Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод правового регулирования



2015-12-07 465 Обсуждений (0)
Метод правового регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок




29. Механизм государства— целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства . Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

· Целостность — механизм государства представляет из себя целостную структуру, на территории и в рамках одного государства не может существовать несколько государственных аппаратов[1];

· Иерархичность — механизм государства строится на началах координации и подчинения, представляя из себя сложную властную пирамидальную структуру[1];

· Особый состав — государственные органы и учреждения, входящие в структуру механизма государства состоят из специально подготовленных людей[3];

· Специальные цели деятельности — фактическое осуществление государственной власти, задач и функций государства[3];

· Материально-техническая обеспеченность

30. Механизм правового регулированияэто система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.
Цель механизма правового регулирования- обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов.
Основные элементы механизма правового регулирования:
1.Норма права
2.Юридический факт или фактический состав (особенно ораганизационно-исполнительный правоприменительный акт)
3.Правоотношение
4.Акты реализации субъективных прав и обязанностей
5.Охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент)
В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норма права, правосознание, режим законности.

31. Мононорма— норма, соединяющая в себе правило поведения общесоциального, религиозного и правового характера. Существовала ранее по крайней мере в некоторых догосударственных обществах. Например, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужем и женой, взрослым ребёнком рассматривалось одновременно как производственный обычай, как норма морали и как веление религии. В мононормах права и обязанности человека сливаются как бы воедино. В качестве письменных примеров мононорм рассматриваются свод законов Хаммурапи, Ману-смрити, законодательство Моисея

32. Надстройка, понятие исторического материализма, обозначающее совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений определённого общества. В неё входят государство, политическая и правовая формы сознания, соответствующие учреждения, а также мораль, религия, философия, искусство.

33. Национальная правовая системав теории права правовая система отдельного государства как конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и преобладающей правовой идеологии. Н.п.с. отражает социально-экономические, политические, культурные особенности соответствующего общества и государства. Н.п.с. выступают в качестве единичного феномена, являющегося структурным элементом таких правовых массивов, как группы правовых систем и правовые семьи. В современном мире существует около 200 Н.п.с. Иногда как синоним Н.п.с. используется понятие «национальное право», которое в собственном смысле имеет все же более узкое содержание.

34. Нормапредписание, разрешение или запрещение действовать определенным образом. Н. выражается нормативным, или деонтическим, высказыванием

35. Норма морали— это конкретные нравственные требования к поведению людей, в которых сформулированы в обобщенном виде представления о базовых ценностях (добродетели, счастье, любви, долге, милосердии, правде и т. п.).

В нормах морали отражаются специфические черты развития общества на том или ином историческом этапе, поэтому все моральные правила являются порождением своего времени. Они могут принимать формы религиозных заповедей и предписаний, этических кодексов, правовых норм, обычаев и традиций, стандартов поведения в различных ситуациях.

36. Норма праваформально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

Признаки нормы права.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

1. Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

2. Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

3. Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

5. Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительными признаками именно правовых норм.

37. Нормативный правовой актофициальный, властно–волевой акт–документ компетентного государственного правотворческого органа, который издан в особом порядке и содержит нормы права.

Виды актов:

а) в зависимости от субъектов правотворческой деятельности:

– акты, принятые на референдуме;

– акты государственных органов;

– акты иных социальных организаций;

– совместные нормативно–правовые акты;

б) по срокам действия:

– акты неопределенно–длительного воздействия;

– временные акты;

в) в зависимости от сферы действия:

– общефедеральные;

– нормативные акты административно–территориальных единиц;

– акты органов местного самоуправления;

– локальные акты;

г) по юридической силе:

– законы;

– подзаконные акты.

38. Обратная сила законадействие закона или другой нормы права в отношении событий, которые имели место до вступления закона в силу.

39. Общественно-экономическаяформация исторически определённый тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; «... общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером» (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации)

40. Общественный порядок— реально складывающийся в обществе, отвечающий задачам его прогрессивного развития порядок, основанный как на правовых, так и неюридических нормах (нормах нравственности, обычаях, нормах общественных организаций).

Это такой порядок отношений в обществе, который складывается под воздействием всех социальных регуляторов, а не только права. Его составными частями являются нравственный порядок, порядок в общественных отношениях, складывающийся на основе соблюдения обычаев, корпоративных норм, и иных социальных правил поведения. Понятие общественного порядка шире, понятия правового порядка, поскольку в укреплении и поддержании первого важная роль принадлежит всем социальным нормам. Правопорядок складывается только на основе правовых норм и в силу этого охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Соответственно, правопорядок — часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права и находящихся под защитой закона и охраной государства. Он устанавливается в результате соблюдения режима законности в обществе. Если законность — это принцип, метод деятельности, режим действий и отношений, то правопорядок их результат.

41. Общество –исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

Это понятие имеет два основных значения. В самом широком смысле, общество можно определить как систему всех существующих способов и форм взаимодействия и объединения людей (например, в выражениях «современное общество» или «феодальное общество»). В более узком понимании, слово «общество» употребляют для обозначения любых типов или видов социальных групп, количество и особенности которых определяются разнообразием жизнедеятельности людей («российское общество», «научное сообщество» и т.д.). Оба этих подхода объединены пониманием того, что человек является «общественным существом» и может полноценно жить только внутри некоего коллектива, ощущая свое единство с другими людьми.

42. Орган государства -это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

44. Официальное толкованиеэто разъяснение смысла нормы права, исходящее от государственно-властного органа и имеет обязательный характер для всех субъектов, относящихся к данной норме. Официальное толкование характеризуется формой и особым порядком осуществления.

45. Обычайунаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин «обычай» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд» («ритуал»);

Обычай (в сфере торговых, экономических отношений) — общепризнанное правило, сложившееся в сфере торгово-экономических отношений на основании длительного, систематического и единообразного регулирования конкретных фактических отношений. Обычаи являются источником права, хотя не зафиксированы в качестве закона. Они, как правило, публикуются в справочной и иной специальной литературе

46. Переживание закона — правовое явление, прямо противоположное обратной силе закона, применение норм нормативно-правового актаутратившего силу к отношениям и фактам, имевшим место во время его действия[1][2]. В большинстве случаев, ультраактивное действие отдельных норм и положений утратившего силу закона устанавливается нормами нового закона, призванного заменить его.

Целью установления ультраактивного действия норм «старого» закона является защита прав и интересов субъектов права, вступивших в правоотношения до принятия нового закона, регулирующего данные положения. Принцип действия норм устаревшего нормативного акта применяется в большинстве случаев к регулированиюдлящихся правоотношений

47. ПолитикаДеятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.Вопросы и события общественной, государственной жизни.

48. Политическая партияособая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу - выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

Политическая партия — стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

49. Политическая система обществауниверсальная управленческая система государственно-организованного общества, составные части которой связаны политическими отношениями.

В узком смысле политическая система - только собственно-политические элементы (государство и полит партии). В широком смысле - совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляются политическая власть и управление обществом (государство, политические партии, СМИ , религиозные организации, ОМСУ и др.)

50. Политический режим— это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период.

Виды: Демократический, авторитарный, Военно-бюрократический режим, Корпоративный авторитаризм, Тоталитарный режим, Анархия

51. Политогенезпонятие, предложенное Л.Е.Куббелем и обозначающее генезис и развитие политической подсистемы общества, которая может трансформироваться вгосударство или его аналог. В результате политогенеза (и в особенности в результате формирования государства) в управлении обществом все бóльшую роль начинают играть административные, силовые и правовые методы.

Классические теории политогенеза объясняют появление первых государств в догосударственном мире. Однако при изучении истории интересно не только возникновение первых государственных или полугосударственных образований в данном регионе, но и распространение государственности. Согласно [1] существует два пути распространения государственности. Первичные государства (политии) образуются при сложении соответствующих условий (понимаемых по-разному разными авторами), но в отличие от самых первых государств с той или иной степенью заимствования институтов у уже существующих государств. Вторичные государства образуются при неготовности к государственности (формированию большой политии), их образование вызвано главным образом необходимостью противостоять более развитым соседям или желанием поживиться накопленными ими богатствам (самым наглядным примером являются огромные кочевые империи). Как правило, такие государства менее устойчивы, чем первичные.

52. Правоодин из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.

признаки права:

•Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера);

•Общеобязательность (действие распространяется на всех, либо на большой круг субъектов);

•Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения);

•Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей);

•Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме);

•Системность (право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм).

53. Правовая активность обусловленное социально-правовыми устоями, потребностями и интересами людей их общественное качество, характеризующееся реальным осуществлением ими правовых требований, принципов и установлений. Это качество социального субъекта, обеспечивающее ему восприятие права и согласованные с ним действия; есть инструмент, обеспечивающий отдельной личности, общественной группе «нахождение» в правовой среде, приобщение к ней и необходимое соответственно своим намерениям участие в правовой жизни общества. Правовая активность есть способность социального субъекта воспринимать право и вследствие этого осуществлять его в своей деятельности для достижения фактических целей.

54. Правовая культураобщий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

55. Правовое воспитаниеоснованная на дидактических принципах правовой педагогики деятельность органов и учреждений государства, трудовых коллективов и общественности по формированию и развитию у индивидов и социальных групп населения правосознания, качеств, обеспечивающих их высокоэффективное функционирование в сфере правового регулирования и способствующих укреплению законности и правопорядка, развитию демократии, созданию прочного нравственно-правового климата в обществе. Правовое воспитание призвано формировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом. Правовое воспитание имеет целью перевести политико-правовые установки и требования общества в личные убеждения граждан и нормы их поведения. Правовое воспитание осуществляется через определенную систему, формы и с помощью определенных средств и методов.

56. Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Основные признаки правового государства.

1) Верховенство (господство, приоритет) права.

2) Верховенство закона.

3) Разделение властей

4) Широкие права и свободы человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные, реально обеспеченные. 5) Взаимная ответственность гражданина и государства

57. Правовое регулированиепроцесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств иметодов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

58. Правовой статусустановленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В правовой статус входят:

· правосубъектность (в свою очередь включающая правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъекта);

· установленные законом права и обязанности;

· гарантии установленных прав;

· ответственность субъекта за неисполнение обязанностей.

59. Правогенезэто процесс возникновения права, его происхождения и становления как специфического социального явления, способного особым образом упорядочивать отношения в человеческом сообществе.

60. Правомерное поведениеэто действие (бездействие) субъектов права, которое соответствует требованиям норм права или принципов права данного государства.

Признаки правомерного поведения:

Общие (родовые), то есть присущие правомерному поведению как разновидности социального поведения :

а) внешняя выраженность (объективированность) в форме действия или бездействия;

б) соответствие нормам, принципам права данного государства (адекватность моделям поведения ,предусмотренного правом);

в) положительная социальная значимость (выражается в его социальной полезности, допустимости, приемлемости).

61. Правонарушениеэто противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан.

Признаки правонарушения:

1.Совершается людьми. Но не все люди могут быть субъектами правонарушения, что связано с вменяемостью и достижением определенного возраста.

2.Правонарушение, это деяние, т.е. внешнее поведению людей, а не их мысли.

3.Правонарушение это противоправное деяние, оно всегда связано с нарушением норм действующего права.

4.Правонарушение это виновное деяние.

5.Правонарушение - общественно вредное деяние.

6.Правонарушение - наказуемое деяние, т.е. оно влечет юридическую ответственность

62. Правоотношениеэто взаимоотношение между субъектами права, то есть участниками по поводу объекта, при котором возникают права и обязанности.

Правовые отношения — это возникающие на основе норм права волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности.



2015-12-07 465 Обсуждений (0)
Метод правового регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод правового регулирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)