Практические (семинарские) занятия
Цели и задачи изучения дисциплины, её место в учебном процессе Цели изучения дисциплины - развитие у студентов интереса к психологии интеркультурных взаимоотношений; - повышение культурного уровня студентов, формирование их мировоззрения. Задачи изучения дисциплины - познакомить студентов с основными понятиями изучаемого курса; - обозначить современную проблематику интеркультурных взаимоотношений в различных сферах жизнедеятельности; - раскрыть роль и значение культуры как психологического феномена в контексте интеркультурных взаимоотношений; - дать представление об исторических путях и перспективах развития межкультурных взаимодействий в туризме; - дать представление об этнических конфликтах и способах их урегулирования; - выделить и охарактеризовать этические основы ведения бизнеса в различных типах культур; - дать общую характеристику взаимодействия типичных представителей различных стран.
Краткая характеристика дисциплины, её место в учебном процессе Курс “Интеркультурные взаимоотношения в туризме” способствует получению студентами знаний об интеркультурных особенностях и различиях, основах ведения бизнеса в различных типах культур, ведущих тенденциях и перспективах международного бизнеса. Кроме того, закрепляются навыки взаимодействия с представителями различных наций и культур, и таким образом, формируется профессиональное поведение будущих специалистов. В целом курс способствует повышению культурного уровня и формированию мировоззрения студентов Связь с предшествующими дисциплинами Дисциплина читается после изучения таких дисциплин, как «Психология», «Профессиональная этика и этикет», дополняются и систематизируются знания, получаемые студентами в ходе изучения ими других дисциплин гуманитарного цикла. Связь с последующими дисциплинами Знания и умения, полученные в ходе изучения дисциплины необходимы студентам в период прохождения преддипломной практики, а также для написания диплома. Требования к уровню освоения дисциплины Требования к уровню освоения содержания курса После изучения курса студенты должны: Иметь представление: - о ведущих национальных особенностях и различиях между представителями разных культур; - о современной проблематике межкультурных взаимодействий в туризме; Знать: - основные понятия изучаемого учебного курса; - общую характеристику типичных представителей различных стран; - этические основы ведения бизнеса в различных типах культур; -основные правила и способы разрешения конфликтных ситуаций в интеркультурных взаимоотношениях. Уметь: - определять психологические и интеркультурные характеристики человека исходя из особенностей его вербального и невербального общения; - применять знания в области интеркультурных взаимодействий в практической сфере деятельности для организаций эффективного общения с представителями разных наций и культур; - предупреждать и нейтрализовать межкультурные разногласия и конфликты. 3. Распределение учебных занятий по семестрам и тематический план изучения дисциплины Распределение видов и часов учебных занятий дисциплины по семестрам Таблица 1 Распределение видов и часов занятий по семестрам
3.2. Тематический план изучения дисциплины Таблица 2 Тематический план изучения дисциплины
Содержание дисциплины Теоретический курс Тема 1. Введение в психологию интеркультурных взаимоотношений отношений. Предмет, объект, цели и задачи изучения психологии интеркультурных взаимоотношений. Основные понятия изучаемого курса: интеркультурные взаимоотношения, национальный характер, социальный характер, ментальность, национальный и индивидуальный менталитет, этнос, нация, народ, народность, цивилизация (культура), модальная личность. Актуальность изучения интеркультурных отношений для специалистов в области туризма. Развитие и становление психологии интеркультурных взаимоотношений.
Тема 2. Этнос и этнические общности человечества. Этнос как психологическая общность. Понятие этноса, этнической и социальной группы. Этноцентризм как социально-психологическое явление. Группоцентризм: «мы» и «они». Структура и функции этнического самосознания. Этнические группы и этническое самосознание. Концепция Л.Н. Гумилева о межэтнической комплиментарности. Механизмы межгруппового восприятия в интеркультурных отношениях. Этнические стереотипы и процесс стериотипизации. Условия и мотивы и механизмы формирования этнических стереотипов.
Тема 3. Культура как социальная система. Определение культуры. Регулятивная функция культуры. Ведущие признаки культуры (язык, знания, убеждения, ценности и идеология). Внешние и внутренние проявления культуры. Классификация культур: моноактивные, полиактивные и реактивные культуры. Понятие времени у типичных представителей различных культур Концепция «культурного шока». Составляющие (аспекты) культурного шока. Основные факторы, влияющие на адаптацию к иной культуре.
Тема 4. Психология национального характера. Понятие национального характера. Особенности национального характера. Классический русский национальный характер. Психологические особенности «советского человека». Психологические особенности «новых русских». Национальный характер в языке и фольклоре.
Тема 5. Черты сходства и различия российской и иных культур. Характерные особенности российской культуры. Различия и сходства англо-американской и русской культур. Различия и сходства русский и романо-германской культуры. Влияние национальных особенностей на ход переговоров. Национальные особенности принятия решений.
Тема 6. Интеркультурные особенности взаимоотношений в туризме. Значение и перспективы развитие туристского бизнеса в мировой экономике. Представление о статусе, лидерстве и организации в международном бизнесе. Поведение лидеров в различных типах культур: моноактивные, полиактивные и реактивные менеджеры. Британский, американский, французский, шведский, азиатский, романский и арабский стили лидерства. Особенности формирования деловых отношений с типичными представителями обозначенных стилей лидерства. «Восточная модель» представления о статусе, лидерстве и организации.
Тема 7. Универсальные и культурно-специфические аспекты общения в интеркультурных взаимодействиях в туризме. Механизмы межгруппового восприятия. Особенности национальных стилей делового общения в Европе и Америке, Франции, Германии, Испании, Финляндии, Швейцарии. Национальные стили делового общения в странах Азии. Японский деловой стиль. Китайский деловой стиль. Арабский деловой стиль.
Тема 8. Этнические конфликты, причины возникновения и способы регуляции. Понятие - этнические конфликты. Типы этнических конфликтов. Динамика этнических конфликтов. Индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов. Теория реального конфликта. Теория социальной идентичности. Урегулирование этнических конфликтов.
Тема 9. Этика ведения бизнеса в различных типах культур. Общие и специфические черты ведения бизнеса у представителей разных наций Этика ведения деловых переговоров, деловых контрактов. Выполнение контрактных обязательств с представителями различных типов культур. Отношение к компромиссу в различных культурах. Американская тактика взаимных уступок. Англичане и скандинавы как «мастера компромисса». Отношение к использованию посредников в переговорах. Типичная логика ведения бизнеса у разных народов.
Тема 10. Национальные манеры и обычаи. Понятия: манеры и обычаи. Распространенные национальные обычаи. Некоторые странные обычаи наций, народов, народностей. Наиболее известные национальные табу. Манеры и обычаи при приеме пищи. Принятое время еды. Манеры за столом. Количество блюд, предпочитаемые первые блюда и закуски. Оплата счета, чаевые. Дарение подарков. Особенности делового этикета в различных культурах: государственный, дипломатический, общегражданский.
Практические (семинарские) занятия Семинар 1. Психология национального характера. (1 ч) Цель: изучить психологию национального характера 1. Понятие национального характера. 2. Классический русский национальный характер. 3. Национальный характер в языке и фольклоре.
Семинар 2. Интеркультурные особенности взаимоотношений в туризме. (1 ч) Цель: изучить интеркультурные особенности взаимоотношений в туризме. 1. Межкультурная коммуникация и взаимоотношения. 2. Поведение лидеров в различных типах культур: моноактивные, полиактивные и реактивные менеджеры. 3. Особенности формирования деловых отношений с типичными представителями обозначенных стилей лидерства. 4. «Восточная модель» представления о статусе, лидерстве и организации. Литература для семинарских занятий: Рекомендуемая основная литература: 1. Стефаненко Т.Г. Этнописхология. –М.: Аспект –прогресс, 2008. 2. Босрок М. М. Путеводитель по обычаям и этикету. Европа. Ценнейшее руководство, как нужно действовать с самого первого шага; пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель,2008. 3. Босрок М. М. Азия: Путеводитель по обычаям и этикету; пер. с англ. – М.:АСТ: Астрель, 2007. 4. Босрок М. М. Путеводитель по обычаям и этикету. Южная Америка. Ваш незаменимый помощник; пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2010. 5. Льюис Г.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: пер. с англ. -М.: Дело, 2006 Рекомендуемая дополнительная литература: 1. Кипнис М. Тренинг межкультурных отношений. Части 1-2 – М.:Ось-89, 2006. 2. Косолапов А.Б. Туристское страноведение. Европа и Азия: учебно-практическое пособие. -М.: КНОРУС, 2005. 3. Тен Ю. П. Культурология и межкультурная коммуникация: Учебник. – Ростов-на Дону: Феникс, 2007. 4. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособ. Для студ. вузов. – М.:ЮНИТИ ДАНА, 2008. 5. Корпоративная культура делового общения: Главные правила общения и поведения в современном обществе. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. 6. Митчелл М. Деловой Этикет; пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2005. 7. Романова Н. П. Деловой этикет на Востоке. Настольная книга бизнесмена: учеб. пособ. – М.:Восток-Запад, 2005. 8. Фихтингер, Хайнц и др. Правила хорошего тона. Как вести себя во время пребывания за границей .-М.: Омега – Л, 2006. 9. Шубина Е.В. Ритуалы: зашифрованная сила тысячелетий. -СПб.: ИГ «Весь», 2005. 10. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. – М.: ПЭРСЭ, 2002.
Лабораторные занятия Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |