Былины о Василии Буслаеве
Существуют две былины: 1) О его бунту против Новгорода «Василий Буслаев и мужики новгородские» 2) О его смерти.( «Василий Буслаев молиться ездил» –) Трактовки этих былин менялись на протяжении двух веков. Былины о Василии Буслаеве – чисто новгородское создание. Ряд исследователей (Белинский и Пропп) видят в нем героя новой формации, героя, время которого еще не настало( в нем видят бунтаря, восставшего против традиций) Былина о Василии Буслаеве отражает первые смутные проблески сознания того, что старый мир со всеми порядками и со всеми его предрассудками должен быть разрушен. С точки зрения современных фольклористов, такой взгляд – некая модернизация богатыря. Т.А. Новичкова в своем исследовании о былинах аргументировано показывает, что буслаев ведет борьбу за старый новгород, языческий. Происходит противопоставление двух разных мировоззренческих систем., сменявших одна другую. Василий набирает дружину для себя и по-своей инициативе. Василий принадлежит к высокому и древнему роду, ощущает, что ему дозволено больше, нежели другим. Буслаев-Отец завещает сыну собрать дружину. Вступая в бой с новгородцами, Василий хочет вернуть вольность, независимость Новгорода, завладев властью над ним. «Василий Буслаев молиться ездил» – второй из известных былинных сюжетов о новгородском богатыре, не менее оригинальный и характерный. Если в первой былине Василий Буслаев бьется об заклад со всем Новгородом, то во второй он вступает в поединок с самим Роком. Обе былины – «Василий Буслаев и мужики новгородские» и «Василий Буслаев молиться ездил» образуют единый и завершенный цикл, повествующий о герое от рождения и до смерти. Это единственная завершенная былинная «биография». Василий Буслаев отправляется душа спасти, но при этом звучат и другие слова: а мое-та веть гулянье неохотное. Он просит у матери благословение великое, проходит весь традиционный путь паломников (правда, идет не по Днепру, а по Волге – путем не столько паломников, сколько ушкуйников), но при этом менее всего напоминает благочестивого калику или раскаявшегося грешника. Весь смысл былины заключается в этом контрасте, в двойном прочтении поступков героя. Даже отправляясь на богомолье, замаливать свои грехи, Василий Буслаев остается все тем же бунтарем. Но только теперь он вступает в единоборство с Судьбой, бросает вызов зловещему пророчеству пустой головы, предрекающей ему смерть. Чтобы ответить на данный вопрос необходимо знание двух былин! 27.Поэтика былины.
Возникла в Германии. Для нее характерна идеализация старины, народных суеверий, мистицизм. Особое место занимают труды братьев Гримм. Представители мифологической школы в России, которая сложилась в 19 в. – Буслаев, Афанасьев, Миллер, Потебня. Афанасьев считал сказочных и былинных персонажей олицетворением божеств грома, солнца, облаков и т.д. В советский период фольклористики мифологическая школа не пользовалась популярностью. Перелом начался в 80-х г. 20 в. когда наконец публикуются фундаментальный мифологические исследования справочного характера. Буслаев – создает наглядное сравнение эпоса с деревом. Со временем одни эпизоды пропадают, другие возникают вновь, иные подновляются, покрываются новыми наростами. Однако постоянное видоизменение составных частей, целое остается невредимо, пока в народе не угасла жизнь эпического творчества. Также и дерево остается свежо и исполнено жизни, пока здоров его корень, сколько бы не меняло оно ветвей и листьев. Буслаев полагает что былинному циклу о Владимире и его богатырях предшествовал мифологический и героический эпос. Илья Муромец происходит из идеального типа полубога, сокрушителя земного зла. Другая версия Буслаева, что Илья – снимок с мифического идеала Перуна.
Или миграционная теория бродячих сюжетов. Согласно этой теории эпос создается в определенное время в определенном месте затем странствуя от народа к народу. Приверженцы этой теории возводили русский эпос к эпосу восточных, азиатских народов. По мнению Веселовского фольклорные сюжеты могли кочевать из одной среды в другую, приноравливаясь к новым нравам и обычаям. Веселовский предполагал что позднейшие эпические сюжеты многослойны по происхождению: состоят из западных, византийских, восточных и из своих местных элементов, со временем слившихся в неразрывное целое. Буслаев говорил о слоях в русском эпосе.
В 19 в. приоритетной была точка зрения исторической школы. Историческая школа – направление в русской фольклористике – объясняла русский эпос как прямое отражение исторических событий. Былины трактовались как устное летописание русской истории, а ряд несовпадений в сюжетах былин с реальной историей объяснялся как порча текстов в процессе их бытования. Историческая теория впервые была широко применена Майковым. Также историческая точка зрения жила в трудах Квашнина – Самарина, Костомарова и др. Скафтымов развенчивает историческую теорию былин. Изначально у истоков былинного сюжета была какая-то реальная история. Со временем происходит ее деформация: смысл сосредотачивается на идеологических, моральных и эстетических ценностях. Факты обобщаются, интерес к ним утрачивается, а в дальнейшем фактическая действительность для былины становится безразличной, отходит на задний план и совершенно забывается. Путилов говорит о наличии эпического сознания, необходимого для жизни былины: слушатели верили в события, о которых повествует былина, но с одной поправкой – эти события происходили очень давно. Былинное время – это эпическое время в котором события не соотносимы ни с летописным временем ни с конкретной исторической эпохой, ни с датируемыми событиями. Отобранность – это типовой характер элементов эпического мира: главные персонажи былин богатыри – некий инвариант всех героев эпоса; враг – чужеземец, всегда урдлив, чудовищен; второстепенные персонажи варьируются редко: из былины в былину переходят образы князя Владимира, матери богатыря, бояр. Эпос редко выходит за грань типовых ситуаций: в каждой былине обязательны выезд из дому, встречи, поединки; типовыми выглядят локусы – место, куда едет герой, место встречи, поединка. Реалии быта, культуры тоже типовые: дом, дворец, внутренне убранство, оружие, одежда, снаряжение коня. Типовой характер лишает их конкретной исторической привязки, ставит их как бы вне определенного времени, прописывает их именно в эпическом мире.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4028)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |