Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культурные ценности как системное единство



2015-12-07 586 Обсуждений (0)
Культурные ценности как системное единство 0.00 из 5.00 0 оценок




Культурные ценности пронизывают жизнь человека в разных ее аспектах и в разные моменты. Они исподволь формируются у ребенка за счет ненамеренных действий родителей, взаимодействия со сверстниками, посещений детского сада и школы, различных столкновений с окружающей социальной действительностью. Трансляция культуры достижения это сдвинутые брови отца, следящего, как его сын бежит наперегонки со сверстником. Это сочувствие бабушки по поводу непоступления в музыкальную школу внучки. Это интонации учителя, с которыми он перечисляет лучшие отметки одних учеников и худшие – других. Это презрительные ухмылки подростков по поводу неосведомленности их сверстника в известных им тайнах жизни.

Человек в обществе с неизбежностью подвергается формирующему влиянию культурных ценностей, и, пережив этот опыт с большей или меньшей степени критичности, сам транслирует построенную им ценностную систему в культурную среду через свое поведение в многообразии возникающих жизненных ситуаций.

Система культурных ценностей не ограничивается поведенческим уровнем, она включает также различные формы понятийной и художественной рефлексии, отражается в мироощущении человека. Даже в достаточно однородной в ценностном плане культуре обычно присутствуют различные рефлексивные позиции относительно господствующих ценностей – как апологетические, так и критические.

Возьмем обсуждавшуюся выше установку на конкуренцию. Ее мотивирующая сила основана на увязывании в сознании человека собственной ценности и достижений. Человек ощущает себя тем ценнее, чем большего он смог достичь или хотя бы надеется, что достигнет. Однако в европейской культуре можно найти и философское мироощущение, противопоставляющее ценность жизни и достижения. Вот, например, как оно выражено в предсмертной дневниковой записи писателя Ю. Олеши:

«В жизни моей, по существу говоря, было удивительное обстоятельство только то, что я жил. Каждый день я жил, каждую минуту я жил. Нельзя говорить, что я достиг чего-то или не достиг, это ерунда – главное, что я каждую минуту жил.
Я шел по аллее городского сада в Ашхабаде и вдруг увидел: недалеко от стены деревьев лежат выкатившиеся на аллею большие зеленые шары, похожие на шутовски выкрашенные теннисные мячи. Я нагнулся и поднял один. Довольно тяжелая штука… Как будто похоже на плод каштана. Нет, это не плод каштана. Вскрыть. – Нет, я не стал вскрывать.
Нет ничего – ни дружбы, ни любви… Есть только возможность поднять с земли в тени огромного дерева зеленый шар, который я увидел впервые в жизни.
Кто ты, зеленый шар?» (Олеша, 2006, с. 510).

В этом тексте очень четко расщепляются ценности жизни самой по себе и достижений. Ценность личности никак не связана с достижениями, которые – ерунда. Смотреть и видеть – это и есть жизнь.

Единство практик, принимаемой информации и мироощущения, скоординированное внутри множества людей и составляющее систему культурных ценностей, находится в соответствии с организационной структурой общества и решаемыми им экономическими, технологическими, политическими и другими задачами. Общество остается адекватным вызовам времени, если запускаемые культурные механизмы обратной связи оказываются способны корректировать эту систему и переводить ее в новое состояние устойчивого равновесия.

Современное европейское общество, как мы видели, содержит культурный механизм, сдерживающий работу с интеллектом и одаренностью. Будет ли вызов со стороны технологий развития интеллекта столь силен, что заставит прийти в движение всю систему европейских культурно-психологических механизмов? Это будет зависеть от того, насколько будет обостряться вопрос в контексте новых технологических достижений.

Представляется, что дебаты, ведущиеся вокруг многих аспектов проблемы интеллекта, имеют основное значение не для развития объективных взглядов на этот предмет, а для постоянно идущего процесса «притирки» культурных ценностей.

Что на горизонте?

Футуристические ожидания человечества оформились в конце XX в. в мировоззренческое и отчасти философское движение, получившее название трансгуманизма. В основе трансгуманизма, согласно определению философа М. Мора, лежит предположение, что человек не является конечным пунктом эволюции, а может совершенствоваться до бесконечности благодаря научным достижениям. Основные направления этого совершенствования состоят в ликвидации старения и смерти, а также огромного роста интеллектуальных возможностей. Осуществление последнего трансгуманисты видят на путях генной инженерии, нанотехнологий, создания прямых интерфейсов «мозг-компьютер» и нейропротезов.

Трудно оценить возможность воплощения трансгуманистического проекта в жизнь в полном объеме и тем более реальные сроки реализации тех или иных его составных частей, однако вероятно, что отдельные элементы этого проекта будут осуществлены в обозримое время. Более того, можно констатировать, что в некоторых, пока весьма незначительных и малозаметных, аспектах реализация уже началась.

Трансгуманизм является фактически новым витком развития евгенических идей. Хотя термин «евгеника» (наука об улучшении умственных и физических качеств человеческой популяции) был введен Ф. Гальтоном в XIX веке (Galton, 1869) аналогичные идеи высказывались намного раньше, например, Платоном в «Государстве» и Т. Кампанеллой в «Городе Солнца». Трансгуманизм связан не с классической евгеникой Ф. Гальтона или Платона, а с так называемой новой евгеникой. Классическая евгеника предлагала использовать для улучшения человеческой популяции в несколько измененном виде методы, традиционно применявшиеся селекционерами в отношении животных и растений. Новая евгеника для достижения тех же целей, что и классическая, обращается к биотехнологиям.

Если классическая евгеника могла быть внедрена только через систему государственных мер, то новая позволяет частное использование, которое уже фактически до некоторой степени практикуется. Так, пренатальное определение генетических дефектов плода с последующим прерыванием беременности является фактически актом негативной (т.е. направленной на сокращение отрицательного генетического наследия) евгеники. Сегодня эта мера достаточно активно используется, о чем свидетельствует Таблица 5.1, в которой приведены данные о снижении количества новорожденных с генетическими дефектами в Великобритании.

 

Таблица 3.4. Число новорожденных с генетическими заболеваниями и дефектами в Англии и Уэллсе в 1977-1991 гг. (Lynn, 2001, с. 251)

 
Анэнцефалия
Расщелина позвоночника
Синдром Дауна

 

Также евгенический компонент присутствует в практике искусственного оплодотворения, когда оплодотворенная донорская яйцеклетка пересаживается бесплодной женщине. В этом случае обычно предметом забот является «высокое генетическое качество» яйцеклетки. В 1990-х гг. распространилась практика размещения объявлений о приобретении яйцеклеток в изданиях элитных университетов – Гарварда, Йеля, Стэнфорда (Lynn, 2001, с. 247). При этом часто указывается, что необходимым условием являются хорошая академическая успеваемость донора, иногда – физические характеристики типа цвета глаз. В октябре 1999 г. в Интернете появились объявления о продаже для оплодотворения яйцеклеток топ-моделей по цене в 90 тысяч долларов.

Все эти явления относятся к сложной сфере биоэтики, однако ясно, что при дальнейшем развитии биотехнологий[36] и отсутствии запретительных мер со стороны государств евгенические методы будут находить растущий частный платежеспособный спрос, исходящий в частности от потенциальных родителей, которые заинтересованы в положительных свойствах своих будущих детей и обеспечении их жизненного успеха.

Если перспективы нового витка развития интеллекта, рисуемые трансгуманизмом, будут постепенно воплощаться, возникнет проблема перестройки действительности и ассимиляции этой перестройки нашей культурой. Несомненно, что перспективные технологии развития интеллекта могут стать страшным оружием конкуренции, вплоть до порабощения остального человечества группами людей, располагающими такими технологиями. Трансгуманистическая перспектива несет в себе большие позитивные возможности, но и серьезный риск, причем реализация тех или иных сценариев зависит не от технологий самих по себе, но от социальных и культурных регулятивов.

Придет ли в движение система механизмов нашей культуры, чтобы ответить на вызовы, связанные с перспективами дальнейшего развития интеллекта? Какой культурный подход окажется наиболее адаптированным ко второй волне технологий развития интеллекта?

В восточных, значительно более иерархичных (Шварц, 2008), культурах конкурентные отношения в большей степени растворены в иерархических, где взаимодействие осуществляется в рамках отношений старший-младший или же в случае равенства основано на принципах сотрудничества, а конкуренция часто затушевывается как морально нежелательная. Эта специфика отношений сказывается, конечно, на всем комплексе подходов к интеллекту и одаренности. Хотя в странах Юго-Восточной Азии развитие технологий поддержки одаренности не достигло уровня Запада, как уже отмечалось, именно китайцы в последнее время имеют наибольший успех на международных олимпиадах. Международное сравнительное исследование показало также наибольшую настроенность китайских специалистов на использование биотехнологий в евгенических целях. Так, в большинстве западных демократических стран менее трети опрошенных генетиков и врачей согласились с евгеническими целями генетического консультирования, в то время как в Китае – 100%, Индии – 87%. В России доля согласившихся составила промежуточную величину в 58%. В Китае 96% генетиков и врачей сказали, что они будут убеждать женщину прервать беременность, если у плода диагностирован синдром Дауна. В России таких оказалось 89%, Бельгии – 71%, Британии – 14%, США – 13%, Канаде – 9% [28].

Если восточная иерархическая модель и имеет какие-то преимущества в сравнении с европейской в ассимиляции технологий, направленных на интеллект, все же трудно предположить, что она может в чистом виде использоваться западными странами. Более совместимо с западными традициями использование моделей, которые уже выработаны в качестве альтернативы самой западной культурой. Речь идет о мотивации самоактуализации, которая может рассматриваться как альтернатива конкурентной мотивации, разрешая при этом противоречия в сфере работы с интеллектом и одаренностью. Социальное сравнение и запускаемая ею конкуренция – самый простой культурный способ включить мотивацию достижения.

Мотивация достижения – важнейший элемент человеческого фактора в экономике, ее мотор, выключение которого вряд ли приемлемо в современном обществе. Однако, возможно, этот мотор стоит переключить на другое топливо. Мотивация самоактуализации, сохраняя высокую энергетику, позволяет разрешить некоторые противоречия, связанные с конкурентной мотивацией. Проблема, однако, заключается в том, что самоактуализационная мотивация характеризует небольшую группу людей, фактически ту же интеллектуальную и моральную элиту. Расширить эту мотивацию до преобладание могло бы быть крупной культурной задачей, которая изменит и общественное отношение к интеллекту и одаренности.

Контуры новых технологий развития интеллекта еще плохо различимы в тумане будущего, тем не менее сегодня, проводя работу с одаренными детьми и занимаясь развитием интеллекта, мы готовимся к этому будущему, в том числе – путем формирования культурной готовности к нему.

 

Литература

Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал, 1999, т. 20, № 5, с. 5-14.

Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». - М.: Соборъ, 1996.

Альманах психологических тестов - М.: Издательство «КСП». 1996.

Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Анцыферова Л.И. Принцип развития в психологии. - М.: Наука, 1978, с. 3-20.

Байаржон Р. Представления младенцев о скрытых объектах: ответ на три возражения // Иностранная психология, 2000, № 12, с. 13-34.

Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000.

Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. - СПб.: Алитейя, 2002.

Барабанщиков В.А., Мебель Л.Г. Ситуационный подход к исследованию психики и поведения человека // Системные исследования в общей и прикладной психологии. - Набережные Челны, 2000, с. 54-69.

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Наука, 1990.

Битюцкая Е.В., Худобина Е.И. Интеллект как фактор социальной одаренности // Одаренность: рабочая концепция / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков. - Москва - Самара: Изд-во РПО, 2000, с. 121-124.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Издательский центр «Академия». 2002.

Бродский И. Нобелевская лекция // Стихотворения. - Таллинн, 1991, с. 17-18.

Брунер Дж. Психология познания. – М.: Прогресс, 1977.

Брушлинский А.В. Проблема развития в психологии мышления // Анцыферова Л.И. Принцип развития в психологии. - М.: Наука, 1978, с 38-62.

Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. - М.: Мысль, 1979.

Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: Наука, 1994.

Брушлинский А.В. Андеграунд диамата // Проблема субъекта в психологической науке / Ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. - М.: Академический проект, 2000, с 7-13.

Брюно Ж., Малви Р., Назаре Л., Ушаков Д.В., Пажес Р., Террассье Ж-Ш. В поисках потерянных талантов // “Акмеология”, 1994, № 1, с. 101-114.

Валлерстейн Р.С. Исследование процессов и результатов психоанализа и психоаналитической психотерапии (проект Фонда Меннингера) // Иностранная психология, 1996, № 6, с. 44-53.

Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.

Винер Н. Я - математик. - М.: Наука, 1967.

Воробьева Е.А. Влияние способа общения на интеллектуальную продуктивность. Дисс. канд. псих. наук. - М.: ИП РАН, 1997.

Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления // Дж. Флейвелл. Генетическая психология Жана Пиаже. - М.: Просвещение, 1967, с. 596-621.

Гарднер Р.А., Гарднер Б.Т. Обучение шимпанзе жестовому языку в общении с людьми // Иностранная психология, 2000, № 13, с. 18-28.

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М.: «Наука». 2000.

Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. Канд. дисс. - М.: ИП РАН, 1994.

Голубева Э.А., Изюмова С.А., Кабардов М.К. Опыт комплексного исследования учащихся в связи с некоторыми проблемами дифференциации обучения // Вопросы психологии, 1991, № 2.

Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. - М.: Наука, 1987.

Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1989.

Дернер Д. Логика неудачи. – М.: Смысл, 1997.

Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. - Саратов: СГУ, 1990.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: Лантерна вита, 1995.

Дружинин В.Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений // Основные современные концепции творчества и одаренности / Ред. Д.Б. Богоявленская. М.: Молодая гвардия, 1997, с. 161-185.

Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001.

Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления / Ред. А.М. Матюшкин. - М.: Наука, 1965.

Егорова М.С. Генетика поведения: психологический аспект. - М.: Socio-Logos, 1995.

Завалишина Д.Н. Системный анализ мышления // Психологический журнал, 1983, № 3, с 3-11.

Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. – М.: Наука, 1985.

Зельц О. Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: МГУ, 1981, с. 28-34.

Знаков В.В. Психология понимания правды. - СПб. 1999.

Знаков В.В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях. // Психологический журнал, 1999, т. 20, № 2, с. 54-64.

Знаков В.В. Понимание как проблема человеческого бытия // Психологический журнал, 2000, т. 21, № 2, с. 7-15.

Иванченко Г.В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и искусстве. - Таганрог, Изд-во ТРТУ. 1999.

Калиш И.В. Федеральная целевая программа «Одаренные дети»: опыт реализации, перспективы // Одаренность: рабочая концепция / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков. - Москва - Самара, Изд-во РПО, 2000, с 13-21.

Кольридж С.Т. Избранные труды. - М.: «Искусство». 1987.

Корнилов Ю.К. Мышление руководителя и методы его изучения. – Ярославль, ЯрГУ, 1982.

Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. - М.: Изд-во МГУ. 1991.

Крогиус А.А. Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов. - М.: МГУ, 1981, с. 250-254.

Курек Н.С. Педология и психотехника о нравственном, интеллектуальном и физическом уровнях развития населения СССР в двадцатые годы // Психологический журнал, 1997, № 3, с. 149-159.

Кюльпе О. Психология мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов. - М.: МГУ, 1981, с. 21-27.

Лейтес Н.С. Введение // Психология одаренности детей и подростков / Ред. Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 1996, с. 3-8.

Лейтес Н.С. Их трудно воспитывать // Психология одаренности детей и подростков / Ред. Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 1996, с. 215-232.

Леонтьев А.Н. Предисловие // Экспериментальная психология. Ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. – М.: «Прогресс», 1978, с. 5-9.

Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека. – М.: Мир, 1974.

Лоарер Э., Юто М. Когнитивное обучение: история и методы // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997, с. 17-34.

Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - М.: Лантерна Вита. 1992.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука. 1984.

Малых С.Б. (ред.) Генетика поведения: количественный анализ психологических и психофизиологических признаков в онтогенезе. - М.: Socio Logos. 1995

Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. () Основы психогенетики. - М.: Эпидавр. 1998.

Манн Т. Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом. - М.: Художественная литература. 1975.

Маркелов Е.В. О системе образования одаренных детей в странах Юго-Восточной Азии // Психологическая наука и образование. 2009. №4, сс. 87-100.

Марютина Т.М. Биологическое созревание и психическое развитие // Психология одаренности детей и подростков / Ред. Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 1996, с. 330-361.

Мельников К.С. Об архитектурном искусстве и своем творчестве // Константин Месльников. Рисунки и проекты / Ред. Е. Левитин. - М.: Советский художник, 1989, с. 45-56.

Митькин А.А. О роли индивидуального и коллективного сознания в социальной динамике // Психологический журнал, 1999, т. 20, № 5, с. 103-112.

Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. – М.: Прогресс, 1981.

Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.: Просвещение. 1981.

Олеша Ю. Книга прощания. М.: «Вагриус». 2006.

Паттерсон Ф.Г., Матевиа М.Л., Хайликс В.А. Как гориллы познают мир вокруг себя: что показал проект Коко // Иностранная психология, 2000, № 13, с. 41-55.

Перре-Клермон А-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. - М.: Просвещение. 1991.

Петрилл С. Генетические и средовые связи между общими и специальными когнитивными способностями у престарелых // Иностранная психология, 2001, №14, с. 17-23

Пиаже Ж. Избранные труды. - М.: Просвещение. 1969.

Платон. Собрание сочинений. – М.: Мысль, 1990, т. 1.

Пломин Р., Прайс Т.С. Генетика и когнитивные способности // Иностранная психология, 2001, №14, с. 6-16.

Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М.: МГУ. 2000.

Поддьяков А.Н. Алгоритмическая неразрешимость и ее следствия для организации разумной деятельности // Когнитивная психология / Ред. В.Н. Дружинин, Д.В. Ушаков. - М.: ПерСэ, 2002, с. 202-204.

Политцер Г., Жорж К. Мышление в контексте // Иностранная психология, 1996, № 6, с. 28-33.

Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. - М.: Просвещение. 1960.

Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976.

Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. – М.: Наука, 1983.

Пономарев Я.А. Психология творения. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 1999.

Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. - М.: Изд-во «Прометей». 1996а.

Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин. // Вопросы психологии, 1996б, № 2,

Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках.. – М.: Наука, 1987

Пуанкаре А. Математическое открытие // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1981, с. 356-365.

Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. – М-Л.: Энергия, 1965.

Рабочая концепция одаренности М.: ИЧП «Издательство Магистр». 1998.

Равен Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Разд. 3: Стандартные прогрессивные матрицы. - М.: Когито-Центр. 1996.

Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. - М.: Аспект Пресс. 1999.

Рамбо Д.М., Биран М. Дж. Интеллект и языковые способности приматов // Иностранная психология, 2000, № 13, с. 29-40.

Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М.: Просвещение. 1989.

Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: Наука. 1959.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. – М.: Наука, 1989.

Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: Просвещение. 1958.

Рубинштейн С.Л. Основная задача и метод психологического исследования мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: МГУ, 1981, с. 281-288.

Рубцов В.В., Журавлев А.Л., Марголис А.А., Ушаков Д.В. Образование одаренных – государственная проблема // Психологическая наука и образование, 2009, №4, сс. 5-13.

Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций. Тексты / Под. ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984, с. 120-137.

Сергиенко Е.А. Дискуссия о происхождении знаний // Иностранная психология, 2000, № 12, с. 3-12.

Сергиенко Е.А. Когнитивное развитие // Когнитивная психология / Ред. В.Н. Дружинин, Д.В. Ушаков. – М.: Per Se, 2002, с. 347-406.

Сергиенко Е.А., Рязанова Т.Б. Младенческое близнецовое лонгитюдное исследование: специфика психического развития // Психологический журнал, 1999, т. 20, № 2, с. 39-53.

Сироткина И.Е. Гений и безумие: из истории идеи // Психологический журнал, 2000, Т. 21, № 1, с. 116-124.

Смит Л. Обладают ли младенцы врожденными структурами знания? Другая сторона вопроса // Иностранная психология, 2000, № 12, с. 35-49.

Стернберг Р. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология, 1996, № 6, с 54-61.

Стернберг Р., Григоренко Е.Л. Учись думать творчески! // Основные современные концепции творчества и одаренности / Ред. Д.Б. Богоявленская. - М.: Молодая гвардия, 1997, 186 - 213.

Субботин В.Е. Оценочные суждения // Когнитивная психология / Ред. В.Н. Дружинин, Д.В. Ушаков. – М.: Per Se, 2002, с 315-332.

Тарле Е.В. Талейран. - М.: Изд-во Академии наук СССР. 1957.

Тендряков В.Ф. Проселочные беседы //А.Н. Леонтьев и современная психология. – М.: Издательство Московского университета, 1983, с. 266-274.

Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Педагогика, 1961.

Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ, 1984.

Ушаков Д.В. Гуманитарные и естественнонаучные мотивы в психологии // Методологические и теоретические проблемы современной психологии. - М.: ИПАН. 1988а.

Ушаков Д.В. Роль метафоры в творческом мышлении // Вестник высшей школы, 1988б, № 1, с. 24-28.

Ушаков Д.В. Проблемы и надежды франкоязычной когнитивной психологии // Иностранная психология, 1995, № 5, с 5-8.

Ушаков Д.В. Одаренность, творчество, интуиция // Современные теории одаренности. / Ред. Д.Б. Богоявленская. - М.: Молодая гвардия. 1998.

Ушаков Д.В. Мышление и интеллект // Современная психология / Ред. В.Н. Дружинин. - М.: Инфра-М, 1999, с. 241-266.

Ушаков Д.В. Психология одаренности и проблема субъекта // Проблема субъекта в психологической науке. Ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. М.: «Академический проект», 2000, с. 212 – 226.

Ушаков Д.В. Психология интеллекта: структурно-динамическая теория. – М.: ИП РАН, 2003.

Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. - М.: «Просвещение». 1967.

Хайликс В.А. Языковые способности и внутренний мир высших животных. Начало исследований и основные темы // Иностранная психология, 2000, №13, с. 1-17.

Хакен Г. Принципы работы головного мозга. – М.: ПЕР СЭ, 2001.

Халфорд Г.С. Высшие когнитивные процессы: знания, построенные на отношениях объектов // Иностранная психология, 1997, № 8, с. 44-51.

Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. - СПб.: Речь. 2001.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.

Хеллер К.А., Зиглер А. Различия между мальчиками и девочками в успеваемости по математике и естественным наукам: может ли переориентация улучшить результаты одаренных школьниц? // Иностранная психология, 1999, № 11, с. 30-40.

Холодная М.А. Структурная организация индивидуального интеллекта. Дисс. докт. психол. наук. - М.: МГУ. 1990.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск, Москва: Изд-во Том. Ун-та, Барс, 1997.

Холодная М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей // Одаренность: рабочая концепция / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков. - Москва - Самара, Изд-во РПО, 2000, с 22-28.

Холодная М.А. Интеллект // Когнитивная психология / Ред. В.Н. Дружинин, Д.В. Ушаков. М.: Per Se, 2002, с. 241-282.

Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. - М.: РПА. 1997.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Изд. Корпорация «Логос». 1994.

Энгельмейер П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. - СПб. 1911.

Юсупов Ф.М. Принципы конструирования невербальных тестов способностей. Кандидатская диссертация. - М.: ИП РАН. 1993.

Юркевич В.С. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Ред. Д.Б. Богоявленская. - М.: Молодая гвардия, 1997, с. 127-142.

Юркевич В.С. Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества // Психологическая наука и образование, 2009, №4, сс.74-86.

Яглом И.М. Почему высшую математику открыли одновременно Ньютон и Лейбниц? // Число и мысль. Вып. 6. - М.: Знание, 1983, сс. 99-125.

Якобсон П.М. Процесс творческой работы изобретателя. - М.-Л. 1934.

Ямпольский Л.Т. Измерение продуктивности интеллектуальной деятельности // Вопросы психологии, 1984, № 5, с. 142-147.

Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина. - СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект». 1999.

Acredolo C., Acredolo L.P. Identity, compensation and conservation // Child development, 1979, 50, 524-535.

Acredolo C., Acredolo L.P. The anticipation of conservation phenomena // Child development, 1980, 51, 667-675.

Adams M.J. Logical competence and transitive inference in young children // Journal of Experimental Child Psychology, 1978, 25, 447-489.

Akiskal, H.S., Akiskal, K. Reassessing the prevalence of bipolar disoders: Clinical signification and artistic creativity // Psychiatry and Psychology, 1988, 3, 29-39.

Albert, D.H. And the skylark sings with me: Adventures in home schooling and community-based education. - Gabriola Island, BC: New Society Publishers. 1999.

Anderson J.R. Language, memory and thought. Hillsdale, NJ, Lawrence Erlbaum Associates, 1976.

Anderson J.R. The architecture of cognition. Cambridge, Harvard University Press, 1983.

Anderson, M. Intelligence and development: A cognitive theory. - Oxford: Blackwell. 1992.

Anderson, M. Annotation: Conceptions of intelligence // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2001, 42, 3, 287 - 298.

Andreasen, N.J.C., Canter, A. The creative writer: Psychiatric symptoms and family history // Comprehensive Psychiatry, 1974, 15, 123-131.

Ansburg P., Hill K. Creative and analytic thinkers differ in their use of attentional resources/ Personality and Individual Differences, 34, 2003, 1141-1152.

Atkinson, J.W., Raphelson, A.C. Individual differences in motivation and behavior in particular situations // Journal of Personality, 1956, 24, 349-363.

Atkinson, J.W., Reitman, W.R. Performance as a function of motive strength and expectancy of goal attainment // Journal of Abnormal Social Psychology, 1956, 53, 361-366.

Auzias, M., Casati, I., Cellier, C., Delaye, R., Verleure, F. Ecrire a 5 ans? -Paris: PUF. 1977.

Bandura, A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior change // Psychological Review, 84, 191-215. 1977.

Barnett, L.B., Juhasz, S.E. The Johns Hopkins Talent Search today // Gifted and talented international, 2001, 16, 2, 96-99.

Barron, F. Putting creativity to work // R.J. Sternberg (ed.). The nature of creativity. - Cambridge, Cambridge University Press, 1988, 76-98.

Baum, S. An enrichment program for gifted learning disabled students // Gifted Child Quarterly, 1988, 32 231-235.

Beckman, J., Guthke, J. Complex problem solving, intelligence and learning abilities // P. Frensch, J. Funke (eds.) Complex problem solving. - Cambridge, Cambridge University Press, 1995, 177-200.

Bell, C., Roach, P. Beyond stereotypes: A process for identification of gifted students // Rural Educator, 1987, 8, 4-7.

Belmont, L., Marolla, F.A. Birth order, family size, and intelligence // Science, 1973, 182, 1096-1101.

Benbow, C. Academic achievement in mathematics and science of students between age 13 and 23: Are there differences among students in the top one percent of mathematical ability? // Journal of Educational Psychology, 1992, 84, 51 - 61.

Berry, C. The Nobel scientists and the origins of scientific achievement // British Journal of Sociology, 1981, 32, 381-91.

Berry, C. On the origins of exceptional intellectual and cultural achievement // M.J.A. Howe (ed.) Encouraging the Development of Exceptional Abilities and Talents. - Leicester: the British Psychological Society. 1990.

Berry D., Broadbent D. Implicit learning in the control of complex systems // P.A. Frensch, J. Funke (eds.)Complex problem solving: The European perspective. Hillsdale, NJ, Lawrence Erlbaum Associates, 1995, 131-150.

Bidell, T.R., Fischer K.W. Between nature and nurture: The role of human agency in the epigenesis of intelligence // R.J. Sternberg, E. Grigorenko (eds.) Intelligence, heredity, and environment. - Cambridge University Press, 1997, 193-242.

Bhaskar R., Simon H. Problem solving in semantically rich domains: An example from engineering thermodynamics // Cognitive Science, 1977, 1, 193-215.

Bless, H. The interplay of affect and cognition: The mediating role of general knowledge structures // J.P. Forgas (ed.) Feeling and thinking: The role of affect in social cognition. - New York: Cambridge University Press, 2000, 201-222.

Bloom, B. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals. - New York: David McKay. 1956.

Bloom, B.S. (ed.) Developing talent in young people. - New-York. 1985.

Borkowsky, J.G., Peck V.A. Causes and consequences of metamemory in gifted children // R.J. Sternberg, J.E. Davidson (eds.) Conceptions of giftedness. - Cambridge, Cambridge University Press, 1986, 182-200.

Borsellino A., Carlini R., Riani M., Tuccio M.T., de Marso A., Penengo P., Trabucco A. Effects of visual angle on perspective reversal for ambiguous patterns // Perception, 1982, 12, 263-273.

Botson, C., Deliege, M. Quelques facteurs intervenant dans la progression des raisonements élémentares // Bulletin de psychologie, 1979, 340, 539-556.

Bouchard, T.J. Do environmental similarities explain the similarity of identical twins reared together? // Intelligence, 1983, 7, 175-184.

Bouchard T.J. IQ similarity in twins reared apart: Findings and responses to critics // Sternberg R.J., Grigorenko, E. (eds.) Intelligence, heredity, and environment. Cambridge University Press, 1997, 126-162.

Boysson-Bardies B. de, O’Regan K. What children do in spite of adults’ hypothesis //Nature, 1973, 246, 531-554.

Bradburn, N.M. N Achievement and father dominance in Turkey // Journal of abnormal social psychology, 1963, 66, 413-418.

Breland, H.M. Birth order, family configuration and verbal achievement // Child development, 1974, 45, 1011-1019.

Brenet, F., Ohlmann, T., Marendaz, C. Interaction vision/posture lors de la localisation d’une cible enchâssée // Bulletin de psychologie, 1988, 388, 22-30.

Brody, L.E. The Talent Search model for meeting the academic needs of gifted and talented students // Gifted and talented international, 2001, 16, 2, 99-102.

Brody, L., Benbow, C. Accelerative strategies: How effective are they for the gifted? // Gifted Child Quarterly, 1987, 31, 105-109.

Bronfenbrenner, U. Nature with nurture: A reinterpretation of the evidence // A. Montague (ed.) Race and IQ. - New York: Oxford University Press. 1975.

Brown, A.L. Conservation of number and continuous quantity in normal, bright and retarded children // Child development, 1973, 44, 376-379.

Brown, A.L. Knowing when, where and how to remember: A problem of metacognition // R. Glaser (ed.) Advances in instructional psychology (vol. 1, 77 - 165). - Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1978.

Brown, A.L., Campione, J.C. Permissible inferences from cognitive training studies in developmental research // Quarterly Newsletter of the Institute for Comparative Human Behaviour, 1978, 2, 46 - 53.

Bruner, J.S. On the conservation of liquids // J.S. Bruner, R.R. Oliver, P.M. Greenfield et al. (eds.) Studies in cognitive growth. – New York: Wiley, 1966.

Bryant P.E., Trabasso T. Transitive inference and memory in young children // Nature, 1971, 232, 456-458.

Buchner, A. Basic topics and approaches to the study of complex problem solving // P. Frensch, J. Funke (eds.) Complex problem solving: The European perspective. - Hillsdale, NJ, Lawrence Erlbaum Associates, 1995, 27-64.

Burt, C. The genetic determination of differences in intelligence: A study of monozygotic twins reared together and apart // British Journal of Psychology, 57, 1966, 137-153.

Campbell, J.R. Early identification of mathematics talent has long-term positive consequences for career contributions // International Journal of Educational Research, 1996, 25, 485-496.

Carrey, S. Conceptual change in childhood. - Cambridge, London: MIT Press. 1985.

Carroll, J.B. Ability and task difficulty in cognitive psychology // Educational Researcher, 1981, 10, 11 - 21.

Case, R. Intellectual development: birth to adulthood. - New York: Academic Press. 1985.

Case R. Structure and process // International Journal of Psychology, 1987, 22, 65-101.

Cattaneo, C. De l’origine des espèces par voie de sélection naturelle, ou les lois de transformation des êtres organisés. - Paris, Flammarion. 1859.

Cattell, J., Brimhall, D.R. American men of science. - New York: Science Press. 1921.

Cattell, R.B. Some theoretical issues in adult intelligence testing // Psychological Bulletin, 1941, 38, 592.

Ceci, S.J. On Intelligence ... More or less: a Bio-ecological Theory of Intellectual Development. - Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. 1990.

Ceci, S.J., Rosenblum, T., de Bruyn, E. & Lee, D. A bio-ecological model of intellectual development: Moving beyond h2 // R.J. Sternberg, E. Grigorenko (eds.) Intelligence, heredity, and environment. - Cambridge University Press, 1997, 126-162.

Cicirelli, V.G. Sibling constellation, creativity, IQ and academic achievement // Child Development, 1978, 12, 369-370.

Charness, N., Krampe, R., Mayr, U. The role of practice and coaching in entrepreneurial skill domains: an international comparison of life-span chess skill acquisition // K.A. Ericsson (ed.) The road to excellence. - New Jersey, 1996, 51-80.

Cheng P., Holyoak K.J. Pragmatic reasoning schemas // Cognitive psychology, 1985, 17, 391-416.

Cherny, S.S., Fulker, D.W., Hewitt, J.K. Cognitive development from infancy to middle childhood // R.J. Sternberg, E. Grigorenko (eds.) Intelligence, heredity, and environment. - Cambridge University Press, 1997, 463-482.

Clark, M.S., Isen, A.M. Towards understanding the relationship between feeling states and social behavior // A.H. Hastorf, A.M. Isen (eds.) Cognitive social psychology. - New York: Elsevier-North Holland, 1982, 73-108.

Clasen, D., Hanson, M. Double mentoring: A process for facilitating mentorships for gifted students // Roeper Review, 1987, 10, 107-110.

Coleman, L. Schooling the gifted. - Reading, MA: Addision Wesley. 1985

Cosmides L. The logic of social exchange: Has natural selection shaped how humans reason? Studies with the Wason selection task // Cognition, 1989, 31, 187-276.

Daurio, S.P. Educational enrichment versus acceleration: a review of the literature // W.C. George, S.J. Cohn, J.C. Stanley (eds.) Educating the gifted: Acceleration and enrichment. - Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 1979, 13-63.

Davenport K.S., Remmers H.H. Factors in state characteristics related to average A-12 V-12 test scores // Journal of Educational Psychology, 1950, 41, 110-115.

Davidson, J.E., Sternberg, R.J. The role of insight in intellectual giftedness // Gifted Child Quarterly, 1984, 28, 58 - 64.

Davis, D.J., Cahan, S., Bashi, J. Birth order and intellectual development: the confluence model in the light of cross-cultural evidence // Science, 1977, 196, 1470-1472.

de Charms R., Moeller G.H. Values expressed in American children’s readers: 1880-1950 // Journal of Abnormal and Social Psychology, 1962, 64, 136-142.

Demetriou A., Efklides A. Experiential structuralism and neo-Piagetian theories: towards an integrated model // International Journal of Psychology, 1987, 22, 173-198.

Detterman D.K. Theoretical notions of intelligence and mental retardation // American Journal of Mental Deficiency, 92, 1987,2-11.

Detterman D.K. Assessment of basic cognitive abilities in relation to cognitive deficits // American Journal on Mental Retadation, 97, 1992, 251 - 286.

Devries, R. Relationships among Piagetian, IQ and achievement assessment // Child development, 1974, 45,746-756.

Dickerson R.E. Exponential correlation of IQ and the wealth of nations // Intelligence, 2006, 34(3), 291-295.

Dodds R. A., Ward T.B., Smith S.M. The Use of Environmental Clues During Incubation // Creativity Research Journal, 2002, Vol. 14, Nos. 3 & 4, 287–304

Doise, W. Idées nouvelles et notions anciennes // J.-L. Beauvois, R.-V. Joule, J.-M. Monteil (eds.). Perspectives cognitives et conduites sociales. 1. Théories implicites et conflits cognitifs. - Suisse, Cousset, Editions Del Val, 1987, 229 - 243.

Donnelly, E.F., Murphy, D.L., Goodwin, F.K., Waldman, I.N. Intellectual function in primary affective disorder // British Journal of Psychiatry, 1982, 140, 633-636.

Du Don au Talent Paris: Eurotalent. 1998.

Dunker K. On problem solving. Psychological Monographs, 58, №270, 1945.

Evans, J.StB.T. Bias in human reasoning: Causes and consequences. – Hove, UK: Lawrence Erlbaum Ltd, 1989.

Dweck, C.S., Bempechat, J. Children’s theories of intelligence: consequences for learning // S.G. Paris, G.M. Olson, H.W. Stevenson (eds.) Learning and motivation in the classroom. - Hillsdale, NJ, Lawrence Erlbaum Associates, 1983, 239-256.

Erdle S., Irving P., Rushton J.P., Park J. The general factor of personality and its relation to self-esteem in 628640 Internet respondents. Personality and Individual Differences, 48, 2010, pp. 343-346.

Eysenck, H.J. The IQ argument: Race, intelligence and education. - New York: Library Press. 1971.

Evans, J.StB.T. Bias in human reasoning: Causes and consequences. - Hove, UK: Lawrence Erlbaum Ltd. 1989.

Facon, B., Bollengier, T., Grubar, J.C. Deficience mentale: influence de la dissociation entre efficience et experience // Enfance, 1994, 1, 71-81.

Feldman, D.H. Nature’s Gambit: Child Prodigies and the Development of Human Potential. - New York: Basic Books. 1986.

Feng, A.X., Campbell, J.R., Verna, M.A. The talent development of American Phisics Olympians // Gifted and talented international,2001, 16, 2, 108-114.

Fiedler, K. Towards an integrative account of affect and cognition phenomena using the BIAS computer algorithm // J.P. Forgas (ed.) Feeling and thinking: The role of affect in social cognition. - New York: Cambridge University Press. 2000.

Finke R.A. Imagery, Creativity, and Emergent Structure. Consciousness and cognition. 1995, 5, 381–393

Finkel, D., Pedersen, N.L., McGue, M., McClearn, G.E. Heritability of cognitive abilities in adult twins: Comparison of Minnesota and Swedish data // Behavior Genetics, 1995, 25, 421-432.

Fischhoff B. Judgment and decision making // R.J. Sternberg, E.E, Smith (eds.). The psychology of human thought. – Cambridge University Press, 1991, 155-187.

Fisher K.W., Farrar M.J. Generalization about generalization: how a theory of skill development explains both generality and specificity // International Journal of Psychology, 1987, 22, 137-150.

Fisher K., Stewart J. Dunker’s analysis of problem solving as microdevelopment/ From Past to Future, 1999, Vol. 1(2). The Drama of Karl Dunker, pp. 45-50.

Flynn, J.R. The mean IQ of Americans: Massive gains 1932 to 1978 // Psychological Bulletin, 1984, 101, 171-191.

Fodor J. The modularit



2015-12-07 586 Обсуждений (0)
Культурные ценности как системное единство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культурные ценности как системное единство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (586)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)