Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Программном материале по русскому языку



2015-12-07 408 Обсуждений (0)
Программном материале по русскому языку 0.00 из 5.00 0 оценок




I. Задание на развитие логического мышления, обогащение словаря.

1. Выделить « лишнее» слово в группе однородных предметов:

- стол, шкаф, ковер, диван;

- слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

- зима, апрель, вина, осень, лето;

- мать, подруга, отец, бабушка, сын;

- круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;

- Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя;

- бутылка, банка, сковорода, кувшин, стакан;

- береза, сосна, дерево, дуб, ель;

- книга, альбом, блокнот, краска, тетрадь;

- торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;

- гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога;

- минута, секунда, час, вечер, сутки;

- грабеж, кража, поджог, нападение;

- налил, насолил, вылил.

2. Подобрать синонимы к словам:

Товарищ – (друг, приятель) Спешить – (торопится)

Счастье – (радость) Смелый – (храбрый)

Крепкий – (прочный) Прежде – (раньше)

Пожилой – (старый) Печаль – (грусть)

Большой – (огромный) Пища – (корм)

Беседовать – (говорить) Багаж – (груз)

Печаль – (грусть) Быстрый – (скорый)

Отчизна – (Родина)

Глядеть – (смотреть)

3. Подобрать анонимы к словам:

Утро – (вечер) Одеваться – (раздеваться )

Зло – (добро) Мириться – (ссорится)

Враг – (друг) Открывать – (закрывать)

Чистота – (грязь) Белый – (черный)

Холод – (жара) Веселый – (грустный)

Война – (мир) Сладкий – (горький)

Лож – (правда) Больной – (здоровый)

Горе – (радость) Новый – (стертый)

Юг – (север) Узкий – (широкий)

Польза – (вред) Сухой – (мокрый)

Слушать – (говорить) Мягкий – (твердый)

Отдавал – (брал) Часто – (редко)

Нашел – (потерял) Поздно – (рано)

Поднял – (уронил) Медленно – (быстро)

Насорил – (убрал ) Легко – (трудно)

Плохо – (хорошо) Темно – (ярко)

 

4. Объяснить значение омонимов в словосочетаниях. В чем сходство омонимов: по признаку, по функции предмета, по признаку часть – целое.

Ручка – у человека, у двери, у сумки

Горлышко – у ребенка, у бутылки

Дворники – убирающие двор, на машине

Кран – подъемный. Водопроводный

Норка – животное, жилище животных

Камера – в колесе, помещении.

 

II. Фонетика, графика, орфография.

1. Назвать как можно больше слов, написание которых основываются на традиционном принципе письма.

а). Слова с содержанием – оро –

мороз воробей

дорога горох

огород город

ворона корова

сорока корона

б). Слова, в написании которых три буквы «а»

карандаш каравай шарада

сарафан карнавал гагара

барабан бакалавр саранча

рамазан маскарад саламандра

таракан тарантас шарманка

караван параграф царапина

 

III. Словообразование. Состав слова.

1. Разделить слова на отдельные группы родственных слов. Объяснить омонимию корней:

- крот, кротость, кротовый, кроткий, короткий, коротать, укротить, укротитель, краткий, краткость, укрощение, сокращение, коротко, коротковатый;

- горе, горечь, горение, горюшко, горелый, горчица, горький, огорчение, пригорелый, горевать, огорчение, горемыка, пригорюниться, горчица;

- река, речь, речевой, реченька, речистый, речушка, речной, наречие, речник, заречье, изречение;

2. Назвать музыкантов, играющих на перечисленных музыкальных инструментах. Какое значение смеют суффиксы - ист - ач - щик

на гитаре – гитарист

на аккордионе - аккордионист

на гармони – гармонист

на органе – органист

на трубе – трубач

на барабане – барабанщик

3. Подобрать однокоренные слова разных частей речи. Найти

проверочное слово в корнях с безударными гласными.

Существительное Прилагательное Глагол Наречие
Травник Друзья Труд Хитрость Острота Стройка Мудрость Жар Чернота Партизан Мастер Вечер Верх Радость Мороз Рука Травяной Дружный Трудный Хитрый Острый Построенный Мудрый Жаркий Черный Партизанский - Вечерний Верхний Радостный Морозный Ручной Травить Дружить Трудиться Хитрить Острить Строить Мудрить Жарить Чернеть Партизанить Мастерить Вечереет Вершить Радоваться Морозить Обручиться - Дружно Трудно Хитро Остро - Мудро Жарко Черно По-партизански Мастерски - Верхом Радостно Морозно -

 

4. Образовать новые существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Марка - марочка рак – рачек

Фартук – фартучек гора – горочка

Двор – дворик жираф – жирафик

Торт – тортик карась – карасик

Норка – норочка раковина – раковинка

Мотор – моторчик рот – ротик

Помидор – помидорчик роза – розочка

Забор – заборчик перо – перышко

Сыр – сырок горох – горошек

Дырка – дырочка дорога – дороженька

Костер – костерчик руки – ручки

Кефир – кефирчик рыба – рыбка

Арбуз – арбузик рассказ – рассказик

Сахар – сахарок барабан – барабанчик

Карман – карманчик карандаш – карандашик

Картошка – картошечка ручей – ручеек

Ветер – ветерок рубаха – рубашечка

Вечер – вечерок зерно – зернышко

Червяк – червячок перчатки – перчаточки

I – закрытые слоги с [р] II открытые слоги с[р] .

5. Образовать от существительных относительные прилагательные:

Шар – шаровая молния, базар – базарная площадь, пожар – пожарная машина, гора – горный воздух, тормоз – тормозная жидкость, сыр – сырный пирог, ковер – ковровая дорожка, боксер – боксерская перчатка, шерсть – шерстяные рукавицы, расход – расходный ордер, угар – угарный газ, ролик – роликовые коньки, товар – товарный знак.

 

6. Образовать от существительных притяжательные прилагательные.

Рак – рачья клешня, рыба – рыбья чешуя, кролик – кроличья лапка, жираф – жирафья шея, рысь – рысья нора, ворона – вороний клюв, курица – куриное яйцо.

 

7. Объяснить, как притяжательные прилагательные могут переходить в качественные. Объяснить значение метафор.

Рыбий (холодный) мех, бараний (тупой) взгляд, жирафья (длинная) шея, рысьи (хитрые) повадки, бобриные (крепкие) зубы, воронье крыло (насыщенный черный цвет) куриные мозги (глупая голова), орлиный (острый) взгляд.

 

IV. Словоизменение.

1. Проспрягать по падежам:

Серая ворона, трудная работа, быстрая ракета, озорной воробей, кирпичный гараж, морская рыба. Ровная дорога, северный ветер.

 

2. Проспрягать глаголы по лицам (единственное и множественное число):

Я кормлю кроликов. Я работая поваром, Я прыгаю с трамплина. Я собрал ведро рыжиков. Я рублю дрова острым топором.

 

 



2015-12-07 408 Обсуждений (0)
Программном материале по русскому языку 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Программном материале по русскому языку

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (408)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)