Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 1 ОСНОВЫ ИННОВАЦИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ



2015-12-07 424 Обсуждений (0)
ТЕМА 1 ОСНОВЫ ИННОВАЦИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Понятие и содержание инноваций

2. Жизненный цикл инноваций

3. Классификация инноваций

4. Инновационная деятельность

5. Инновационный процесс

 

 

1Непосредственный продукт науки не становится товаром – он выступает в этой ситуации как новшество. Новшество – оформленный результат фундаментальных прикладных исследований и разработок в какой-либо сфере деятельности по повышению его эффективности. Новшество – лишь промежуточный итог деятельности по практическому рыночному использованию достижений науки и техники. Новшество может быть зафиксировано и оформлено в виде открытия, понятия научного подхода, технологий и т.д.

 

Продукт науки/интеллектуальный продукт может быть использован двумя путями: рыночной или нерыночной реализацией. Если он реализуется на рынке, то он переходит их категории «новшество» в категорию «нововведение» (инновация). Этот термин стал широко применяться в научной литературе и практической деятельности в последние 15 – 20 лет.

 

С понятием «новшество/инновация» тесно связаны понятия исследования, изобретения и открытия. Исследование – процесс получения ранее неизвестных данных/ наблюдение ранее неизвестного явления природы или человеческой среды. Изобретение – результат исследований, реализованный в новом приборе, механизме, инструменте и т.д., созданном человеком. Открытие – результат исследований, возможно побочный. Открытия и изобретения делаются, как правило, на фундаментальном уровне. После того, как новшество внедряется в производство и превращается в новый продукт, потребляемый на рынке, и от его реализации получается экономический, социальный или другой эффект, оно превращается в новую категорию «нововведение/инновации». В литературе можно найти.

 

До сих пор наука не выработала универсальное определение инноваций, которое бы удовлетворяло потребностям как теории, так и практики, а также было адекватным с позиции конкретного субъекта их осуществления государства, региона, отрасли, предприятий. Впервые термин «инновация» как новая экономическая категория в научный оборот ввел австрийский, а позже – американский ученый Иозеф Шумпетер в I десятилетии 20-го века (1911 г.). Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций, изменений в развитии (т.е. вопросы инноваций) и дал полное описание инновационного процесса. Он выделил 5 изменений в развитии:

- использование новой техники, технологического процесса или нового рыночного обеспечения производства;

- внедрение продукции с новыми свойствами;

- использование нового сырья;

- изменение в организации производства и его материально-технического обеспечения;

- появление новых рынков сбыта.

 

В настоящее время есть много других определений понятия инноваций, которые встречаются в профессиональной литературе. Критический обзор всех определений инноваций позволяет сделать следующие выводы:

1. Может быть большое число конкретных ситуаций по переходу объектов, предприятий, систем, общества в целом из одного состояния в другое, более совершенное и предполагающее нововведения, а поэтому существует бесконечное число формулировок и определений.

2. Переход в более совершенное состояние предполагает внедрение и реализацию новшеств – новых средств, способов, продуктов, методов, технологий, которые необходимо придумать, разработать, изобрести.

3. Инновация, как реализованная совокупность новых знаний, должна иметь практическое применение и давать эффект в соответствующих областях.

 

В зависимости от объекта и предмета исследования инновации могут рассматриваться как результат, как изменение и как процесс. В соответствии с международными стандартами понятие «инноваций» является самостоятельной экономической категорией. В этих стандартах дается следующее определение инноваций: инновация (нововведение) определяется как конечный результат инновационной деятельности, который получил воплощение в виде нового/усовершенствованного технологического процесса и который используется в практической деятельности либо в новом подходе к социальных услугам.

Инновации как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализация нововведения. Сущность инноваций проявляется в их функциях. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий. Они выполняют в основном функции социально-экономического характера. Инновация, как экономическая категория выполняет следующие 2 основные функции: воспроизводственная и стимулирующая.

Воспроизводственная означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Денежная выручка, полученная от продажи инноваций на рынке, создает прибыль, которая является источником финансовых ресурсов расширенного воспроизводства и одновременно мерой эффективности инновационного процесса, => получение прибыли от инноваций и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов составляет содержание воспроизводственной функции. Стимулирующая функция также реализуется через получение прибыли от реализации инновации. Это служит стимулом для предприятий и ИП к внедрению новых инноваций, а поэтому он должен постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности и применять более современные приемы управления финансами. Все предприятия стремятся к сокращению затрат труда, получению экономии времени и других эффектов. Отсюда вытекает, что инновацию можно рассматривать, как социальную категорию.

Первой функцией инновации, как социальной категории, является то, что практически все изобретения направлены на уменьшение затрат и создают возможность вовлечения в производства новых производительных сил, тем самым повышают эффективность труда и производства.

Вторая функция инноваций, как социальной категории, - повышения качества продукции, что ведет к росту уровня производства и потребления, а также способствует улучшению качества жизни.

Третья функция: они, повышая качество продукции, снижая затраты и совершенствуя потребление, способствуют поддержанию пропорций между спросом и предложением.

Четвертая функция: в ходе разработки и использования инноваций идет процесс развития человека, то есть реализация его способностей и создание условий для дальнейшего творчества.

 

Каждое нововведение имеет определенный период жизни. Инновационный процесс носит циклический характер и имеет стадии зарождения, ускоренного роста, стабильного наращивания и отмирания. Полный цикл жизни нововведения (от первых научных исследований до снятия с производства) охватывает 3 частных цикла: научный, изобретательский, производственный. Они составляют в целом научно-производственный цикл. Между этими циклами существует определенный временной лаг. Сокращение лагов между отдельными циклами существенно сокращает затраты на производство нововведения.

Жизненный цикл инноваций представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю прибыль. Концепция жизненного цикла инноваций имеет важное значение при планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса. Это значение проявляется в следующем:

 

1. Концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта и его маркетинговую службу анализировать хозяйственную деятельность, как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив развития.

 

2. КЖЦ инновации обосновывает необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций.

 

3. КЖЦ инновации является основой механизма анализа и планирования инноваций. При анализе можно установить, на какой стадии жизненного цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование.

 

Жизненный цикл инноваций различают по их видам. Эти различия затрагивают прежде всего общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить базовую основу жизненного цикла с четко выделенными стадиями. При этом необходимо отметить, что количество стадий жизненного цикла продукта и операций различны. Для продукта их 7 стадий:

 

1. Разработка нового продукта. На этой стадии происходит вложение капитала, возврат которого вместе с доходами будет происходить в последующих стадиях.

 

2. Стадия выхода на рынок. Она показывает период внедрения нового продукта в хозяйственную деятельность покупателя. Она может охватывать период внедрения продукта под воздействием рекламы в каком-либо регионе или на предприятии.

 

3. Стадия развития рынка. Связана с ростом объема продаж продукта на рынке. Продолжительность ее показывает время, в течение которого новый продукт активно продается, и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом.

 

4. Стадия стабилизации рынка. Рынок уже насытился этим продуктом, объем продаж его достиг определенного предела, и дальнейшего роста объема продаж уже не будет. На все продолжительности этой стадии объем продаж относительно стабилен.

 

5. Стадия уменьшения рынка. На этой стадии происходит спад сбыта продукта. Объем продаж его начинает уменьшаться, но спрос на него еще существует, а поэтому есть предпосылки к увеличению объема продаж.

 

6. Стадия подъема рынка. Вытекает из предыдущей стадии. Раз спрос на продукт существует, то надо обменять этот спрос на предложение. Поэтому продавец начинает изучать условия спроса, менять свою ценовую политику, кадровую и применять различные формы и методы организации торговли.

 

Все это позволяет на некоторое время увеличить объем продаж, а следовательно – и жизненный цикл продукта. Однако уже пошел процесс падения объема продаж из-за снижения спроса на этот продукт. Объем продаж уже не может возрасти до ранее достигнутого предела насыщения рынка. Эта стадия продолжается довольно короткое время и переходит в стадию падения рынка.

 

7. Стадия падения рынка. Снижение объема продажи продукта, т.е. падение его до нуля. Происходит полная реализация продукта или полное сокращение его продажи, т.к. он не нужен покупателю.

 

Жизненный цикл новой операции включает 4 стадии:

1. Стадия разработки процедуры операции в виде документа, и связана она с организацией инновационного процесса. Здесь осуществляется работа по поиску идеи, по разработке всего алгоритма финансовой операции, по созданию документа (инструкции, методических указаний). Осуществляется финансирование всех затрат по разработке операции.

 

2. Стадия реализации операции связана с ее внедрением внутри хозяйствующего субъекта или ее реализации на рынке. На этой стадии активно действует механизм продвижения инновации.

 

3. Стадия стабилизации и падения рынка показывает насыщение рынка данной операцией и переходит в стадию падения рынка, когда объем продажи операции начинает резко уменьшаться вплоть до полного прекращения продажи.

3.

Новизна инновации оценивается по технологическим параметрам, а также с учетом рыночных позиций. С учетом этого и строится классификация инноваций. Классификация инноваций означает распределение их на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленной цели. Поэтому построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций и ее главную особенность. Классификация инноваций позволяет:

 

1. Четко определить место каждой инновации в их общей системе, ее отличительные характеристики с целью эффективного использования определенных приемов управления инновацией.

 

2. Рационально организовать инновационный процесс.

 

3. Определять положения конкретного нововведения формами его реализации и продвижения на рынке.

 

4. Осуществлять кодирование, производить различные информационные автоматизированные операции, создавать и эффективно использовать банки данных.

 

Всю совокупность инноваций можно разделить на 2 класса: инновация процесса и инновация продукта. К инновациям процесса относится любое усовершенствование технологического способа производства товаров, услуг, которое уменьшает средние издержки на единицу продукции при заданных ценах. К инновациям продукта относят результаты научно-технической деятельности, которые приводят к новому продукту на рынке товаров. Для целей государственной политики на макроуровне инновации делят на базисные, улучшающие и псевдоинновации.

 

К базисным относят направленные на создание и освоение новых поколений машин, материалов, улучшение параметров производимых товаров и технологии их изготовления. Улучшающие инновации служат распространению и совершенствованию освоенных поколений техники (технологии).

 

Псевдоинновации – деятельность по частичному улучшению устаревшей техники или технологии, не дающее эффекта для общества либо приносящие отрицательный эффект.

 

Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки и критерии. Классификация инноваций свидетельствует о том, что процессы нововведений разнообразны и различны по своему характеру, поэтому существует множество классификаторов инноваций.

 

4.

Инновационная деятельность – процесс, направленный на реализацию результатом законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, который реализуется на рынке в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. К инновационной деятельности относят следующие виды деятельности:

 

1. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских или технологических работ по созданию ново или усовершенствованной продукции (технологического процесса), предназначенной для практического применения

 

2. Технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска новой или усовершенствованной продукции, внедрение нового или усовершенствованного технологического процесса.

 

3. Деятельность по продвижению на рынке новой продукции

 

4. Создание и развитие инновационной инфраструктуры

 

5. Подготовка, переподготовка или повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности

 

6. Организация финансировании инновационной деятельности.

 

Субъекты инновационной деятельности:

 

- физические и юридические лица, занятые инновационной деятельностью

- инновационные предприятия различных форм собственности, осуществляющие инновации

- владельцы интеллектуальной собственности

- инвесторы, вкладывающие в капитал в осуществление инновации: банки, фонды, корпорации, лизинговые фирмы

- посредники, обслуживающие инновационный процесс: консалтинговые фирмы, технологические инкубаторы, технопарки, информационные центры

- государственные органы и органы местного самоуправления, которые участвуют в управлении, координации и регулировании инновационной деятельности.

 

Продукты инновационной деятельности:

 

- инновационные проекты, которые определяют технологию и результаты освоения конкретных инноваций

- освоенные в производстве технологические процессы, от которых получают социально-экономический или экологический эффект при реализации конечной продукции

- принципиально новые, новые улучшенные продукты, являющиеся результатом научно-технических достижений.

 

5.

 

Инновационный процесс представляет собой сложную цепь взаимосвязанных этапов от возникновения новой идеи до осуществления производства продукта, реализуемого на рынке.

В общем плане инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество "вызревает" от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.

Этот процесс можно изобразить в виде следующей схемы:

Фундаментальные исследования (ФИ), прикладные исследования (ПИ), разработки (Р), проектирование (Пр), строительство (С), освоение (Ос), промышленной производство (ПП), маркетинг (М) и сбыт (Сб).

ФИ <-> ПИ <->

Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики. Этот процесс направляется на разработку, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо других научно-технических достижений в новый продукт, реализуемый на рынке и используемый в практической деятельности, а так же связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Сущность инновационного процесса представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инноваций. Инновационный процесс включает в себя 7 элементов, которые реализуются в определенной последовательности. Началом инновационного процесса является инициация - деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиска ее идеи, ее технико-эк обоснование и материализация идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар. Инициация является не только отправной точкой инновационного процесса, но и основой дальнейшего нормального хода протекания самого инновационного процесса.

После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования по данной инновации. Изучается спрос на новый продукт, определяется количество или объем его выпуска. Затем производится продажа инновации. В начале для этого на рынок выпускают небольшую партию инновации. В это время изучается ее продвижение, оценка эффективности и диффузия. Диффузия представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах на новых рынках и в новой финансово- экономической ситуации. Результаты реализации инноваций и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу. На основании этого рассчитывается экономическая эффективность инновации.

Существуют факторы, которые могут ускорять или тормозить инновационный процесс. В качестве основных факторов можно рассмотреть следующие:

- элементы труда и его мотивация

- ресурсная оснащенность

- организация и управления

- конкуренция

- условия окружающей среды

Это объективные факторы. Но существует и группы субъективных факторов: стратегия, политика, риск и тд.

Факторы можно разделить на внешние и внутренние, основные и дополняющие, объективные и субъективные, рыночные и нерыночные, макро- и микроэкономические.

К факторам, тормозящим инновационные процессы относят: технические, квалификационные, социально-обусловленные, регулирующие и экономические.

К факторам ускорения относят наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимый хозяйственной и научно-технической инфраструктуры, материального поощрения за инновационную деятельность. Это экономические факторы. Политические факторы: законодательные меры (особенно льготы), которые поощряют инновационную деятельность и государственная поддержка инноваций. Организационно-управленческие: гибкость организационных структур, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация и др. Социально-психологические, культурные факторы: моральное поощрение, обеспечение возможности самореализации, освобождение творческого труда и нормальный психологический климат в трудовом коллективе.

Таким образом, на любой инновационный процесс действует вся система положительных и отрицательных факторов. Оценить их влияние, выбрать условие для достижения и снижения возможного риска является главной задачей всех уровней органов управления.

 



2015-12-07 424 Обсуждений (0)
ТЕМА 1 ОСНОВЫ ИННОВАЦИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 1 ОСНОВЫ ИННОВАЦИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (424)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)