Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правотворчество: понятие, принципы, виды. Правоустановление — это форма (и направление) госу­дарственной деятельности



2015-12-07 571 Обсуждений (0)
Правотворчество: понятие, принципы, виды. Правоустановление — это форма (и направление) госу­дарственной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Правоустановление — это форма (и направление) госу­дарственной деятельности, связанная с официальным выра­жением и закреплением норм права, которые составляют нор­мативно-правовое содержание всех действующих источников позитивного права. Легистско-позитивистское отождествление права и закона (позитивного права) сопровож­дается смешением (и отождествлением) понятий "законотвор­чество" ("законодательство") и "правотворчество".С позиций либертарно-юридического правопонимания оче­видно, что государство (соответствующие государственные органы) действительно осуществляет законотворческую (зако­нодательную) деятельность, создает (и в этом смысле — тво­рит) законы, но это вовсе не означает, будто государство творит (порождает) само право как таковое. Право как объек­тивное социальное явление, принципом которого являет­ся формальное равенство, — это не творение государства, а особая духовная фор­ма выражения совокупных итогов социально-исторического процесса общественной жизни людей, результат достигнутой соответствующим обществом (и народом) ступени развития в общецивилизационном прогрессе равенства, свободы и справедливости в человеческих отноше­ниях. Кстати говоря, и само государство как правовая форма публичной власти является продуктом этого социально-истори­ческого процесса. Формы правоустановления: 1) прямое государственное нормотворчество— издание соответствующими государствен­ными органами нормативно-правовых актов (законов и подза­конных нормативных актов). Нор­мативно-правовые акты (и прежде всего закон) являются основным источником права лишь в системах права романо-гер-манской правовой семьи. Нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты) как источник права принимаются (устанавливаются) в основном соответствующими представительными и исполнительными го­сударственными органами (в процессе их прямой нормотворческой деятельности), а в некоторых случаях — всенародным го­лосованием (путем референдума). 2) Создание судебного прецедента как источника права осу­ществляется в форме правоустановительной деятельности оп­ределенных высших судебных органов государства. 3) Нормативно-правовой договор как источник права устанав­ливается в форме заключения соглашений между различными государствами (международный договор), между различными го­сударственными органами или между государственными и него­сударственными органами (внутригосударственные договоры публично-правового характера), между различными субъекта­ми частного права (нормативные договоры гражданско-правово­го характера). Все эти договорные формы и направления уста­новления норм права (в сфере публичного и частного права) определены и регламентированы действующим законом и в этом смысле официально санкционированы государством в качестве особого источника позитивного права. В отношении международных договоров применяется и такая специальная процедура их признания (государственного санкционирования) в качестве ис­точника действующего права, как ратификация. 4) Государственное санкционирование тех или иных обы­чаев в качестве правовых обычаев, т.е. их установление в качестве источника права. 5) В признании юридической доктрины (так называемого "права юристов") в качестве официального источника дей­ствующего права определяющую роль играет правовая (госу­дарственно-правовая) практика — фактическое использование в правоприменительной (и особенно судебной), а нередко и в правотворческой деятельности соответствующих доктринальных положений, концепций, конструкций, идей и принципов. В не­которых случаях значение положений юридической доктрины в качестве источника действующего права закреплялось в за­конодательном порядке. Так, законом Валентиана III (426 г.) о цитировании юристов положениям пяти наиболее влиятельных римских юристов (Гая, Паниниана, Павла, Ульпиана и Модестина) была придана законная сила. Принципы: 1) Правовой прогресс. Правоустановительная д-ть должна быть направлена на дальнейшее развитие и совершенствование действующего позитивного права в соответствии слбщецивилизованными достижениями в обл прав чел, господства прав, правового закона и правовой государственности. 2) Правовая легитимность.Смысл этого принципа состо­ит в том, что сама правоустановительная деятельность долж­на соответствовать основным требованиям права, протекать в надлежащих правовых формах и процедурах, в строгом соот­ветствии с законодательно установленными правомочиями (компетенцией) субъектов правоустановительной деятельности. 3) Общесоциальная легитимность.Этот принцип требует, чтобы правоустановительная деятельность государства опира­лась на широкую базу социального ожидания, согласия и под­держки правоустановительных преобразований и решений, на активное участие членов общества и различных общественных объединений в обсуждении, подготовке и принятии таких ре­шений, на либерально-демократические формы и процедуры опроса, выявления и учета общественного мнения по вопросам права, на открытый, общедоступный, публичный характер всего правоустановительного процесса. 4) Научная обоснованность.Правоустановительная дея­тельность должна опираться на научно осмысленный отече­ственный и зарубежный опыт в этой сфере, на результаты научного изучения современного состояния действующего пра­ва и тенденций его развития, на идеи, концепции и практичес­кие рекомендации современной юридической науки по вопро­сам совершенствования правоустановительного процесса и си­стемы позитивного права. 5) Системность.В силу системности права все вновь устанав­ливаемые нормы должны быть надлежащим образом согласованы со всей действующей системой норм, чтобы занять в этой системе свое особое место. 6)профессионализм. 7) Гуманизм. Направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Чел и его интересы должны быть в центре законодательной д-ти. 8) Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юр наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными установлениями для законодателя.



2015-12-07 571 Обсуждений (0)
Правотворчество: понятие, принципы, виды. Правоустановление — это форма (и направление) госу­дарственной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правотворчество: понятие, принципы, виды. Правоустановление — это форма (и направление) госу­дарственной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (571)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)