Государственное управление как понятие
Лекция № 1 Государственная служба как профессия
Профессия, профессионализм, профессиональная пригодность Государственное управление как понятие Государственный менеджмент Государственная служба в России Правовые основы государственной службы в современной России Виды и структура государственной службы
Профессия, профессионализм, профессиональная пригодность Профессия – это род трудовой деятельности человека, обладающего определенным набором знаний в результате подготовки и опыта работы, основа связи индивнда с другими людьми, способ его социализации, а также средство самоутверждения в обществе. Профессию выбирают в соответствии с наклонностями, культурными и духовными запросами, с учетом требований социально-экономической системы общества. Профессионализм – это мера качества деятельности в государственном управлении, и в этой сфере нет места легкомысленному отношению к делу. Поэтому работа государственных служащих должна быть рациональной, рассчитанной и разумной. Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать рядом профессионально важных качеств. Это качества человека, влияющие на эффективность его труда по основным характеристикам: производительность, надежность, эффективность и др. Они являются предпосылкой профессиональной деятельности и совершенствуются человеком в ходе работы. Профессиональные способности – это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. Можно выделить общечеловеческие способности, общие профессиональные и специальные способности. Общечеловеческие способности - это психологические свойства, необходимые для включения человека в любую трудовую и профессиональную деятельность. К ним относят способность: - к труду (трудоспособность); - активности и саморегуляции, включающим прогнозирование, целеполагание, предвосхищение результата; - общению, сотрудничеству с другим человеком и сопереживанию; - усвоению принципов профессиональной этики, ответственности за социальные результаты труда; - преодолению жизненных препятствий, противостоянию неблагоприятным воздействиям среды и др. На основе общечеловеческих способностей возникают специальные способности (технические, гуманитарные, художественные и др.) как индивидуально-психологические характеристики, обеспечивающие успешность выполнения человеком конкретных видов деятельности. Профессиональные способности формируются на основе общечеловеческих, с опорой на специальные способности, если те возникли раньше. Профессиональная пригодность - это совокупность психических качеств человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности труда. Профессиональная пригодность определяется не только профессиональными способностями, она зависит от склонностей и мотивации, знаний и умений, черт характера (например, трудолюбия, самостоятельности), психических состояний, удовлетворенности процессом и результатом труда. Она требуется в сложных условиях деятельности государственного и муниципального служащего, к каким относится быстрая смена задач, высокий темп работы, возможность неожиданного возникновения непредсказуемых ситуаций. Профессиональная пригодность формируется в процессе трудовой деятельности и зависит от психических качеств человека и от характера профессиональной подготовленности. Профессиональный тип (склад) мышления - это преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения задач, способов анализа профессиональных ситуаций.
Государственное управление как понятие Становление науки государственного и муниципального управления начало происходить в ХVIII в. И связано это с курсами камеральных наук, или наук о ведении дворцового хозяйства, которые читались в университетах Австрии и Германии. В конце XIX в. немецкий ученый М.Вебер одним из первых выделил теорию государственного управления как самостоятельную область исследования - разработал концепции: государства как главного субъекта политики и власти; бюрократии; государственного аппарата. По мнению М.Вебера, государство - это господство людей над людьми с помощью легитимного насилия. В своей эволюции государство проходит три типа системы властвования - сначала власть держится на традициях, затем - на харизме лидеров и в конечном итоге - на признаваемых обществом законах. В дальнейшую разработку проблем государственного управления внесла вклад работа А.Файоля «Общее управление и управление промышленностью». А.Файоль выдвинул теорию об основных принципах государственного управления: разделение труда, иерархичность, единоначалие, дисциплина, ответственность и др. Во многом благодаря трудам А.Файоля принципы корпоративного управления стали использоваться в административном управлении. Выдвинутые А.Файолем идеи о необходимости предвидеть, организовывать, приказывать, координировать, контролировать сыграли серьезную роль в развитии науки государственного управления и сохраняют свое значение и в наши дни. Профессор Вудро Вильсон (1856-1924), 28-й президент США (1912-1920), провозгласил идею независимости и несменяемости чиновничьего аппарата. Он предложил использовать в системе государственного управления наиболее эффективные методы организации и управления. В.Вильсон считал, что смена политического руководства не должна влиять на деятельность несменяемого политического аппарата. Задачей государственной администрации становилось оперативное и компетентное проведение в жизнь решений политических лидеров, избранных народом. В настоящее время идея разделения политики и административного аппарата стала одной из важнейших доктрин организации государственного управления Великобритании, США и многих других стран мира. В.Вильсон обосновал необходимость высокого профессионализма в системе гoсударственногo управления, предусматривающую требование подбора государственных служащих по их профессиональной компетентности. Он также разработал модель «административной эффективности», предложив использовать в государственном управлении методы организации и управления, применяемые в бизнесе. В послевоенную эпоху в США и Западной Европе появилось два направления науки административного управления: 1) «классическая школа»; 2) «школа человеческих отношений». Представителями «классической школы» стали Л.Уайт, Ф.Тейлор, Д.Мун. Они утверждали, что государственное управление должно ориентироваться на достижение поставленных целей при помощи минимальных затрат с максимальной эффективностью – для этого предлагали специализацию, централизацию и единство распоряжений. «Школа человеческих отношений» больший упор делает на создании условий, которые максимально раскрывали бы инициативу исполнителей. Государственное управление - это: деятельность, заключающаяся в разработке и реализации политики правительственных и иных государственных органов, а также управление организациями и людьми, так или иначе вовлеченными в этот процесс; область науки, занимающаяся изучением управления, дающая рекомендации по его совершенствованию и осуществляющая подготовку к данной деятельности. Государственное управление породило несколько дочерних дисциплин, рассматривающих некоторые традиционные управленческие задачи - составление бюджета и финансовые операции, управление персоналом, планирование, создание организационных структур и руководство ими, налаживание систем коммуникации, ведение отчетности, связи с общественностью и многие другие.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (622)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |