Акты применения права. Их отличие от нормативных актов
Итогом правоприменительной деятельности выступают акты примененияправа. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадияхправоприменения. Акты применения как государственно-властные веления обеспечиваютдействие закона. Его претворение в жизнь. Они представляют собойнеобходимый и важнейший элемент правовой системы государства. Акт применения является одним из видов правовых актов, которыйхарактеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, актприменения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носитгосударственно-властный характер, охраняется им и обеспечиваетсягосударством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальныйхарактер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, ктопри данной ситуации обладает субъективными правами и юридическимиобязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеетопределенную установленную законом форму. Каждый акт применения права является актом - документом. В нем естьтекст, который составляется в соответствии с требованиями использованияюридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временемвырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновенияхпрактики типизированные, стандартные формуляры актов -документов, которыеупорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность,юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительныхактов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, преждевсего науках процессуального права - уголовного, гражданского,административного. Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" ииспользуется как для характеристики действия соответствующего органа, так иформы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формоймогут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретныевеления - результат правоприменительной деятельности.Вывод: главным отличием правоприменительного акта от нормативно-правового акта является то, что нормативно-правовые акты имеютобщеобязательный характер, а правоприменительный акт – строго индивидуален. Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы и решения, полученные на других двух стадиях правоприменения. «Правоприменительный акт – это документ, в котором содержится индивидуально–конкретное предписание, вынесенное компетентным органом в итоге решения юридического дела». Это определение предполагает, что правоприменительный акт – это документ, но он может быть выражен и словом (например, голосование судьи если в судебном заседании принимает участие более одного судьи), и даже жестом (например, взмах жезлом работника ГИБДД). Поэтому более подходящим представляется определение В.В. Лазарева: «Правоприменительный акт – государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом права по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав и юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормального осуществления». «Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности». Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства. Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами. - Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации. - Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими. - В-третьих, акт применения права является обязательным к исполнению. Он обладает юридической силой – свойством порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила правоприменительного акта базируется на государственно-властных полномочиях принимающего его органа и на юридической силе применяемой нормы права. - В-четвертых, акт применения права имеет определенную установленную законом форму. Большинство актов применения права являются актами - документами. В них есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов-документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного. Наименование акта правоприменения может совпадать с наименованием нормативно-правового акта (например, «указ»), поэтому необходимо четко представлять принципиальные отличия одних от других. Самое главное отличие состоит в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуально-конкретные предписания, а в нормативно-правовых – нормы права, то есть предписания общего характера. «Нормы права адресованы всем, кто оказался в определенных условиях, они регулируют определенные виды общественных отношений и рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуально-конкретные предписания адресованы конкретным субъектам права, они регулируют конкретные общественные отношения (конкретные ситуации) и имеют обычно разовое значение». Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям: - по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д. - по субъектам их издающим различаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительно-распорядительных органов; акты высших органов власти и управления и местных органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; единоличные и коллегиальные. - в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные. Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования. - Регулятивные акты направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей. - Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения. - по своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные. - Основные акты - это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда). - Вспомогательные - это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий). - в зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака, зачисление в ВУЗ); - по предмету правового регулирования различают акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные; - в соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия; - по тому, на какой круг лиц распространяют свое действие акты применения различают: общего действия и индивидуальные; - по внешней форме выражения правоприменительные акты могут быть устными, письменными и конклюдентными; - по степени отражения нормативного веления в содержании актов: - а) первичные - б) производственные - в) смешанные - по сферам использования: - а) хозяйственные - б) социально-культурные - в) административно-политические. Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Выявление эффективности правоприменительного акта связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (686)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |