Международные рейтинговые агентства. Методика определения суверенного рейтинга на примере одного из международных агентств. Приведите примеры стран с высоким, средним и низким суверенным рейтингом.
Краткая сравнительная характеристика инвестиционного климата в странах мира ( по выбору).
Влияние инвестиционного климата на объем и качество привлеченных иностранных инвестиций.
Основная цель государственной политики по привлечению иностранных инвестиций. Как эта цель трансформируется применительно к странам с переходной экономикой?
Содержание основных элементов государственной политики по привлечению иностранных инвестиций.
Элементы государственной политики по привлечению иностранных инвестиций наиболее действенные в условиях переходной экономики.
Эффективность государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в разных странах мира ( на примере стран по выбору)
Правовые государственные режимы для иностранных инвесторов.
Свободная экономическая зона. Главная цель создания СЭЗ. Количество свободных экономических зон в мире.
Предпосылки создания свободных экономических зон. Льготы предоставляемые предприятиям, зарегистрированным в свободных экономических зонах.
Критерии, применяемые для классификации свободных экономических зон. Типы свободных экономических зон.
Оффшорная зона. Понятие, характеристика.
Значение свободных экономических зон для страны их размещения.
Российские первые свободные экономические зоны. К зонам какого типа они относились? Позитивные и негативные последствия их функционирования.
Опыт реализации и дальнейшие перспективы федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ».
Общая характеристика инвестиционного потенциала Кемеровской области.
Масштабы и динамика поступления иностранного капитала в Кемеровскую область.
Прямые и портфельные иностранные инвестиции в экономику Кузбасса.
Роль иностранного ссудного капитала в экономике Кузбасса
Опыт создания свободных экономических зон в России.
Стратегические цели и основные задачи в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику Кузбасса.
«Концепция развития внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Кемеровской области»
Инвестиционный климат Кузбасса и меры по его улучшению с точки зрения иностранных инвестиций.
27.Сравнительная характеристика инвестиционного климата в Кузбассе на основе результатов исследований рейтинговыми агентствами.
Сильные и слабые стороны инвестиционного климата Кузбасса.
Основные возможности и угрозы, существующие для экономики Кузбасса с точки зрения привлечения иностранных инвестиций.
Внутренние и внешние резервы роста и проблемы, сдерживающие иностранные инвестиции в Кузбассе.
Меры по улучшению инвестиционного климата Кузбасса.
Государственная политика России по привлечению иностранных инвестиций.
Законы РФ, регулирующие иностранные инвестиции.
Государственная регистрация и налогообложение иностранных инвесторов в России
Глобализация как высшая стадия экономической интеграции мирового хозяйства.
Международное движение капитала в современной экономике. Объективная основа международного движения капитала.
Субъекты международного движения капитала.
Финансовая глобализация. Понятие и принципиальные особенности. Позитивные и негативные последствия финансовой глобализации
Основные формы международного движения капитала. Показатели участия страны в международном движении капитала.
Роль транснациональных банков в международном движении капитала.
Транснациональные корпорации их место и роль в международном движении капитала.
Основная деятельность «институциональных инвесторов».
Методы государственного регулирования международного движения капитала. Аргументируйте, какой из методов является наиболее эффективным.
Иностранные инвестиции. Основные понятия и классификация.
Опыт регулирования иностранных инвестиций в международной практике.
Основные направления либерализации законов об иностранных инвестициях, принятых в зарубежных странах.
Опыт зарубежных стран в регулировании иностранных инвестиций. Меры, используемые зарубежными странами для привлечения инвестиций (примеры).
Участие Росси в международном регулировании иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции в России: масштабы, структура, инвестиционный климат.
Международные рейтинговые агентства. Методика определения суверенного рейтинга на примере одного из международных агентств. Приведите примеры стран с высоким, средним и низким суверенным рейтингом.
Международные рейтинговые агентства. Наиболее крупные и авторитетные из которых - Standard&Poor's, Moody's и Fitch IBCA.
- Методика определения суверенного рейтинга на примере Standard&Poor's[1]:
- каждое правительство оценивается по шкале от одного (самый высокий результат) до шести (самый низкий результат) баллов по каждой категории анализа в сравнении со всеми другими правительствами мира; 0 категории анализа и соответствующие факторы оценки суверенного рейтинга:
1) политические риски- форма правления, наличие консенсуса относительно целей и задач экономической политики, степень интеграции в глобальную торговую и финансовую систему и т. д.;
2) структура доходов населенияиструктурная организация экономики - условия жизни и уровень доходов населения, распределение доходов, наличие ресурсов и степень их диверсификации и т. д.;
3) -перспективы экономического роста - объем и структура сбережений и капиталовложений, темпы и характер экономического роста и т. д.;
4) -степень гибкости налогово-бюджетной политики
5) - итоги фискальной деятельности правительства, сбалансированность бюджета и т. д.;
6) -бремя государственного долга- финансовые активы правительства, величина госдолга и его структура и т. д.;
7) -стабильность цен - тенденции развития инфляции, темпы роста денежной массы, курсовая политика и т. д.;
-гибкость платежного баланса -структура потоков капитала, структура счета текущих операций и т. д.;
-внешний долг и ликвидность — объем и структура внешнего госдолга, объем и структура государственных резервов и других внешних активов
Краткая сравнительная характеристика инвестиционного климата в странах мира ( по выбору).
Влияние инвестиционного климата на объем и качество привлеченных иностранных инвестиций.
Инвестиционный климат определяетобъем, качество и эффективность привлеченных иностранных инвестиций - от него зависит:
- какие капиталы - стратегические или спекулятивные придут в страну;
- насколько гармонично иностранный капитал «впишется» в национальную структуру экономики;
- насколько эффективно страна и национальные субъекты экономики смогут использовать выгоды иностранного инвестирования (какова их абсорбционная способность);
- -какова будет эффективность непосредственно осуществляемых инвестиционных проектов.
Основная цель государственной политики по привлечению иностранных инвестиций. Как эта цель трансформируется применительно к странам с переходной экономикой?
Основная цель государственной политики по привлечению иностранных инвестиций (ГППИИ):
- привлечение необходимого объема инвестиций желаемого качества, а также стремление к более полному использованию всех выгод и эффекта от них.
Основная роль ГППИИ в странах с переходной экономикой:
- регулирование институциональных преобразований, связанных с привлечением иностранных инвестиций.
В рамках ГППИИ государство:
1) устанавливает правовой режим для иностранных инвесторов:
- национальный режим - иностранным инвесторам предоставляется тот же режим хозяйствования, что и национальным предприятиям, но с установленными законом изъятиями в целях национальной безопасности и поддержания общественного порядка;
- режим наибольшего благоприятствования - иностранному инвестору страны-партнера создаются условия, равные тем, в которых действуют инвесторы любого третьего государства: если в любом соглашении о защите инвестиций, заключенном в более позднее время, предусматриваются большие льготы и преференции, то они автоматически распространяются и на всех тех инвесторов, с государствами которых инвестиционные соглашения были заключены ранее на условиях наибольшего благоприятствования.
Инвесторы предпочитают вкладывать средства в тех странах, где гарантируется возможность самостоятельного выбора между национальным режимом и режимом наибольшего благоприятствования;
2) осуществляет валютное регулирование— деятельность по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты; например, государство регулирует процесс репатриации прибыли - вывоза прибыли иностранными инвесторами из страны ее получения (подробнее о валютном регулировании в РФ см. ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Основная роль ГППИИ в странах с переходной экономикой:
- регулирование институциональных преобразований, связанных с привлечением иностранных инвестиций.
Содержание основных элементов государственной политики по привлечению иностранных инвестиций.
Основные направления государственной поддержки иностранных инвестиций и инвестиций российских компаний за рубежом :
· более тесное согласование интересов инвесторов и стран, получающих инвестиции;
· предоставление иностранным инвесторам режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый государством национальным инвесторам в аналогичных обстоятельствах;
· обеспечение прозрачности и равных условий для всех участников конкурсов по приватизации или тендеров по реализации инвестиционных проектов;
· создание в отдельных случаях особых экономических условий, стимулирующих приток иностранных инвестиций в рамках так называемых СЭЗ;
· устранение двойного налогообложения иностранных инвесторов и российских инвесторов, осуществляющих зарубежные инвестиции;
· защита прав иностранных инвесторов, устранение или снижение вероятности наступления так называемых некоммерческих рисков.
Элементы государственной политики по привлечению иностранных инвестиций наиболее действенные в условиях переходной экономики.
Эффективность государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в разных странах мира ( на примере стран по выбору)
Эффективность ГППИИ в различных странах
Страна
Уровень эффективности ГППИИ,%
Китай
Польша
Индия
Эстония
Испания
Бразилия
Россия
Правовые государственные режимы для иностранных инвесторов.
Свободная экономическая зона. Главная цель создания СЭЗ. Количество свободных экономических зон в мире.
Предпосылки создания свободных экономических зон. Льготы предоставляемые предприятиям, зарегистрированным в свободных экономических зонах.
Критерии, применяемые для классификации свободных экономических зон. Типы свободных экономических зон.
Оффшорная зона. Понятие, характеристика.
Оффшорная зона- финансовый центр, привлекающий иностранный капитал путем предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения оффшора, разновидность свободных банковских зон.
Оффшорная зона:
- это разновидность свободных банковских зон;
- это финансовый центр, привлекающий иностранный капитал путем предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения оффшора;
- основной признак оффшорной юрисдикции - льготный характер налогообложения:
- полное освобождение от уплаты местных налогов;
налог на прибыль, как правило, отсутствует либо составляет 1-2%;
-оффшорные компании выплачивают только разовый регистрационный сбор и ежегодный фиксированный сбор 150-1000 долл.);
- в оффшорных зонах упрощена процедура регистрации; требование минимального размера уставного капитала отсутствует;
- главная выгода для стран, создающих на своей территории оффшорные зоны, состоит:
- в привлечении дополнительных иностранных инвестиций;
- в увеличении доходов,
- в создании новых рабочих мест.
В настоящее время оффшорный бизнес представляет собой развитую отрасль международных финансов. По оценкам, в настоящее время в 69 оффшорных центрах мира обращается не менее 5 трлн долл. Однако эта оценка считается заниженной, поскольку в оффшорных центрах существуют не поддающиеся учету тайные счета.
Предоставление иностранным вкладчикам и инвесторам различных оффшорных привилегий — одно из главных средств конкуренции между странами по поводу привлечения иностранных капиталов. Оффшорные центры и зоны предоставляют иностранным экономическим субъектам следующие преимущества: налоговые льготы, отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с нерезидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность и секретность финансовых операций. Большинство оффшорных центров являются также «налоговыми гаванями», предоставляющими иностранным инвесторам следующие льготы в области налогообложенияи оформления своих операций.
1. Налог на прибыль в них практически отсутствует или не превышает 1—2%; чаще всего он заменяется ежегодным сбором, который в разных центрах составляет 150—1000 долл. и не зависит от размеров доходов оффшорных компаний и банков. Налоги на вывоз доходов в форме дивидендов, процентов, роялти и т.д., как правило, не взимаются.
2. Процедура регистрации оффшорных компаний максимально упрощена: минимальный размер капитала обычно не устанавливается, личность владельцев фирм не подлежит разглашению, раскрытие их имен возможно лишь в случае расследования по факту совершения ими уголовного преступления.
3. Ограничения на вывоз капитала отсутствуют: фирмы могут свободно осуществлять платежи и открывать депозитные счета в любой валюте и в любых зарубежных банках без ограничений.
4. Процедура управления оффшорной компанией предельно упрощена; чаще всего она управляется так называемой «секретарской» фирмой. 'Гак, в странах Карибского бассейна оффшорные, или международные, компании чаще всего представлены номером или названием в справочнике. Их владельцы и акционеры зачастую неизвестны (или не уловимы), а директорами являются местные юристы, назначаемые адвокатами клиентов.
Собственников оффшорных компаний, банков и депозитов можно разделить на три основные группы.
· Центральные банки и государственные агентства некоторых развитых, и развивающихся, особенно нефтедобывающих, стран. Так, Саудовская Аравия имеет на депозитах в оффшорных центрах около 40 млрд долл., или 1/з государственных валютных ресурсов.
· Транснациональные компании (ТНК) и банки, которые помещают свои средства в оффшорные центры главным образом с целью уклонения от налогов и проведения широкомасштабных валютных спекуляций.
· Частные инвесторы — юридические и физические лица, укрывающие свои средства от налогов либо отмывающие «грязные» деньги от преступного бизнеса.
Наиболее широко представлены в оффшорных центрах банки, которые имеют возможность в этих центрах:
· создавать оффшорные отделения и банки без соблюдения правил о минимальном объеме уставного капитала и требований о создании резервных фондов;
· выдавать ссуды без ограничения их объема и обеспечения необходимых гарантий;
· не представлять регулярные отчеты о финансовом положении и деятельности банка;
· не раскрывать сведений о клиентах банка.
Основное преимущество оффшорного банка перед обычным коммерческим банком состоит в том, что его деятельность не ограничена множеством нормативов, в том числе касающихся создания обязательных резервов, и жесткой системой взимания налогов. Оффшорный банк способен обеспечить своим клиентам широкий набор услуг на международном рынке, открывая корреспондентские счета в банках — резидентах различных стран мира.
Значение свободных экономических зон для страны их размещения.
Значение СЭЗ для стран их размещения заключается в том, что они:
1) являются важным фактором социально-экономического, научно-технического, кадрового и технологического совершенствования национального хозяйства;
2) выступают связующим звеном между мировой экономикой и экономикой отдельной страны, т. е. способствуют интеграции последней в систему мирохозяйственных связей;
3) являются своеобразным эталоном наиболее передовых форм организации производства и управления, развития и внедрения новейшей технологии;
4) способствуют насыщению внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами;
5) являются мощным средством привлечения иностранных инвестиций, а также фактором мобилизации местных ресурсов;
6) стимулируют развитие новых форм предпринимательства и деловой активности, которые могут использоваться в остальных сферах и регионах национальной экономики;
7) являются «полем экспериментирования» и отработки новых способов решения социально-экономических проблем, развития нового для страны спереходной экономикой экономического мышления и новых черт социальной психологии.
Российские первые свободные экономические зоны. К зонам какого типа они относились? Позитивные и негативные последствия их функционирования.
Развитие СЭЗ в России сдерживалось отсутствием соответствующего федерального законодательства:
*проект ФЗ «О свободных экономических зонах» был предложен Правительством РФ еще в 1993 г., принят Государственной думой в 1997 г., но так и не прошел утверждение в Совете Федерации;
* только в августе 2005 г. вступил в силу ФЗ от 22.07.2005
№ 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ»;
* отдельно ФЗ от 22.01.1996 № 13-ФЗ регулируется функционирование наиболее успешной российской ОЭЗ - в Калининградской области:
- в 2005 г. в области действовало более 1 800 организаций с иностранными инвестициями из 50 стран мира (в том числе около 700 - с участием литовского капитала);
- по ВРП на душу населения область с 60-го места
(1998 г.) вышла на 37-е (2004 г.);
- постоянно и высокими темпами увеличиваются внешнеторговый оборот и объем отгруженных товаров и услуг собственного производства (например, доля выпуска телевизоров составляет более 40%, а пылесосов - свыше 50% от общероссийского);
- с разной эффективностью действуют четыре основные группы льгот: таможенные, по валютному регулированию, по НДС и налоговые (по прибыли).
Между тем, существует и ряд проблем:
- предприятия с иностранными инвестициями практически не используют комплектующие российского производства: например, за 7 лет сборочного производства BMW в Калининграде в автомобилях появилась только одна российская деталь - сумочка для инструментов;
- новый закон содержит ряд положений, введение в действие которых может ограничить развитие малого инновационного предпринимательства.
Опыт реализации и дальнейшие перспективы федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ».
Основные положения ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ»:
*особая экономическая зона - определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности;
* цели закона - развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производство новых видов продукции и развитие транспортной инфраструктуры;
* типы ОЭЗ:
- промышленно-ироизводственные;
- технико-внедренческие;
- туристско-рекреационные;
* срок существования ОЭЗ - 20 лет без возможности продления;
* в целях реализации закона в 2005 г. при МЭРТ РФ создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.
Общая характеристика инвестиционного потенциала Кемеровской области.
Масштабы и динамика поступления иностранного капитала в Кемеровскую область.
Инвестиции финансовые- долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты, финансовые вложения хозяйствующих субъектов в приобретение ценных бумаг и т. д.
Прямые и портфельные иностранные инвестиции в экономику Кузбасса.
Инвестиции прямые- капиталовложения, которые позволяют участвовать в управлении объектом вложения.
Инвестиции портфельные- капиталовложения в иностранные облигации, акции, ценные бумаги, которые не дают возможности непосредственного контроля над деятельностью зарубежного предприятия
Роль иностранного ссудного капитала в экономике Кузбасса
Инвестиции ссудные- предоставляемые в форме займов и кредитов с целью получения процентного дохода.
Опыт создания свободных экономических зон в России.
Опыт создания свободных экономических зон в России
Для стимулирования отношений с зарубежными партнерами Правительство СССР в 1989 г. разработало «Единую государственную концепцию свободных экономических зон»:
* предполагалось создание комплексных зон производственной направленности, расположенных на компактных территориях с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием;
*в 1989 г. было принято решение о создании первых отечественных СЭЗ в городах Находка и Выборг, однако они так и не стали функционировать в полной мере.
В 1991 г. вступил в силу закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», содержащий специальную главу о СЭЗ, в которой предусматривался целый ряд льгот для иностранных инвесторов:
* статус свободных экономических зон получили 11 регионов страны: Ленинград, Находка, Зеленоград, Выборг, Алтайский край, Сахалинская, Новгородская, Кемеровская, Читинская и Калининградская области, Еврейская автономная область - на них приходилось 7% территории страны и 13% населения;
* к 1993 г. в результате беспорядочной, экономически необоснованной раздачи льгот уже более 1/3 территории России получило формальный статус свободных экономических зон, которые рассматривались федеральной властью скорее как способ заручиться политической поддержкой регионов, чем инструмент преодоления трансформационного кризиса;
* фактически подавляющее большинство СЭЗ либо не функционировали, либо не решали поставленных перед
ними задач:
- не удалось создать на их базе центры экономического роста, которые должны были придать дополнительный импульс экономическому развитию сопредельных регионов;
- объем привлеченных инвестиций остался незначительным;
- отмечались массовые случаи нарушения российского законодательства, тенденция осложнения криминогенной обстановки;
- вместо развития бизнеса и соответствующего бюджетного эффекта наблюдалось недобросовестное предпринимательство в рамках схем минимизации налогов и миллиардные потери (например, в 2000 г. перечисления в бюджет только Республики Калмыкия составили 0,5 млрд руб., в то время как льготная сумма, фактически укрытая от уплаты, - 21 млрд руб.)16.
До недавнего времени в России насчитывалось 24 СЭЗ,главными из которых были:
* зона свободного предпринимательства «Янтарь» в Калининградской области;
* парк высоких технологий в Зеленограде;
* особые зоны в Находке и на Сахалине;
* свободные таможенные зоны в Москве (Шереметьево) и Санкт-Петербурге;
* территориально-производственные зоны в Нижегородской области, созданные на базе предприятий ВПК -«Салют», «Сормовский завод "Лазурь"» и «Завод им. Г. И. Петровского»;
* свободные склады - часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны, что дает возможность инвесторам получать более высокие прибыли - ООО «Таганрогский автомобильный завод» (закрыт после финансового кризиса 1998 г.) и ЗАО «Форд Мотор Компани» (действует с 2002 г. в г. Всеволожске Ленинградской области; в 2003-2004 гг. бюджетный эффект от реализации этого проекта более чем вдвое превысил объем таможенных и иных льгот).
Стратегические цели и основные задачи в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику Кузбасса.
«Концепция развития внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Кемеровской области»
Инвестиционный климат Кузбасса и меры по его улучшению с точки зрения иностранных инвестиций.
Законодательство Кемеровской области о привлечении инвестиций: основные положения и практика применения Закона Кемеровской области от 10.12.2004 №102-03 «О государственной поддержке инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области»;
Закона Кемеровской области от 14.02.2005 №22-ОЗ «О налоговых льготах субъектам инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области».
Сравнительная характеристика инвестиционного климата в Кузбассе на основе результатов исследований рейтинговыми агентствами.
Сильные и слабые стороны инвестиционного климата Кузбасса.
Основные возможности и угрозы, существующие для экономики Кузбасса с точки зрения привлечения иностранных инвестиций.
Внутренние и внешние резервы роста и проблемы, сдерживающие иностранные инвестиции в Кузбассе.
Меры по улучшению инвестиционного климата Кузбасса.
В 2006 г. разработана среднесрочная целевая программа «Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области на 2007-2010 годы» - комплексный план действий по созданию в Кузбассе благоприятной для инвестиций среды. Программа призвана обеспечить проведение последовательно и эффективной инвестиционной политики
В стадии разработки два закона, направленные на увеличение инвестиций: это закон «Об инновационной политике» и закон «О технопарке». Причем на федеральном уровне таких законов пока еще не существует.
Государственная политика России по привлечению иностранных инвестиций.
Прямая иностранная инвестиция- по законодательству РФ, приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) некоторых видов оборудования таможенной стоимостью не менее 1млн руб.
В России на начальных этапах трансформации государственная политика в области привлечения иностранных инвестиций характеризовалась следующими чертами:
ü непоследовательностью;
ü изменчивостью;
ü крайностью;
ü популизмом;
ü направленностью на привлечение капитала в форме кредитов, а не прямых иностранных инвестиций.
В результате такая политика вызвала, во-первых, наличие на российском рынке преимущественно спекулятивного иностранного капитала, а во-вторых, неразвитость институциональных структур управления и государственной поддержки иностранных инвестиций.
За 15 лет так и не удалось сформировать единую государственную политику и выстроить стратегию развития отношений с иностранными инвесторами. Как следствие, по настоящее время сохраняются неудовлетворительные количественные и качественные параметры иностранных инвестиций в отечественную экономику. Необходимо разработать и реализовать целенаправленную и последовательную национальную политику в области привлечения капиталовложений из-за рубежа. Её главной целью должно стать обеспечение использования иностранных инвестиций для создания в России высокотехнологичных производств и наукоёмких услуг. Кроме того, в ней должны быть определены отраслевые и территориальные приоритеты, включая, во-первых, условия доступа иностранного капитала в стратегические отрасли, во-вторых, меры снижения инвестиционных рисков и обеспечения льгот иностранным вкладчикам, и, наконец, в-третьих, задачи и полномочия структур, обеспечивающих реализацию государственных интересов в данной сфере.
Ключевую роль в практической реализации такой государственной политики в области иностранных инвестиций должен играть единый государственный орган – специализированное агентство по привлечению иностранных инвестиций.
В большинстве развивающихся стран и государств с переходной экономикой данные агентства имеют следующую структуру:
§ головной орган находится в принимающей стране и задаёт общее направление деятельности;
§ в странах, которые являются потенциальными инвесторами, создаётся сеть специализированных филиалов, основная задача которых – поиск и привлечение стратегически важных инвесторов.
Обычно деятельность агентств по привлечению иностранных инвестиций осуществляется по трём основным направлениям:
1. способствование выработке позитивного восприятия свое страны с точки зрения благоприятствования прямым иностранным инвестициям, а также выявлению потенциальных объектов инвестирования и вкладчиков;
2. содействие инвесторам в получении информации о возможностях и административных процедурах, связанных с регистрацией предприятий;
3. разъяснение инвестиционной политики своей страны, участие в различных официальных и неформальных мероприятиях с целью улучшения инвестиционного климата.
Эксперты Национального инвестиционного совета предложили наделить отечественное агентство по привлечению иностранных инвестиций более широкими функциями, такими как:
защита зарубежных вкладчиков от произвола чиновников, не соблюдающих, в частности, установленные нормы регистрации предприятий с иностранным участием;
разработка нормативно-правовой базы регулирования прямых иностранных инвестиций, экспертиза правовых предложений других государственных органной;
разработка предложений о координации стратегических аспектов деятельности министерств и ведомств, территориальных органов управления и других государственных организаций в области прямых иностранных инвестиций;
разработка принципов межотраслевого, межведомственного и межтерриториального согласования, необходимого для реализации инвестиционных проектов.
В Российской Федерации иностранные инвестиции поддерживают следующие организации:
1) Комитет по иностранным инвестициям при Министерстве финансов РФ, позднее переименованный в Российское агентство международного сотрудничества и развития (РАМСИР), упразднено в конце 1990-х годов в связи с неэффективностью;
2) Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерческих рисков (создано Указом Президента РФ от 26.02.1993 № 282): имело узкоспециализированные задачи и не занималось поиском и привлечением иностранных инвесторов;
3) Центр содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики РФ (создан постановлением Правительства РФ от 30.06.1995 № 657) выполнял следующие основные задачи:
- информационно-консультационное содействие иностранным инвесторам и российским организациям на всех этапах реализации инвестиционных проектов;
- маркетинг федеральных и региональных инвестиционных программ и проектов за рубежом;
- разработка и реализация рекламной и информационной стратегии по улучшению образа России как страны, принимающей инвестиции;
- предоставление федеральным органам государственной власти обобщённой информации, связанной с иностранными инвестициями;
- содействие российским организациям, иностранным фирмам и предпринимателям в поиске инвестиционных возможностей и конкретных партнёров;
- участие в разработке предложений по улучшению инвестиционного климата в России, с учётом рекомендаций Консультативного совета по иностранным инвестициям;
4) Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ), создан постановлением Правительств РФ от 29.09.1994 № 1108 «Об активации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ».
В КСИИ входят:
- председатель – премьер-министр РФ;
- зам. председателя – министр финансов;
- руководители рабочих групп:
· группы по улучшению инвестиционного климата в России – министр экономического развития и торговли РФ;
· группы по налоговой, валютной политике и реформе системы бухгалтерского учёта в России – первый зам. министра финансов РФ;
· группы по совершенствованию законодательства в сфере энергетики;
· группы по совершенствованию банковской системы в России – председатель ЦБ РФ;
· группы по привлечению иностранных инвестиций в регионы России – первый зам. министра экономического развития и торговли РФ;
· группы по совершенствованию таможенных процедур – председатель ГТК РФ;
- представители 27 иностранных компаний и банков, осуществляющих крупномасштабные инвестиций в экономику России: Nestle, BASF, Deutsche Bank, Siemens, Procter&Gamble, Royal Dutch / Shell и другие;
- представители Всемирного банка и ЕБРР.
Основная цель КСИИ – совместная выработка подходов для улучшения инвестиционного климата России и для создания условий привлечения эффективных зарубежных инвестиций.
5) Некоммерческое партнёрство «Национальное агентство прямых инвестиций». Оно учреждено в 2001 году Торгово-промышленной пала