Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инструктажи по охране труда



2015-12-07 424 Обсуждений (0)
Инструктажи по охране труда 0.00 из 5.00 0 оценок




Материалы к занятию №2

Тема: ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В КДЛ ЛПУ. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ. ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Прежде, чем приступить к практическому изучению методов клинических лабораторных методов исследования, необходимо усвоить основные требования, которые предъявляются к организации работы клинико-диагностической лаборатории и являются основой для соблюдения правил техники безопасности.

Организация рабочих мест в КДЛ.

Желательно покрывать лабораторные столы стеклом толщиной не менее 4 мм. Кроме химической инертности, это позволяет располагать под стеклом расчетные таблицы, номограммы и другой справочный материал. Удобно на столе, вдоль всей его длины, установить горизонтальные полочки для рабочих реактивов и штативов с пипетками. Стеклянные пипетки лучше выставлять в пробирки в обычных лабораторных штативах, каждая пипетка должна быть подписана для соответствующего реактива и размечена под необходимые объемы стеклографом. Хорошо, если пипетки и реактивы расставлены в порядке очередности их использования по ходу выполнения методики. Иногда это служит и подсказкой и создает определенный автоматизм в работе. Механические автоматические пипетки и наконечники к ним хранятся в специальных штативах. На рабочем столе следует установить также емкость для дистиллированной воды, сосуды для промывания пипеток и емкости с дезинфицирующими растворами для обработки столов и рук персонала.

Стулья лучше подходят типа вертушки с моющимся покрытием и спинкой. Лаборатория должна быть укомплектована специальными шкафами для хранения реактивов и стеклянной посуды, а также сейфом для сильнодействующих и ядовитых веществ.

Во всех местах установки лабораторной аппаратуры любого класса обязательно должны быть вывешены правила работы с ней. В доступном месте для персонала лаборатории вывешиваются типовые правила по технике безопасности, пожарной безопасности и соблюдению санитарно-эпидемиологического режима работы. Там же, обычно, комплектуется аптечка для оказания первой медицинской помощи с учетом профиля работы лаборатории.

Термины и определения

Охрана труда - система законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, организационных, технических гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Безопасность труда - состояние условий труда, при котором исключено воздействие опасных и вредных факторов.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводят к заболеванию или снижению работоспособности.

Рабочее место - место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности.

Нормативный правовой акт по охране труда – акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности работника в процессе труда, утвержденный компетентным органом.

Нормативный документ - документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или результатов, и доступный широкому кругу потребителей.

 

Инструктивные документы по ОТ и ТБ

1. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА (Утвержден постановлением Госкомтруда Республики Беларусь от 14 июля 1994г. № 82)

Инструкции по охране труда являются нормативными документами, устанавливающими требования безопасности при выполнении работниками работ в производственных помещениях, на территории предприятий, на строительных площадках и в иных местах, где работники выполняют порученную им работу или служебные обязанности.

Требования инструкций являются обязательными для работников, и невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.

Инструкция должна содержать следующие разделы:

· общие требования безопасности

· требования безопасности перед началом работы;

· требования безопасности при выполнении работы;

· требования безопасности в аварийных ситуациях;

· требования безопасности по окончании работы.

2. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (Разработаны Всесоюзным научно-исследовательским и испытательным институтом медицинской техники МЗ СССР. Утверждены МЗ СССР 27.08.84)

Настоящие Правила устанавливают общие требования по обеспечению безопасности медицинского персонала обслуживающего медицинские аппараты, приборы, оборудование и состоящие из них комплексы (системы) и инструменты (в дальнейшем - изделия) в учреждениях здравоохранения.

Безопасность персонала и пациентов при эксплуатации изделий медицинской техники должна обеспечиваться:

· конструкцией изделий медицинской техники, которые должны быть безопасны при использовании отдельно или в составе комплексов (систем) и удовлетворять требованиям стандартов и другой нормативно-технической документации (медико-техническим требованиям, техническим условиям и т.д.);

· конструкцией и устройством электроустановок для питания электромедицинской аппаратуры, которые должны удовлетворять «Правилам устройства электроустановок» и другой нормативно-технической документации;

· достаточной квалификацией специально обученного и аттестованного персонала, который должен знать и выполнять требования эксплуатационной документации и инструкции по технике безопасности;

· системой технического обслуживания и ремонта изделий медицинской техники;

· соответствием помещений, действующим строительным нормам и правилам, рациональной организацией работы;

· применением установленных мер и средств защиты.

При разработке настоящих Правил учтены материалы Международной электротехнической комиссии - «Указания по безопасной эксплуатации электромедицинской аппаратуры».

Виды опасных и вредных производственных факторов

Эксплуатирующий медицинскую технику персонал и пациенты могут подвергаться опасным и вредным воздействиям, которые по природе действия подразделяются на следующие группы: поражение электрическим током; механические повреждения; ионизирующее излучение; инфракрасное излучение; ультрафиолетовое излучение; ультразвуковое излучение; лазерное излучение; ожоги и обморожения при работе с жидким азотом; опасность взрыва и пожара; повышенный уровень шума и вибрации; химические воздействия; биологические воздействия.

3. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ОРГАНАХ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СИСТЕМЫ ММЗ РБ

Настоящее Положение является составной частью отраслевой комплексной системы управления охраной труда и нормативным документом, которым должны руководствоваться все руководители и специалисты органов управления, учреждений и предприятий, входящих в систему Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Общее руководство и ответственность за организацию работы по охране труда и технике безопасности возлагается в учреждениях и на предприятиях - на руководителя ЛПУ (главного врача, заведующего, начальника, директора).

На руководителя структурного подразделения (отделения, кабинета, лаборатории и др.) возлагается:

1. Создание и обеспечение на вверенном участке безопасных условий труда и соблюдение законодательства о труде.

2. Разработка, согласование и утверждение в установленном порядке инструкций по охране труда и пожарной безопасности для каждого участка, вида работ или профессии, единицы оборудования; своевременный пересмотр и пере утверждение инструкций.

3. Систематическое проведение на рабочем месте инструктажа с работающими по безопасным методам работы в соответствии с программой инструктажа.

4. Надзор за соблюдением в подразделении трудовой и производственной дисциплины, правил, инструкций, приказов по охране труда при производстве различных работ.

5. Обеспечение работников подразделения санитарной одеждой и обувью, средствами индивидуальной защиты, мылом, молоком, лечебно-профилактическим питанием по установленным нормам. Организация выдачи, хранения и учета средств индивидуальной защиты, сдачи их в стирку, ремонт, дезинфекцию и другие виды профилактической обработки.

6. Организация безопасного хранения, транспортировка и использование сильнодействующих, ядовитых, взрывоопасных, радиоактивных веществ, заразного материала.

7. Расследование в установленном порядке несчастных случаев на производстве, принятие мер по предупреждению производственного травматизма, профзаболеваний и отравлений.

8. Обеспечение своевременного оказания первой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях.

9. Приостановка работ на неисправном оборудовании, а также работ, выполняемых без применения предусмотренных правилами средств коллективной и индивидуальной защиты, и работниками, не прошедшими соответствующего инструктажа по охране труда.

10. Еженедельно совместно с профгруппоргом, председателем профбюро, общественным инспектором по охране труда, другими должностными лицами структурного подразделения в порядке осуществления первой ступени оперативного трехступенчатого контроля производить детальную проверку состояния условий и безопасности труда в подразделении. Принимать оперативные меры к устранению нарушений требований по гигиене и безопасности труда, обеспечению нормального функционирования вентиляционных и отопительных систем, безопасности электроустановок, сосудов, работающих под давлением и т.д.

11. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, ознакомление работников подразделения с ее результатами.

12. Подготовка совместно с профгруппоргом, председателем профбюро предложений для включения в коллективный договор (соглашение по охране труда). Контроль за выполнением включенных в соглашение мероприятий по улучшению условий труда работников подразделения.

13. Обеспечение надлежащего хранения документации по охране труда, оформления информационного стенда (уголка) "охрана труда".

Старшая медицинская сестра отделения (старший фельдшер-лаборант КДЛ):

1. участвует в проведении инструктажа на рабочем месте среднего и младшего медицинского персонала по вопросам охраны труда

2. осуществляет руководство стажировкой по охране труда на рабочем месте вновь принятых на работу среднего и младшего медперсонала.

Работники учреждений обязаны:

1. соблюдать установленные требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности, пользоваться выданными средствами индивидуальной защиты;

2. содержать оборудование, инструменты, аппараты, приспособления в исправном состоянии, поддерживать чистоту и порядок на своем рабочем месте и на территории учреждения, предприятия;

3. немедленно информировать руководителя структурного подразделения или учреждения, предприятия о возникших ситуациях, препятствующих нормальному выполнению работ, создающих угрозу здоровью или жизни;

4. выполнять действующие в учреждении правила внутреннего трудового распорядка, функциональные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО ТРЕХСТУПЕНЧАТОГО КОНТРОЛЯ
ЗА СОСТОЯНИЕМ ОХРАНЫ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СИСТЕМЫ МЗ РБ

Оперативный трехступенчатый (административно-общественный) контроль в системе управления охраной труда является основной формой углубленного контроля со стороны нанимателя и профсоюзной организации учреждения, предприятия за условиями и безопасностью труда на рабочих местах в структурных подразделениях и производственных участках, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами, специалистами и работающими требований законодательства о труде, нормативных правовых актов по охране труда, стандартов, норм, правил, инструкций и других документов по гигиене и безопасности труда.

Первая ступень контроля осуществляется комиссией в составе: руководителя структурного подразделения (лаборатории и т.д.), председателя профбюро, профорганизатора или общественного инспектора по охране труда; иногда привлекаются инженер по охране труда и технике безопасности учреждения. Комиссия еженедельно проводит тщательную проверку состояния техники безопасности и производственной санитарии всех рабочих мест, подсобных и санитарно-бытовых помещений структурного подразделения. Все выявленные комиссией нарушения регистрируются в журнале выполнения мероприятий трехступенчатого контроля. Устранение нарушений, как правило, должно производиться оперативно под непосредственным надзором руководителя структурного подразделения. О нарушениях правил и норм охраны труда, устранение которых не может быть осуществлено силами структурного подразделения информируется руководитель учреждения, о чем вносится соответствующая запись в журнал. В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, угрожающего здоровью работников и могущего привести к аварии, комиссия должна приостановить работу до устранения этого нарушения, сообщив руководителю учреждения, предприятия.

Вторая ступень контроля осуществляется комиссией в составе: руководителя учреждения, лица, ответственного за непосредственное руководство и контроль за мероприятиями по охране труда, назначенного приказом нанимателя, инженера по охране труда и технике безопасности, председателя профсоюзного комитета; старшего общественного инспектора по охране труда профкома (председателя комиссии по охране труда). Комиссия в указанном составе с 20 по 30 число последнего месяца каждого квартала путем обхода каждого подведомственного учреждения и структурного подразделения проверяет состояние условий и безопасности труда.

Установленные в ходе проверки нарушения по охране труда должны быть отражены в журнале трехступенчатого контроля в целом по учреждению, предприятию. По результатам проверки комиссия составляет акт (приложение) с выводами и предложениями членов комиссии по устранению нарушений. Руководитель учреждения, предприятия на основании акта комиссии второй ступени контроля приказом или распоряжением утверждает меры организационного и технического порядка по устранению имеющихся нарушений, ответственных исполнителей и сроки устранения нарушений.

Не реже одного раза в полугодие по результатам второй ступени контроля в учреждении проводится "Дни охраны труда", где заслушивается информация о состоянии работы по охране труда, производственного травматизма в целом учреждению.

Руководитель учреждения и председатель профкома два раза в год - до 15 января и 15 июля - направляет информацию о состоянии охраны труда, принятых мерах по обеспечению соблюдения требований законодательства о труде в вышестоящий орган здравоохранения и соответствующий (областной, городской) комитет профсоюза.

Третья ступень контроля. Два раза в год - до 15 февраля и 15 августа - комиссия по охране труда под руководством начальника (заместителя) управления здравоохранения облисполкома при участии представителей областного комитета профсоюза работников здравоохранения проводит анализ информации по проведению трехступенчатого контроля, представленных подведомственными учреждениями, и результатов проверок на местах, готовит материалы для рассмотрения вопроса о состоянии охраны труда на заседании коллегии или соответствующих советах, совещаниях и др. совместно с президиумами комитетов профсоюза. По результатам рассмотрения принимается решение или издается приказ, направляется информация в Министерство здравоохранения и Белорусский республиканский комитет профсоюза работников здравоохранения.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ

1. Положение об организации работы по охране труда в учреждении, на предприятии.

2. Журнал учета мероприятий первой ступени оперативного трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда.

3. Журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте.

4. Перечень инструкций по охране труда, действующих в структурном подразделении.

5. Инструкция по охране труда в соответствии с перечнем.

6. Перечень средств индивидуальной защиты, которые предусмотрены для выдачи работникам подразделения.

7. Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты.

Инструктажи по охране труда

По характеру и времени проведения инструктажи по охране труда подразделяются на:

· вводный;

· первичный на рабочем месте;

· повторный;

· внеплановый;

· целевой.

Вводный инструктаж по охране труда проводят:

· со всеми работниками, которые приняты в учреждение на постоянную или временную работу, по совместительству или контракту, независимо от их образования, трудового стажа или стажа работы по этой профессии, должности;

· с работниками, которые находятся в командировке у нанимателя и принимают непосредственное участие в производственном процессе (работах), требующем соблюдения требований охраны труда, отраженных в программе вводного инструктажа;

· с учащимися и студентами, которые направлены к нанимателю для прохождения производственной практики;

· с учащимися и студентами перед началом профессионального обучения в лабораториях и других местах.

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или специалист, на которого возложены эти обязанности, а с учащимися и студентами в учебном заведении - преподаватель.

Запись о проведении вводного инструктажа фиксируется в "Журнале регистрации инструктажей", а также в документе о приеме на работу.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала работы проводят:

· со всеми работниками, принятыми на работу;

· с работниками, переведенными из другого подразделения, в том числе и временно для выполнения работы отсутствующего работника; с работниками, выполняющими новую для них работу в том же структурном подразделении;

· с временными работниками;

· с командированными, которые непосредственно участвуют в производственном процессе (выполнении работ) у нанимателя; со студентами и учащимися, прибывшими на производственную практику к нанимателю.

· Работники после первичного инструктажа на рабочем месте проходят, при необходимости, в течение первых 4-12 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) стажировку под руководством работника, назначенного приказом нанимателя.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Первичный инструктаж допускается проводить с группой работников, практикантов, выполняющих однотипную работу в структурном подразделении.

Повторный инструктаж.

Повторный инструктаж проходят все работники за исключением лиц, освобожденных от первичного инструктажа, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.

Работники участков повышенной опасности проходят повторный инструктаж ежеквартально.

Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, выполняющих однотипную работу по программе первичного инструктажа или в объеме инструкций на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводят при:

· введении в действие новых или переработанных нормативных актов (документов) по охране труда или внесении изменений и дополнений к ним;

· изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на меры по охране труда:

· нарушении работниками нормативных правовых актов (документов) по охране труда, которые могли привести или привели к травмированию аварии или отравлению;

· по требованию государственных органов надзора и контроля при нарушении работниками действующих нормативных правовых актов (документов) по охране труда;

· перерывах в работах - для работ по профессиям и должностям, к которым предъявляются повышенные требования, более чем 6 месяцев, а для остальных работ - один год;

· при поступлении информационных материалов об авариях и несчастных случаях, происшедших в аналогичных структурных подразделениях, учреждениях.

Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяется в каждом отдельном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения, а также с учетом уровня исполнения требуемых правил безопасности на рабочих местах.

Целевой инструктаж проводят при:

· выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, должности (погрузка, разгрузка, уборка территории и т.п.);

· ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

· производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и т. п.;

· проведении экскурсии на предприятии, учреждении, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и т.п.).

Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, распоряжению и т.п., фиксируется в наряде-допуске, распоряжении и т.п.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктаж проводит непосредственно руководитель структурного подразделения, участка, цеха и т.п.

Инструктажи на рабочем месте завершаются устным опросом, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы,

Проведение первичного, повторного, внепланового, целевого инструктажей и стажировки фиксируется в журнале регистрации инструктажа установленной формы или в личной карточке обучения и инструктажа работника лицом, проводящим инструктаж. Подписи инструктируемого и инструктировавшего в журнале обязательны. Журнал инструктажей должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью.

ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЯХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (извлечение)



2015-12-07 424 Обсуждений (0)
Инструктажи по охране труда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инструктажи по охране труда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (424)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)