Вопрос 22. Государственный аппарат: понятие и структура
Государственный аппарат представляет собой систему органов, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, выполняются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью осуществляется управление государственными и, отчасти, общественными делами. По мере развития государства это управление, а вместе с ним и государственный аппарат усложняются и совершенствуются. Наиболее бурного развития этот процесс достиг в последние столетия. Как совершенно верно заметил Людвиг Гумплович, «государственная деятельность, начинаясь с простого, примитивного господства, развивается до большого многообразия форм, до законодательной, судебной, административной, полицейской, финансовой, фискальной и культурной деятельности, чего и не предполагали даже величайшие мыслители древности». В настоящее время деятельность государства не исчерпывается выполнением законодательных, исполнительных и судебных функций. Она является более сложной, многогранной. Соответственно, более сложным стал и государственный аппарат, его структура стала более разветвленной. Аппарат государства - это не механическое соединение органов государств, а их четко организованная, строго упорядоченная система. В научной и учебной литературе часто решается вопрос о соотношении государственного аппарата и государственного механизма. Государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия.
Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата: 1. Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. 2. Разделение властей. 3. Гласность и открытость в деятельности государственного аппарата. 4. Высокий профессионализм и компетентность. 5. Законность. 6. Субординация и четкое взаимодействие между центром и государственной властью членов федерации (в федеративных государствах).
Структура государственного аппарата зависит, во-первых, от организации государственной власти (в тоталитарных социалистических странах отрицается разделение властей), во-вторых, от политико-территориального устройства государства (унитаризм, федерализм, существование автономных образований), в-третьих, от деления на органы и должностные лица, осуществляющие властные полномочия (например, парламент, судьи), и органы и должностные лица, образующие обслуживающий аппарат (например, аппарат Правительства РФ, канцелярии судов, эксперты — советники министерств). Основным структурным элементом, звеном государственного аппарата является государственный орган. Государственный орган - это юридически оформленное, организационно и хозяйственно обособленное звено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, наделенное государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства. Специфическими признаками государственного органа, которые, в частности, отличают его от негосударственного органа, являются следующие: во-первых, государственные органы формируются по воле и инициативе государства и осуществляют свою деятельность от имени государства; во-вторых, государственные органы выполняют строго определенные, установленные в законодательном порядке виды деятельности, соблюдая при этом определенные процедуры, которые также регламентируются, как правило, законом; в-третьих, каждый государственный орган имеет юридически закрепленные организационную структуру; территориальные масштабы деятельности; специальное положение, определяющее его место и роль в государственном аппарате; порядок его взаимоотношений с другими органами и организациями. в-четвертых, государственный орган наделяется государственно-властными полномочиями, которые выступают в качестве наиболее существенного признака государственного органа. Практическое выражение государственно-властные полномочия находят: -в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов; -в осуществлении ими наблюдения за строгим и неуклонным соблюдением и исполнением требований, содержащихся в данных актах; -в обеспечении и защите данных требований от нарушений путем применения мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях - также путем применения мер государственного принуждения. В качестве дополнения к перечисленным признакам следует отметить, что представление о государственном органе было бы неполным без указания на то, что физическим воплощением любого государственного органа являются люди, из которых состоит государственный орган, а точнее государственные служащие.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (611)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |