Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образец типового расчета



2015-12-07 352 Обсуждений (0)
Образец типового расчета 0.00 из 5.00 0 оценок




Задача 1. Используя градиентный метод, найти минимум функции при системе ограничений .

 

Решение

Строим область допустимых решений, вектор и одну из линий уровня . Перемещаем линию уровня в направлении, противоположном , так как решается задача на отыскание минимума функции. Опорная прямая проходит в этом случае через точку А, координаты которой найдём из решения системы

 

Итак, . Вычисляем .

Замечание. В действительности от вида области допустимых решений и целевой функции задача ЛП может иметь единственное решение, бесконечное множество решений или не иметь ни одного решения.

 

Задача 2. Составить математическую модель и решить симплекс-методом следующую задачу.

Строительное управление ведет капитальный ремонт жилых домов. Перегородки внутри этих домов могут быть изготовлены гипсобетонными или каркасными. Ресурсы на месяц заданы в табл. 7.7 (потребность на 1 м2 площади перегородок).

Таблица 7.7

Наименование Каркасные Гипсобетонные
Гипсобетон 0,25 м3
Пиломатериалы 0,08 м3 0,1 м3
Сухая штукатурка 4 м3
Трудоресурсы 0,8 чел. дн. 0,5 чел. дней

 

Рассчитать общее количество м2 как каркасных, так и гипсобетонных перегородок, которые следует возвести в текущем месяце, чтобы общая их площадь была наибольшей, если строительное управление имеет в наличии гипсобетона – 300 м3; пиломатериалов – 200 м3; сухой штукатурки – 8000 м3; трудоресурсов – 2000 чел/дней.

 

 

Решение

Составим математическую модель задачи. Пусть требуется возвести каркасных и гипсобетонных перегородок. Из условия на это уйдёт: гипсобетона , пиломатериалов , сухой штукатурки , трудоресурсов . Учитывая лимиты материалов и трудоресурсов, составляем систему ограничений – неравенств:

Для решения задачи симплекс-методом вводим дополнительные переменные:

Полагаем . Принимаем , в качестве свободных переменных, , , , в качестве базисных. Начальный опорный план имеет вид: , . Составляем симплекс-таблицу (в сокращённой форме), соответствующую начальному опорному плану. Обратим внимание, что коэффициенты при свободных переменных пишутся с противоположным знаком.

- -
0,25
0,08 0,1
0,8 0,5

 

Выбираем какой-либо положительный элемент в последней строке симплекс-таблицы ( среди коэффициентов при и в целевой функции) и соответствующий столбец объявляем ведущим. Например, объявим ведущим второй столбец и поставим стрелку вверх. Подсчитаем отношения свободных членов к положительным элементам ведущего

столбца:

, , .

Элемент ведущего столбца, для которого отношение минимально ( в нашем случае 0,25) объявляем ведущим. Строка, в которой находится элемент, также называется ведущей и помечается стрелкой слева.

Теперь запишем правила перехода к новой симплекс-таблице, соответствующие приведённому выше алгоритму симплекс-метода:

1. Базисная переменная, находящаяся в ведущей строке, и свободная переменная, находящаяся в ведущем столбце, меняются местами.

2. Ведущий элемент заменяется величиной, ему обратной.

3. Все элементы ведущей строки (включая свободный член), кроме ведущего элемента, заменяются их отношениями к ведущему элементу.

4. Все элементы ведущего столбца (кроме ведущего элемента) заменяются взятыми с обратными знаками их отношениями к ведущему элементу.

5. Остальные элементы заменяются по «правилу 4 элементов»: любой такой элемент умножается на ведущий и из произведения вычитается произведение двух других элементов, составляющих с первыми вершины прямоугольника, после чего результат делится на ведущий элемент.

Проводя вычисление по этим правилам, получаем следующую симплекс-таблицу:

- -
0,08 -0,4
0,8 -2
-4 -1200

 

  Значение -1200 ещё не является минимальным для функции , т.к. в последней строке ещё есть положительный коэффициент.

 

Аналогично составляем следующую симплекс-таблицу:

 
 


- -
12,5 -5
-12,5
-10
-12,5 -2200

 

  Значение -2200 не является минимальным для . Составим ещё одну симплекс-таблицу:
- -
   
   
     
     
-10 -1/5 -2400

 

Пересчитывая последнюю строку, сразу убеждаемся, что значение -2400 является минимальным для функции . Нам ещё следует пересчитать свободные члены при и . Поскольку в опорном плане, соответствующем симплекс-таблице, свободные неизвестные равны 0, то найденные значения свободных членов при и дадут оптимальный план производства:

,

.

Задача 3. Максимизировать функцию Z=x1+2x2-2x3 при ограничениях

Решение

Преобразуем исходную задачу линейного программирования к канонической. Для этого введём в ограничения дополнительные неотрицательные переменные. А именно, в первое неравенство – переменную x4 со знаком «+», во второе – x5 со знаком «-». Система ограничений примет вид:

Эту систему запишем в векторной форме: A1x1+A2x2+A3x3+A4x4+A5x5=B, где , , , , , .

Очевидно, что в данной системе ограничений отсутствует единичный базис. Это означает, что среди векторов Aj нет трёх необходимых единичных векторов, которые должны образовывать базис в R3. Однако заметим, что вектор A4 является частью базиса. Ему соответствует базисная переменная x4. Необходимо найти ещё два единичных вектора. Для этого применим метод искусственного базиса. Введём искусственные переменные в те уравнения ограничений, в которых не присутствует базисная переменная x4, и построим следующую вспомогательную задачу (ВЗ):

 

F=-w1-w2®max

где w1, w2 – искусственные переменные. Система ограничений ВЗ в векторном виде имеет вид: A1x1+A2x2+A3x3+A4x4+A5x5+A6w1+A7w2=B, где векторы Aj , j=1,2,3,4,5 определяются так же, как и выше, а и . Таким образом, вектора A4, A6, A7 образуют базис в R3 и им соответствуют базисные переменные (БП) – x4, w1, w2. Все остальные переменные, а именно x1, x2, x3, x5 объявляются свободными (СП). Далее к ВЗ применяем обычный симплекс-метод. Как и раньше (см. § 5. 1) начальный опорный план получается, если присвоить свободным переменным значения, равные нулю. При этом базисные переменные принимают значения, равные числам в соответствующей строке столбца свободных коэффициентов В, то есть x1=x2=x3=x5=0¸ а x4=8, w1=4, w2=12. Строим симплекс-таблицу, соответствующую начальному опорному плану:

 

СП БП  x1 x2 x3 x5 B
x4 -3
w1 -1
w2 -2
F -4 -3 -16

С этой таблицей проводим необходимые преобразования (см. §5.1) симплекс-метода, пока не получим оптимальную симплекс-таблицу или не получим неразрешимость. В нашем случае, мы уже на втором шаге будем иметь такую симплекс-таблицу:

 

СП БП  w1 x2 x3 w2 B
x4 -0,5 -3 -0,5 -0,5
x1 0,25 0,75 0,25
x5 -0,75 -2
F

 

Эта таблица будет оптимальной для ВЗ. При этом все искусственные переменные стали свободными и max F=0. Вычеркивая столбцы, соответствующие искусственным переменным и последнюю строку, и приписывая новую строку оценок с использованием исходной целевой функции Z(X), получим начальную симплекс-таблицу для исходной задачи ЛП:

 

СП БП  x2 x3 B
x4 -3 -0,5
x1 0,75
x5 -2
Z -2 2,75

Проанализировав последнюю таблицу, делаем вывод, что исходная задача ЛП не имеет решения в силу неограниченности целевой функции.

Задача 4. Для данной задачи составить двойственную, решить ее графическим методом и, используя вторую теорему двойственности, найти решение исходной задачи:

, .

Решение приведено на стр. 6 – 7 данной методички.

 

Задача 5. Решить транспортную задачу (табл. 7.8).

Таблица 7.8

Поставщики Потребители Запасы
В1 В2 В3 В4 В5
А1          
                   
А2          
                   
А3          
                   
А4          
                   
Запросы

 

Решение приведено на стр. 13 – 17 данной методички.



2015-12-07 352 Обсуждений (0)
Образец типового расчета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образец типового расчета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)