Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III Этап формирования первичных произносительных умений и навыков



2015-12-07 551 Обсуждений (0)
III Этап формирования первичных произносительных умений и навыков 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: постановка звука, формирование навыка правильного использования его в речи.

Постановка звука достигается применением технических приемов подробно описанных в специальной литературе М.Е. Хватцевым [54], он пишет, что число приемов постановки звука доходит до 50.

В работах Ф.Ф. Рау [42] выделяются три способа:

- по подражанию (имитативный);

- с механической помощью;

- смешанный.

При постановке звука у логопатов-подростков следует как можно меньше прибегать к механической помощи, а больше полагаться на имитативные способы, чтобы пациент, используя зрительные, тактильные и мышечные ощущения, нащупывал самостоятельно нeжную артикуляцию.

Сложность постановки [р] у подростков заключается в том, что раскатистого звука [р] удается добиться далеко не всегда.

Б.М. Гриншпун [12] предлагает осуществлять постановку [р] в два этапа:

- на первом этапе ставится фрикативный [р] от звука [ж], закрепить полученный фрикативный [р] в слогах;

- на втором этапе с помощью шарикового зонда и сильной выдыхаемой струи воздуха откорректировать нормальный [р].

Ф.Ф. Рау [42] предлагает закреплять фрикативный [р] на материале слов и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемой струи воздуха. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель.

Прием, описанный Ф.Ф. Рау, более приемлем для подростков-логопатов, которые не всегда могут воссоздать точную вибрацию [р].

Для подростков – логопатов эффективным является приемы постановки [р] от шёпотной вибрации, описанные М.Е. Хватцевым, например: научиться с задуванием произносить сочетание [сшр], а затем укреплять шёпотную вибрацию, добиваясь более мягкого дрожания кончика языка. М.Е. Хватцев обращает внимание а то, что «при произнесении с голосом нервное возбуждение иррадиирует на область гортани. При шепотной же речи оно почти целиком концентрируется на артикуляции. Вот почему так важно при воспитании речевых звуков пользоваться на первых порах преимущественно шепотом; в противном случае возбуждение в области гортани будет тормозить работу языка» [54].

Эффективен, но достаточно длителен по времени (порой 2-3 месяца) прием постановки звука [р] от «болтушки» при регулярном, ежедневном закреплении его в открытых слогах с [р], а затем в одно-двух – и более сложных словах с открытыми слогами.

Сначала логопат произносит и читает вместо открытых слогов с [р] слог с «болтушкой» и последующим гласным, затем, когда кончик языка будет достаточно разработан, предлагается читать и произносить слова так же с «болтушкой», при этом задувая на кончике языка

Можно получить [р] в закрытых слогах, читая слова с закрытыми слогами, произнося вместо [р] → [дд],, например: [ноддка] – норка, [аддмийа] - армия. Когда подобные упражнения в чтении слов хорошо усвоятся, так же, как и в выше описанном случае, предложить подростку читать эти же слова с задуванием на кончике языка.

В двух последних описанных приемах звук [р] появляется постепенно, как бы сам непроизвольно выскакивает из-под воздушной струи, направленной на кончик языка. Но недостатком этих двух приемов является то, что они требуют достаточно длительного времени, кроме того при постановке [р] этими способами целесообразно ежедневно продолжать выполнять артикуляционную гимнастику, естественно, разнообразиd приемы и методы логопедического воздействия при выполнении артикуляционных упражнений. Значение таких упражнений вполне оправдано, так как произношение звуков в речи – это сложный двигательный навык.

В целом следует сделать вывод, что для каждого подростка – логопата постановка звука [р] – процесс индивидуальный. И при постановке логопеду следует отталкиваться именно от тех упражнений артикуляционной гимнастики, которые у подростка получались лучше всего.

По мере того как звук оказывается поставленным в различные слоговые позиции ведется работа по его включению в речь в словах, словосочетаниях.

На этапе автоматизации с подростками вполне приемлемо использовать материал, который используется и в работе с детьми, представленный в пособиях А.И. Богомоловой [4], И.И. Ермаковой [16], Т.С. Резниченко, О.Д. Лариной, С.Е. Большаковой [5].

Речевой материал

ра ры рэ ро ру
ара ыры эрэ оро уру
ар ыр эр ор ур

 

раб рыба робот рубанок
Работа рыбак рот рубашка
Равнина рынок ров руки
Радио рыдание роль рубеж
Радость рывок робость рубин
Радуга рытвина роза рукав
Рама рысак ровный румянец
Ракета рысь рой ружье
Район рыжик розыск руины
Рабочий рычаг рокот русак
Ралли барыня роща ручка

 

Пирамида нарыв зародыш парус
Баран отары макароны старуха
Гараж пары народ оружие
Сигара корыто паром папирус
Опера порыв сорока пирует

 

Пещера горы папироса поручение
Операция норы сироп кенгуру
Муравей узоры перо наружность
Микстура манеры бюро карусель
Контора   пирог зарубка
жир пионер гончар забор
сыр сквер комар бугор
Кефир костер кочегар мотор
мир шофер повар набор
Инжир монтер пожар топор

 

три тры трэ тро тру   сра сры срэ сро сру
дра дры дрэ дро дру   зра зры зрэ зро зру

 

 

стра стры стрэ стро стру
здра здры здрэ здро здру
взра взры взрэ взро взру

 

 

Трава трое трубы трын-трава
Трагедия тропка трубит ветры
Тракт тройка трубач метры
Трата троллейбус трус осетры
Трагик трость труха отрыв
Трап трогать трудно завтрак
Трапеза метро трусики отрыжка
Трамвай матрос трутни отражение
Травля патрон ватрушка витражи
Трасса утро труд гетры

 

 

Драка ведра дрова дрожжи друг дрыгать сидр
Дратва ведра дровни дротик дружба надрыв скафандр
Драный пудра дробь ведро друзья кадры кориандр
Драчун кафедра дрожь бедро другой подрывать бодр
Драгун подражать дрофа выдра подруга кедры кадр

 

 

Гидра подранки гидромассаж водрузить драить
Сразу срыв срок досрочно зрачки
Сражение срывать срочно срубить зразы
Осрамить с рынка с ромом с рубашкой взрыв
с радостью с рыбой с роскошью с рукавами навзрыд
с работы с розой с рокотом с ружьем возраст
      сруб безразлично

 

Страх с трапезой строй с тросом струны с трубой
Страны с трагедией строчка быстро струя пеструшка
Страшно сестра строгий остров стружка с трудом
Страницы сострадание стройка востро струпья с трухой
Стража магистраль строение острый струсить с трусом
Страус иностранец настрой гастроль    
с травой строители острог инструмент    

 

сестры костры
семестры острый
пестрый быстрый
канистры регистры

 

Здравствуй да здравствует с дровами с драгой
Здравый здравоохранение с драчуном с друпм
Здравица поздравляю с драконом с дробью
Здравница поздравление с драмой  

 

Рба рбы рбэ рбо рбу рма рмы рмэ рмо рму
рпа рпы рпз рпо рпу рна рны рнэ рно рну
рда рды рдз рдо рду рва рвы рез рво рву
рта рты ртэ рто рту рфа рфы рфэ рфо рфу
рга ргы ргэ рго ргу рша ршы ршз рию ршу
рка ркы ркэ рко рку ржа ржы ржз ржо ржу
рза рзы рзэ рзо рзу рса рсы рез рсо рсу

 

 

Верба рваный аллергия пергамент сердито дермать
Турбина рвы георгин дергать орден дерэхава
Горбинка консервы марганец моргает твердо саржа

 

Карбонад первый организм орган вердикт морж
Корпус морфий кочерга дерзание орда спарж
Серп морфема пурга нарзан нарды сержант
Нерпа вырвать аргумент корзина чердак корж
Форпост шторм гормон борзые гордость стержень
Корка карман дурман январский серна горностай
Мерка казарма армяк корсаж орнамент верно
Зоопарк норма бармен курсант карниз мирный
Наркоз форма армия версия зерно парни
Насморк корм тормоз барсук горн турне
Бархат     ворс морской  
Порхает          

 

 

Парта март вершина старший
Партия картон поршень горше
Портной картошка коршун вершок
Портфель картуз марш вирши
Черта картина горшок аршин
Вертушка куртка першит торшер
торт фортуна старшина  

 

 

Кра кры крз кро кру про пры прэ про пру
Гра гры грэ гро гру бра бры брз бро бру
Хра хры хрэ хро хру ера еры врэ вро вру
Мра мры мрэ мро мру фра фры фрз фро фру

 

 

кран круг грамота грубость игра храп
Краска кружка граната груз награда хром
Крыса округ гранки грусть негры храм
Кровь укрытие грань нагрузка сугроб хрупкий
Крупа мокрый гроздь грызун погром хруст
Крошка сокровище грохот огрызок громада махровый
Кровля окружность гром бугры угроза вихры

 

 

Шра шры шрэ шро шру жра жры жрз жро жру

 

Мрак нрав правда против прут
Мрачный нравоучение право просо пружина
Смрад понравится праздник провод пруд
Сумрак своенравный правление продукты упругий
Домра справка оправа простуда запруда
Мымра   правило противный прыжок
    запрос напротив прыткий

 

 

Брат кобра обруч обрыв доброта
брак собрание сбруя брызги воображение
Браво зебра бродит брыкается  
Браслет брошь бросать    
Образ бронь обручаться    

 

Врач отвращение врун фраер фрахт
Вращение врозь в руке фрак фронт
враг вроде в ручье фрамуга фраза
Враль в роще в русском франк фрукт
Овраг в роли в рукаве франт фрунт
Аврал в рыбе врубиться француз  
Лавры ковры в руде    

 

Квартира распространен группировка рапира раскраска
Оркестр растирание процедура рапорт орфография
Параграф ротатор радар сервировка переоборудование
Портсигар рубероид разбор сероводород растворитель
Профессор ярмарка разговор расправа раскрутка
Рефлекторно разрыв разгром рупор фраер

 

Рапорт командиру торфяные разработки иностранная марка
Равнение направо крупный виноград огромный дракон
Родной край шиферная крыша в процессе разговора
Вырабатывает характер дружба народов пройденная программа
Огромный парк барабанная дробь матрос на корме
Вокруг дворца горные вершины камера хранения
в городе Грозном морской ветер раннее утро

 

Первый трамвай возраст папируса
Черные зрачки тропка на травке
  травка на тропке

 

 

Особенностью логопедической работы по автоматизации звука у подростков является ее достаточно длительный период в сравнении с логопатами-дошкольниками. Так как автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные речевые структуры – слова и фразы. Процесс автоматизации для подростка представляет нередко трудную задачу, так как при выработке нового динамического стереотипа приходится преодолевать сопротивление прежнего неправильного навыка.



2015-12-07 551 Обсуждений (0)
III Этап формирования первичных произносительных умений и навыков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (551)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)