Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория государства и права. Беленков Антон Владимирович



2015-12-07 389 Обсуждений (0)
Теория государства и права. Беленков Антон Владимирович 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Предмет и метод ТГиП

 

Предмет и объект исследования.

Под объектом науки понимают те явления и процессы, познанием которых в принципе занимается наука (объект науки есть объективная реальность). Объект науки – процесс явления до того, как на него было обращено внимание науки, до того, как с помощью научных средств некоторые явления начали расчленяться (расслаиваться). Прим: психологический аспект, истор аспект, юр аспект.

Предмет науки – это тот аспект объекта, который интересует данную конкретную науку.

Объект может быть общим для ряда наук, а предмет – явление уникальное.

ТГиП интересуется юридическим аспектом государства и права.

Под предметом ТГиП понимают наиболее общие (универсальные) закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также тесно связанных с государством и правом процессов и явлений. К особенностям предмета относится:

- ТГиП изучает право и государство как явления взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимопроникающие. Одно явление отграничить от другого нельзя.

- ТГиП изучает и государство и право в целом, т.е. абстрагируется от особенностей генезиса, функционирования и развития Г и П у различных народов в разных регионах и в разное время. Теория оперирует общими понятиями государства и права и пытается вывести или исследовать то общее, что имеется в государстве и праве различных народов.

- ТГиП изучает не просто закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а закономерности универсальные, то есть такие устойчивые связи между предметом и явлением, которые имеют место быть в любом типе государства и права.

 

Связь ТГиП и юридических наук.

Группы юридических наук:

-Общеюридические и исторические (теория Г и П, история, история политических и правовых учений).

- Отраслевые юридические науки (гражд. право, уголовное право)

- Организационные науки, изучающие структуру, организацию и порядок деятельности юридических институтов (адвокатура, нотариат, прокуратура)

- Науки о международном праве.

- Прикладные юридические науки (судебная медицина, психиатрия и статистика)

Наиболее тесно ТГиП связана с отраслевыми науками. Связь проявляется в:

А) Отраслевые науки предоставляют ТГиП огромный фактический материал, т.е. снабжают ТГиП теми данными, на основании которых теория формирует абстрактные понятия.

Б) Отраслевые науки получают понятийный аппарат (словарь)

 

ТГиП и история Г и П.

Общность наук: обе они изучают государство и право с юридической точки зрения; во взаимосвязи, изучают все ранее существовавшие типы Г и П, исследуют причины возникновения и закономерности развития Г и П.

Различность наук: история Г и П изучает процессы исторического развития государственно-правовых форм жизни конкретной страны и делает это в хронологическом порядке. Теория Г и П изучает закономерности не конкретной истории, а наиболее общие и универсальные (т.е.изучает процессы возникновения и развития Г и П в обобщенном виде).

Функции ТГиП

1. Познавательная (заключается в выявлении и описании новых явлений и процессов).

2. Эвристическая (имеет своим направлением выявление новых, ранее неизвестных закономерностей)

3. Антологическая (выявление сущности ТГиП).

4. Методологическая (разработка инструментов для познания государства и права)

5. Прогностическая (предвидеть появление новых явлений и процессов, опираясь на теоретический выкладки).

6. Политико-идеологическая (правовая идеология, выдвижение существующему ГиП некоторых требований, которым ГиП должны соответствовать).

7. Практическая (организаторская) – теория выполняет прикладные задачи (формирует набор способов и приемов толкования норм права, выдвигает предложения по совершенствованию законодательства и формирует правила юридической техники – требования к созданию и оформлению законов)

 

Методология ГиП.

Под методом ТГиП понимают совокупность теоретических принципов, логических приемов и специальных способов познания общих закономерностей возникновения, развития и функционирования Г и П.

Принципы, используемые теорией:

1. Принцип историзма исходит из того, что исследуемое явление необходимо изучать как в момент возникновения, и формирования и развития и в том виде, какой это явление приобрело в настоящее время.

2. Конкретность изучения означает, что предмет или явление необходимо познавать с учетом тех связей и отношений, которыми познаваемый предмет связан с иными предметами и явлениями. Познавая право, сталкиваемся с нравственность.

3. Объективность познания предполагает, что исследованию подлежат как положительные, так и отрицательные стороны явления или процесса.

4. Комплексность исследования предполагает использование различных инструментов и методов в изучения предмета или явления.

5. Плюрализм требует учитывать разнообразие взглядов, концепций и теорий относительно изучаемого предмета или явления.

 

Классификация методов ТГиП.

- Всеобщий философский метод (диалектический или метафизический) выбор которого определяется мировоззрением ученого.

-Общие методы используются на всех стадиях научного исследования любыми учеными (индукция, дедукция, анализ, синтез)

-Специальные методы – заимствованные у других наук для изучения с их помощью государственно-правовых явлений. (Математические кибернетическими)

-Частные методы используются юридической наукой исключительно для познания государства и права. Догматический метод – формально-юридический – используется для толкования норм права. Сравнительно-правовой направлен на то, чтобы отвлечься от особенностей Г и П, присущих разным народам и выделить общее. Пример: парламент Др. Греции и современной России.

 

 

2. Государство

Понятие – перечисление существующих признаков процесса или явления.

Определение – формулирование краткой дефиниции какого-либо понятия. При этом нужно иметь ввиду, что понятие должно включать в себя все признаки явления. Отсутствие 1 признака говорит о том, что понятие не раскрыто. Дефиниция охватывает тот аспект явления или процесса, который исследователь считает наиболее важным в явлении или процессе. У любого явления понятие 1, а определений может быть масса.

 

Признаки государства.

 Публичная политическая власть. Власть – способность определять поведение иных субъектов. Помимо государственной есть другие виды власти (родительская, религиозная). Особенности государственной власти: Универсальный характер (распространение на всю территорию и все население); Прерогатива государственной власти означает, что все иные власти на данной территории, в т.ч. и власть др. государства действуют только с разрешения и под контролем государства; Обладает монополией на применение насилия; Осуществляется специальным слоем людей (бюрократия) – аппаратом управления. Государственная власть претендует на то, чтобы выражать интересы общества в целом. На этом основана арбитражная функция. Государственная власть держится на: легализации и легитимации. Легитимация – термин Вебера – это процесс, посредством которого государственная власть приобретает свойство легитимности. Либо это процесс формирования у населения психологических установок, направленных на поддержку мероприятий, проводимых государственной властью. Поскольку существует 3 способа формирования легитимности, выделяют 3 вида легитимации: традиционная, основана на уважении населения к выбору своих предков, власть поддерживается, поскольку эту власть либо форму правления исторически избрали предки. Может выражаться в монархии, в верности к правящей династии, а в республике – в верности формам правления. Харизматическая – характеризует способность отдельной личности внушить населению, что только данная личность лучше всего выражает общественные интересы. Напрямую зависит от действительных, или приписанных личности правителя свойств. Свойства: мудрость, прозорливость, щедрость, ораторское искусство. Рациональная – отличается тем, что ее нужно заработать, т.е. она возникает в результате успешных мероприятий государственной власти. В чистом виде ни один тип не существует. Легализация – юридическое узаконение государственной власти. Передача власти по наследству, процедура выборов. Договорная легализация – процесс воздействия федеративного государства на основные договора, в результате которого свойства легальности приобретает власть федерального центра. Легальность и легитимность не совпадают. Отсутствие легальности не страшно, в отличие от легитимности.

 Территориальное распределение этой власти. Государство объединяет под свою власть и гарантирует свою защиту всем людям, находящимся на его территории. Власть распределяется не только на граждан или подданных, но и на граждан другого государства, а также на лиц без гражданства, которые находятся на данной территории. Территория – часть земного шара, которая находится под властью данного государства и состоят из следующих частей: сухопутная составляющая территории, водная территория, воздушная территория, квази территория или искусственная территория.

 Распространение публичной власти на определенную группу людей, которые проживают на данной территории (т.е. на население).

 Наличие специального слоя людей, выделенных из общества, которым поручено управлять обществом и применять к его членам меры принуждения (аппарат управления). Профессиональные управленцы – это слой населения, который занимается исключительно управленческой, а не хозяйственной и не производственной деятельностью. Государственная власть – власть публичная, т.е. осуществляется не всем обществом, а бюрократией. В государстве разделены субъект и объект властвования, т.е. четко выделяются властвующие и подвластные.

 Суверенитет – независимость государства, как от иных государств, так и от любых образований внутри государства. Присущее государственной власти свойство, означающее независимые государства, как на международной арене, так и в осуществлении внутренней политики. Он характеризуется 2 чертами (свойствами): внутреннее верховенство, которое проявляется в том, что государство распространяет свою власть на все население и все социальные структуры общества, в монопольной возможности непосредственно и легально применять принуждение; отменять акты любых других властей на своей территории. Внешняя независимость представляет из себя возможность формировать и претворять в жизнь свою внешнюю политику, независимо от других государств. Разновидность суверенитета: полный или абсолютный; формальный (юридически провозглашен, но фактически не существует); ограниченном (некоторые признаки суверенитета юридически редуцируются). Государство может ограничить свой суверенитет добровольно (при вступлении в международные организации); либо суверенитет может быть ограничен принудительно в результате военных действий. Народный или национальный суверенитет, суверенитет монарха, суверенитет Бога, говорят о способах легализации государственной власти в данном государстве. Если закреплен принцип суверенитета народа – власть формируется выборным путем.

 Установление налогов и сборов. При помощи налогов формируется государственная казна. ЕЕ задачи: реализация внешних и внутренних функций государства, т.е. выполняются те мероприятия, в осуществлении которых заинтересовано общество в целом; содержится государственный аппарат (они исключаются из процесса общественного производства)

 Монополия государства на создание правовых норм. Не означает, что абсолютно все правовые нормы создаются государством. Оно может: создавать правовую норму; передать свое право на создание юридических норм негосударственным органам (внутр трудовой распорядок); признать правовыми любые иные социальные нормы.

Дополнительные признаки государства:

Единая валюта, язык, религия, транспортная система, герб, флаг, гимн.

 

Государство – единственная универсальная организация политической власти, которая объединяет людей по территориальному признаку и располагает профессиональным аппаратом управления и принуждения.

 

Основные концепции сущности государства.

Для чего государство необходимо и что ему необходимо делать.

Теологическая концепция сущности государства:

Государство – божье творение, оно создано Богом с определенной целью. Эта концепция развита в христианской науке. Государство создано для того, чтобы поощрять добродетель, наказывать порок, защищать правую веру и готовить свое население к жизни будущего века. Суть государства в создании порядка, стабильности. Государство институт вечный и просуществует до конца света.

Марксистская концепция:

Государство – явление, которое не всегда и не вечно было присуще людскому обществу. Государство – продукт массовой борьбы. Оно появилось в результате классообразования и явилось инструментом для удержания господства экономики господствующего класса. Т.о. государство в первую очередь необходимо как инструмент политического (классового) господства, хотя и не отрицаются его общесоциальные функции. Если когда-либо исчезнут классы, то исчезнет и государство.

Немарксистская социологическая концепция:

Государство – это тот инструмент, который гарантирует сохранение жизнеспособности человека как вида (кризисная теория возникновения государства). Государство – институт в существовании которого заинтересовано все общество, поскольку, в силу своих специфических признаков, только государство в состоянии обеспечить выполнение тех мероприятий, в осуществлении которых заинтересовано все общество в целом. Государство не только не исчезнет, но будет приобретать все новые и новые функции.

Личностная концепция сущности государства:

Государство – это производное человеческой личности, поскольку человек – общественное животное, все свойства его личности реализуются в союзе с себе подобными. Человек не может существовать без государства.

Арифметическая, либо классическая концепция сущности.

Государство – результат сложения 3 составляющих: власти, территории и населения. Сумма как минимум 3 признаков позволяет говорить о появлении новой системы, т.е. постоянной совокупности элементов, части которой не тождественны простой сумме элементов.

Юридическая концепция

Государство – особого рода юридическое лицо, которое в силу своих размеров, включают в себя иных юридических лиц и обладают возможностью установить универсальные правила поведения. Юридическое лицо обладает внутренней организацией (или структурой), тоже самое и для государства. Государство как юридическое лицо имеет обособленное имущество (казну), государство может выступать стороной в споре или в гражданском обороте. Оно приобретает права и обязанности не самостоятельно, а посредством действия уполномоченных лиц.

Кибернетическая (информационная) концепция.

Суть государства в обладании и распоряжении всей полнотой информации. Государство в отличии от иных образований владеет максимальным объемом информации пользуется этим свойством. В данной концепции государственные органы приравниваются к рецепторам, которые информацию собирают, анализируют и передают обратно во внешнюю среду для того, чтобы ей управлять (т.е. управление осуществляется посредством передачи откорректированной информации).

 

Форма (устройство) государства.

Форма государства указывает на то, каким образом проявляется во вне сущность государства (данная категория показывает нам, как государство проявляет себя во вне, как оно выражено внешне (оформлено)). Власть – это политическое состояние государства, территория и население – структурные и территориальные составляющие. Каждой этой составляющей в структуре государства соответствует свой элемент. Форма делится на: форму правления, т.е. она характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, а также их взаимодействия друг и с другом и с населением (это структурная составляющая государства); форма государственного территориального устройства, которая отвечает на вопросы, из каких частей состоит государство и каким образом эти части соотносятся между собой и с центром (данный элемент представляет из себя территориальную составляющую государства); политический режим, т.е. та система методов, приемов и способов, которой государство пользуется при осуществлении своей власти. (Политическая составляющая формы государства).

По форме правления выделяют: монархию и республику.

Монархия обладает следующими основными признаками:

 

Монархия – где власть полностью или частично сосредоточена в руках монарха, пожизненно, несменяема, неподотчетна, не подконтролна, юридический иммунитет и передается в порядке престолонаследия.(определение Захарова) верховная власть (только верховная) сосредоточена в руках монарха.

-суверенитет монарха, т.е. монарх получает свою власть по божественному праву без участия населения и все государственные органы образуются, либо упраздняются монархом по собственному желанию (т.е. власть государственных органов производна от власти монарха);

-власть монарха передается по наследству, либо по закону о престолонаследии, либо по завещанию. Системы: шведская (по старшинству), … (женщины не могут наследовать власть), кастильская – компромисс – по старшинству, но предпочтение мужчинам.

-бессрочность полномочий монарха. В отличие от республики срок полномочий монарха заранее не определен.

-юридическая безответственность монарха. Монарх неприкосновенен, его нельзя лишить власти.

-монарх полновластен (его полномочия объединяют в себе все ветви власти).

Все вышеперечисленное характеризует классическую европейскую абсолютную монархию. Помимо абсолютной также имеются: Конституционная (парламентская) и Дуалистическая (в странах арабского востока). В Европе преобладает промежуточное звено между абсолютной и парламентской монархией. ЕЕ характеристики:

а) при монархе формируются представительные органы

б) он формируется монархом полностью или частично и по сословному критерию

в) данный орган является законосовещательным, т.е. его решения носят рекомендательный характер

г) компетенция данного органа ограничена в вопросах финансов и бюджета

д) монарх вправе в любой момент и по своему усмотрению распустить данный орган.

Исторически пример: Генеральные штаты во Франции, Русские земские соборы, консультационный совет при правительстве на востоке.

Конституционная (парламентская) полномочия монарха ограничены либо конституцией, либо законодательным органом. Основные черты:

-за монархом формально сохранены все полномочия абсолютного монарха, т.е. он принимает законы, осуществляет оперативное правление государством, вершит суд и т.д. Но в таких монархиях закреплен институт контр-ассигнатуры (а подписи). Это означает, что любой акт обретает юридическую силу только тогда, когда он контр-ассигнирован членом правительства. Сохраняется принцип безответственности монарха, поскольку ответственность за подписание того или иного акта несет тот, кто его завизировал. Соответственно фактический глава – премьер-министр. Формально он назначается на должность монархом, но назначение происходит по результатам парламентских выборов. Соответственно глава партии, обладающей большинством голосов в парламенте – премьер-министр. Реально за монархом – представительные функции.

Республиканская форма. Признаки:

-суверенитет народа – вся власть у народа, исходит от народа, который передает ее своим представителям.

-выборность высших органов государственной власти

-срочность и сменяемость высших органов государственной власти.

-возможность юридической ответственности высшими должностными лицами.

-правление коллективное

-в республике разделение властей гарантируется наличием системы сдержек и противовесов.

Разновидности республик:

Президентская – глава государства избирается непосредственно населением, он обладает весьма широкими полномочиями (важнейшие из них это возможность самостоятельно формировать правительство и возглавлять его, т.е. должность премьер-министра не характерна); в соответствии с концепцией сдержек и противовесов президенту противостоит парламент, у которого имеется основной рычаг воздействия на президента, а именно – право возбуждать процесс об отрешении президента от должности. Президент наделяется правом налагать Вето на решение парламента.

Парламентская (похожа на конституционную монархию)

Президента избирает не народ, а либо парламент, либо специальная коллегия, созданная на основе парламента.

Смешанная

Объединяет президентскую и парламентскую республику. Имеется сильный президент, избираемый всенародно; президент формирует правительство, но делает это при участии парламента. (правительство несет 2-ую ответственность перед парламентом и президентом). Если парламент выносит правительству вотум недоверия, президент либо отправляет в отставку правительство, либо может распустить парламент и назначить новые выборы.

Советская республика нетипичная. ЕЕ особенности:

-не признает разделение властей (есть разделение функций единой государственной власти)

-власть принадлежит избранным подданным, которые сами принимают решения, претворяют их в жизнь и контролируют их исполнение.

-республике данного типа присущ принцип централизма, т.е вышестоящий орган вправе отменить решение нижестоящего.

-у главы данных органов присутствует т.н. императивный мандат, т.е. в своей деятельности они связаны теми обещаниями, которые они дали избирателям и при неисполнении этих обещаний могут быть досрочно отозваны.

-члены таких органов не являются профессиональными парламентариями, они выполняют работу по управлению государством в свободное от основной работы время.

Теократия.

Монархическая форма правления, при которой глава государства является одновременно главой религиозной конфессии. Ватикан, Тибет, Иран. Особенности теократии:

- наличие в государственном аппарата представителей духовенства,

- должности в государственном аппарате замещаются исключительно по конфессионному признаку.

- непосредственное действие религиозных норм (практически невозможно отграничить нормы права от религиозных).

- наличие органов религиозного контроля.

 

Форма государственного (территориального) устройства. Политико-территориальное строение государства, которое состоит или из территориальных ед или администр-террит ед.(захаров)

Федеративные государства:

Это сложное государство, территория которого состоит из государственно подобных образований. Т.о. 1 признак – наличие государственно-подобных образований (субъектов федерации, обладающих всеми основными признаками государства кроме суверенитета).

2 признак: отсутствие у его субъектов права сецессии, т.е. невозможность их легального выхода из федерации.

3 признак: компетенция федеральных органов ограничена компетенцией органов субъектов федерации (присутствует разделение предметов ведения между федерацией и ее субъектами).

4 признак: в федеративном государстве в наличии имеется несколько правовых систем. Соответственно это правовая система всего государства и правовая система квази государств в составе федерации.

5 признак: двухканальная налоговая система, т.е. наряду с федеральными налогами возможно установление налогов субъектами федерации.

Разновидности федеральных государств: в зависимости от статуса субъектов: симметричные (субъекты обладают равным статусом); ассиметричные (разный правовой статус прим. В России наибольшие права у республик). В зависимости от принципа построения: национальный принцип; территориальный (США, ФРГ); смешанный признак. По тому документу, который лежит в основе: договорные федерации, конституционные.

Соотношение федерации и конфедерации:

Федеративное государство Конфедерация

Союзное государство – субъект международного права Союзное государство, субъектом международного права не является

Образование постоянное Образование временное вследствие его целевого характера (создается для реализации определенной цели, после чего, либо распадается, либо становится федерацией).

Субъект – государственно-подобные образования В состав входят полноценные государства.

Субъекты не обладают правом сецессии Любой член наделен правом свободного выхода.

Правовой основой является Конституция, либо союзный договор Правовая основа – международный договор.

Части федерации не могут не подчиняться решениям федеральных органов, принятым в рамках их компетенции Все решения, принятые органами конфедерации подлежат процедуре их ратификации

Если в федерации имеет место быть налоговая система То в конфедерации она отсутствует, и имеются взносы.

Есть единая государственная территория Территория субъектов не образует единой территории.

 

Империя представляет собой сложное унитарное государство, с монархической формой правления.

Унитарные государства.

Государство имеет исключительно административно- территориальное деление, т.е. его составные части не обладают признаками политической самостоятельности (в простом унитарном государстве).

В унитарном государстве имеется единая система гос. органов (т.е. отсутствует деление гос органов на 2 уровня.)

УГ имеет единую правовую систему, т.е. отсутствуют правовые системы составных частей.

В УГ имеется одноканальная налоговая система, т.е. действительны только те налоги, которые введены центральной властью.

Классификация УГ:

а) Все УГ можно разделить на простые и сложные. В простом УГ отсутствуют т.н. автономные образования. В сложном УГ имеется хотя бы одна автономия. Автономия – это когда какой-либо одной части государства предоставлено больше прав, чем другим его частям. В УГ такая привилегия предоставляется для наиболее оптимального учета местных особенностей. Такие особенности м.б. вызваны либо компактным проживанием на данной территории к-л этнической группы – национально-территориальная автономия (страна Басков в Испании). Либо особенности м.б. вызваны отдаленностью данной территории от центральных органов управления, в этом случае автономия – административно-территориальная. Если автономия национальная, возникает политическая автономия. В рамках политич автономии формируются местные законодательные органы., которые начинают создавать местные законы. Сложное УГ становится похожим на конфедерацию. Термин регионалистское гос-во – местные органы власти могут автономно решать только местные вопросы – административная автономия.

б) Виды в зависимости от степени развития органов местного самоуправления (негосударственные органы, создаются населением для решения местных проблем. Централизованное УГ, в котором органов местного самоуправления либо нет совсем, либо их деятельность была приостановлена (в связи с военным переворотом). Противоположность – децентрализованное УГ на местном уровне отсутствуют государственные органы, а их функции переданы органам местного самоуправления (ФРГ). Компромиссный тип – относительно децентрализованное УГ. Создаются органы местного самоуправления, но их деятельность контролируется назначенными из центра чиновниками.

 

Федеративный договор разграничение полномочий и предметов ведения между РФ и S( захаров). Компетенция(предмет компетенции). – полномочия и предмет ведения .полномочия- права и обязанности, ответственность. Предмет ведения – круг решаемых вопросов и задач плюс осуществляемые функции. Специфика полномочия от правомочий. Правомочия -возможность совершения опред действий, разные субъекты властью не обладают, (только права, а полномочия это права и обязанности( суд полномочен осуществлять судебную власть, и обязана), мера возможного поведения;

 

Политический государственный режим.

Это система методов, способов, приемов и средств осуществления политической власти.

Метод – классификация политических режимов базируется на преобладании в управленческой деятельности государства одного из 2 методов управления. Методы:

- авторитарный – не предполагает обязанность власти советоваться с подвластными, но предполагает механизмы обратной связи, т.е. систему мероприятий, которая в той или иной форме информирует власть о желаниях и предпочтениях общества. При этом предполагается, что мнение подвластных обязательно для гос. власти. Превалирование убеждения и достижения компромисса. Исходя из использования гос. властью тог или иного метода управления выделяют 3 типа политических режимов:

Демократический базируется на представлении о человеке как об индивиде. Индивид – латинский перевод греческого слова «атом», что означает неделимый. В основе демократического режима лежит представление, что человек – атом, т.е. самостоятельное существо, которое формально не зависит от других индивидов и связан с ними только договорными связями. С гос-вом – общественный договор, с семьей – брачный.

1 признак демократического режима – это такой режим, при котором провозглашаются и реально гарантируются права и свободы человека, при этом права индивида обладают приоритетом над правами и интересами гос-ва.

Воля народа представляет из себя высший з-н, только народ обладает суверенитетом и только он является источником государственной власти. Т.о. 2 признак ДР – решения в нем принимают большинством народа.

Поскольку весь народ в целом не может осуществлять гос. власть, то осуществление этой власти д.б. разрешено лучшим представителям народа, которых народ должен контролировать. Отсюда 3 признак ДР – выборность и сменяемость органов власти и их подотчетность избирателям.

Предполагается, что общество и гос-во отделены друг от друга и рассматриваются как соперники, причем предполагается, что гос-во постоянно пытается поглотить общество и подчинить его себе. Следовательно ДР предполагает наличие т.н. гражданского общ-ва, т.е. такой сферы, в которой гос-во не должно вмешиваться и которую гос-во не должно поглощать. Гражданское общество ограничивает гос-во в его тоталитарных стремлениях.

Демократия предполагает, что общество не является единым, считается, что общ-во – это совокупность борющихся между собой группировок, причем эту борьбу нужно организовать таким образом, чтобы она не переросла в истребление обществом самого себя. Появляется политический плюрализм (многопартийность), соревнование политич партий и сущ-е политической оппозиции на законном образовании. Государство должно предоставить различным политическим группам право свободно высказывать свои взгляды (наличие независимых от гос-ва СМИ, свобода слова и печати).

Вышеназванные принципы и идеи отражают особенности развития общества исключительно в Зап. Европе (они основаны на западных представлениях о роли личности в обществе). Выборы по современным избирательным технологиям и различным системам голосования могут отражать мнение не большинства. СМИ не аккумулируют мнения народа и не информируют его о реальных событиях в обществе. Они формируют настроения общества. В наст. момент наиболее распространена либеральная демократия, принцип принятия решений в соответствии с волей и интересами большинства в современной демократии в значительной степени редуцирован. Т. е. современная либеральная демократия защищает интересы различного рода меньшинств (в ущерб интересам большинства).

Тоталитарный 1925 – термин озвучен Бенито Муссолини. Общие черты:

- наличие единой и единственной гос. идеологии, которая настолько глобально регулирует все вопросы жизни общества, что они начинают замещать собой религию. Конфликт с религиозной конфессией.

- однопартийность, т.е. легально может существовать только одна партия, а гос аппарат формируется по партийному признаку.

- вождизм – во главе гос-ва находится вождь с харизматическим типом легитимации власти.

- институт тайной полиции – выполняет 2 функции: следит за населением в интересах правящей партии и следит за правящей партией в интересах вождя.

- Полный контроль гос-ва за информационной сферой.

Виды ТПР в зависимости от используемой идеологии:

Левый тоталитаризм (нацизм, коммунизм)

Правый тоталитаризм (фашизм)

Авторитарный

Авторитарный Тоталитарный

В обществе остаются те сферы, которые не доступны госконтролю (семья) Предполагает осуществление и установление полного контроля за всеми сферами жизни общества

Имеется гос идеология, но существует возможность высказывать и иные идеологические взгляды. Имеется только гос идеология, все иные преследуются

Существование оппозиции допускается, но к власти ее не допускают Невозможно легальное существование оппозиции

Довольствуется последующей цензуры (в вдогонку) Контроль гос-ва за инф сферой выражается в т.н.предварительной цензуре (любой материал не распространяется пока он не будет проверен.

Деспоти и тирания(захаров) деспот в отношеии близких, тиран в отношении всех; деспот приходит к валсти как правило законным путем тиран нет.

Признаки АПР

- при авторитарном гос-ве провозглашается принцип разделения властей, но реально власть сосредоточена в руках какого-л одного органа

- может сущ-ть оппозиционный парламент, кот не обладает реальной властью

- выборность, подотчетность и подконтрольность значительно сужены (выбирать могут по сословному признаку, ответственность чиновники несут только перед высшими органами власти).

- существенное ограничение цензуры, наличие частичного плюрализма.

- права и свободы провозглашены, но либо не исполняются, либо исполняются не в полной мере.

Разновидности: деспотический, военный, тиранический.

 

Первобытно-общинная организация Государство

Принцип кровного родства – распределение власти Власть распределяется по территориальному критерию

Нет четкого различия на властвующих и подвластных Публичность власти, четкое разграничение на властных и подвластных

Отсутствие налоговой системы Налоговая система

Профессионального аппарата принуждения (карательного аппарата) нет Профессиональный аппарат принуждения и управления.

Власть покоится на авторитете. Имеется авторитет власти

 

3. Функции государства и обеспечивающая их структура.

 

Функции государства – основные направления его деятельности по реализации главных задач, стоящих перед государством.

Значение функции гос-ва состоит в том, что их изучение позволяет раскрыть сущность государства. Каждая из концепции гос-ва опирается на ту функцию гос-ва, которую данный автор посчитал наиболее существенной.

Функции государства носят объективный характер, поскольку они появляются, развиваются и исчезают под влиянием тех внешних обстоятельств, которые мы называем задачами, стоящими перед государством. Для функций государства характерны следующие группы:

a) Функции представляют из себя устойчиво сложившиеся предметную деятельность государства в наиболее важных сферах жизни общества (политика, экономика, оборона)

b) Функции государства отвечают на вопросы о социальном назначении государства.

c) Функции государства направлены на выполнение крупных задач и достижения целей , которые возникают на определенном этапе развития.

d) Функции гос-ва реализуются в определенных формах, свойс<



2015-12-07 389 Обсуждений (0)
Теория государства и права. Беленков Антон Владимирович 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория государства и права. Беленков Антон Владимирович

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (389)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)