Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Юр факты в правовом регулировании



2015-12-07 347 Обсуждений (0)
Юр факты в правовом регулировании 0.00 из 5.00 0 оценок




67. Фиксация юр фактов.Для того чтобы юр факты влекли какие-либо последствия, они должны быть зафиксированы, имеющими на это полномочия органами власти. Фиксациюнеобходимо отличать от удостоверенияюр фактов(регистрация брака- фиксация, а выдача свидетельства о браке- удостоверение).

 

68. Дефектность юр фактов.Юр факты могут быть мнимыми и дефектными. Дефектность юр фактов может наступать в результате объективных профессов:1.скрытое перерождение фактов (получение диплома врача и отсутствие практики)2.фальсификация юр фактов (фальсификация документов, фальсификация жизненных обстоятельств).

 

69. Понятие и формы реализации права. Реализация права - процесс воплощения юр предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Правореализация - трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Если этого не происходит, то власть оказывается неспособной обеспечить стабильность и порядок в обществе. При этом правомерное поведение может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. совершаемым под угрозой применения санкций. Механизм реализации права сложный - комплекс взаимосвязанной правовой деятельности, характер и направления которой зависят от особенностей тех или иных норм, их целей, содержания, юр силы, иерархии, адресатов, сферы "приложения", отраслевой принадлежности.

Формы реализации права: 1) соблюдение; 2) использование; 3) исполнение; 4) применение. В основу такого деления положена степень активности субъектов по осуществлению правовых норм. При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным.

Особенности: а) в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий; б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства; в) она касается главным образом правовых запретов; г) осуществляется вне конкретных правоотношений д) происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется. При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Особенности: 1 распространяется в основном на обязывающие нормы; 2предполагает активные действия субъектов; 3 отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юр предписаний могут последовать санкции; 4 в большинстве случаев правоисполнительные действия так или иначе фиксируются, оформляются. Использование -такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак - добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы указывает на условия, обстоятельства ее применения.

70. Понятие применения права. Субъекты и стадии правоприменения.Применение - такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия. Одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику. Правоприменениеосуществляют только специальные субъекты. Характерные особенности применения права :1) властно-императивная форма реализации права; 2) осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами; 3) носит процессуально-процедурный характер; 4) состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью; 5) имеет под собой соответствующие юр основания; 6) связано с вынесением правоприменительных актов; 7) является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов; 8) направлено на урегулирование конкретных ситуаций. Стадии: 1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания); 2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.3. Проверка юр силы и толкование выбранной нормы. 4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия); 5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов). На 1 стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. На 2 стадии - при выборе нормы - дается юр квалификация совершенным действиям. 3 стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. На 4 стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу). 5, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения(невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс.

71. Акты применения права и их виды. Правоприменительный акт - известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.Признаки:1) они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам 2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции; 3) не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права; 4) выступают в качестве юр фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания; 5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие; 6) обеспечиваются гос принуждением. Классический правоприменительный акт (приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу. Виды: по отраслевому признаку: уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые. По субъектам их издания: акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств. По юр природе:правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные. По последствиям: правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие. По форме выражения: письменные и устные. Акты-документы и акты-действия( в свою очередь, подразделяются на словесные и конклюдентные, или молчаливые)

 

72. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права. Правовой вакуум. Пробел в праве - отсутствие в нем нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай. Различают пробелы первоначальные (недосмотр законодателя) и последующие, когда они обнаруживаются уже в процессе правового регулирования, правоприменительной практики, когда появляются неизвестные ранее отношения. Выделяют также реальные и мнимые(когда высказывается суждение о существующем якобы пробеле в праве, тогда как на самом деле ситуация вообще не находится в правовом пространстве и, следовательно, не подлежит разрешению)пробелы. Причины: а) относительная "консервативность" права по сравнению с более активной динамикой общественных отношений; б) несовершенство законов и юр техники; в) бесконечное разнообразием реальной жизни; г) появление новых отношений, которых не было в момент принятия той или иной нормы. Способы разрешения пробелов: устранение и преодоление. Преодоление пробелов включает в себя 2 способа: аналогия права и аналогия закона. В основе аналогиилежит предположение, что все отношения, сходные между собой в главных своих чертах и признаках, разрешаются одинаково. При этом обязательным условием является то, чтобы случай, подлежащий разрешению, непременно входил в круг регулируемых правом отношений, иными словами, находился в пределах юридического поля. К моральным отношениям аналогия права неприменима. Аналогия закона: отыскивается и применяется сходная с другими норма закона или иного нормативного акта. Аналогия права: когда не обнаруживается даже и сходной нормы, дело разрешается на основе и в соответствии с общим духом, смыслом, принципами действующего права. Понятно, что в такой ситуации особое значение приобретает правосознание, юридическая культура и профессионализм судей. Пробелы в праве следует отличать от правового вакуума- отсутствие значительного массива правовых норм(института или подотрасли).Возникает, как правило, в процессе реформ и разрешается лишь путём нормотворчества.

73. Юр коллизии и способы их разрешения. Юр коллизии- противоречия, расхождения между двумя и более нормами по разному регулирующих одно и тоже отношение. Признаки: 1. Проявляются в 2 формах: расхождение и противоречие. Противоречие- взаимоисключение, когда требуется отмена одного из н. а.(противоречие указа президента конституции). Расхождение- наличие нескольких правил различного объёма; это ситуация когда одно отношение регулирует нормы общего, специального или исключающего хар-ра. Здесь не требуется отмена какой-либо нормы, требуется лишь в законе установить приоритет одного правила над др(в УК есть общая и особенная часть, в случае противоречия между ними исполняется особенная). 2.Юр коллизии- противоречия между актами, документами. Противоречия между субъектами права называются юр конфликтами. 3. Юр коллизии возникают между н.а. , актами толкования, актами применения права. Причины юр коллизий:1.Субъективные- связанные с волей и сознанием людей(из-за недостатка юр техники принимают противоречивые законы) 2.Объективные- несвязанные с сознанием людей(развитие отношений во времени). Виды коллизий: 1.иерархические(с различной юр силой) 2.временные( противоречия между юр правилами правовыми актами, изданными в различное время)3содержательные(между правилами с различным объёмом, коллизии между общими, специальными или исключающими правилами) 4территорияальные/ пространственные(коллизии в сфере федеративных отношений и в сфере международного частного права). Способы разрешения коллизий: 1.Устранение-окончательное разрешение коллизий, включает в себя нормотворчество, официальное нормативное толкование. 2.Преодоление – разрешение коллизий применительно к конкретному случаю судебными или административными органами. В рамках устранения особую роль играет издание коллизионных норм- нормы приоритеты, кот устанавливают действие одного правила над др и разрешает юр коллизии. Коллизионные нормы объединяются в коллизионное право, кот понимается в нескольких смыслах:1.федеральное коллизионное право(в ст71конституции РФ это право отнесено к исключительной компетенции РФ, это законы и нормы кот устанавливают приоритеты в сфере федерализма) 2.Колизионное право обозначает раздел, определённую часть международного частного права.3. В ТГП также существует широкое понимание коллизионного права(профессор Тихомиров)- коллизионное право рассматривается как все правила, разрешающие коллизии в рамках данной национальной системы.

 

74. Понятие и необходимость толкования норм права. Уяснение и разъяснение содержания правовых норм. Толкование правовых норм - важнейшее условие их правильного понимания и применения. Толкование - древнейший правовой институт. Он является частью более широкого понятия - герменевтики, которая в переводе с греч означает объяснение, разъяснение, интерпретация какого-либо предмета, явления. В научном плане герменевтика представляет собой теорию и искусство толкования не только законов, но и текстов литературных памятников, книг, рукописей. Толкование - выяснение точного смысла, содержания толкуемой правовой нормы. Задача и цель толкования: установить подлинную волю законодателя, выраженную в данной норме, и правильно ее применить. При этом толкование, прибавляя новое знание о норме, ни в коей мере не изменяет и не заменяет ее; тем более - не создает новой. Речь идет только об анализе, изучении, разборе действующей нормы. Иначе это было бы нарушением законности. Проблема толкования - проблема соотношения духа и буквы закона, между которыми, как правило, существуют определенные противоречия, несовпадения. Подобные коллизии приходится устранять именно путем толкования. Законы, допускающие различное толкование, содержащие двусмысленности, лазейки, разночтения- несовершенные законы. Необходимость толкования права причины: 1сложность или нечеткость юр формулировок, излишняя их краткость, абстрактность, пространность; 2несовершенство законодательной техники, поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность; 3несовпадение норм и статей правовых актов, наличие бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний; 4специфика юр терминов и понятий, интерпретация которых требует специальных познаний, высокой квалификации; 5законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю в той или иной норме или акте, совместить "дух" и "букву" закона; 6отдельная норма права действует не изолированно, а в системе других норм и только в этой взаимосвязи ее можно правильно истолковать. Аспекты толкования: Толкование бывает уяснительным и разъяснительным. Уяснение всегда предшествует разъяснению, а не наоборот. Но не всегда за уяснением автоматически следует разъяснение. Последнее может и не наступить. Это зависит от конкретных обстоятельств. При толковании-уяснении норма права толкуется субъектом для себя. Такое толкование представляет собой определенный мыслительный процесс, происходящий в сознании толкователя, и оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. Данный процесс не является юр процессуальным действием. Подобное толкование может даваться не только официальным должностным лицом, но и рядовым гражданином. Оно не является обязательным для других. При толковании-разъяснении осуществляется не только мыслительный процесс, но и совершается реальное юр действие, находящее внешнее выражение в специальных актах, которые называются актами толкования.. Это толкование не только для себя, но и для других. Причем оно имеет обязательное значение для всех заинтересованных лиц. Разъяснение нормы вправе давать лишь уполномоченные на то органы и должностные лица.

 

75. Субъекты толкования. Виды толкования по субъектам.Субъектами толкования права в принципе могут быть все - граждане, гос органы, общественные объединения, должностные лица, научные учреждения, ученые. Однако последствия такой деятельности будут разными. Виды толкования по субъектам: официальное и неофициальное. 1.Официальноетолкование дается уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами (документально оформляется в специальных актах (актах толкования) и является юридически обязательным для всех, кого это касается; вызывает определенные последствия. Такое толкование ориентирует субъектов правореализации на однозначное понимание толкуемой нормы и правильное ее применение. В свою очередь среди официального толкования выделяется ряд подвидов: нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное); аутентичное (авторское); легальное (разрешенное, делегированное); судебное. Нормативноетолкование распространяется на более или менее широкий круг субъектов и носит характер общих установок. Никаких новых норм не создает, а разъясняет лишь действующие. Это судебное толкование в форме постановлений Пленума Верховного Суда, рекомендующего всем нижестоящим судам придерживаться определенных требований и ориентиров при применении того или иного закона, рассмотрении той или иной категории дел. Казуальное толкование (от слова "казус", конкретный случай) касается определенного факта, дела, проступка. Оно не имеет общеобязательного значения, его цель - правильное разрешение именно данного, чаще всего сложного, уникального случая. Аутентичное (авторское) толкование - это толкование, исходящее от органа или должностного лица, издавших толкуемый нормативный правовой акт, т.е. толкование органами государства своих собственных актов. Легальнымназывается такое толкование, которое официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции(ведомственное толкование). Судебноетолкование осуществляется судебными органами. Среди судебного толкования особое значение имеет толкование права Конституционным Судом РФ, которому предоставлена исключительная прерогатива толковать Конституцию РФ и другие основополагающие акты. Официальное толкование права могут давать также органы исполнительной власти (Правительство, подчиненные ему министерства, ведомства, службы, комитеты), но в рамках своей компетенции. Чаще всего указанные структуры дают аутентичное толкование, т.е. разъясняют свои собственные акты (постановления, инструкции) особенно по социальным вопросам. 2. Неофициальное толкование исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной, оно не имеет юр силы и никаких правовых последствий не влечет. Такое толкование может быть как устным, так и письменным. Важной его особенностью является то, что оно не связано с властью, принуждением, наказанием. Какие-либо санкции здесь исключены. Неофициальное толкование делится на доктринальное(дается учеными, представителями науки. Ценность его - в аргументированности, доказательности, обоснованности. Типичным примером такого толкования являются периодически издаваемые научные комментарии к действующим российским Кодексам) (научное), профессиональное (дается юристами-профессионалами - судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, другими специалистами, вообще лицами с высшим юридическим образованием, хорошо знающими действующее законодательство и практику его применения. Такое толкование может быть как устным (в виде консультации, ответов на конкретные вопросы), так и письменным (в форме справки, заключения, выступления в печати). Ценность профессионального толкования - в глубоких знаниях и компетенции толкующих лиц) и обыденное(первичный, житейский уровень понимания права, его интерпретация рядовыми гражданами. Такое толкование отражает правосознание основной массы населения. Его характерной чертой является то, что оно может быть неверным, чисто эмоциональным).

 

76. Толкование норм права по объёму. Подразделяется на 3 вида: буквальное (адекватное), ограничительное и расширительное (распространительное).1.Буквальное толкование - толкование, при котором словесное выражение нормы права и ее действительный смысл совпадают, иными словами, дух и буква адекватны. 2.Ограничительное толкование- толкование, при котором норме права придается более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы. 3.Расширительное толкование - толкование, когда норме права придается более широкий смысл, чем это вытекает из ее словесного выражения. От расширительного толкования следует отличать близкий к нему институт - толкование права по аналогии, когда широкое значение придается не конкретной норме, а всему праву, и дело решается исходя из его общего духа, принципов, социальной направленности. Здесь особую роль приобретают правосознание, личный опыт и профессионализм судей, ибо интерпретируется и оценивается право в целом. Общие принципы толкования: всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; закон обратной силы не имеет; что законом не запрещено, то разрешено; чрезвычайные законы толкуются ограничительно; законы, смягчающие наказание, толкуются расширительно; исключения из общего правила подлежат ограничительному толкованию; позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится; толкование не должно отменять, изменять или создавать новую норму права.

 

77. Способы(приёмы) толкования норм права. Способ толкования- конкретные приемы, процедуры, технология, с помощью которых уясняется и разъясняется норма права, устанавливается выраженная в ней воля законодателя - в целях правильного ее применения. Выделяют: грамматический (филологический, языковый), логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, телеологический, функциональный. 1. Грамматическое толкование предполагает анализ нормы права с точки зрения лексико-стилистических и морфологических требований, выяснения значения отдельных слов, фраз, выражений, соединительных и разъединительных союзов, знаков препинания. 2.Логическое толкование - интерпретация нормы права на основе законов логики. При данном способе выясняется прежде всего внутренняя (логическая) структура нормы, взаимосвязь трех ее элементов - гипотезы, диспозиции и санкции; устраняются возможные логические противоречия, когда одно утверждение исключает другое; анализируются и оцениваются иносказания, переносный смысл, соотношение духа и буквы толкуемого правила. 3.Систематический способ - норма права должна толковаться не изолированно, а в контексте других норм, в частности регулирующих смежные, однородные отношения. Это обусловлено системностью самого права, где все нормы тесно взаимосвязаны, расположены в определенном порядке, обладают свойством иерархичности (по своей юридической силе), зависят друг от друга. 4. Историко-политическое толкование обязывает правоприменителя обратить внимание на те социальные условия, в которых была принята та или иная норма, - не отпали ли эти условия, не изменилась ли принципиально политическая и экономическая ситуация. Важно выяснить, в чем заключалась необходимость в принятии данного акта, сохраняется ли эта необходимость. 5.Специально-юридическое толкование обусловлено наличием в правовой науке и в законодательстве специфических терминов и понятий, которые приходится "растолковывать" тем, кто в них не сведущ, кто не является специалистом в данной области. 6.Телеологические (целевое) толкование направлено на выяснение тех целей, которые преследовал законодатель, издавая тот или иной нормативный правовой акт. Нередко такие цели указываются в самом акте, как правило, в преамбуле, но цели закона могут также логически вытекать из его содержания, общей направленности. 7.Функциональное толкование- правовые нормы, обладая некоторыми общими чертами, далеко не одинаковы по своему конкретному содержанию, характеру действия, функциональному назначению. Они по-разному опосредуют регулируемые общественные отношения. Есть нормы разрешающие и запрещающие, регулятивные и охранительные, обязывающие и управомочивающие, поощрительные и стимулирующие. У них разные функции, и это важно иметь в виду при их толковании и применении. Здесь учитываются тип и механизм правового регулирования, его направленность.

78. Юр практика. Юр практика -деятельность компетентных органов и должностных лиц по изданию и применению норм права, а также уже накопленный и объективированный опыт такой деятельности. Юридическая практика формируется в результате длительного и многообразного процесса правореализации, т.е. претворения права в жизнь. В ходе этого процесса вырабатываются определенные общие положения, тенденции, ориентиры, которые затем используются в последующей работе. Юридическая практика выполняет 3 основные функции: 1) правонаправляющую, когда практика как бы расставляет вехи и определяет общее русло для становления и развития права; 2) правоконкретизирующую, когда уточняется смысл, содержание отдельных норм применительно к конкретным ситуациям, случаям, отношениям; 3) сигнально-информационную, когда практика выражает потребность в изменении тех или иных актов, их совершенствовании или даже отмене. Практика как бы сигнализирует законодателю о неблагополучии в правовой сфере. Различают: правотворческую, правоприменительную и правоисполнительную, интерпретационную практику. По сферам проявления: судебная, прокурорская, следственная, адвокатская, арбитражная, нотариальная. Значение юр практики: она показывает, насколько совершенно либо несовершенно наше законодательство, в чем его достоинства и недостатки, плюсы и минусы, эффективность или неэффективность, помогает устранять в нем коллизии и пробелы. Практика постоянно изучается, обобщается. На ее основе делаются необходимые выводы и прогнозы на будущее.

79. Правовые средства: понятие, признаки, виды. Правовые средства - правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей. Общие признаки правовых средств: 1. Они выражают собой все обобщающие юр способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей. 2. Отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юр силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений; 3. Сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, функциональной стороны механизма правового регулирования, правовых режимов; 4. Приводят к юр последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности либо дефектности правового регулирования; 5. Обеспечиваются государством. Виды: в зависимости от степени сложности: первичные (элементарные) и комплексные (составные). Если к первым относятся простейшие и неделимые предписания - субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты, то ко вторым - комбинированные, состоящие, в свою очередь, из простейших - договор, норма, институт, правовой режим. По выполняемой роли: регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты); по предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные; по характеру: материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск); по значимости последствий: обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь); по времени действия: постоянные (гражданство) и временные (премия); по виду правового регулирования: нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей); по информационно-психологической направленности: стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановления) .Признаки средств-установлений (инструментов):

1. Субстанциональность, которая призвана охарактеризовать само тело, вещество, плоть того или иного явления - то, из чего оно состоит как реальный факт окружающей действительности. 2. Информационный характер. 3. Статический характер 4. Находятся преимущественно в сфере должного.5.Выступают в качестве моделей, которые только в потенциале и в процессе их использования могут привести к достижению поставленных целей. Признаки средств-деяний (технологии):1) связаны с использованием инструментов, орудий, веществ (средств-установлений);2) энергетический характер, означающий, что без активности, особой юр силы невозможно 3) динамический характер, ориентирующий на соответствующую деятельность по использованию инструментов;4) находятся в сфере сущего, ибо проявляются в реально осуществляемом поведении лиц;5) выступают в качестве актов реализации прав и обязанностей.

80. Правовое регулирование и правовое воздействие. Правовое регулирование-сфера действия правовых норм, т.е. предмет правового регулирования- отношения, кот в данном государстве регулируются законом. Помимо правового регулирования существуют отношение, кот регулируются в обществе моралью, обычаями и др не правовыми нормами- сфера правового воздействия. Право регулирует отношение в сфере действия юр норм, но также влияет и на иные отношения информационным, культурным и воспитательным воздействием. Различия между правовым регулированием и правовым воздействием: 1. предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние. 2.если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие - не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе - необязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений.

 

81. Процесс правового регулирования и его этапы.Существует процесс правового регулирования общественных отношений гос властью. Этот процесс начинается от издания правовых норм и заканчивается реализацией правовых отношений. Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию. Этапы(стадии):

1. формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.). 2.происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юр факт, который используется в качестве "спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу". 3. установление конкретной юр связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. 4. реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей. 5. Факультативная. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.

 

82. Способы и типы правового регулирования.В процессе правового регулирования используются 3 способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение. 1. Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности. 2. Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия. 3. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование. Тип правового регулирования - те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют 2 типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный. 1.общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что пр



2015-12-07 347 Обсуждений (0)
Юр факты в правовом регулировании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Юр факты в правовом регулировании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)