Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственное управление как понятие



2015-12-04 622 Обсуждений (0)
Государственное управление как понятие 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция № 1

Государственная служба как профессия

 

Профессия, профессионализм, профессиональная пригодность

Государственное управление как понятие

Государственный менеджмент

Государственная служба в России

Правовые основы государственной службы в современной России

Виды и структура государственной службы

 

Профессия, профессионализм, профессиональная пригодность

Профессия – это род трудовой деятельности человека, обладающего определенным набором знаний в результате подготовки и опыта работы, основа связи индивнда с другими людьми, способ его социализации, а также средство самоутверждения в обществе.

Профессию выбирают в соответствии с наклонностями, культурными и духовными запросами, с учетом требований социально-экономической системы общества.

Профессионализм – это мера качества деятельности в государственном управлении, и в этой сфере нет места легкомысленному отношению к делу. Поэтому работа государственных служащих должна быть рациональной, рассчитанной и разумной.

Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать рядом профессионально важных качеств. Это качества человека, влияющие на эффективность его труда по основным характеристикам: производительность, надежность, эффективность и др. Они являются предпосылкой профессиональной деятельности и совершенствуются человеком в ходе работы.

Профессиональные способности – это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.

Можно выделить общечеловеческие способности, общие профессиональные и специальные способности.

Общечеловеческие способности - это психологические свойства, необходимые для включения человека в любую трудовую и профессиональную деятельность.

К ним относят способность:

- к труду (трудоспособность);

- активности и саморегуляции, включающим прогнозирование, целеполагание, предвосхищение результата;

- общению, сотрудничеству с другим человеком и сопереживанию;

- усвоению принципов профессиональной этики, ответственности за социальные результаты труда;

- преодолению жизненных препятствий, противостоянию неблагоприятным воздействиям среды и др.

На основе общечеловеческих способностей возникают специальные способности (технические, гуманитарные, художественные и др.) как индивидуально-психологические характеристики, обеспечивающие успешность выполнения человеком конкретных видов деятельности.

Профессиональные способности формируются на основе общечеловеческих, с опорой на специальные способности, если те возникли раньше.

Профессиональная пригодность - это совокупность психических качеств человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности труда.

Профессиональная пригодность определяется не только профессиональными способностями, она зависит от склонностей и мотивации, знаний и умений, черт характера (например, трудолюбия, самостоятельности), психических состояний, удовлетворенности процессом и результатом труда. Она требуется в сложных условиях деятельности государственного и муниципального служащего, к каким относится быстрая смена задач, высокий темп работы, возможность неожиданного возникновения непредсказуемых ситуаций.

Профессиональная пригодность формируется в процессе трудовой деятельности и зависит от психических качеств человека и от характера профессиональной подготовленности.

Профессиональный тип (склад) мышления - это преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения задач, способов анализа профессиональных ситуаций.

 

Государственное управление как понятие

Становление науки государственного и муниципального управления начало происходить в ХVIII в. И связано это с курсами камеральных наук, или наук о ведении дворцового хозяйства, которые читались в университетах Австрии и Германии.

В конце XIX в. немецкий ученый М.Вебер одним из первых выделил теорию государственного управления как самостоятельную область исследования - разработал концепции:

государства как главного субъекта политики и власти;

бюрократии;

государственного аппарата.

По мнению М.Вебера, государство - это господство людей над людьми с помощью легитимного насилия. В своей эволюции государство проходит три типа системы властвования - сначала власть держится на традициях, затем - на харизме лидеров и в конечном итоге - на признаваемых обществом законах.

В дальнейшую разработку проблем государственного управления внесла вклад работа А.Файоля «Общее управление и управление промышленностью». А.Файоль выдвинул теорию об основных принципах государственного управления: разделение труда, иерархичность, единоначалие, дисциплина, ответственность и др. Во многом благодаря трудам А.Файоля принципы корпоративного управления стали использоваться в административном управлении. Выдвинутые А.Файолем идеи о необходимости предвидеть, организовывать, приказывать, координировать, контролировать сыграли серьезную роль в развитии науки государственного управления и сохраняют свое значение и в наши дни.

Профессор Вудро Вильсон (1856-1924), 28-й президент США (1912-1920), провозгласил идею независимости и несменяемости чиновничьего аппарата. Он предложил использовать в системе государственного управления наиболее эффективные методы организации и управления. В.Вильсон считал, что смена политического руководства не должна влиять на деятельность несменяемого политического аппарата. Задачей государственной администрации становилось оперативное и компетентное проведение в жизнь решений политических лидеров, избранных народом. В настоящее время идея разделения политики и административного аппарата стала одной из важнейших доктрин организации государственного управления Великобритании, США и многих других стран мира.

В.Вильсон обосновал необходимость высокого профессионализма в системе гoсударственногo управления, предусматривающую требование подбора государственных служащих по их профессиональной компетентности. Он также разработал модель «административной эффективности», предложив использовать в государственном управлении методы организации и управления, применяемые в бизнесе.

В послевоенную эпоху в США и Западной Европе появилось два направления науки административного управления:

1) «классическая школа»;

2) «школа человеческих отношений».

Представителями «классической школы» стали Л.Уайт, Ф.Тейлор, Д.Мун. Они утверждали, что государственное управление должно ориентироваться на достижение поставленных целей при помощи минимальных затрат с максимальной эффективностью – для этого предлагали специализацию, централизацию и единство распоряжений.

«Школа человеческих отношений» больший упор делает на создании условий, которые максимально раскрывали бы инициативу исполнителей.

Государственное управление - это:

деятельность, заключающаяся в разработке и реализации политики правительственных и иных государственных органов, а также управление организациями и людьми, так или иначе вовлеченными в этот процесс;

область науки, занимающаяся изучением управления, дающая рекомендации по его совершенствованию и осуществляющая подготовку к данной деятельности.

Государственное управление породило несколько дочерних дисциплин, рассматривающих некоторые традиционные управленческие задачи - составление бюджета и финансовые операции, управление персоналом, планирование, создание организационных структур и руководство ими, налаживание систем коммуникации, ведение отчетности, связи с общественностью и многие другие.

 



2015-12-04 622 Обсуждений (0)
Государственное управление как понятие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственное управление как понятие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (622)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)