Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теории происхождения государства. Теория насилия. Патриархальная теория



2015-12-07 706 Обсуждений (0)
Теории происхождения государства. Теория насилия. Патриархальная теория 0.00 из 5.00 0 оценок




а) Договорная (естественно-правовая) теория происхождения государства.

 

Некоторые идеи этой теории появляются уже в древности. Однако родоначальником этой теории принято считать голландского философа Г. Гроция (1583-1645).[xiii]

Основой данной теории являлось предположение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих отношений в естественном состоянии представлялись неоднозначным образом.

Английский философ Т. Гоббс (1588-1679) видел естественное состояние в войне всех против всех. По его мнению пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в состоянии, которое называется войной, а именно войной всех против всех.[xiv] В качестве причин войны он выделяет соперничество между людьми, недоверие, жажду славы.[xv] Великий французский философ Ж-Ж Руссо (1712- 1778), напротив, называет первобытное состояние золотым веком. Он считал , что при первобытном состоянии люди жили свободными, здоровыми, добрыми и счастливыми.[xvi] Английский философ Дж. Локк (1632-1704) считал, что естественное состояние человека состоит в его неограниченной свободе.[xvii]

В соответствии с теорией Гоббса, люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой и независимостью и безудержно предаваться страстям, то положение их станет несчастным.

б) Патриархальная теория происхождения государства.

 

Эта теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи. Она имела и «западное» и «восточное» происхождение. На западе, а именно в древней Греции, эта теория получила основание в трудах Аристотеля (ок. 384-322 до н.э.) , который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи.

Патриархальная теория происхождения государства была обоснована великим китайским мыслителем - Конфуцием (551 г . - 479 до н. э. ). Конфуций переносил модель отношений в семье на государство. Государь должен быть отцом своим подданным и заботиться о них как о своих детях. Политическое управление должно осуществляться без применения насилия и порождать социальную гармонию, а не покорность подчиненных и угнетенных.[xviii]

Патриархальная теория имеет несомненное научное обоснование и действительно прослеживает переход от родовой общины к государству. Род разрастался, образовывалось племя, племена вступали в союзы. Глава рода участвовал в управлении. Постепенно должности стали передаваться по наследству, или же один из родов захватывал управление, в этом случае должности также передавались по наследству. К слову, в Японии таким образом в начале XVII вв. к власти пришел клан Токугава. Несмотря на достаточную обоснованность патриархальной теории, она, все же не может претендовать на универсальность.[xix]

в) Теория насилия.

 

Теория, в соответствии с которой государство возникло в результате насилия, появилась во второй половине XIX в. Её развивали австрийский ученый Л. Гумплович (1838 - 1909), немецкие философы К. Каутский (1854- 1938), Е. Дюринг (1833-1921).

Вопрос о происхождении государства как организации властвования, сторонники этой теории рассматривали исходя из идеи насилия. Л.Гумплович считал, что история не предъявляет ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим; оно выражалось в завоевании более сильным племенем более слабого, как правило, оседлого населения.[xx] Таким образом, источник государства Гумплович видел в борьбе племен и народностей. Налицо биологизация общественных явлений. Как в природе происходит выживание более сильного, так и в обществе побеждает сильнейший. Сама природа установила отношения властвования.

Идею насилия развивал К. Каутский. Он утверждал, что классы и государство появляются одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. «Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом [xxi] актом завоевания». В соответствии с теорией насилия, Каутский объясняет происхождение государства борьбой воинственных племен пастухов-кочевников с племенами мирных оседлых земледельцев, которая заканчивается завоеванием и покорением первыми вторых. «Если мы примем во внимание ... неподвижность, беззащитность и покорность первых, бедность, воинственность и отвагу, а также способный к приспособлению ум последних, тогда мы будем иметь в лице крестьян и пастухов два фактора, взаимодействие которых на известной ступени развития должно привести к тому, что пастухи подчинили себе крестьян и сделали их своими данниками. Отдельные пастушеские племена ... стали во главе общества... ».

г) Органическая теория .

 

Основывается на абсолютизации биологических явлений, перенесении их на общество и общественное развитие. Еще в период античности некоторые мыслители, например, Платон (448 до н.э. - 328 гг. до н. э.), сравнивали государство с живым организмом, проводили аналогию между юридическими законами и законами, регулирующими психическую жизнь человека. Более четко эта теория была сформулирована в XIX в. Г. Спенсером (1820 - 1853).

Содержание органической теории сводится к следующему: развитие живых существ идет от низших видов к более высоким, от них - к человеку; государство является разновидностью человеческого организма. Оно - произведение сил природы и появляется одновременно с людьми. Общественная власть, одним из видов которой является государственная власть, - естественное господство целого над частями. В общественном, организме, так же как в организме любого живого существа все части подчинены благу целого. Государство - это общественный организм, который состоит из людей, как бы живой организм состоит из органов и клеток. При этом, если организм здоров, то и его части будут здоровы, следовательно, если государство функционирует нормально, то это является условием благополучия его граждан.

д) теологическая теория

 

Эта теория исходит из постулата о божественном происхождении государства. Бог является демиургом, то есть творцом мира. Следовательно все, что происходит в мире предопределяется в конечном счете высшим разумом. Бог может открывать свою волю людям, которые действуют в соответствии с ней и поэтому оказывают предопределяющее влияние на ход развития истории, на характер формирования и функционирования государства. Божественная воля не может быть познана, постичь тайну божественного промысла невозможно. В Средние века эта теория была сформулирована Фомой Аквинским ( 1226-1274) теологи обосновывали тезис о приоритете церковной власти на светской. Светская власть государей получается от власти церковной, следовательно должна ей подчиняться.

Теологическая теория приравнивает правовые нормы к религиозным нормам. В Средние века религиозные, канонические нормы регулировали целые сферы жизни людей. Например, семейные отношения полностью находились в ведении церкви.

Право и мораль.

Правовые и моральные нормы имеют общее целевое назначение - воздействие на поведение людей. Право и мораль лежат в одной плоскости. Оба этих института нормируют поведение человека в отношении других людей с социальной точки зрения. Оба принимают во внимание как социальный результат поведения, так и мотивы поведения. Оба имеют социальное происхождение и социальную поддержку Вместе с тем, право и мораль являются различными социальными регуляторами, каждый из которых обладает особой спецификой.

Правовые нормы имеют широкий диапазон действия. Вне правовых норм оказываются сравнительно небольшие сферы общественных отношений, регуляторами которых выступают нормы морали и религиозные нормы.

Правовые нормы функционируют в самых разных сферах предметной деятельности людей. Действие чисто моральных регуляторов распространяется на небольшой круг общественных отношений, таких как любовь, дружба, сострадание, взаимопомощь.

Мораль - это система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их отношение друг к другу и обществу, к определенному классу, социальной группе, государству и поддерживающихся личными убеждениями, традицией, воспитания, силой общественного мнения.

Нормы права допускают гораздо большую свободу и способность к видоизменениям нежели нормы морали. Общественные взгляды меняются гораздо медленнее, общественное мнение отличается большей устойчивостью, чем право, поэтому требованиям морали свойственно большее постояннство. Напротив, правовая санкция находится в руках законодателя. Сегодня - осуждается один тип поведения, завтра - другой, прямо противоположный. Если в действительности резкие колебания довольно редки, то это объясняется тем, что законодатель не в состоянии оторваться от окружающей среды.

Нормы права и морали не отделены друг от друга непреодолимой преградой. Если моральная норма, охраняемая общественным мнением будет снабжена юридической санкцией и обеспечена государственным принуждением, то эта норма, не переставая быть моральной, становится в то же время правовой нормой. Наоборот, если норма права лишается юридического обеспечения, то она, если встретит поддержку общества, станет моральной нормой, если же такой поддержки не встретит, то потеряет всякое значение.

Необходимо отметить, что нет таких сфер, где действовали исключительно нормы права или нормы морали. Единство действия права и морали обусловлено единством целей, а именно воздействием на поведение индивида. Мораль и право имеют общее функциональное назначение - они формируют стандарт, модель поведения. Нормы права запрещают посягать на жизнь человека, присваивать себе его вещи, не исполнять обещанного. То же буквально повторяют нормы морали. В результате одно и то же действие, нарушая одновременно и норму морали и норму права, приводит и к правовому и моральному осуждению. Таким образом, сферы действия морали и права не обособлены, между ними существует общность и тесное взаимодействие.

Право и мораль имеют все же глубокое отличие. Право характеризуется тесной связанностью с государством. Государство - это основной источник появления правовых норм, государство устанавливает или санкционирует правовые нормы. Мораль всегда исходит от общества. Каждый народ, а также отдельные категории населения могут обладать своей моралью. Право действует на всей территории государства, едино для всех его граждан.

Право всегда формализовано. Оно обязательно содержится в соответствующих документальных актах. Мораль не имеет строго определенных форм выражения. Моральные нормы зависят от конкретно-исторических условий, могут содержаться религиозных заповедях, устных преданиях, обычаях.

Право обеспечивается принудительной силой государства. Государство располагает аппаратом принуждения, с помощью которого обеспечивается реализация правовых норм. Мораль располагает силой общественного мнения. Именно общественное мнение является обеспечительным средством соблюдения моральных норм.

Право и мораль обладают различными санкциями. Для права характерно воздействие на внешнюю сторону жизни человека. Право, в случае совершения правонарушения применяет меры воздействия, связанные с определенными лишениями. Моральное осуждение может вызывать внутренние переживания человека.

Необходимо отметить, что по своей сути право все же является категорией этической. Не может быть права, не подлежащего моральной оценке с позиций допустимого или недопустимого. С другой стороны, мораль отдельных социальных групп может противостоять праву. Более того, право может запретить то, что могут требовать нормы морали. Такое столкновение между правом и моралью возможно потому, что право вырабатывается только частью общества и навязывается всему обществу посредством использования власти.

Право и мораль влияют друг на друга. Так мораль может сдержать государственный произвол, право всегда находится под влиянием нравственности. В то же время правовые установки могут изменять нравственные устои общества.



2015-12-07 706 Обсуждений (0)
Теории происхождения государства. Теория насилия. Патриархальная теория 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теории происхождения государства. Теория насилия. Патриархальная теория

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (706)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)