III Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
Цель: постановка звука, формирование навыка правильного использования его в речи. Постановка звука достигается применением технических приемов подробно описанных в специальной литературе М.Е. Хватцевым [54], он пишет, что число приемов постановки звука доходит до 50. В работах Ф.Ф. Рау [42] выделяются три способа: - по подражанию (имитативный); - с механической помощью; - смешанный. При постановке звука у логопатов-подростков следует как можно меньше прибегать к механической помощи, а больше полагаться на имитативные способы, чтобы пациент, используя зрительные, тактильные и мышечные ощущения, нащупывал самостоятельно нeжную артикуляцию. Сложность постановки [р] у подростков заключается в том, что раскатистого звука [р] удается добиться далеко не всегда. Б.М. Гриншпун [12] предлагает осуществлять постановку [р] в два этапа: - на первом этапе ставится фрикативный [р] от звука [ж], закрепить полученный фрикативный [р] в слогах; - на втором этапе с помощью шарикового зонда и сильной выдыхаемой струи воздуха откорректировать нормальный [р]. Ф.Ф. Рау [42] предлагает закреплять фрикативный [р] на материале слов и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемой струи воздуха. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель. Прием, описанный Ф.Ф. Рау, более приемлем для подростков-логопатов, которые не всегда могут воссоздать точную вибрацию [р]. Для подростков – логопатов эффективным является приемы постановки [р] от шёпотной вибрации, описанные М.Е. Хватцевым, например: научиться с задуванием произносить сочетание [сшр], а затем укреплять шёпотную вибрацию, добиваясь более мягкого дрожания кончика языка. М.Е. Хватцев обращает внимание а то, что «при произнесении с голосом нервное возбуждение иррадиирует на область гортани. При шепотной же речи оно почти целиком концентрируется на артикуляции. Вот почему так важно при воспитании речевых звуков пользоваться на первых порах преимущественно шепотом; в противном случае возбуждение в области гортани будет тормозить работу языка» [54]. Эффективен, но достаточно длителен по времени (порой 2-3 месяца) прием постановки звука [р] от «болтушки» при регулярном, ежедневном закреплении его в открытых слогах с [р], а затем в одно-двух – и более сложных словах с открытыми слогами. Сначала логопат произносит и читает вместо открытых слогов с [р] слог с «болтушкой» и последующим гласным, затем, когда кончик языка будет достаточно разработан, предлагается читать и произносить слова так же с «болтушкой», при этом задувая на кончике языка Можно получить [р] в закрытых слогах, читая слова с закрытыми слогами, произнося вместо [р] → [дд],, например: [ноддка] – норка, [аддмийа] - армия. Когда подобные упражнения в чтении слов хорошо усвоятся, так же, как и в выше описанном случае, предложить подростку читать эти же слова с задуванием на кончике языка. В двух последних описанных приемах звук [р] появляется постепенно, как бы сам непроизвольно выскакивает из-под воздушной струи, направленной на кончик языка. Но недостатком этих двух приемов является то, что они требуют достаточно длительного времени, кроме того при постановке [р] этими способами целесообразно ежедневно продолжать выполнять артикуляционную гимнастику, естественно, разнообразиd приемы и методы логопедического воздействия при выполнении артикуляционных упражнений. Значение таких упражнений вполне оправдано, так как произношение звуков в речи – это сложный двигательный навык. В целом следует сделать вывод, что для каждого подростка – логопата постановка звука [р] – процесс индивидуальный. И при постановке логопеду следует отталкиваться именно от тех упражнений артикуляционной гимнастики, которые у подростка получались лучше всего. По мере того как звук оказывается поставленным в различные слоговые позиции ведется работа по его включению в речь в словах, словосочетаниях. На этапе автоматизации с подростками вполне приемлемо использовать материал, который используется и в работе с детьми, представленный в пособиях А.И. Богомоловой [4], И.И. Ермаковой [16], Т.С. Резниченко, О.Д. Лариной, С.Е. Большаковой [5]. Речевой материал
Особенностью логопедической работы по автоматизации звука у подростков является ее достаточно длительный период в сравнении с логопатами-дошкольниками. Так как автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные речевые структуры – слова и фразы. Процесс автоматизации для подростка представляет нередко трудную задачу, так как при выработке нового динамического стереотипа приходится преодолевать сопротивление прежнего неправильного навыка.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (551)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |