Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Признаки правого государства



2015-12-07 655 Обсуждений (0)
Признаки правого государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Четвернин

Следует различать правовые и неправовые институты и типы государственности, подобно то-

му как мы различаем правовые и неправовые законы. В таком случае нужно признать, что свобода

(и равенство в свободе) — это сущность права, правового закона и правового государства, но не

сущность закона и не сущность государства «вообще».

У публично-властных институтов нет правовой сущности, правовая сущность есть только у правовых институтов публичной власти, которые складываются там и постольку, где и поскольку социальные обмены строятся по принципу свободных взаимодействий и равенства в свободе.

Признаки правовой государственности:

* Правовая государственность выступает как публично-властная институциональная форма свободы — обеспечивает равенство в свободе, подавляет агрессивное насилие; потестарная государственность, наоборот, сама проявляется как монополия на агрессивное насилие, подавление любой свободной социальной активности.

* Принципом правовой цивилизационной ситуации является возможность свободных социальных взаимодействий — в частности, не опосредованных публично-властным управлением.

* В развитой правовой ситуации (при капитализме) публично-властные институты образуют, главным образом, механизм принуждения к соблюдению частного права.

* Менее заметную роль играет административное установление так называемых позитивных норм (прежде всего, налоговых) и соответственно принуждение к их исполнению.

* В правовой цивилизационной ситуации складываются саморегулирующееся гражданское общество и обслуживающее его «минимальное государство», институты которого предназначены в основном для официального выражения и публично-властной защиты одинаковых для всех правил свободной конкуренции.

* Соответственно основные акторы «минимального государства» избираются, а их деятельность реально контролируется избирателями.

* Право в целом, или система правовых институтов, включая правовую государственность, обеспечивает удовлетворение потребностей посредством свободных социальных взаимодействий. Эта генеральная функция права складывается из функций основных правовых институтов, традиционно называемых отраслями права.

* Институты публичного права выполняют функцию подавления агрессивного

насилия и, как таковые, образуют механизм принуждения, обеспечивающий действие частного права

* Господство права предполагает, что права человека признаются высшей ценностью, и публично-властные институты обеспечивают соблюдение и защиту прав человека. Однако представления о правах человека существенно различаются в потестарной и либертарной парадигмах

* Правовое государство гарантирует права и свободы индивидов независимо от этнических и других фактических различий.

Вариант 2

Признаки государства - его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе.

Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности, оно было и остается государством, то есть, как и любое другое государство, обладает такими общими признаками и чертами, как наличие публичной власти, специального аппарата управления и принуждения, суверенитета и т.д.

Отличительными же признаками правового государства являются следующие.

1. Прежде всего, правовое государство предполагает существование

гражданского общества.

Государство рассматривается как средство обеспечения условий для нормальной жизнедеятельности гражданского общества путем разрешения общих проблем государственной властью. Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, имеет своим главным назначением наблюдать за действиями государства, чтобы они не выходили за рамки законности и принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство восстановить нарушенные права. Рассматриваемый признак отражается в знаменитом афоризме: "Не человек существует для государства, а государство для человека".

2. Разделение властей. Теория разделения властей исходит из того, что

для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны

существовать относительно независимые друг от друга власти - законода-

тельная, исполнительная и судебная. Значение этой теории состоит в том,

чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или органа.

Каждая власть осуществляет свою функцию, которую другие власти не могут

выполнять. Законодательная власть принимает законы, исполнительная -

обеспечивает их выполнение, судебная - выносит на их основе решения,

причем может привлекать к суду и членов законодательных органов, и членов

правительства как. частных лиц. Каждая из государственных властей обязана

уважать независимость другой власти: законодатель не вправе вмешиваться

в функции правительства или давать судье распоряжения; правительство не

вправе приостанавливать выполнение законов и вмешиваться в деятельность

судебных органов; судья не может привлечь к суду ни законодательный орган,

ни правительство.

Признак разделения властей становится жизнеспособным, если он обеспечивается системой сдержек и противовесов. Например, в США предусмотрены следующие формы воздействия одной ветви власти на другую. Президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь, вето может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта за него проголосуют 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сенат утверждает членов правительства, назначаемых Президентом, и ратифицирует заключенные им международные договоры. В случае совершения Президентом преступлений Сенат выполняет роль суда в решении вопроса об импичменте. Могущество Сената ослабляется тем, что председателем является вице-президент, который может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль осуществляет Верховный суд США. Подобная система устраняет почву для узурпации полномочий одной власти другой. За более чем 200-летнюю историю США ни разу не возникало серьезной угрозы для подрыва демократической системы управления.

3. Верховенство закона. Данный признак означает, что ни один

государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная

общественная организация, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Государство, подчиняясь юридическим нормам, становится одним из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими субъектами. Без правового равенства между государством и личностью не может существовать ни право, ни правовое государство. Любая попытка государственного органа или должностного лица выйти за пределы права и поставить себя над людьми расценивается как правонарушение.

Верховенство закона означает, что государство не вправе издавать законы, противоречащие так называемому естественному праву, и вместе с тем оно обязано принимать все законы, которые обеспечивают естественные права человека.

Наконец, в силу рассматриваемого признака закон обладает высшей юридической силой. Все подзаконные акты должны строго соответствовать ему. Недопустимо подменять закон подзаконными актами и вкладывать в него смысл, который не был предусмотрен законодателем.

4. Реальность прав и свобод граждан. В правовом государстве права и

свободы граждан должны быть не только провозглашены, но и гарантированы

государством. Как уже отмечалось, такими гарантиями могут быть

законодательное закрепление условий, при которых возможно ограничение

прав и свобод либо принятие законов, детализирующих права и свободы,

провозглашенные в Конституции.

Реальное обеспечение прав и свобод достигается путем создания механизма их всесторонней защищенности, а также установления гражданской, административной и уголовной ответственности за их нарушение.

5. Взаимная ответственность государства и личности. В правовом государстве как граждане несут ответственность перед государством, так и государство в лице своих органов и должностных лиц несет ответственность перед гражданами.

6. Политический и идеологический плюрализм. Правовое государство немыслимо без

существования многочисленных политических организаций, партий, оппозиции. Функционируя в условиях плюрализма различные социальные силы ведут борьбу за власть цивилизованными мерами. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои политические установки, проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций. Политический и идеологический плюрализм является олицетворением демократизма общества, позволяет каждому члену общества самому решать вопрос о своей приверженности той или иной партии, идеологии.

Кроме названных, существуют и другие признаки и черты правового государства, их достаточно много и они весьма разнообразны (выделяют признак многоукладности экономики, невмешательства государства в экономическую сферу и др.). В совокупности они дают общее представление о сущности, содержании, целях и назначении правового государства.



2015-12-07 655 Обсуждений (0)
Признаки правого государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Признаки правого государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (655)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)