Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие № 2



2015-12-07 762 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 2 0.00 из 5.00 0 оценок




Былины

1. Определение. Происхождение термина «былина». Жанровые особенности былин.

2. Происхождение былинного эпоса. География распространения былин. Особенности исполнения, сказители.

3. Проблема классификации (периодизации) былинного эпоса.

4. Образы богатырей, средства их создания.

5. Поэтика былин. Анализ былины «Илья и Соловей-разбойник».

6. История собирания, публикации и изучения былин.

7. Историко-культурное значение русского былинного эпоса.

8. Былины в школьном курсе литературы.

Сообщение: «Образы и поэтика былин в произведениях русских писателей и поэтов».

Литература

Аникин В.П. Русский богатырский эпос: Пособие для учителя. М., 1964.

Жирмунский В.М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. М., Л., 1962.

Захарова О.В. Былины. Поэтика сюжета. Петрозаводск, 1997.

Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Опыт беспристрастного исследования. М., 2001. С. 91 – 141.

Новичкова Т.А. Эпос и миф. СПб., 2001.

Прозоров Л. Времена русских богатырей. По страницам былин – в глубь времен. М., 2006.

Пропп В.Я. Русский героический эпос: Собрание трудов. М., 1999.

Путилов Б.Н. Былины // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого: В 5 т. Т. 1. М., 1995. С. 274 – 278.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963.

Тексты

Былины / Под ред. Б.Н. Путилова. Л., 1957.

Былины: В 2 т. / Подг. текста, вступ. статья и коммент. В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова. М., 1958.

Былины / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф.М. Селиванова. М., 1988 (Б-ка русского фольклора. Т. 1).

 

Практическое занятие № 3

Исторические песни

1. Понятие исторической песни. Жанровые черты.

2. Ранние исторические песни. Общая характеристика. Анализ произведений.

3. Исторические песни XVI века. Общая характеристика. Анализ произведений.

4. Исторические песни XVII века. Общая характеристика. Анализ произведений.

5. Исторические песни XVIII века. Общая характеристика. Анализ произведений.

6. Исторические песни XIX века. Общая характеристика. Анализ произведений.

7. Традиции исторической песни в художественной литературе.

8. Исторические песни в школьном курсе литературы.

Сообщение: «Исторические песни Смоленщины».

 

Практические занятия № 4-6

Традиционные необрядовые лирические песни

 

1. Своеобразие необрядовой лирики.

2. Пути исторического развития традиционной крестьянской лирики.

3. Проблема классификации традиционных лирических песен. Основные тематические группы лирических песен (любовные, семейно-бытовые, антикрепостнические (песни о крепостной неволе), рекрутские, солдатские, разбойничьи (удалые), бурлацкие, ямщицкие, чумацкие).

4. Поэтика традиционных лирических песен.

5. Анализ песен: «Вы, кудри ль мои, кудерьки», «Из-за леса, леса темного», «Ах, кабы на цветы да не морозы», «Уж, ты, степь моя, степь моздокская!», «В саду ягода–малина при-в закрытии росла», «Не одна во поле дороженька пролегла».

6. Из истории собирания, публикации и изучения лирических песен.

7. Традиционные лирические песни в школьном курсе литературы.

Сообщения:

1. «Традиционная народная лирика Смоленского края».

2. «Русские народные песни литературного происхождения».

3. «Поэтика традиционной крестьянской лирики в произведениях художественной литературы».

Примерная схема анализа необрядовой лирической песни

1. Тематика и проблематика (к какой тематической группе может быть отнесена песня, какие проблемы затрагивает).

2. Композиционная форма (монолог; диалог; описательно-повествовательная часть + монолог (диалог)). Как она определяет звучание песни, ее восприятие?

3. Лирический герой, другие персонажи, их взаимоотношения.

4. Главная мысль песни.

5. Художественные средства (тропы, фигуры, особенности стиха и др.), их роль в выражении главной мысли.

6. Возможная интерпретация песни (мысли, ассоциации, возникающие при восприятии произведения).

Литература для подготовки сообщений

Первое сообщение: Кошелев Я.Р. Лирические песни // Смоленский край в литературе и фольклоре. Учебное пособие для ср. школы / Под ред. В.В. Ильина. – Смоленск, 1995. –С. 42-47;

Кошелев Я.Р. Архаические мотивы в смоленской народной лирике // Письменность и культура Смоленщины. История и современность. – Смоленск: СГПУ, 2000. – С. 9-14.

Второе сообщение: Песни и романсы русских поэтов / Сост., вступ. ст. и комм. В.Е. Гусева. – М., Л., 1963 (Б-ка поэта).

Третье сообщение: Художественные произведения: И.С. Тургенев. «Певцы», И.А. Бунин. «Косцы» и др.

Новикова А.М. Русская поэзия XVIII – первой половины XIX века и народная песня. – М., 1982.

См. также раздел «Фольклор и литература» в библиографическом списке в конце пособия.

Практическое занятие № 7-8

Русский детский фольклор

1. Понятие детского фольклора. Специфика детского поэтического творчества.

2. Виды и жанры детского фольклора. Проблема классификации.

3. Творчество взрослых для детей:

- колыбельные песни;

- пестушки;

- потешки;

- прибаутки;

- небылицы-перевертыши.

4. Творчество взрослых, ставшее детским:

-заклички и приговорки;

- игровые припевы и приговоры.

5. Собственно детский фольклор:

- считалки;

- жеребьевые сговорки;

- дразнилки;

- поддевки;

- скороговорки;

- страшилки и другие жанры современного детского фольклора.

6. История собирания и изучения детского фольклора.

Сообщение: «Современная детская мифология».

Задания.

1. Каждому студенту записать от детей или произвести самозапись (по памяти) 2-3 произведений различных жанров детского фольклора. Записанные тексты паспортизовать, т.е. указать: 1) от кого записан текст (фамилия, имя), 2) возраст информанта, 3) где произведена запись (город, деревня, село, район), 4) когда сделана запись (месяц, год), 5) кто произвел запись (свои фамилия, имя, отчество). Оформить материал на отдельных листах разборчивым почерком или набрать на компьютере и распечатать.

2. Прочитать главу «Лепые нелепицы» в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти» (любое издание).



2015-12-07 762 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 2 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие № 2

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (762)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)