Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины деформации правового сознания



2015-12-07 833 Обсуждений (0)
Причины деформации правового сознания 0.00 из 5.00 0 оценок




· Определенные традиции формировать отношения к праву таковым образом, на основе которых появляются пословицы «Право как дышло….»

· Низкий уровень правовой и общей культуры народа

· Непонимание ценности права

· Действия властей

o Они с помощью позитивного права реализуют свои эгоистические интересы

o Их действия подают пример пренебрежения правом

· Слабость судебной системы, не защищающей право или её явно предвзятый классовый характер.

· Характер самого позитивного права – несправедливость этого права; выражение интересов отдельных социальных групп;

· Политическая борьба и объективная трудность примирения противоположных интересов.

Вопрос 1 – «генезис и развитие ТГП»

Генезис – происхождение и дальнейшее развитие.

Кратко рассказать о том, что мы понимаем под «наукой» - употребляя слово «наука» - имеем ввиду:

· Деятельность, направленная на получение новых знаний

· Сумма наличных знаний о мире, выраженных посредством точных категорий (науке известно….)

· Ученые и целые организации, занятые получением новых знаний.

Науку следует отличать от религии. Религия стремится навязать обществу определенные представления о мире, догмы, которые могут быть истинными или ложными. В отличие от науки, религия отказывается проверять предлагаемые идеи. Она призывает в них верить.

Науку следует отличать от идеологии. Идеология схожа с религией, но претендует на истинность и научность. Она представляет собой совокупность идей, которые могут верно или неверно отражать мир. Цель идеологии – не правильно отразить объективную действительность, а убедить массы в необходимость какого-либо поведения. Как правило идеология отражает чьи-то групповые интересы. Иногда говорят о требовании сделать научные знания объективными, независимыми от интересов каких-либо групп.

ТГП – это наука. Это политико-юридическая. Общетеоретическая общественная наука, представляющая собой совокупность знаний, идей, представлений, понятий , гипотез, методик познания и деятельности ученных по изучению государственно-правовых явлений. Предметом науки ТГП являются некоторые стороны государства, права, общества.В него входят наиболее общие черты таких объектов как: право и государствав целом, правовые явления в целом, наиболее общие связи права с государством и другими общественными явлениями (экономикой, политической системой, духовным миром) и наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования ГиП, особенности общих черт отечественного ГиП. Основные категории. Понятия, используемые в юридических науках и методы, применяемые при изучении государственно-правовых явлений.

На этом основании можно сделать вывод, что данная наука является методологической. По своей структуре ТГП подразделена на 2 главных раздела: «Государствоведение» и «Правоведение». Но ТГП рассматривается не только как наука, но и как учебная дисциплина.

Это одна из учебных дисциплин, изучаемая в юридических ВУЗах. Она представляет собой совокупность какой-то части знаний, полученных наукой ТГП, которые приспособлены для передачи студентам в процессе обучения с помощью специальных приемов. Курс ТГП преподается в процессе проведения лекций, семинарских занятий, при написании курсовых работ. И в соответствии с программой курса – студенты должны усвоить основные понятия, курс выполняет «вводную» и «мировоззренческую» функцию, т.е формирует правовую и политическую культуру студентов.

Когда эта наука возникла? – о возникновении ТГП как науки не существует единого мнения.

· ТГП как особая юридическая наука возникла в начале 1920-ых в рамках Советской юридической науке.

· ТГП начала формироваться одновременно с формированием самой юридической науки, т.е с античных времен.

· ТГП как наука возникла в конце XIX века и её родиной была Россия. – этот взгляд является наиболее приемлемым, т.к именно в этот период времени в работах, посвященных праву, стало отводиться место и «государству». Здесь появились такие работы, как «Теория права: общая догматика», работы Коркунова: «Лекции по Общей ТП», работы Муромцева, Шершеневича. В них впервые предметом анализа стало не только право, но и государство.

После 1917 года полных курсов по ТГП не было. Это положение распространяется на весь Советский период, т.к была «Марксистка-ленинская теория» и все вопросы ТГП рассматривались с позиций именно этой теории. (пример – учебник Строговича и Голуцкого по ТГП – 1940)

Современное состояние предопределенно советскими особенностями ТГП:

· Мифологичность – проявляется в суждениях об отмирании государства и права

· Аутоцентризм – выражается в том, что анализ правовых и политических институтов проводился только в рамках отечественной теории и практики.

· Спекулятивность – спекулировали теми или иными идеями, теориями, которые позаимствовали у классиков Марксизма.

· Антиантропологизм – все учения, которые были получены в рамках ТГП не связывались с человеком.

После критического анализа данных недостаток советской науки – встал вопрос нужна ли вообще эта наука или она уже «приказала долго жить». Другие говорили, что нужна, но необходимо её модернизировать и предлагалось её немножко почистить – исключить из её содержания вопросы возникновения государства и права и передать их истории ГиП, исключить концепцию правового государства и передать её политологии или ИГПР.

В современный период можно отметить следующих тенденции в развитии ТГП:

· ТГП перестала быть «Марксистко-ленинской» наукой – на это указывает наличие различных подходов, концепций, школ, используемых при исследовании государственно-правовых явлений.

· Существенно изменилось содержание проблем ТГП – это связано с тем, что центральной проблемой стала проблема ПиС ЧиГ

· ТГП стала развиваться в рамках международного сотрудничества – это участие в международных конференциях, круглых столах, посвященных вопросам государственной власти и т.д

· Постоянное взаимодействие ТГП с другими общественными науками и даже с естественными науками.

· Обновление и расширение методологии ТГП

· Тесная связь ТГП с практикой.

Вопрос 85 – «соотношение муниципальных и государственных органов»

Местное самоуправление является необходимым противовесом центральной власти. Передача тех или иных властных полномочий местному органу позволяет избежать излишней концентрации власти на центральном уровне и перегрузки центрального аппарата местными делами. Местное самоуправление также предоставляет населению дополнительные возможности участия в политическом процессе, что способствует преодолению отчуждения личности от государства.

КРФ отделяет МСУ от органов государственной власти и передает ему в самостоятельное решение вопросов местного значения (владение/пользование/распоряжение муниципальной собственностью). Осуществляется МСУ гражданами, путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления через выборные или другие органы МСУ.

Само понятие «самоуправление» - с одной стороны указывает на содержание деятельности (т.е управление), с другой стороны на способ её осуществления – самими субъектами.

Своеобразие муниципальной власти обусловлено особенностями управления на местах, её специфическими чертами являются:

· Различие в характера самой власти, ибо центральная (государственная) власть – власть суверенная, верховная, могущая себя реформировать. А муниципальная власть – власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных ей верховной властью.

· Разграничение сфер компетенции центральных и местных властей, т.е выделение круга дел, предоставленных муниципальным органам.

· Более или менее самостоятельные источники финансовых средств, необходимые для осуществления своих полномочий.

· Наличие выборных органов муниципальной власти.

Говоря о соотношении – обычно оно рассматривается в системе осуществления публичной власти. В этом аспекте выделяют 3 основных подхода к соотношению:

· МСУ – есть институт гражданского общества, принципиально отличающихся от государственной власти. Оценивая данный подход надо сказать, что он отражает общественную составляющую МСУ, однако излишне её абсолютизирует.

· Подход связан с отождествлением МСУ с государственной властью, либо рассмотрению его как разновидности государственной власти. Однако исходя из того нормативного материала, необходимо сказать, что Российский законодатель пошел по пути отделения органов МСУ от системы органов государственной власти и толкование конституционных норм не позволяет рассматривать МСУ как часть государственной власти.

· Подход заключается в рассмотрении их как двух самостоятельных уровней осуществления публичной власти, т.е МСУ в РФ является самостоятельным уровнем осуществления публичной власти, реализуемой не государственными органами, а органами местного самоуправления.

Нормативный материал и источники,регулирующие деятельность МСУ и их взаимодействие с органами государства:

· КРФ

· Международно-правовые акты, связанные с реализации прав на участие в управление (Всеобщая декларация прав человека 1948; Европейская хартия МСУ 1985;

· ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

 

Вопрос 34-35 – «право и экономика и политика»

Право и экономика

Когда мы говорим о соотношении 2ух понятий – то мы определяем в начале «что есть право» (одно понятие), после «что есть экономика». Право – как позитивное право – совокупность общеобязательных, формально-определенных, установленных и гарантированных государством, выражающих возведенную в закон государственную волю и направленную (служащая) в качестве регулятора общественных отношений.

Экономика – совокупность отношений в процессе производства, обмена, распределения и потребления.

Раз соотношение – кому отдать приоритет? – что является определяющим?

· Право – потому, что закрепляет различные формы собственности, определяет производственные отношения (каким образом), направляет и регулирует. Экономика существует в правовых формах.

· Правильный ответ – (что для кого существует – право для экономики или экономика для права) – право существует для экономики (экономика является определяющим) –само возникновение права обусловлено экономическими причинами. Само содержание права и отраслей, в конечном счете зависит от уровня развития производственных отношений и определяется экономическим базисом. Говоря о соотношении – первая закономерность выглядит таким образом.

· Вторая закономерность – выражается в том, что и право в рамках относительной самостоятельности (экономику и право можно рассматривать как содержание и форму), как форма, может активно влиять на своё содержание. Если форма соответствует этому содержанию, то она способствует развитию экономики. А если не соответствует то тормозит это развитие. Иногда может оказывать комбинированное воздействие. Форма должна соответствовать своему содержанию – а содержание определяется объективными закономерностями развития общества на том или ином своем этапе.

(Примеры когда право являлось тормозом – перестройка и налоговое законодательство; антиалкогольное законодательство).

Надо сказать, что когда мы говорим о соотношении экономики и права – здесь стоит вопрос насколько государство может и должно вмешиваться в экономические процессы (в регулирование экономики). История накопила существенный опыт регулирование государством социально-экономических процессов.

Специалисты выделяют 3 теории государственного регулирования экономики:

1. Классическая (экономическая) теория – Цэй

Отрицает необходимость какого-либо государственного вмешательства в экономику. Её сторонники абсолютируют способность рыночной экономики к саморегулированию. Эта теория была создана на стадии раннего капитализма и действовала до времени «Великой Экономической Депрессии».

Основные постулаты были поставлены под сомнение и в последующем отвергнуты практикой.

o Государство – ночной сторож собственности

2. Кейнсианская теория – Джон Кейнс

Сменила классическую теорию. Центральное положение этой теории заключается в том, что макроравновесие экономики может быть достигнуто только сочетанием самогорегулирования и государственного регулирования. По мнению Джона Кейнса – государство должно осуществлять регулирование экономики как при уже свершившимся нарушении равновесия рынка, так и для предупреждения или блокирования неравновесия. Наиболее целесообразным использование Кейнсинской теории в переходные периоды.

3. Манеториская теория – Фридман

Она предполагает ограниченное вмешательство государство в функционирование экономики. В соответствии с этим подходом задача государства заключается в установлении баланса денежной массы, находящейся в обращении с суммарной стоимостью товарной массы. Эта теория приемлема для стабильной экономики.

Эти теории признают, что конкурентная рыночная экономика должна функционировать под воздействием государства. Однако границы вмешательства государства в экономику разные теории определяют неодинаково (по-разному).

Когда мы говорим о соотношении экономики и права – необходимо выделить основные направления использования правовой формы регулирования:

· Определения целей экономического развития

· Закрепление равноправия всех форм собственности

· Определение круга субъектов рыночных отношений

· Вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции

· Продуманная налоговая политика

· Формирование правовых процедур и механизмов разрешения конфликтов в сфере экономики (экономических спорах)

· Установление санкций за экономические правонарушения

Таким образом – соотношение и взаимосвязи права и экономики определяются необходимостью создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики. Это необходимость обеспечить справедливое распределение, перераспределение доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет и специальные социальны программы

Вопрос 35

По аналогии с вопросом 34

Вначале определение «политики»

Политическая сфера появилась с появлением самого государства – тогда, когда происходит раскол общества на противоположные классы, чьи интересы не совпадают. Политика отражает интересы больших групп населения.

Политика – отношения между классами, народами, нациями.

Основным стержнем политики является властеотношения, отношения по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.

Политика – участие в делах государства.

Политическая сфера -

Соотношение с правом

Также как и экономика и право – можно рассматривать как содержание и форма. Содержание – политика, форма – право.

Основополагающим элементом является политика – форма выражения, закрепление.

(либо право входит в политику, либо они пересекаются, либо они отдельны) – правильный – где они пересекаются. Есть общее и различие.

Наиболее правильный вариант – когда право является составной частью политики – ибо политика может выражаться не только в праве, но и в литературе, искусстве, науке и т.д. А право без политики быть не может, ибо право всегда направлено на закрепление тех или иных интересов и потребностей групп людей, отношение между которыми и составляют политическую сферу.

Политика всегда определяет содержательную сторону права – в политике выражается интерес, потребность правящего класса. Но и право по отношению к политике, в рамках относительной самостоятельности играет активную роль – может способствовать проведению политик, а может её и тормозить (наличие прогрессивных норм международного права сдерживают агрессивные намерения воинствующих государств).

Вопрос 18 – «Функции и задачи государства»

Рассмотрение понятия основных функций государства требует и ответа на вопрос о соотношениях социального назначения, задач и целей, и функций государства.

Прежде всего «задачи» и «функции» государства – явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя противопоставлять, а также отождествлять. В задачах государства определяется его социальное назначение, историческая миссия (в тот или иной исторический период).Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой.

В задачах концентрируются и преломляются воздействие экономики и политики на развитие функций государства. В свою очередь «функции государства»представляют собой средства реализации и выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

Вопрос 82 – «Внутригосударственное и международное»

Остались в прошлом те времена когда государство могло игнорировать нормы и принципы международного права. На аванс-сцену приходя идеи примата международного права. Однако эти идеи не должны использоваться для ослабления суверенитета государств, ибо их цель состоит в координации функционирования и развития международного права и национальных правовых систем.

Россия в полной мере взяла на себя обязательства, вытекающие из её принадлежности к мировому сообществу. Это нашло отражение в К РФ, которая заявляет, что «общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы». И если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, что предусмотрены законом, то применению подлежат правила международного договора. При этом речь не идёт о подмене национального права международным, ибо само понятие «общепризнанные принципы и нормы» означает их универсальный характер, признание государствами-участниками международного сообщества (в том числе и РФ), что касается международных договоров, то они могут быть подписаны от имени РФ только в строгом соответствии с Конституционными положениями, которые определяют характер государства и его основы.

Возникает вопрос – нарушается ли при этом принцип верховенства К РФ?

Не нарушается, потому что – дело не только в том, что приоритет международного права закреплен в самой К РФ, но и в том, что К РФ определяет правила заключения международных договоров (распределение функций между государственными органами, наделения их соответствующей компетенцией, процессуальные требования) и если установленные правила не соблюдаются, то международный договор утрачивает свой обязательный характер и не подлежит применению/исполнению.

Признание возрастающей роли международного права не означает, что внутригосударственное право подверглось коррозии, что оно заменяется единой мировой правовой системой. Здесь происходит реальное действие двух правовых систем.

«ПРИМАТ» - не означает, что происходит подчинение одной системы другой. «ПРИМАТ» не может быть истолкован в смысле, что внутригосударственные нормы находятся в подчинении у норм международного права. Конституция государства, воплощающая его авторитет, не может быть автоматически подчинена нормам международного права.

К РФ – её изменение в связи с международно-правовыми договорами, в том числе содержащими нормы, противоречащие п.1 ст. 15 К РФ.

К РФ – имеет высшую юридическую силу. Толкование этого пункта дает основания заключит, что К РФ признавая авторитет международного права над внутренним законодательством не распространяет это верховенство на основной закон, т.е ратифицированные договоры обладают приоритетом в отношении всех правовых норм, за исключением норм Конституции.

Ст. 22 ФЗ «о международных договорах РФ».

Ст. 17 К РФ – не дает оснований для вывода, что по своей природе и юридической силе К РФ и международные нормы – равнозначны.

Отвечая на данный вопрос следует, также отметить, что «ПРИМАТ» международного права охватывает такую важную сферу конституционного регулирования, как права и свободы человека и гражданина. В К РФ четко заявлено, что ПиС ЧиГ признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с настоящей конституции. Тем самым правовой статус личности определяется в К РФ в единственном международного и национального права.

Дело в том, что после вступления России в Совет Европы – граждане РФ получили возможность обжаловать решения Российских судов в Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд, при условии. Если исчерпаны внутригосударственные средства защиты и что защищаемое право предусмотрено в Конвенции и что не прошло более 6 месяцев после вынесения последнего обжалуемого решения, при этом решения этого суда носят обязательный характер для Российских судов и вех государственных органов.

 

Вопрос 72

Необходимо ответить на вопрос о правовом воздействии и правовом регулировании.

Правовое воздействие – это осуществляемая с помощью права деятельность, оказывающая влияние на сознание людей, их поведение и общественные отношения в целях их упорядочения.

Виды правового воздействия:

· Информационное воздействие – доведение норм права до сведения людей. Здесь право является необходимой информацией о необходимом или возможном поведении людей. Эта информация передается при чтении или озвучивании текста НПА. В его механизм входят средства воздействия на людей:

o Звуковые сигналы или буквенные коды

o Предмет воздействия – сознание людей

o Результат воздействия – запоминание и понимание полученной информации.

· Воспитательное воздействие – ибо право несёт информацию об определенных человеческих ценностях. В его социальных механизм входят средства воздействия:

o Агитация

o Пропаганда

o Предмет воздействия – мировоззрение людей, их чувства и убеждения

o Результат воздействия – отношения людей к праву, правомерному и неправомерному поведению, уважение права и прививание людям определенных ценностей/нравственностей

Эти 2 вида правового воздействия входят в общесоциальный механизм воздействия

· Правовое регулирование – особый, чисто юридический вид, целенаправленного воздействия (правового) на сознание и поведения людей, посредством специальных юридических средств. (нормы права, правоотношения, акты реализации)

Таким образом, правовое регулирование отличается от информационного и воспитательного воздействия права по средствам воздействия, по предмету воздействия, по результатам воздействия.

Конечным предметом воздействия являются –общественные отношения людей. Они складываются из актов поведения людей. Сознание, воля являются лишь промежуточным предметом воздействия, через которые регулируются волевое поведение людей.



2015-12-07 833 Обсуждений (0)
Причины деформации правового сознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины деформации правового сознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (833)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)