Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Б) как учебная дисциплина



2015-12-07 671 Обсуждений (0)
Б) как учебная дисциплина 0.00 из 5.00 0 оценок




А) Как наука

Несмотря на то, что во многих учебниках рассматриваемая тема открывается вопросом о предмете науки теории государства и права, все-таки целесообразнее начать изучение этой темы с усвоения вопроса о понятии и основных чертах науки теории государства и права. Сразу же хочу обратить внимание на то, что термин (понятие) "теория государства и права" употребляется в двух смыслах (значениях): широком и узком. Под теорией государства и права в широком смысле понимают все учение о государстве и праве, т.е. юридическую науку в целом. В этом значении термин "теория государства и права" употребляется крайне редко, так как вместо него обычно используют такие понятия, как "юридическая наука", "правоведение", "юриспруденция".

Под ТГП в узком смысле понимают одну из юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права. Как наука, ТГП представляет собой совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и употребляется термин "теория государства и права".

Итак, ТГП - это определенная юридическая наука, т.е. одна из юридических наук, поскольку последних достаточно много. Иногда эту науку обозначают и такими терминами, как "теория права и государства", "общая теория государства и права", "общая теория права и государства". С аналогичными названиями встречаются и учебники, в которых излагаются основные положения данной науки.

Будучи совокупностью знаний и представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, теория государства и права характеризуется рядом черт, которые присущи ей как определенной юридической науке.

Во-первых, ТГП - это гуманитарная (общественная) наука. Таковой она может быть признана потому, что изучает общественные явления - государство и право, которые непосредственно связаны с человеком.

Во-вторых, ТГП - это политико-юридическая наука. Её политико-юридический характер вытекает из того, что она изучает два явления: государство и право. Государство - явление политическое, право - явление юридическое. Отсюда данная наука носит как бы двойственный, политико-юридический характер.

В-третьих, ТГП - это единая наука о государстве и праве. Хотя государство и право - явления разнопорядковые, тем не менее они тесно связаны друг с другом и находятся в неразрывном единстве. Государство не существует без права, так же как и право не существует без государства. Находясь в единстве, они и определяют теорию государства и права как единую науку о государстве и праве.

В-четвертых, ТГП - это наиболее общая наука о государстве и праве. Теория государства и права - не единственная наука, изучающая государство и право. Последние изучаются и другими юридическими науками, которых, как уже было отмечено, достаточно много. Но в отличие от других юридических наук теория государства и права занимается изучением не частных, а наиболее общих вопросов, так как она исследует наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Этим и обусловлен её общий характер.

В-пятых, ТГП - это фундаментальная юридическая наука. Являясь наиболее общей наукой о государстве и праве, она, как правило, не занимается изучением прикладных, сугубо практических вопросов. Её задачей является формирование основополагающих, фундаментальных знаний о государстве и праве.

Наконец, в-шестых, ТГП - это методологическая наука. К методологическим относятся науки, формирующие взгляд на мир, на окружающие нас явления действительности. К таким наукам относится прежде всего конечно же философия. Однако кроме философии подобную роль могут выполнять и некоторые другие науки. В системе юридических наук методологической наукой является теория государства и права.

Б) как учебная дисциплина

В системе юридических дисциплин ТГП занимает ведущее место, так как она вооружает обучаемых знанием наиболее общих закономерностей государственно-правовой жизни общества. Тем самым она закладывает фундамент общей юридической культуры, юридического мышления, формирует научную базу юридического мировоззрения. ТГП дает обучаемым первичные представления об основных понятиях гос-ва и права, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и других юридических дисциплин. Таким образом, она непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих специалистов.

Главная же заслуга ТГП состоит в том, что она позволяет обучаемым со строго научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их действительную сущность, понимать их социальное назначение, место и роль в политической системе общества. Вооруженные знаниями общей ТГП, юристы могут плодотворно содействовать решению разнообразных вопросов государственного и правового строительства.

Система учебных юридических дисциплин строится, как правило, в соответствии с системой юридических наук. Преподавание учебных дисциплин призвано обеспечить глубокое и всестороннее усвоение обучаемыми знаний о гос-ве и праве, вырабатываемых юридическими науками, привить у них навыки и умения, необходимые для практической работы в различных областях правового регулирования.

Следует различать ТГП как науку и учебную дисциплину. Во-первых, ТГП – учебная дисциплина полностью базируется на ТГП – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и опробированных практикой знаний, цель науки – приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система ГГП как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же ТГП как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя.

Как учебная дисциплина ТГП выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку. Первая функция реализуется, когда изучаются основы ТГП. Вторая функция – развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры.

Изучение ТГП начинается с уяснения соотношения общества и гос-ва, закономерностей происхождения тех признаков гос-ва, которые отличают его от организации общественной власти первобытнообщинного строя. Затем рассматриваются основные вопросы теории гос-ва: признаки, сущность гос-ва, важнейшие характеристики правовой государственности, формы, типы, механизм и функции гос-ва.

Уяснив общие вопросы теории гос-ва, студенты переходят к изучению общей теории права. Этот раздел курса дает представление о том, что такое право и что есть его элементарная частица – норма права; в каких формах выражаются правовые нормы; что такое закон и каково его место в системе нормативно-правовых актов гос-ва; какова роль права и нормативного регулирования в современной общественной жизни. Также изучаются принципы построения и функционирования системы права и системы законодательства, формы реализации правовых норм и особенности правоприменительной деятельности компетентных органов гос-ва. Практическую ценность представляют знания о формах уяснения и разъяснения действительного смысла правовых норм, которые играют важную роль в обеспечении эффективности правового регулирования общественных отношений.

Изучением общих закономерностей правоотношений, правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности, законности и правового порядка завершается курс ТГП.

Объект ТГП. Для теории государства и права в качестве объекта выступают государство, право, общество которые в то же время исследуются и другими науками (как юридическими, так и не юридическими – философией, политологией, экономикой, социологией и т.п.). (Объект науки – всё то, что существует до того, как наука направляет на него своё внимание (окружающая действительность)

Предмет ТГП. Предметом ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования таких феноменов, как государство и право, а также система основным понятий юриспруденции. (Предмет науки – то, на что направлено научное познание, строго определенный круг изучаемых явлений и их закономерностей)

Предметом теории государства и права выступает юриспруденция в целом:

· система основных понятий юриспруденции;

· государство и право как взаимосвязанные явления (их зарождение, развитие, современное состояние)

Особенностью предмета теории государства и права является и то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты. Предмет ТГП – двуединый.

Каждая наука имеет свой предмет исследования: Предметом ТГП являются основные общее закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.

Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются в следующем:

1. Теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития.

2. Содержание предмета теории государства и права составляют не любые, а основные общие закономерности государства и права, в которых проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.

3. Предмет теории составляют государство и право в их единстве. Почему и государство, и право изучаются в рамках одной науки? Потому, что они являются органически взаимосвязанными между собой частями надстройки общества и существовать изолированно не могут. Государство издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой стороны, в нормах права государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму государственного правления, структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы государственной деятельности)

Метод науки- совокупность принципов, подходов, позиций, на которых основывается наука при изучении своего предмета. Методы науки иногда также называют приёмами исследования. Если понятие «предмет науки» отвечает на вопрос «что исследует определённая наука?», то понятие «метод науки» отвечает на вопрос «как эта наука исследует свой предмет?».
Отечественная ТГП также использует множество самых различных методов познания, которые можно разделить на три группы:

v общенаучные (философские) методы познания (эти методы вырабатываются философскими науками и пригодны для использования всеми науками): метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции, метод системного анализа и подхода, структурно-функциональный метод, сравнительный метод и др.;

v методы, вырабатываемые специальными науками (специальные методы): математические методы, социологические методы, статистические методы, кибернетические методы и др.;

v методы юридической науки к ним относятся (частнонаучные методы): метод сравнительного правоведения, метод сравнительного государствоведения, формально-юридический метод и др.

общенаучные (общие) методы — распространяются на множество наук и все разделы и стороны данной науки:

§ Исторический метод — требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев;

§ Логический метод — позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить в научных категориях; материал излагается абстрактно-теоретическими формами;

§ Анализ — мысленное или фактическое разложение целого на части, например, норма права состоит из гипотезы, диспозиции (в ней изложено содержание правила поведения, права и обязанности сторон регулируемого данной нормой общественного отношения) и санкции;

§ Синтез — предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения из частей (элементов) целого. Например, из формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима создается характеристика формы государства.

§ Системный метод — рассматривает государственно-правовые явления, как системы, то есть целостные явления, состоящие из множества других явлений;

§ Функциональный метод — выявляет в государственно-правовых явлениях механизм и функционирования, рассматривает их в динамике, в реальном действии (рассмотрение функций государства, права, правосознания и так далее).

§ Индукция как логический прием позволяет на основе частного знания получать знание общего, например, изучая формы правления отдельных го­сударств, возможно сформулировать общую модель республикан­ской или монархической форм правления

§ Дедукция - это логиче­ский прием, который на основе общего знания приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков демократического и не­демократического режимов возможно определить политический ре­жим конкретного государства.

3. частнонаучные (частные, специальные) методы — используются для изучения отдельных наук или некоторые разделы и стороны данной науки:

§ Статистический метод — использование количественных показателей юридически значимых явлений (для характеристики массовых явлений, например, динамики преступности, правонарушений);

§ Метод моделирования — изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, то есть путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов на основе общих признаков;

§ Метод конкретно-социологических исследований — анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики (письменные опросы, изучение общественного мнения, анализ юридических документов и т.д.);

§ Метод социально-правового эксперимента — способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения или законопроекта;

§ Сравнительный метод — сопоставление различных государственных и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства и различия между ними.

§ Математический метод - способ оперирования с количественными характеристиками, один из формализованных приемов изу­чения государственно-правовых явлений. Он применяется главным образом в криминалистике, судебной экспертизе при исследовании следов преступлений и т. д.

§ Кибернетический метод - это прием, позволяющий с помо­щью кибернетики познать государственно-правовые явления. Он сводится главным образом к использованию не только технических возможностей кибернетики, но и ее понятий — прямая и обратная связь, оптимальность и др. Кибернетика, как известно, занимается разработкой алгоритмов и методов, позволяющих управлять систе­мой, чтобы она функционировала заранее заданным образом. Ки­бернетический метол используется для разработки автоматизиро­ванных систем получения, обработки, хранения и поиска правовой информации, для определения эффективности правового регулиро­вания, для систематизированного учета нормативных правовых актов и т. д.

§ Синергетический метод в юридической науке стал применять­ся только в последнее время. Термин «синергетика» происходит от греческого слова «synergos» и означает совместнодействующий, т.е. эффект взаимодействия различных систем, способных к само­организации, саморегулированию. Синергетика помогает изуче­нию саморегулирующихся систем (в том числе случайных) и процессов, например рыночных отношений, местного самоуправ­ления, т.е. явлений и процессов, где вмешательство государств ограниченно

специальные юридические методы:

  • формально-логический (догматический) метод — изучение, систематизация и толкование норм действующего права;
  • сравнительный — сопоставление сходных объектов познания;
  • исторический — закономерности становления и развития ГП.

 



2015-12-07 671 Обсуждений (0)
Б) как учебная дисциплина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Б) как учебная дисциплина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (671)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)