Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие о школьной зрелости



2015-12-07 1298 Обсуждений (0)
Понятие о школьной зрелости 0.00 из 5.00 0 оценок




Школьное обучение — один из серьёзнейших этапов в жизни ребёнка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при прибли­жающемся поступлении в школу. Некоторые родители, воспитатели, да и сами дети воспринимают этот момент как своеобразный экзамен ребенка за весь дошкольный период жизни. Такая оценка событий, пожалуй, не лишена смысла, так как для обучения в школе ребенку понадобится все то, что он приобрел за период дошкольного детства. Многим первоклассникам совсем не просто выполнять школьные требования, для этого им необходимо значительное напряжение. Поэтому важно заранее, еще до начала школьного обучения, выяснить, насколько психические возможности ребенка соответствуют требованиям школы.

Именно знание особенностей ребенка на определенном этапе развития дает материал для выработки средств и методом эффективного педагогического воздействия.

В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия "готовности", или "школьной зрелости".

А.Анастази трактует понятие школьной зрелости как "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками".

И.Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении".

Бесспорно, чем лучше готов организм ребенка ко всем изменениям, связанных с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолевает, тем спокойнее и безболезненнее будет протекать процесс приспособления к школе.

Проблема готовности к школе возникла несколько десятилетий назад (вернее была сформулирована как проблема, а существовала-то, наверное, всегда) в связи с изменением (снижением) сроков начала систематического обучения. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но и практически во всех странах Европы. Тогда и начали определять, в каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на здоровье.

Ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики подключились к исследованиям. Необходимо было определить возможные трудности, найти оптимальные сроки (возраст), когда ребенку можно идти в школу, более рациональные и оптимальные формы и методы обучения.

Предлагалось немало способов определения готовности ребенка к обучению (как говорили определение «школьной зрелости»). Одни ученые и специалисты считали достаточным критерием достижение определенной степени морфологического развития (например, смена молочных зубов), другие связывали готовность непременно с умственным развитием, третьи считали необходимым условием определенный уровень психического, и, прежде всего личностного развития. Как показало многолетнее изучение этой проблемы, готовность ребенка к школе определяется его физическим и психически развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, т.е. имеет значение весь комплекс факторов. Поэтому и принято считать, что готовность к школе («школьная зрелость») – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению состояния здоровья ребенка.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Проблема готовности ребенка к началу школьного обучения рассматривалась и другими зарубежными авторами. В отечественной психологии эта тема опирается на труды основоположников отечественной психологии Л.С.Выготского, Л.И.Божович, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. Длительное время считалось, что критерием готовности ребёнка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По его мнению, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образую­щих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.

Л.И.Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Аналогичные взгляды развивал А.И.Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д."

Научные исследования доказали, что начинать учебу в школе могут дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т.е. «школьной зрелостью». Если зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С. Выготского [5,с.44] [13,с.212] Так Л.И. Божович (1968) выделяет несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них – определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальность сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе ею признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:

1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или

«познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями»

[5,с.22-24]. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что ему хочется знать определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых и потому, что у него есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника», и широкие социальные мотивы учения – явления сугубо исторические.

Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляющее собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в социальном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе – вопрос, весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что с одной стороны, произвольное поведение считается новообразование младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны – слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, т.к. коллектив в этом случае корректирует нарушение в подражании предполагаемому образу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.

В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной удар делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяется три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Н.Г. Саллина в качестве показателей психологической готовности также выделила интеллектуальное развитие ребенка.

Необходимо подчеркнуть, что в отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных знаний, хотя это тоже не маловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. «… ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы» [5,с.29]Для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания.

Подводя итог всему сказанному, отметим, что понятие «готовность ребенка к школе! – комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается тот факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются. Каждый ребенок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей: это возрастные особенности, т.е. особенности, свойственные определенному возрасту.

Ребенок поступает в школе в возрасте 6,5 – 7 лет. Но это может и означать, что в школу приходят дети и чуть старше 7 лет. Мы говорим здесь о паспортном возрасте детей, но для организации обучения, разработки программ подготовки к школе важно знать не только паспортный, а так называемый биологический возраст ребенка. Различия между биологическим и паспортным возрастом достаточно существенны, и часто это рассогласование может составлять от полугода до полутора-двух лет. Американский исследователь Д.Вуд считает, что «двухлетний разрыв нормален в любой области развития ребенка – физической, социальной, языковой, познавательной». 6-летний ребенок (как и 4-летний) может не читать, но в то же время добиваться лидерства, стремиться быть первым, главным среди ровесников, т.е. социально этот ребенок может соответствовать своему возрасту. У других детей развитие познавательных способностей может значительно опережать социальное развитие, и они будут вести себя как дети более младшего возраста.

Биологический возраст – возраст развития – тот уровень морфофункционального и психического развития организма, который может быть, сравним со средними возрастными характеристиками группы. Можно дать и такую характеристику: возраст развития – этот тот возраст, для которого характерно поведение ребенка в социальной, физической, языковой и познавательной областях.

Расхождение биологического и паспортного возраста связано прежде всего с индивидуальным темпом роста и развития ребенка: одни дети растут и развиваются более быстро, другие – более медленно, и к этому явлению нельзя подходить с критериями «хорошо – плохо» (быстро – хорошо, медленно – плохо). Ребенок обязательно пройдет все этапы своего развития, одни, может, более быстро, другие – более медленно, и это нормально. Мы хорошо знаем, что не всякий ребенок, очень рано начавший говорить, имеет какие-то преимущества перед своими 6-7летними сверстниками (при этом исключить выраженные задержки и нарушения в развитии), и далеко не всякий ребенок, рано начавший ходить, имеет преимущества в координации движений.

Индивидуальные различия биологического возраста определяются сочетанием многих факторов: генетическим контролем, влиянием социокультурных условий, в которых растет и развивается ребенок, воздействием экологических факторов, климатогеографическими условиями и т.п.

Существуют разные подходы и методики определения биологического возраста. Это может быть биологический возраст телесного (морфологического) строения, определяемый по показателям общей морфологической зрелости, костный (или скелетный) возраст, зубной возраст, определяемы по смене молочных зубов, физиологический возраст, определяемый по зрелости функциональных систем, психический (психологический) возраст и т.п.

Одним из способов оценки физического развития детей 6=7 лет может служить так называемый филиппинский тест, который связан с изменением пропорций тела ребенка, свидетельствующий о морфологической зрелости. Этот тест еще в конце 30-х годов 20 века использовался на Филиппинах при определении школьной готовности. В чем состоит этот тест? Правая рука ребенка при совершенно вертикальном положении головы кладется поперек середины темени и вытягивается в направлении мочки левого уха, при этом рука и кисть плотно прилегают к голове. Если ребенок дотягивается хотя бы до верхнего края ушной раковины, он считался «зрелым» и готовым к школьным нагрузкам.

Сроки прорезывания зубов (зубной возраст) в определенной степени отражают процессы роста и развития организма. В том возрасте, который нас интересует, показателем зубного возраста может быть прорезывание медиальных резцов (в 7-8лет) и латеральных резцов (в 8-9лет). Считается, что темп прорезывания зубов в значительной мере определяется генетическими влияниями, и этот показатель имеет достаточно низкую индивидуальную изменчивость.

Имеются и другие методики определения биологического возраста по ряду параметров физиологического развития, но чаще всего это не единый показатель, а диапазон значений для определенного возраста – диапазон развития. Поэтому мы должны знать, что каждый ребенок уникален, каждый имеет разнообразие темпов и свою динамику развития.

Каждый ребенок развивается по-своему, у каждого свой собственный темп и путь развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей: это возрастные особенности, т.е. особенности, свойственные определенному возрасту.

Возраст 6-7 лет относится к периоду первого детства, охватывающему возрастной диапазон 4-7лет. В эту пору ребенок растет «не по дням, а по часам»: на шестом, седьмом году годичные прибавки роста составляют 8-10сантиметров, а веса тела – 2,2-2,5кг. Интересно, что в зимние месяцы многие дети мало растут и прибавляют в весе, зато летом так быстро вытягиваются, что в сентябре их просто не узнать. В этом же возрасте происходит первое изменение пропорций тела. Большеголовый и относительно коротконогий человечек с большим туловищем превращается к 6-7 годам в гармонично сложенного мальчика или девочку, у которых соотношение головы и туловища почти такое же, как у взрослых. И если до этого мальчики и девочки почти не различались по размерам и величине тела, то в 6-7 лет ситуация начинает меняться.

К 6 годам у некоторых детей отмечается небольшое увеличение скорости роста, начинается смена молочных зубов на постоянные. В 6-7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Изменение пропорций тела даже используют как показатель «школьной зрелости». При этом определяют либо соотношение «окружность головы – длина тела», либо «высота головы с шеей – длина тела». И вот представьте, какую нагрузку испытывает еще не сформировавшийся, не завершивший свое построение опорно-двигательный аппарат дошкольника в ситуациях, когда необходимо длительное время удерживать неподвижную позу, то становится ясно, почему ребенок непоседлив и почему так долго удерживаемая им поза приводит к нарушениям осанки, деформациям грудной клетки и т.д.

Не закончены в этом возрасте рост и формирование костей скелета, грудной клетки. В 6-7 лет у ребенка еще слабо развитии мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто звучат жалобы при письме: «рука устала».

Еще несовершенна нервная регуляция движений, чем во многом объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу. При выполнении движений основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению, причем в процессе движений не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому дети так тщательно, с таким старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, так трудно провести несколько параллельных линий, трудно на глаз определить величину букв.

В 6-7 лет продолжается и развитие сердечно-сосудистой системы, повышается ее надежность, совершенствуется регуляция кровообращения. Но организм становится более уязвимым и остро реагирует на малейшие неблагоприятные воздействия внешней среды и на чрезмерные нагрузки. В этом возрасте еще далеки от завершения процессы развития и преобразования системы органов дыхания, пищеварения, эндокринной и других систем.

Но этот возраст – период интенсивного развития мозга. Врач Глен Доман заметил: « Природа создала самое чудесно изобретение – человеческий мозг – таким образом, что в течение первых шести лет жизни он поглощает информацию с поразительной быстротой. В эти годы ребенок фактически является накопителем информации, которая пригодится ему в течение всей жизни, а размеры этого «накопителя» мы себе едва представляем».

Восприятие, память, внимание, мышление – функции мозга как целого, однако ведущую роль в осуществлении высших психических функций принадлежит коре головного мозга

В формировании внимания выделяются: линия натурального развития и линия культурного развития (Л.С.Выготский). И если первая определяется созреванием мозга, то вторая всецело зависит от той социальной среды, в которой растет ребенок. В течение всего дошкольного возраста развивается непроизвольное и произвольное внимание, повышается его устойчивость, увеличивается объем. Непроизвольное внимание ребенка становится более эффективным и шире по объему. Мы это можем заметить при формировании какого-либо сложного произвольного действия. Ребенок значительно внимательнее относится к условиям предлагаемой деятельности, производит ориентировочные действия, сопровождаемые словами, которые помогают ему выполнить задание. Формирование произвольного внимания начинается с того, что взрослый с помощью слова, жеста, игрушки и других воздействий заинтересовал ребенка. В дальнейшее он сам учится организовывать свое внимание. Ребенок внимателен длительное время в привлекательной ситуации, но с трудом сосредотачивается при выполнении неинтересной работы. Одна из самых острых проблем работы с детьми 6-7летнего возраста – трудность концентрации внимания. Они, конечно, могут по словесной инструкции направлять внимание на нужный объект и его свойства, на организацию определенной деятельности. Но объем и уровень такого внимания, а также способность к его распределению еще очень низки/ Поэтому большое значение для первоклассника имеет показ яркой картинки, слайда, которые запоминаются легче, сильнее, чем рассказ. В 6-7 лет внимание поддерживается интересом: длительно сохранять и удерживать внимание к деятельности, лишенной непосредственного интереса, дети этого возраста не могут. Еще в начале 20 века русский педагог Е.Н.Водовозова предупреждала: «Внимание – это процесс в высшей степени сложный и трудный, требующий весьма напряженного состояния физических и умственных сил. Напряженное состояние быстро утомляет взрослого человека, тем более ребенка. Внимание детей 6 лет нельзя безнаказанно напрягать более 8-10 минут. Переутомление ведет не только к ослаблению внимания, но и к расстройству здоровья».

Внимание поддерживается не тол ко интересом, но и успехом, удовольствием, радостью удачи, поэтому так важно создавать ситуацию, в которой дети это почувствовали.

В процессе деятельности ребенку часто приходится переключать внимание. Скорость переключения еще невысока, да и изменение ситуации ребенок видит не сразу. Успех зависит от четкости инструкции, которую дает взрослый, от того, выделены ли в ней значимые условия, цель. Задачи. Не следует забывать еще об одной особенности – трудности распределения внимания между разными видами деятельности. Организуя занятие, нужно учитывать это и не давать сдвоенные задания, которые могут вызвать сильнейшее функциональное напряжение.

Важным показателем развития ребенка является память. Процессы памяти включают кодирование информации, для чего нужна кратковременная память, когда информация хранится недолго и удерживается благодаря повторению. Из кратковременной информации коды поступают и сохраняются в долговременной памяти.

Воспоминание и воспроизведение по памяти, узнавание – также особые процессы. Информация попадает в долговременную память, изменяется, дополняется под влиянием нового опыта. На этих особенностях памяти основано обучение. В дошкольный период происходят процессы, приводящие к формированию произвольной памяти. У ребенка 6-7 лет произвольное запоминание приближается по своей продуктивности к непроизвольному. Он умеет управлять своей памятью, используя различные мнемонические приемы и средства. У него значительно развивается словесно-логическая память, при этом продуктивность запоминания словесного и зрительного материала практически не различается. Фактически к 6-7 годам формируется не только механическая, но и словесно-логическая, наглядно-образная, эмоциональная память.

Восприятие, внимание, память – все эти познавательные процессы совершенствуются в период дошкольного развития, и вместе с ними совершенствуется мышление ребенка. В период дошкольного детства совершается переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и словесному. Характер мышления в 6-7 лет также чувственный или наглядно-образный, т.е. при анализе ситуации, события, явления дети опираются на реальные события, предметы, а выводы делают, как правило, схватывая какой-то единичный внешний признак. Если ребенок оказывается в ситуации, когда он вынужден оперировать знаниями и решать задачу отвлеченно, в уме, то это трудно, и, хотя он пытается это сделать, отсутствие опыта и недостаточное развитие понятий не позволяют ему составить суждение о предметах и явлениях. И поэтому в рассказах преобладают наглядные изображения и описание. Они еще не умеют оценивать, хотя уже умеют сравнивать, не умеют классифицировать, но умеют выделять общее и различное, правда, по одному-двум ярким признакам. В рассуждениях детей этого возраста есть своя логика, они даже делать выводы, но им еще мешает ограниченность опыта и знаний.

Наглядно-образное мышление переходит на более высокую ступень к наглядно-схематическому мышлению, когда ребенок 6-7 лет оперирует не только конкретными образами, но и способен сам нарисовать простую схему, может использовать схему при работе с конструктором. Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделяем дополнительно еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки т.е. у него должен быть развит фонематический слух. При правильном воспитании и отсутствии органических нарушений к 6 годам дети должны четко произносить все звуки, правильно строить предложения, уметь с выражением рассказывать стихотворение, описать картину, связать начало и конец рассказа. Развитие голосового аппарата и артикуляционных мышц дает для этого все возможности. Основной формой общения является диалог. Ребенок активно общается не только со взрослыми, но и со сверстниками. У детей этого возраста формируется монологическая речь, но собственные рассказы еще кратки, сбивчивы, насыщенны мимикой, жестами. Речь выполняет и очень специфическую функцию регуляции деятельности. Это так называемая внутренняя речь. Ребенок учится словами планировать свое действие. Появление внутренней речи изменяет всю структуру деятельности ребенка, организует ее.

Итак, учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий

Личностное развитие перед школой в большей степени, чем его морфофункциональное развитие, зависит от социальных условий, среды, в которой растет ребенок, степени социального благополучия, или, иначе говоря, от того окружения, в котором он воспитывается.

Исследования психологов показали, что возраст 6-7 лет – это период формирования психологических механизмов личности ребенка.

Детский психолог Л.И.Божович, характеризуя личность человека, выделяла в нем способность управлять своим поведением и деятельностью, воспринимать и «переживать» самого себя как единое целое, отличное от других и выражающееся в понятии «Я», а также наличие собственных взглядов и отношений, моральных требований и оценок.

Сущность личности человека связана с его творческими возможностями, с его способностью созидать новые формы общественной жизни, а «творческое начало в человеке, его потребность в создании и воображении как психологическое средство их реализации возникают благодаря игровой деятельности» (В.В.Давыдов). Нельзя недооценивать эту особенность развития психики, нельзя не считаться с ребенком, его интересами, потребностями, наоборот, необходимо поощрять и развивать творческие способности.
Итак, мы рассмотрели основные физиологические и психологические характеристики детей, поступающих в школу. Следует заметить, что четкое хронологическое разделение психологических и функциональных особенностей ребенка не является устойчивым и неизменным. Здесь многое зависит от индивидуальных темпов роста и развития, от сложившейся и существующее системы воспитания данного ребенка до школы – в семье и детском саду. Знание основных закономерностей функционального и психического развития первоклассника особенно значимо для педагога.



2015-12-07 1298 Обсуждений (0)
Понятие о школьной зрелости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие о школьной зрелости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1298)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)