Эмоциональное выгорание
Эмоциональное выгорание — выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего, профессионального поведения. Выгорание выступает, в том числе и на функциональном уровне: значение выгорания заключается в экономном расходовании энергетических ресурсов. В то же время могут возникать дисфункциональные следствия, выступающие в виде аномальных реакций, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами, клиентами, заказчиками, пациентами и т.д. Важно отметить, что эмоциональное выгорание может возникать и в профессиональной деятельности, не связанной со сферой общения. Так как эмоции обслуживают все виды деятельности человека, то высокое эмоциональное напряжение свойственно и интеллектуальному труду, например, сврехусилия в решении какой-либо ответственной аналитической, математической, программистской задачи, и физическому — ощущение эмоциональной тупости развивается в результате интенсивной физической работы, от срочного выполнения которой зависит конечный результат деятельности. Наиболее подвержены эмоциональному выгоранию виды профессиональной деятельности, связанные с «эксплуатацией» эмоциональной сферы: - ведущий переговоры руководитель — эмоциональные реакции выступают в качестве функционального индикатора адекватности усилий на каждом этапе взаимодействия — интеллектуального и коммуникативного; - спортсмен-профессионал — соотнесение внутреннего эмоционального спокойствия, с высокой эмоциональной чувствительностью к ошибкам в поведении, внешняя эмоциональная саморегуляция поведения требуют сложнейшей эмоциональной настройки в каждый момент времени; - профессиональная деятельность брокера, менеджера — сочетание высокой ответственности, непредсказуемости условий, высокого уровня притязаний в течение достаточно длительного времени приводит к эмоциональному перенапряжению и выгоранию; - сотрудник, поставленный в условия выполнения новой, ответственной работы; - профессиональная деятельность педагога, хирурга, психиатра, ежедневная деятельность которых связана с ежедневным содержательным общением с учениками, пациентами, клиентами; - сотрудники сервисных служб; - любая профессиональная деятельность, связанная с реализацией ее в условиях риска и т.д. Стадии эмоционального выгорания: 1. Напряжение: - Субъективное переживание психотравмирующих обстоятельств «…моя работа связана с постоянными перегрузками…» - Неудовлетворенность собой «…мои усилия недостаточны для качественного выполнения моих обязательств…» - Субъективное переживание чрезмерного давления обстоятельств «…требования, которые мне предъявляют «со всех сторон» не посильны для меня…», «…все от меня чего-то хотят…». - Ощущение неизъяснимой тревоги «…я чувствую, что то, что я обязан сделать, я сделать не смогу…», «…меня подведут…» 2. Резистенция: - неадекватное по содержанию и интенсивности эмоциональное реагирование «…если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним…» - эмоционально-нравственная деозориентация «…от меня, как от профессионала мало, что зависит…» - расширение сферы экономии эмоций «… я настолько устаю на работе, что мне не хочется общаться ни с кем…» - редукция профессиональных обязанностей «…я стараюсь, по возможности, избежать выполнения своих профессиональных обязанностей, пользуюсь любым случаем, чтобы уйти от контакта…» 3. Истощение: - субъективное ощущение эмоционального дефицита «…я понимаю, что в отдельных случая необходимо проявить эмоциональную чуткость к партнеру, но не могу…» - эмоциональная отстраненность «…ко всему происходящему и на работе, и дома я утратил живой интерес…» - личностная отстраненность «…моя нервная работа испортила мне характер, озлобила, сделала черствым…» - психосоматические дисфункции «…в последнее время я живу только на лекарствах, у меня испортился аппетит, плохой сон — такова моя работа…» Наиболее подвержены эмоциональному выгоранию лица с определенной предрасположенностью по нейродинамическим показателям, особенностям темперамента, свойствам характера, соматические больные. Учет индивидуально-психологических особенностей сотрудника, выполняющего служебные обязанности, связанные с большими эмоциональными затратами, позволит избежать конфликтогенных ситуаций, укрепит позиции организации. Депрессия Депрессия — длительное субъективное переживание, выражающееся комплексно в моторном (двигательном), интеллектуальном и эмоциональном торможении. Характеризуется состоянием: - апатии, безучастности, равнодушия; - полной индифферентности к происходящему, окружающим, своему положению, прошлой жизни, перспективам; - сниженного настроения, обеднения, притупления эмоций; - обреченности, утраты ценностей (высших и инструментальных); - высокой истощаемости, упадка сил, повышения утомляемости; - выраженных поведенческих реакций в виде мрачности, угрюмости, вспышек ярости, нетерпения; - субъективно переживаемого ощущения беспомощности, дезориентации, деперсонализации; - субъективно переживаемого ощущения тревоги, страха. Негативная триада А.Бека 1. Негативное отношение к самому себе («дела идут плохо, потому что я плохой»). 2. Негативная интерпретация жизненного опыта («все всегда было плохо»). 3. Пессимистический взгляд на будущее (прогнозирование и ожидание неудачи). Депрессивная симптоматика может являться индикатором, следствием различных расстройств; ее необходимо отличать от ситуативного пониженного настроения. Депрессивная симптоматика может являться «фасадом» дистимной черты характера. Аномальные реакции Аномальные реакции — простейшие, первичные формы расстройств, составляющие первый этап расстройства индивидуального психического здоровья личности. Аномальные реакции могут быть: - физиологическими; - эмоциональными; - поведенческими. Нормальные реакции разворачиваются в широком диапазоне возможностей индивида. Главной их особенностью является адекватность внешнему стимулу. В состоянии дистресса, переходе от здоровья к болезни поведенческие реакции меняют интенсивность, направленность, содержание. Аномальные реакции человека отличаются рядом особенностей: - Длительность каждой из них незначительна «…в определенный момент я почувствовал, что все плывет перед глазами…»(физиологическая реакция). - Их появление и повторяемость могут быть различными: от редких, эпизодических до частых, систематических, серийных «…наш сотрудник стал несдержанным, всем грубит…»(отмечается частота поведенческой реакции). - Аномальные реакции могут фиксироваться на уровне новых побуждений или проявляться в поведении человека «…мои сотрудники стали замечать, что я часто допускаю ошибки в работе, забываю о планируемых мероприятиях…»(реакция выражается не только в субъективных ощущениях, но и выводится на уровень поведения). - Степень субъективной важности и выраженности в поведении максимальна в юности и в зрелом возрасте (17, 40 лет) — приходится на возрастные кризисы «…Что со мной происходит — этого ведь раньше не было!…»(ощущение детерминированности извне, важности и ценности происходящего).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (566)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |