Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Авантюрные и новеллистические сказки. Происхождение и поэтика



2015-12-07 2196 Обсуждений (0)
Авантюрные и новеллистические сказки. Происхождение и поэтика 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Новеллистическая сказка, как и волшебная, растянута во времени, многособытийна, герои и героини странствуют по свету, попадают во всякие переделки, преодолевают различные препятствия, решают трудные задачи, узнают приметы, проявляют необычайную смелость. Одна из любимых тем новеллистических сказок - тема верности.
Авантюрные сказки более позднего происхождения, чем большинство волшебных сказок. Они создавались на основе устной традиции, а также книжных и лубочных произведений. Значительную группу авантюрных сказок составляют сказки о ворах и разбойниках, о ловких людях, солдатах, о героях-рыцарях Бове Королевиче и Еруслане Лазаревиче. Авантюрные сказки, как правило, имеют сложные композиционные схемы, отражающие сложность жизненных перипетий, в которые попадает герой. Для авантюрной сказки характерно явление циклизации.

12. Авантюрные сказки

Так в фольклористике называют сказки, повествующие о необычных приключениях героя, многособытийные, похожие на волшебные, но с отсутствием сверхъестественного начала.

Приключения героя авантюрной сказки могут продолжаться бесконечно и неважно, что реальная биография человека не вмещает столько событий. Герой после огромного ряда испытаний выходит победителем, а нереальность повествования объяснима: это же сказка.

Герой волшебной сказки побеждает врагов с помощью своей находчивости, изворотливости, хитрости. В этих сказках как и в волшебных случаются фантастические явления , но природа этих фантастических явлений земная, реальная, связанная с удачей и везением.

Авантюрная сказка – это симбиоз русской культурной традиции и инокультурной – западноевропейской и восточной.

Темы авантюрной сказки: верность, судьба,

Сказка Оклеветанная купеческая дочь!

Девушка спасает от гибели своего брата, который поручился за честь сестры. завистники брата, куп. сына, решили оклеветать его, чтобы красивая девушка на портрете, сестра купца, не стала женой царя добыв обманным путем знание о приметах девушки, генерал – завистник был посрамлен купеческой дочерью. Она дорогой связала кравую перчатку, а по приезде обвинила генерала в краже второй перчатки, генерал начал божиться, что не был ни разу у нее. Благодаря своей выдумке и находчивости девушка не только спасла своего брата и наказала злодея, но и нашла свое счастье, став женой царя.

Авантюрные сказки не так органичны и гармоничны, как волшебные: различны герои авантюрной сказки, различен стиль,

Герой авантюрной сказки, как и герой собственно бытовой – это обощенный социальный тип: солдат, купеческий сын и тд. Героини – верная жена, оклеветанная девушка.

Герой ловок, находчив, изобретателен, умен, красиво говорит.

Действие авантюрной сказки разворачивается в реальной обстановке, но чаще в городах с богатыми магазинами и шикарными гостиницами, в которых гуляют герои.

Эти сказки отличаются не только содержанием, но и худ. особенностями: системой образов, характером композиции, стилистическими приемами языком.

Новеллистическая сказка, как и волшебная, растянута во времени, многособытийна, герои и героини странствуют по свету, попадают во всякие переделки, преодолевают различные препятствия, решают трудные задачи, узнают приметы, проявляют необычайную смелость. Одна из любимых тем новеллистических сказок - тема верности.
Авантюрные сказки более позднего происхождения, чем большинство волшебных сказок. Они создавались на основе устной традиции, а также книжных и лубочных произведений. Значительную группу авантюрных сказок составляют сказки о ворах и разбойниках, о ловких людях, солдатах, о героях-рыцарях Бове Королевиче и Еруслане Лазаревиче. Авантюрные сказки, как правило, имеют сложные композиционные схемы, отражающие сложность жизненных перипетий, в которые попадает герой. Для авантюрной сказки характерно явление циклизации.

 

 

Анекдоты.

Анекдот – самый популярный, продуктивный жанр русского фольклора XX в. Анекдот – повествование с установкой на реальность и одновременно невероятность, рассказанное с психологической правдоподобностью.

Э.Лендваи сформулировал ряд законов для анекдота как жанра речи. Среди прочих закон амбивалентности: анекдот должен быть неоднозначным; закон гиперболы: обязательно присутствие элементов преувеличения; закон пуанты: соединение двух ситуаций в анекдоте должно быть неожиданным.

Генетически анекдот выкристаллизовался из сказки и существует давно: анекдот оформился как жанр тогда, когда «сворачивается» сказка как живой, продуктивный жанр. Если искать более древние истоки анекдота, то их, скорее всего можно найти в повествовании о трикстере. Отдаленно, но все же тексты некоторых мифических повествований напоминают как классические фольклорные сказки о «набитом дураке», так и современные анекдоты о глупце.

От мифа о трикстере – через сказку о дураке – к анекдоту – таков путь рождения и формирования фольклорного анекдота. Анекдот как жанр фольклора более близок к сказке, чем несказочной прозе, т.к. в анекдоте четко обозначена установка на вымысел.

Анекдот по социально-географической принадлежности тяготеет к городу, т.е. это жанр городского фольклора. Существуя не одно столетие, русский анекдот достиг небывалой популярность в ХХ в. – причиной тому, возможно, стали условия тоталитарного режима. Анекдот был некой оппозицией официальной идеологии.

Как в сказках былых времен народ фантазировал о своей победе над хозяевами жизни.

Рассказывающий анекдот никогда не претендует на авторство анекдота: всегда, даже при наличии собственной интерпретации рассказчика, в анекдоте есть отсылка на других людей. Но при это анекдот претендует на новизну или же содержит напоминание анекдота: «Это как в том анекдоте…»

Анекдот произносится с целью рассмешить слушающего, анекдот должен быть понятен слушателю. Кроме того, слушатель анекдота должен владеть определенными фоновыми знаниями, чтобы вступить в это драматизированное действо – анекдот. Живое бытование анекдота предполагает пару: рассказчик и слушатель, при этом понимание анекдоты слушателем определяется его аксиологическими взглядами, интеллектуальными способностями и т.д.

Персонажи русского анекдота относительно постоянны. Это социальные и этнические типы, персонажи истории и кинодискурса. Персонажи анекдотов делятся на главных и вспомогательных, последние никогда не существуют самостоятельно.

Нельзя сказать, что все стороны жизни находят отражение в анекдоте, но тематическая палитра анекдота широка.

 

Миф и сказка.

 

Сказки всех народов удивительно похожи; так, В.Я.Пропп, исследуя генезис и морфологию волшебной сказки, не опирается на ту или иную этническую сказку, а исследует общие законы построения сказочного текста. А фольклорист С.Ю. Неклюдов написал статью «Почему сказки одинаковые?». Он называет фольклорно-мифологические схождения ,т.е. типологию, не объяснимую ни языковым родством, ни культурным взаимообменом. Это сходство обусловлено природными, социальными ситуациями, психофизиологической общностью и т.д.

Сказку следует изучать, так как это история человеческой ментальности, так же сказка «питает» искусство, литературу. Позже появился жанр «литературной сказки» - совершенно иное явление.

Под термином сказка в фольклористике разумеют совершенно разные по времени зарождения, образам прозаические тексты. Это повествования о чудесных явлениях, о превращениях, о приключении дурачка, о плуте, о пространстве.

А.Аарне делит весь сказочный фонд на животные сказки, собственно сказки и анекдоты. Но по словам Проппа, у этой классификации есть ряд недостатков. По его мнению, удачно разграничение А.Н.Афанасьева : сказки о животных и сказки о людях(волшебные и новеллические),к сказкам о животных Пропп присоединяет кумулятивные сказки. В российской фольклористике: сказки о животных, волшебные и социально-бытовые.

Сказки рассказывались взрослым и детям и выполняли функцию оберега. В сказке возможно переосмысление обряда(герой зашивается в шкуру животного), травестирование обряда (приношение девушки в жертву реке).

Говоря о происхождении древних сказок, необходимо помнить о мифе, который лежит в истоках сказки. Миф – это форма древнего создания,каждый конкретный миф – это древняя «наука»: информация о взаимоотношениях с окр. Действительностью, объясняющая, законодательая,запрещающая,обучающая. По Проппу, сказка – реликт мифа об обряде инициации. Этот обряд представлял собою символическую смерть. (схема этапов развития волшебной сказки по концепции Проппа: обряд инициации → миф →сказка)

3 временных пласта мифа: мифологическое время, историческое время, недавнее время. Рождение и бытование мифов связано со спецификой архаического мышления. К специф. Чертам древнего мировоззрения относятся:

- анимизм(одухотворение явлений природы) ;

- антропоморфизм(представление явлений природы в образе человека) ;

- метаморфизм(о способностях живых существ к перевоплощению) ;

- тотемизм(о происхождении человека от первопредка-тотема) ;

- манизм(вера в способность ритуальных слов и жестов к направленному воздействию на желанную цель)

Миф – форма сознания не только первобытного мышления, миф остается элементом коллективного сознания, так как обеспечивает «уютное» чувство гармонии с обществом и Космосом.

 



2015-12-07 2196 Обсуждений (0)
Авантюрные и новеллистические сказки. Происхождение и поэтика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Авантюрные и новеллистические сказки. Происхождение и поэтика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)