В. № 1. Романо-германская правовая семья и ее особенности
К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье. Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие: 1. единая, иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); 2. главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; 3. правоприменитель (судья, административные органы и т.п.) призван точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; 4. высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; 5. весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.); 6. деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; 7. правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; 8. на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина. В. № 2 Право и экономика. Право и культура. Право и политика Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения и т. п., раскрывают влияние экономического базиса на социальные и политические институты.Экономические отношения любого уровня развития требуют для себя наиболее адекватных государственных и правовых институтов. Государство и право сопряжены с экономическими отношениями непосредственнее, теснее, чем другие части общественной надстройки. Именно в них находят концентрированное выражение социально-экономические потребности и интересы. Правовая культура это не просто отношение к праву, а уважительное отношение к нему. Любое правовое государство должно стремится к повышению правовой культуры своих граждан. Правовая культура тесно связана с культурой общества в целом. Она средство укрепления законности и правопорядка. Правовая культура зависит от: 1. Уровня развития правового сознания населения; 2. Уровня развития правовой действительности - последняя состоит из теоретической, образовательной и практической деятельности. 3. Уровня развития всей системы юридических актов. Право и политика традиционно рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Достаточно сказать, что преобладающая часть всей внутренней и внешней политики любого государства реализуется через право, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями. Политика определяется в науке как особая, обширная область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Политические нормы - это правила поведения многочисленных и разнообразных субъектов политики (индивидуальных и коллективных), участников политического процесса, политических отношений. Эти нормы содержатся в различных политических манифестах, программах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах политических партий и движений.
В. № 3 Юридический процесс: понятие, содержание, стадии. Правовые процедуры и судебные процессы. Юридический процесс — это нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, направленные на оптимальное удовлетворение и гарантирование интересов субъектов права.Данный процесс регулируется соответствующими правовыми нормами, а его результаты оформляются и закрепляются в правовых актах. Содержание: Юридический процесс включает в себя как различные правовые процедуры, так и судебные процессы (судопроизводства). В зависимости от предмета правового регулирования (отраслевого признака) юридический процесс подразделяется на гражданский, уголовный, административный, конституционный. Так, в уголовном процессе обычно выделяют следующие стадии: возбуждения уголовного дела; предварительного расследования; подготовки к судебному разбирательству; судебного разбирательства; кассационного рассмотрения; исполнения приговора; проверки дела в порядке надзора. Правовая процедура - это нормативно-установленный порядок осуществления юридической деятельности, который четко изложен и закреплен в законах, подзаконных нормативно-правовых актах и направлен на реализацию норм материального права и основанных на них материальных правоотношений, охраняемых от нарушений правовыми санкциями. Судебный процесс - это установленный законом порядок деятельности суда и участников процесса, правовая форма судебной юрисдикции по применению санкций соответствующих юридических норм для защиты и охраны субъективных прав граждан и организаций, а также для раскрытия преступления, изобличения и наказания виновных либо осуществления конституционного контроля за нормативными актами и правоприменительной практикой. Билет № 24.
В. № 1 Основная классификация отраслей права Правовые отрасли - основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений. 1. Конституционное право. Это первая и ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее ведения входят такие вопросы, как формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности, политическая система, экономическая основа и т.д. 2. Административное право. Регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств и т.д.) 3. Финансовое право. Предмет данной отрасли - финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. 5. Трудовое право. Предмет - сфера трудовых отношений. 6. Гражданское право. Предмет - имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельностью их участников. Преобладающий метод — диспозитивный. 7. Семейное право. Предмет — личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие в связи с состоянием родства, заключением и расторжением брака и т.д. Основной метод – диспозитивный 8. Уголовное право. Предмет - общественные отношения, складывающиеся в связи с совершением гражданами преступлений (преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности и т.д.). Метод - императивный. 9. Уголовно-процессуальное право. Предмет - отношения, возникающие по поводу осуществления уголовного судопроизводства (расследования преступлений, отправление правосудия). Метод — императивный. 10. Гражданское процессуальное право. Предмет — отношения, складывающиеся при рассмотрении гражданских дел судами в сфере гражданского судопроизводства. Метод - императивно-диспозитивный. В. № 2 Правотворчество: сущность, содержание, принципы. Правотворчество— это деятельность, прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Черты правотворчества: - оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную; - основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах; - это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; - уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов. Правотворчеству присущи следующие принципы: - научность; - профессионализм(заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и другие); - законность; - демократизм(характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); - гласность(означает открытость для общественности. В зависимости от субъектов правотворчествоподразделяется на: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума; 2) правотворчество государственных органов; 3) правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, министра, например); 4) правотворчество органов местного самоуправления.
В. № 3 Международное и внутригосударственное право: проблемы соотношения. Внутригос-е и междунар право представляют собой две самостоятельные системы права. Внутреннее право регулирует отношения внутри страны, на ее территории. Международное право есть часть «международной системы». Под международной системой понимаются гос-ва, орг-ции, различные объединения государств, нации и народы, борющиеся за независимость, и некоторые государствоподобные образования. Эта система включает также отношения между ее субъектами. На основе принципов и норм междунар права между гос-вами, другими субъектами складываются и функционируют правовые отношения. Процесс образования норм межд-го права отличается от внутригос-го правотворчества. В междунар-й системе нет стоящих над гос-вами органов, учреждений, устанавливающих правила поведения государств. В междунар праве главенствует метод согласования воль государств, метод компромисса. Поэтому международному договору принадлежит ведущее положение среди источников права. Национальные системы права регулируют внутригос-ные отношения. Нормы внутригос-го права не могут регулировать междунар-е отношения. Но это не означает, что эти нормы, вся система внутреннего права не могут воздействовать на междунар-е право. Есть определенные формы влияния норм внутригос-го права на междунар-е отношения и междунар-е право. Внутригос-е право, законод-во определяют организацию и деят-сть гос-ва, его политику внутри страны и на международной арене. Внутригос-ное право находит выражение во внешней политике и дипломатии гос-ва. Одной из форм воздействия внутреннего права на междунар-е отношения, нормы междунар-го права является закрепление в Конституции гос-ва, других правовых актах принципов междунар-го права. В преамбуле КРФ получили выражение принцип уважения прав и свобод ч-ка, общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов, принцип суверенной государственности России. КРФ установила, что «общепризнанные принципы и нормы междунар-го права и междунар-е договоры РФ являются составной частью ее правовой системы».
Билет № 25
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |