения арабского государства, открыто претендующего на региональное лидерство. Весомая роль Египта в арабском мире основывается на активности и разновекторности его внешней политики, старающейся охватить основные проблемы современных международных отношений. Египет зарекомендовал себя в качестве активного и искусного посредника в разрешении региональных споров, превратившись на рубеже столетий в центр арабской дипломатии.Благодаря большой численности своей армии Египет является центром силы в арабском мире, способным отстоять свой суверенитет, в то же время заявляет о себе как об одном из гарантов региональной безопасности. Египет стремится к увеличению своего политического веса в арабском мире, к закреплению в нем своего лидерства, хотя и не обладает слишком развитой экономикой, и в частности, колоссальными запасами углеводородного сырья, как страны Персидского залива. Среди основных направлений политики АРЕ для достижения этих целей - посредничество в процессе ближневосточного урегулирования, создание системы безопасности, включающей не только арабские страны, но и соседние государства. Таким образом, на современном историческом этапе стратегической задачей внешней политики Египта остается последовательное утверждение лидерства страны в арабском мире, политическое и экономическое упрочнение позиций АРЕ в регионе Ближнего и Среднего Востока, а также на африканском континенте. 32.Особенности и проблемы социально-экономического и политического развития стран Тропической Африки на рубеже 20-21 вв. Политика неолиберальных реформ, осуществлявшихся в 1990-е гг. в рекомендованных международных финансовых корпорациях, утвержденных ООН, не способствовала позитивной трансформации африканской экономики. Об этом свидетельствует тот факт, что объем производства товаров и услуг стран Тропической Африки в середине 1990-х гг. равнялся объему этих показателей такой небольшой европейской страны, как Бельгия. В течение десятилетий после получения независимости африканские страны стремились к модернизации, вкладывали средства в образование, здравоохранение, программы социальной защиты. И хотя достигнутые результаты в этих областях были относительно скромными, с проведением реформ в 1990-х гг. они стали абсолютно плохими. Отход государств (по рекомендациям извне) от управления социальной сферой лишил большинство населения доступа к системам образования и здравоохранения. Если в 1960 г. расходы Ганы на просвещение на душу населения составляли 4,2 долл., возросшие затем до 12 долл. в 1972 г., в 1990-х гг. составили 1 долл. Всемирный банк настаивал и на том, чтобы африканские правительства прекратили финансирование государственных университетов. В 1990-е гг. фактически исчезли условия для создания прослойки высокообразованных специалистов, профессиональной элиты. Свертывание системы здравоохранения привело к охвату стран Африки южнее Сахары эпидемией СПИД. Из 34 млн человек, пораженных им во всем мире, около 70% живут и умирают в Тропической Африке.Подсчитано, что ежегодный приток новых капиталовложений ТНК в развивающихся странах, включая Африку, составлял в 1990-е гг. около 8 млрд долл., а их прибыли и перевод средств в развитые капиталистические страны — около 25 млрд долл. Прибыли, которые дают капиталовложения в развитых странах, составляли 14%, а в развивающихся странах, прежде всего в Африке, — 65,7%. Неоколониалистский метод неравноценного обмена приносил монополиям миллиардные прибыли, а развивающимся странам Африки — серьезные потери.Логика свободной конкуренции как непременная норма неолиберальной экономики сделала невыгодным выращивание пшеницы, риса, других необходимых для населения злаковых культур, способствовала переводу их на натуральное производство. В местном промышленном и ремесленном производстве сложилась подобная ситуация. Ввиду их неконкурентоспособности и нерентабельности многие производства пришли в упадок. Безработица стала массовым явлением в большинстве стран Африки уже на исходе XX в. Прежде всего она охватила молодежь и женщин на уровне 20—30% трудоспособного населения. Черная Африка — единственное место на планете, где нужда и бедность нарастали и будут нарастать в третьем тысячелетии. В 1997 г. 54% ее жителей находились за порогом нищеты и бедности. 43% скудных доходов на душу населения приходилось на обслуживание внешнего долга, что составляло 83% ВВП. Большая часть растущей из года в год иностранной помощи расходовалась не на программы повышения эффективности экономики, а на чрезвычайные поставки жертвам стихийных бедствий, региональных конфликтов и содержание беженцев. Определенная часть помощи попросту разворовывалась нечистыми на руку африканскими чиновниками. Например, ко времени провозглашения независимости в Конго (Браззавиль) было около 3 тыс. государственных служащих. В начале 1990-х гг. их насчитывалось 73 тыс., на содержание которых уходило 75% бюджета.По тяжести долгов к середине 1990-х гг. в 252 млрд долл. — а это свыше 65% ВВП и 250% годового объема экспорта — Африка опережала Латинскую Америку и Азию. Ежегодно на обслуживание долгов у африканских государств уходило до 30% экспортной выручки. Это было очень высокой нормой. В итоге все более весомая часть помощи развитию расходовалась не на увеличение капиталовложений в экономику, а шло на рефинансирование долговых платежей. Сложившаяся ситуация, отторжение немалой части Африки от мирового экономического развития делали призрачными ожидания МВФ в достижении странами региона в 1998— 2001 гг. устойчивого 4,5-процентного экономического роста. Динамика цен на традиционные товары экспорта стран Африки оказалась в 1990-е гг. крайне неблагоприятной для ее экономики. Экспортные поступления сократились вдвое, или на 21 млрд долл., в то время как расходы на импорт возросли на 60 млрд долл. Неравноправные торгово-экономические отношения с Западом обернулись для африканских стран потерей более 6 млрд долл. в год.Ситуация, сложившаяся в Африке к началу третьего тысячелетия, не сводится только к экономическим неурядицам, а темпы развития кризиса, опережавшие усилия по его преодолению, столь велики, что родилось понятие «афропессимизм». Реальностью 1990-х гг. оставались войны, носившие особенно разрушительный характер (в Либерии, Свазиленде, Руанде, Заире, Эфиопии, Сомали, Анголе, Кот-д’Ивуаре), голод, уносивший сотни тысяч жизней, экономическая разруха, крушение государственности в ходе проводимой политики неолиберальной модернизации.Но безусловным было и то, что в преддверии нового тысячелетия в Черной Африке произошли и определенные позитивные изменения: к середине 1990-х гг. более 30 африканских государств перешли от авторитарных военных и других диктаторских и однопартийных режимов к многопартийным политическим системам. В этих странах стали проводиться общенациональные конференции, референдумы, пересматриваться старые и приниматься новые конституции, которые в условиях политического плюрализма способствовали постепенной демократизации общественно-политической структуры африканских государств. Постепенное введение рыночного хозяйства в ряде стран дали некоторые позитивные результаты. В 1997 г. только в трех странах (против 12 в 1994 г.) наблюдалось падение ВВП. 15 стран зарегистрировали прирост более5% в год. Правда, он оставался минимальным пределом для постепенной ликвидации нищеты. При сохранении таких темпов борьба с преодолением отсталости может растянуться на годы, тем более что сохранившаяся сырьевая специализация в мировом рынке постоянно демонстрирует падение цен или их скачкообразность.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1799)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |