Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соотношение типа и формы государства



2015-12-07 2645 Обсуждений (0)
Соотношение типа и формы государства 0.00 из 5.00 0 оценок




ВОПРОСЫ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

1. Предмет теории государства и права.

2. Методология теории государства и права.

3. Теория государства и права в системе юридических и иных гуманитарных наук.

4. Соотношение и взаимосвязь государства и права.

5. Причины и формы возникновения государства.

6. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.

7. Соотношение общества и государства.

8. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

9. Понятие и определение государства.

10. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.

11. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

12. Правовое государство: понятие и принципы формирования.

13. Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства..

14. Понятие формы государства.

15. Соотношение типа и формы государства.

16. Форма государственного правления: понятие и виды.

17. Форма государственного устройства: понятие и виды.

18. Политический режим: понятие и виды.

19. Место и роль государства в политической системе общества.

20. Понятие и классификация функций Российского государства.

21. Характеристика основных внутренних функций Российского государства.

22. Характеристика основных внешних функций Российского государства.

23. Формы осуществления функций государства.

24. Механизм государства: понятие и структура.

25. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

26. Орган государства: понятие, признаки и виды.

27. Понятие, сущность и определение права.

28. Понятие права в объективном и субъективном смысле.

29. Принципы права: понятие и виды.

30. Соотношение экономики, политики и права.

31. Правовая политика: понятие и основные приоритеты.

32. Функции права: понятие и классификация.

33. Понятие и структура правосознания.

34. Правовая культура: понятие и структура.

35. Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы.

36. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь.

37. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

38. Понятие нормы права. Отличие правовых норм от иных социальных норм.

39. Предоставительно-обязывающий характер юридических норм.

40. Эффективность правовых норм.

41. Структура нормы права.

42. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм.

43. Классификация норм права.

44. Понятие и виды форм права. Источники права.

45. Правотворчество: понятие, принципы и виды.

46. Понятие и виды нормативно-правовых актов.

47. Отличие нормативно-правового акта от акта применения норм права.

48. Закон в системе нормативно-правовых актов.

49. Основные стадии законодательного процесса в РФ.

50. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

51. Систематизация нормативных актов: понятие, виды.

52. Понятие и структурные элементы системы права.

53. Частное и публичное право.

54. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли.

55. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.

56. Институт права: понятие и виды.

57. Соотношение системы права и системы законодательства.

58. Понятие и основные принципы законности.

59. Понятие правопорядка. Соотношение и взаимосвязь законности, правопорядка и демократии.

60. Гарантии законности: понятие и виды.

61. Основные правовые системы современности.

62. Формы реализации права. Применение как особая форма его реализации.

63. Основные стадии процесса применения норм права.

64. Юридические коллизии и способы их разрешения.

65. Акт применения правовых норм: понятие, особенности и виды.

66. Толкование права: понятие и виды по субъектам.

67. Акты официального толкования: понятие и виды.

68. Способы и объем толкования правовых норм.

69. Пробелы в праве и способы их преодоления. Аналогия закона и аналогия права.

70. Юридическая практика: понятие и структура.

71. Правовое отношение: понятие и признаки.

72. Предпосылки возникновения правоотношений.

73. Понятие и виды субъектов правоотношений.

74. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность субъектов права.

75. Правовой статус личности: понятие и структура.

76. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура.

77. Объект правоотношения.

78. Понятие и классификация юридических фактов. Юридический состав.

79. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы.

80. Правомерное поведение: понятие, виды и мотивация.

81. Понятие, признаки и виды правонарушений.

82. Юридический состав правонарушения.

83. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.

84. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность. Презумпция невиновности.

85. Правовой нигилизм и пути его преодоления.

86. Основные теории происхождения государства.

87. Социологическая теория права.

88. Естественно-правовая теория.

89. Историческая школа права.

90. Психологическая теория права.

91. Реалистическая школа права.

92. Нормативистская теория права.

93. Юридическая техника.

 

 

1. Предмет теории государства и права.

Предметом ТГП являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, их взаимосвязь, сущность формы содержания государственно-правовых явлений, законности, правопорядка, правомерное поведение.

Специфика предмета ТГП:

  1. Изучает закономерности возникновения, развития, функционирования государственно-правовых явлений. Где понимается:

· закономерности – устойчивые связи явлений и процессов, которые выражают их сущность. Закономерности явлений обусловлены конкретной исторической обстановкой,

· возникновение – процесс появления сущности нового качества,

· развитие – приобретений появившейся сущности новых качеств или утрата старых,

· функционирование – взаимосвязь процесса появления с другими процессами и явлениями.

  1. Государство и право в рамках ТГП изучаются в единстве,
  2. Результаты исследований выражаются в теоретических понятиях и категориях: сущность, механизм, функции и др.,
  3. Государство и право изучаются в их динамике, которая выражается в их функционировании.

 

Объект ТГП как юридической науки является государственно-правовая действительность.

Предмет и объект тесно взаимосвязаны между собой, но полностью не совпадают, т.к. объект – это круг явлений и процессов, на изучение которых направлены несколько родственных наук, а предмет – круг явлений и процессов, изучением которых занимается конкретная наука. Таким образом, понятие «объекта» шире, и его составной частью является понятие «предмета» науки.

 

 

2. Методология теории государства и права.

Метод науки – это совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, полу­чаются новые знания.

 

Все методы, используемые при исследовании предмета ТГП можно поделить на 3 группы:

  1. общефилософские методы (метафизика, диалектика).
    1. Метафизика позволяет изучать процессы и явления такими, какие они есть в статике и покое.
    2. Диалектика как метод познания дает возможность исследователю изучить процессы и явления государственно-правовой действительности в их постоянном развитии, движении и взаимодействии друг с другом. Диалектический метод основан на 3 основных законах диалектики:

i. Закон перехода количественных изменений в качественные

ii. Закон единства и борьбы противоположностей

iii. Закон отрицания отрицания

Создатель: Аристотель

Вильгельм Гегель отказался от привычных философских терминов. Создатель законов.

  1. общенаучные методы – способы и приемы исследования, которые используются на различных этапах познания различных наук. Эта группа методов представлена такими, как:
    1. анализ – метод, с помощью которого возможно разложение сложных предметов и явлений на составные части, изучение которых в отдельности позволяет получить представление о явлении в целом.
    2. синтез – противоположность анализа, составные части чего-либо складываются в единое целое. Методы анализа и синтеза чаще всего рассматриваются как единое целое.
    3. индукция – метод, основанный на движении мысли от частного к общему
    4. дедукция – от общего к частному
    5. системный метод – позволяет наиболее детально изучить структуру государственно-правовых явлений и взаимодействие составляющих их элементов
    6. функциональный – основан на изучении предметов и явлений в процессе их реального действия или функционирования
  2. частно-научные:
    1. формально-юридический – позволяет на основе анализа понятий право и государство изучить их анатомию
    2. метод правового эксперимента – способствует уяснению закономерностей внедрения теоретических положений на практике
    3. сравнительно-правовой

 

 

3. Теория государства и права в системе юридических и иных гуманитарных наук.

Система юриспруденции подразделяется на следующие группы юридических наук:

  1. ТГП как общая теоретическая отрасль юридической науки,
  2. Историко-правовые науки (ИГПЗС, ИГПО, ИППУ),
  3. Специальные отраслевые юридические науки (КП, УП, АП, ГП и др.)
  4. Юридические науки тесно связанные со специальными отраслевыми, но имеющие свой предмет изучения (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия),
  5. Международные науки: МЧП и МПП.

 

ТГП выполняет роль общей исходной теоретической основы для существования и развития других юридических наук.

В свою очередь ТГП опирается на конкретный материал историко-правовых, специально-отраслевых наук, обобщая и анализируя их данные по различным вопросам.

ТГП со всеми гуманитарными науками объединяет общий объект познания, в качестве которого выступает человеческое общество.

Связь ТГП и философии. ТГП использует философские категории и всеобщие понятия (прогресс, функция, свобода, развитие и др.). В развитие ТГП большую роль играют философские методы познания. В свою очередь философия опирается на выработанный ТГП материал, и который помогает формулировать общие принципы государственно-правового развития общества.

Связь ТГП и политологии. Используя политические знания, данные, ТГП рассматривает государственно-правовые явления не только с точки зрения их внутреннего строения, формы, сущности, но и под углом зрения на их места и роли в системе других политических по своему характеру явлений. В свою очередь политология использует понятия ТГП.

 

 

4. Соотношение и взаимосвязь государства и права.

Единствосостоит в том, что государство и право:

1. возникают и развиваются совместно;

2. имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

3. выступают средствами управления, инструментами власти;

4. призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общест­венные интересы;

5. основаны на едином базисе, определяются социально-экономи­ческими и духовными факторами и т.п.

 

Различия между государством и правом:

1. если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

2. если государство выражает силу, то право — волю;

3. если первичным элементом государства является государствен­ный орган, то первичным элементом права — норма;

4. они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

 

Взаимодействие государства и права:

1. с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует изменяет, отменяет второе (правотворче­ство), а также реализует и охраняет его (правоприменения);

2. с другой стороны, право воздействует на государство, упорядо­чивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компе­тенцию его органов.

 

Выделяют два основных типа взаимоотношениймежду государст­вом и правом:

1. когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);

2. когда право стоит над государством, выступая его ограничите­лем (характерно для правовых государств).

 

5. Причины и формы возникновения государства.

Объединению общества способствовали и меняющиеся климатические условия. Исчезновение крупных животных привело к расформированию больших охотничьих коллективов. На их основе возникали небольшие семейные группы, которые вели кочевой образ жизни, вступая в дружеские союзы с другими.

Исчезновение животных привело к изменению пищевого рациона за счет растительной пищи. Кроме того, люди начали замечать, что большую пользу приносит не охота на животных, а их разведение. Появляется скотоводство, которое позволило иметь не только постоянный источник питания, но и дополнительную продукцию. Занятие скотоводством не требовало коллективных усилий. И результат труда зависел от усилий отдельной личности. Сам труд стал трудоемким, а потому основной производительной силой стал мужчина.

Впервые в обществе появляется избыточный продукт, что повлияло на характер семейно-брачных отношений. Мужчина становится главой семьи и получает возможность самостоятельно прокормить семью. Из общества выделяется парная семья, дети наследуются за отцом. Появляется патриархат.

Специализируясь на земледелии и скотоводстве, а потом и на ремесле, люди были вынуждены обмениваться продуктами. В этой связи появляется класс купцов. Произошло 3 крупных разделения труда:

  • отделение земледелия от скотоводства
  • выделение ремесленников
  • появление купцов

Они привели к повышению производительности труда, к получению относительно избыточных продуктов, которые накапливались у отдельных лиц, постепенно становясь их собственностью.

Таким образом, появляется частная собственность. Она стала основой расслоения общества на богатых и бедных, основой появления классов. Указанный выше процесс принято называть процессом перехода от присваивающей (собирательной) экономике к производящей. И факторы этого процесса называют причинами возникновения государства.

Причины установлены марксисткой теорией происхождения государства.

 

Процесс возникновения государства у различных народов шел по-разному.

Энгельс (упомянутая работа) выделял 3 формы возникновения государства:

  1. древнеафинскую (классическую) – особое значение в этом процессе имели реформы трех государственных деятелей: Тезия, Солона, Клисфена. Тезий учредил центральную власть и вне зависимости от родовой принадлежности поделил население на 3 класса:
    1. эфпотриды – благородные сословия – наделялись исключительным правом замещения должностей
    2. геоморы – ремесленники
    3. демиурги – земледельцы

Солон в основу деления граждан уже на 4 класса положил имущественный ценз – размер и доходы землевладения. Управленческие должности могли занимать лишь представители 3 класса, а наиболее ответственные -1 класс. 4 класс имел право голосовать и выступать на общем собрании.

Клисфен всю территорию Аттики поделил на 100 самоуправляемых общин-округов, во главе которых стояли старейшины.

 

  1. дренеримскую – процесс формирования государства у древних римлян был обусловлен борьбой между патрициями и плебеями. Патриции составляли коренную римскую аристократию, плебеи являлись бесправным пришлым населением и первоначально не допускались к управлению обществом.

 

  1. древнегерманскую – появление государства у древних германцев ускорилось завоеванием ими огромной территории римской империи, для управления которой органы власти родового строя были непригодны. В тех исторических условиях нельзя было не принять многочисленные населения римлян в родовые поселения германцев, не господствовать над ними. Поэтому становится необходимой иная организация власти, стоящая над обществом и располагающая разветвленным аппаратом управления.

 

Азиатская форма возникновения государства характеризуется тем, что формированию государства способствовали климатические условия, обусловившие необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. При этом, родоплеменная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов постепенно трансформировалась в государственные органы. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы и классовые расслоения.

 

6. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.

Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, которая с помощью специально созданного аппарата управления и с привлечением национальных ресурсов обеспечивает выполнение как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, осуществляется на основе согласования общесоциальных, групповых и личных, индивидуальных интересов.

 

Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от власти родового строя:

1. если первобытная власть основывалась на кровном родстве, то государство основывается на территориальной общности своих членов. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени).

2. государство представляет собой такую организацию публичной власти, которая не совпадает со всем населением. Власть носит политический характер. Государство обладает аппаратом управления и принуждения.

3. для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, профессионально занимающихся управлением, устанавливается система различных налогов и сборов – финансовая система государства

4. основным средством управленческого воздействия со стороны государства становится право.

5. суверенитет – верховенство государства на своей территории и независимость на международной арене.

 

7. Соотношение общества и государства.

Общество — (в широком смысле) совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей; (в узком) истори­чески конкретный тип социальной системы, определенная форма об­щественных отношений.

 

Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, которая с помощью специально созданного аппарата управления и с привлечением национальных ресурсов обеспечивает выполнение как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, осуществляется на основе согласования общесоциальных, групповых и личных, индивидуальных интересов.

 

Общество и государство — понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Го­сударство есть лишь политическая часть общества, его элемент.

 

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о харак­тере всего общества, его сущности.

 

Государство по отношению ко всему обществу выступает как сред­ство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общест­венную безопасность), а по отношению к противникам господству­ющего класса — нередко как орудие подавления и насилия.

 

Хронологические рамки общества и государства тоже не совпада­ют: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом, го­сударство приобретает по отношению к нем) относительную самосто­ятельность. Причем степень этой самостоятельности постоянно изме­няется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия

 

 

8. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают прису­щее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.

 

Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной, общности людей (рода, племени, семьи, общест­венной организации, партии, государства, общества и т.н.); она — важ­нейшее средство функционирования социальных структур и институ­тов.

 

Государственная власть представляет собой особую разновид­ность социальной власти. Согласно одной точке зрения, государствен­ная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими зве­ньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие «поли­тическая власть» тождественно понятию «государственная власть», гак как первая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном) участии.

 

Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на госу­дарственное принуждение.

 

Характерные черты государственной власти:

1. распространяется на все общество;

2. носит публично-политический характер;

3. опирается на государственное принуждение;

4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, полити­ками и т.п.);

5. система налогов;

6. деление населения по территориальному признаку и др.

 

 

9. Понятие и определение государства.

 

Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, которая с помощью специально созданного аппарата управления и с привлечением национальных ресурсов обеспечивает выполнение как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, осуществляется на основе согласования общесоциальных, групповых и личных, индивидуальных интересов.

 

С точки зрения отражения в управленческой деятельности определенных интересов в современной ТГП принято разделять 2 стороны сущности государства:

1. формальная – состоит в том, что государство является особой организацией политической власти, выступая в качестве инструмента организации жизни общества и средства управления им

2. содержательная – показывает социальное назначение государства и позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах государство осуществляет свою управленческую деятельность

 

Подходы к сущности государства:

  1. классовый – государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса,
  2. общесоциальный – государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

 

Выделяют также религиозный, национальный и расовый подход.

 

 

10. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.

 

Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, которая с помощью специально созданного аппарата управления и с привлечением национальных ресурсов обеспечивает выполнение как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, осуществляется на основе согласования общесоциальных, групповых и личных, индивидуальных интересов.

 

Государство – организация непосредственного политического властвования. Все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществление власти опосредовано, через государство, в различной мере и в различных формах сотрудничая с ним.

 

Признаки:

  1. государство является единственным официальным представителем в пределах своих территориальных границ - всего общества, всего населения.
  2. для управления обществом государство располагает мощным разветвленным аппаратом управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций.
  3. государство – единственная организация, обладающая суверенитетом. Суверенитет – это верховенство государственной власти на своей территории и независимость его на международной арене.Таким образом, суверенитет бывает внутренним и внешним.
  4. законы, издаваемые государством, обязательны для всех на его территории как коллективных, так и индивидуальных юридических и физических лиц
  5. государство имеет специально созданный карательный аппарат и органы принуждения,
  6. государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
  7. для создания аппарата управления и органов принуждения, государство располагает мощной финансовой системой.
  8. тесная связь с правом.

 

 

11. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

 

Тип государства – это совокупность общих признаков, свойственных, как правило, исторически обособленной группе государств и выраженных в единстве их экономической основы, классовой сущности и социального назначения государства.

 

  1. Формационный подход:
    • был разработан в рамках марксистской теории права.
    • Согласно ему, тип государства определяется экономическим строем классового обществ, соответствующей ему классовой структуры и его классовой сущностью.
    • Марксизм рассматривал историю как естественный исторический процесс смены общественно экономических формаций. Каждая формация предопределяет тип государства.
    • Общественно-экономическая формация состоит из экономического базиса и надстройки. Типы государств:

· рабовладельческое

· феодальное

· буржуазное

· социалистическое

 

Достоинства формационного подхода

1. продуктивна сама идея делить государства на основе социаль­но-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2. показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

 

Недостатки формационного подхода:

1. ход развития буржуазного государства наглядно обнаружил одно из самых уязвимых мест марксистской теории, которое заключается в заданном программировании на длительную перспективу однолинейного движения истории: все формации выстраиваются в единый ряд, и все народы как бы «обязываются» проходить весь путь от одной формации к другой , от одного государства к другому.

2. Критически надо отнестись и к связанному с формационным подходом мнением о том, что социалистическое государство – это исторически последний и в этом смысле, высший тип государства.

 

2. Цивилизационный подход:

· основными критериями вы­ступают духовные признаки — культурные, религиозные, националь­ные, психологические и пр.

· В частности, по мнению одного из пред­ставителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиоз­ных, национальных, географических и других признаков.

· В зависи­мости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китай­скую, западную, православную и т.п.

 

Достоинства цивилизационного подхода:

1. выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;

2. в связи с расширением количества духовных критериев, кото­рые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.

Недостатки цивилизационного подхода:

  1. недооцениваются социально-экономические факторы;
  2. по сути дела это типология не столько государства, сколько об­щества.

 

12. Правовое государство: понятие и принципы формирования.

 

Правовое государство – это демократическое государство, в котором политическая власть ограничена правом, выражающим волю всего общества, где создаются все условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

 

Принципы формирования правового государства:

  1. Признание человека основной социальной ценностью, гарантированность его прав и свобод,
  2. Подчинение государства гражданскому обществу, предполагающее господства права и верховенство закона,
  3. Взаимная ответственность государства и личности. Гражданин несет перед государством все виды ответственности, в то время как государство отвечает перед ним лишь в гражданско-правовом порядке, возмещая причиненный вред.
  4. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, их взаимное ограничение с помощью закрепленной системы сдержек и противовесов.
  5. Соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

 

 

13. Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства.

 

Главное требование принципа разделения властей, сформулиро­ванное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устра­нения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить госу­дарственную власть на законодательную (избранную народом и при­званную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания винов­ных). Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и сдерживающей другие, должна осуществлять свои функции посред­ством особой системы органов и в специфических формах.

 

Система «сдержек и противовесов», установленная в Конститу­ции, законах, представляет собой совокупность правовых ограниче­ний в отношении конкретной государственной власти: законодатель­ной, исполнительной, судебной.

 

Так, применительно к законодательной властииспользуется до­вольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право приме­нить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Дея­тельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

 

В отношении исполнительной властииспользуются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательст­ва, запреты на принятие ею актов, затрагивающих отношения, кото­рые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отне­сти сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Прави­тельству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммер­ческой деятельностью.

 

Для судебной властитоже есть свои правоограничивающие средст­ва, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на за­щиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состяза­тельности процесса, отводе судей и т.п.

Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые за­прещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничи­ваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозво­лено только то, что прямо разрешено законом».

 

 

14. Понятие формы государства.

Форма государства — это способ организации политической влас­ти, включающий форму правления, форму государственного устрой­ства и политический режим.

 

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их теоретической обособленности, характер их взаимоотношений друг с другом и населением и методы организации государственной власти.

 

Форма государства представляет собой сочетание трех элементов:

  1. форма правления – это порядок организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением.
    • монархия
    • республика
  1. форма национально-государственного устройства – это территориальная структура государства, соотношение между государством и его территориальными единицами.
    • унитарные
    • федеративные
  1. политический режим – это совокупность средств и способов осуществления государственной власти.

· демократический,

· антидемократический

 

 

Соотношение типа и формы государства.

Тип государства – это совокупность общих признаков, свойственных, как правило, исторически обособленной группе государств и выраженных в единстве их экономической основы, классовой сущности и социального назначения государства.

Форма государства — это способ организации политической влас­ти, включающий форму правления, форму государственного устрой­ства и политический режим.

 

  1. Рабовладельческий тип:

· Полная власть сосредоточена в руках рабовладельцев и полное бесправие со стороны рабов.

· Основной элемент формы государства был государственно-правовой режим, проявляющийся в фвиде демократии, аристократии, деспотии и тирании.

· Существовали следующие формы правления: монархия (Египет, Вавилон, Китай) и республика: демократическая (Афины) и аристократическая (Спарта),

· Формы государственного устройства – простые унитарные или сложные (империя), обеспечивающие управления покорными народами.

  1. Феодальный тип:

· Государственная власть существовала как своеобразный атрибут земельной собственности.

· Распространенная форма правления – монархия, которая была представлена раннефеодальной, периода феодальной раздробленности, сословно-представительной и абсолютной. Республика была представлена в форме городской республики (Новгород, Псков, Венеция),

· Государственное устройство, отражая особенности взаимоотношения земельных собственников, было: простым и сложным, централизованным и децентрализованным.

· Государственно-правовой режим, отражая зависимость государства от церкви, мог быть: автор



2015-12-07 2645 Обсуждений (0)
Соотношение типа и формы государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соотношение типа и формы государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2645)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)