Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практические (семинарские) занятия



2015-12-07 303 Обсуждений (0)
Практические (семинарские) занятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Цели и задачи изучения дисциплины, её место в учебном процессе

Цели изучения дисциплины

- развитие у студентов интереса к психологии интеркультурных взаимоотношений;

- повышение культурного уровня студентов, формирование их мировоззрения.

Задачи изучения дисциплины

- познакомить студентов с основными понятиями изучаемого курса;

- обозначить современную проблематику интеркультурных взаимоотношений в различных сферах жизнедеятельности;

- раскрыть роль и значение культуры как психологического феномена в контексте интеркультурных взаимоотношений;

- дать представление об исторических путях и перспективах развития межкультурных взаимодействий в туризме;

- дать представление об этнических конфликтах и способах их урегулирования;

- выделить и охарактеризовать этические основы ведения бизнеса в различных типах культур;

- дать общую характеристику взаимодействия типичных представителей различных стран.

 

Краткая характеристика дисциплины, её место в учебном процессе

Курс “Интеркультурные взаимоотношения в туризме” способствует получению студентами знаний об интеркультурных особенностях и различиях, основах ведения бизнеса в различных типах культур, ведущих тенденциях и перспективах международного бизнеса. Кроме того, закрепляются навыки взаимодействия с представителями различных наций и культур, и таким образом, формируется профессиональное поведение будущих специалистов. В целом курс способствует повышению культурного уровня и формированию мировоззрения студентов

Связь с предшествующими дисциплинами

Дисциплина читается после изучения таких дисциплин, как «Психология», «Профессиональная этика и этикет», дополняются и систематизируются знания, получаемые студентами в ходе изучения ими других дисциплин гуманитарного цикла.

Связь с последующими дисциплинами

Знания и умения, полученные в ходе изучения дисциплины необходимы студентам в период прохождения преддипломной практики, а также для написания диплома.

Требования к уровню освоения дисциплины

Требования к уровню освоения содержания курса

После изучения курса студенты должны:

Иметь представление:

- о ведущих национальных особенностях и различиях между представителями разных культур;

- о современной проблематике межкультурных взаимодействий в туризме;

Знать:

- основные понятия изучаемого учебного курса;

- общую характеристику типичных представителей различных стран;

- этические основы ведения бизнеса в различных типах культур;

-основные правила и способы разрешения конфликтных ситуаций в интеркультурных взаимоотношениях.

Уметь:

- определять психологические и интеркультурные характеристики человека исходя из особенностей его вербального и невербального общения;

- применять знания в области интеркультурных взаимодействий в практической сфере деятельности для организаций эффективного общения с представителями разных наций и культур;

- предупреждать и нейтрализовать межкультурные разногласия и конфликты.

3. Распределение учебных занятий по семестрам и тематический план изучения дисциплины

Распределение видов и часов учебных занятий дисциплины по семестрам

Таблица 1

Распределение видов и часов занятий по семестрам

Виды занятий   Всего
 
Аудиторные занятия, в том числе: - лекции - лабораторные работы - семинарские занятия Самостоятельные занятия, в том числе: - курсовой проект (работа) - контрольная работа - иные виды СРС Итого учебных занятий         10 8 - 2 90 - 10 80 100             10 8 - 2 90 - 10 80 100

 

3.2. Тематический план изучения дисциплины

Таблица 2

Тематический план изучения дисциплины

 

№ пп Наименование разделов и тем Всего (часов) Аудиторные заня­тия (часов), в т.ч. Самостоя­тельная работа
лекции семинары
Тема 1. Введение в психологию интеркультурных взаимоотношений.  
Тема 2. Этнос и этнические общности человечества.  
Тема 3. Культура как социальная система.  
Тема 4. Психология национального характера.
Тема 5. Черты сходства и различия российской и иных культур.  
Тема 6. Интеркультурные особенности взаимоотношений в туризме.
Тема 7. Универсальные и культурно-специфические аспекты общения в интеркультурных взаимодействиях в туризме.  
Тема 8. Этнические конфликты – причины и способы регуляции.  
Тема 9. Этика ведения бизнеса в различных типах культур.    
Тема 10. Национальные манеры и обычаи.    
  Контрольная работа    
  Всего по курсу.

 

Содержание дисциплины

Теоретический курс

Тема 1. Введение в психологию интеркультурных взаимоотношений отношений.

Предмет, объект, цели и задачи изучения психологии интеркультурных взаимоотношений. Основные понятия изучаемого курса: интеркультурные взаимоотношения, национальный характер, социальный характер, ментальность, национальный и индивидуальный менталитет, этнос, нация, народ, народность, цивилизация (культура), модальная личность. Актуальность изучения интеркультурных отношений для специалистов в области туризма. Развитие и становление психологии интеркультурных взаимоотношений.

 

Тема 2. Этнос и этнические общности человечества.

Этнос как психологическая общность. Понятие этноса, этнической и социальной группы. Этноцентризм как социально-психологическое явление. Группоцентризм: «мы» и «они». Структура и функции этнического самосознания. Этнические группы и этническое самосознание. Концепция Л.Н. Гумилева о межэтнической комплиментарности.

Механизмы межгруппового восприятия в интеркультурных отношениях. Этнические стереотипы и процесс стериотипизации. Условия и мотивы и механизмы формирования этнических стереотипов.

 

Тема 3. Культура как социальная система.

Определение культуры. Регулятивная функция культуры. Ведущие признаки культуры (язык, знания, убеждения, ценности и идеология). Внешние и внутренние проявления культуры.

Классификация культур: моноактивные, полиактивные и реактивные культуры. Понятие времени у типичных представителей различных культур

Концепция «культурного шока». Составляющие (аспекты) культурного шока. Основные факторы, влияющие на адаптацию к иной культуре.

 

Тема 4. Психология национального характера.

Понятие национального характера. Особенности национального характера. Классический русский национальный характер. Психологические особенности «советского человека». Психологические особенности «новых русских». Национальный характер в языке и фольклоре.

 

Тема 5. Черты сходства и различия российской и иных культур.

Характерные особенности российской культуры. Различия и сходства англо-американской и русской культур. Различия и сходства русский и романо-германской культуры.

Влияние национальных особенностей на ход переговоров. Национальные особенности принятия решений.

 

Тема 6. Интеркультурные особенности взаимоотношений в туризме.

Значение и перспективы развитие туристского бизнеса в мировой экономике.

Представление о статусе, лидерстве и организации в международном бизнесе.

Поведение лидеров в различных типах культур: моноактивные, полиактивные и реактивные менеджеры.

Британский, американский, французский, шведский, азиатский, романский и арабский стили лидерства. Особенности формирования деловых отношений с типичными представителями обозначенных стилей лидерства.

«Восточная модель» представления о статусе, лидерстве и организации.

 

Тема 7. Универсальные и культурно-специфические аспекты общения в интеркультурных взаимодействиях в туризме.

Механизмы межгруппового восприятия. Особенности национальных стилей делового общения в Европе и Америке, Франции, Германии, Испании, Финляндии, Швейцарии. Национальные стили делового общения в странах Азии. Японский деловой стиль. Китайский деловой стиль. Арабский деловой стиль.

 

Тема 8. Этнические конфликты, причины возникновения и способы регуляции.

Понятие - этнические конфликты. Типы этнических конфликтов. Динамика этнических конфликтов. Индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов. Теория реального конфликта. Теория социальной идентичности. Урегулирование этнических конфликтов.

 

Тема 9. Этика ведения бизнеса в различных типах культур.

Общие и специфические черты ведения бизнеса у представителей разных наций Этика ведения деловых переговоров, деловых контрактов. Выполнение контрактных обязательств с представителями различных типов культур. Отношение к компромиссу в различных культурах. Американская тактика взаимных уступок. Англичане и скандинавы как «мастера компромисса».

Отношение к использованию посредников в переговорах.

Типичная логика ведения бизнеса у разных народов.

 

Тема 10. Национальные манеры и обычаи.

Понятия: манеры и обычаи. Распространенные национальные обычаи. Некоторые странные обычаи наций, народов, народностей. Наиболее известные национальные табу.

Манеры и обычаи при приеме пищи. Принятое время еды. Манеры за столом. Количество блюд, предпочитаемые первые блюда и закуски. Оплата счета, чаевые. Дарение подарков.

Особенности делового этикета в различных культурах: государственный, дипломатический, общегражданский.

 

Практические (семинарские) занятия

Семинар 1. Психология национального характера. (1 ч)

Цель: изучить психологию национального характера

1. Понятие национального характера.

2. Классический русский национальный характер.

3. Национальный характер в языке и фольклоре.

 

Семинар 2. Интеркультурные особенности взаимоотношений в туризме. (1 ч)

Цель: изучить интеркультурные особенности взаимоотношений в туризме.

1. Межкультурная коммуникация и взаимоотношения.

2. Поведение лидеров в различных типах культур: моноактивные, полиактивные и реактивные менеджеры.

3. Особенности формирования деловых отношений с типичными представителями обозначенных стилей лидерства.

4. «Восточная модель» представления о статусе, лидерстве и организации.

Литература для семинарских занятий:

Рекомендуемая основная литература:

1. Стефаненко Т.Г. Этнописхология. –М.: Аспект –прогресс, 2008.

2. Босрок М. М. Путеводитель по обычаям и этикету. Европа. Ценнейшее руководство, как нужно действовать с самого первого шага; пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель,2008.

3. Босрок М. М. Азия: Путеводитель по обычаям и этикету; пер. с англ. – М.:АСТ: Астрель, 2007.

4. Босрок М. М. Путеводитель по обычаям и этикету. Южная Америка. Ваш незаменимый помощник; пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

5. Льюис Г.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: пер. с англ. -М.: Дело, 2006

Рекомендуемая дополнительная литература:

1. Кипнис М. Тренинг межкультурных отношений. Части 1-2 – М.:Ось-89, 2006.

2. Косолапов А.Б. Туристское страноведение. Европа и Азия: учебно-практическое пособие. -М.: КНОРУС, 2005.

3. Тен Ю. П. Культурология и межкультурная коммуникация: Учебник. – Ростов-на Дону: Феникс, 2007.

4. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособ. Для студ. вузов. – М.:ЮНИТИ ДАНА, 2008.

5. Корпоративная культура делового общения: Главные правила общения и поведения в современном обществе. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005.

6. Митчелл М. Деловой Этикет; пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2005.

7. Романова Н. П. Деловой этикет на Востоке. Настольная книга бизнесмена: учеб. пособ. – М.:Восток-Запад, 2005.

8. Фихтингер, Хайнц и др. Правила хорошего тона. Как вести себя во время пребывания за границей .-М.: Омега – Л, 2006.

9. Шубина Е.В. Ритуалы: зашифрованная сила тысячелетий. -СПб.: ИГ «Весь», 2005.

10. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. – М.: ПЭРСЭ, 2002.

 

Лабораторные занятия

Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.



2015-12-07 303 Обсуждений (0)
Практические (семинарские) занятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практические (семинарские) занятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)