ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Построение сюжета доказательств по теме дебатов В период подготовки к дебатам и утверждающая, и отрицающая стороны должны ответить на следующие вопросы, чтобы яснее обосновать свою позицию в отношении темы: - почему мы соглашаемся с темой? - какие сильные доводы мы можем привести в поддержку (отрицание) темы? - какие основные проблемы содержит тема, и какие примеры можно привести? - какие вопросы возникают в связи с этой темой? - каковы могут быть опровергающие аргументы? Отвечая на эти вопросы, команды начинают продвигаться в сторону создания четкого и стратегически выверенного сюжета доказательств. Термин «сюжет доказательств» означает блок доказательств утверждения/отрицания, который будет реализован командой; совокупность аспектов и аргументов, впервые приводимых обеими сторонами в речи первых спикеров. Сюжет доказательств выстраивается по следующему алгоритму: - приветствие слушателей; представление команды и самого себя; вступление (обоснование актуальности темы); определение понятий (дефиниций) темы; выдвижение критерия; аргументация; заключение; благодарность за внимание. Таким образом, все выступление разбивается на отдельные части или блоки, которые выписываются на отдельные листы при подготовке, но вместе все они представляют единое целое - речь. Актуальный - это «важный в данный момент». Этой цели можно добиться, сославшись на мнение какого-либо ученого или общественного деятеля, чья позиция авторитетна в анализируемой области, приведя соответствующую цитату. Вводная цитата должна либо поражать содержанием, либо приковывать внимание громким именем автора. Она должна быть краткой и возбуждать интерес слушателей к вашей теме. Известные литературные произведения, например творения Пушкина, Крылова, Шекспира, - неисчерпаемый источник полезных цитат. В этом отношении библия также является богатым источником. Можно также вызвать интерес и внимание к теме, показав, в какой степени аудиторию касается избранная вами позиция. Сочувственный интерес, естественно, пробуждается не только у зрителей, но и у судей, если речь идет об общих со спикером взглядах, увлечениях и условиях. Этим способом сближения с аудиторией можно воспользоваться наравне с шуткой и юмором. Также можно актуализировать тему броской, мощной статистикой.
Цель определения — уточнение содержания используемых понятий. Само собой понятное и очевидное не следует определять: определение лишь затемнит его. Б. Паскаль Нельзя внести точность в рассуждения, если она сначала не введена в определения. Д. Гершель Должен быть почитаем, как бог, тот, кто хорошо может определять и делить. Платон
Определения нужны для терминов, имеющих особый смысл в применении их спикерами для данной темы дебатов. Всякую неясность в вопросе об объеме, отличительных свойствах, назначении обсуждаемого предмета можно устранить при помощи точного его определения. Для спикера важны два вида определений: классификация и синоним-антоним. Определение при помощи классификации указывает род, к которому принадлежит понятие, и его видовые отличия. Например: «Ноктюрн - музыкальное произведение, которое передает настроения, навеянные обстановкой ночи». Таким образом, ноктюрн относится к роду музыкальных произведений и отличается от других музыкальных произведений тем, что связан с настроениями ночи. Определения при помощи синонима применяются к отдельным словам. Например: запачкать - значит замарать, грусть - состояние печали. При работе с определениями необходимо применять следующие правила: /. Определения должны соответствовать теме и характеру аудитории 2. Определения должны быть авторитетными. Если значение понятия весьма спорно, нужно воспользоваться цитатой из словаря или другого источника или сослаться на авторитет 3. Определения должны оттенять главные качества, объясняющие суть темы. 4. Определения не должны содержать готовых ответов на вопрос, еще нуждающийся в разрешении. Необходимо выписать каждое определение понятие на листок. В нижней части листа надо написать связующую фразу, которая приведет вас к следующему блоку речи - критерию. СВЯЗКА: прежде всего, укажем нашу главную цель... Теперь следует заполнить следующий лист - критерий. Выработка критерия является одним из самых сложных элементов домашней подготовки к дебатам. Критерий - это структурный элемент сюжета доказательств, который служит для упрощения логических связей между аргументами и тезисом темы, он как бы задает направление раунда дебатов. Критерий можно понимать двояко: как признак, характеризующий обсуждаемую тему, и как цель или ценность. Критерий как признак предмета. Пример: тема «Реклама портит облик современного города». Критерий: однообразие и унификация городов. Критерий может также восприниматься как конечная цель или ценность, которую утверждают участники раунда дебатов. В этом смысле критерий - это не только инструмент оценки, но и та цель, по направлению к которой должен развиваться сюжет доказательств. Как цель критерий является положительной ценностью - ценностью, на основании которой выстраивается стратегия утверждения или отрицания. Пример: тема «ООН - неэффективная организация». Критерий: укрепление международного мира. Тема «Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным». Критерий: эффективность процесса обучения. В рамках школьных дебатов критерий является больше синонимом цели (ценности), чем признака. Критерий, понимаемый как цель, определяет те ценности, которые отстаивают команды, и формулирует цель, которую каждая команда хочет достигнуть. В любом случае критерий помогает сфокусироваться на наиболее важных моментах, определяя цель дебатов и формулируя для судьи, что же команды должны доказать, чтобы обеспечить себе победу. Работая над критерием, дебатеры не должны забывать «золотое правило»: критерий должен быть настолько широк, чтобы не дать оппонентам возможности его оспорить, и настолько узок, чтобы отвечать своим целям и не отвечать целям оппонентов. Выработка такого критерия обычно интуитивна и не является результатом какого-либо стандартного алгоритма, но тем не менее существуют упражнения, позволяющие описать процесс его формулирования. Наиболее часто употребляется так называемая «пирамида». Это упражнение существует для выработки критерия как цели (ценности). Теперь перейдем к самой сложной задаче - заполнению листа аргументов. В верхней части записываем двумя-тремя словами смысл аргумента и его номер по порядку. После этого указываем формулировку аргумента - полное предложение, содержащее главную мысль аргумента. Затем можно представить ключевые слова, характеризующие смысл аргумента. Их вы будете использовать позднее, когда придется ссылаться на этот аргумент. После этого можно указать тип доказательства, который применяется в аргументе - сведение к тезису или к критерию. Далее приводятся по схеме все этапы логической цепочки, а потом записывается текст доказательства - то есть текст, в котором все элементы и связки цепочки предстают в виде полных предложений, грамматически и синтаксически связанных между собой. В заключение укажите все поддержки, которые могут использоваться при доказательстве аргумента, и все найденные примеры. В нижней части листа приводится связка, вводящая следующий аргумент: рассмотрим теперь другой важный аспект проблемы... Один из наиболее часто встречающихся способов представления слушателям наборов аргументов состоит в использовании приема «обзор».Обзор - это особое уведомление, которое произносится в начале блока аргументации, если один аргумент рассматривает проблему разных аспектов. Наконец, последний блок в выступлении спикера - это заключение.Речь нужно решительно начать и решительно закончить. Поэтому заключение нужно так же тщательно планировать, как и другие разделы речи. Какие цели преследует заключение в речи спикера? Оно должно подытожить речь или еще раз внести в нее пояснения; расширить интерес слушателя, подкрепить смысл и значение сказанного, создать соответствующее настроение в конце речи. Каким образом можно достичь этого? Особо рекомендуются: 1) повторение, 2) иллюстрация, 3) обязывающее или впечатляющее утверждение и 4) юмористическое замечание. Повторяемые пункты могут быть перечислены: во-первых...во-вторых...в-третьих... Но в этом случае ясность приобретается ценой утраты интересного характера речи. Можно привести пример иной интерпретации принципа повторения. Поэтому подчеркнем еще раз, что цель заключения - это пояснить поставленную цель речи, то есть соотнести сказанное с критерием, подать на высшую ступень интерес слушателей, подчеркнуть смысл речи и .делать все возможное, чтобы создать у судей и зрителей надлежащее настроение. Заключение - это последнее, что услышит от вас судья, поэтому здесь важны краткость и яркость. Пример: «Взвешивая все доводы «за» и «против» необходимости защиты окружающей среды, мы просим вас помнить, что приблизительно 12 видов животных исчезнут с лица земли в ближайшие два часа. И наши дебаты решают их судьбу. Как и нашу собственную». Успех в дебатах в значительной степени зависит от аргументов, которые приводятся в поддержку выдвинутого тезиса (темы спора). Аргумент- это основание или довод, приводимый для доказательства тезиса. Аргумент отвечает на вопрос: «Чем надо доказывать тезис?» Для создания аргумента тезис выдвигается, тезис объясняется, тезис доказывается и резюмируется (делается заключение). Данная логическая цепочка (структура аргумента) может быть представлена следующим образом: тезис (основнаямысль, идея) -раскрытие, объяснение данной идеи - доказательство (обоснование и рассуждение) на основе фактов: определений, цитат, аксиом, законов науки, мнений авторитетных личностей, примеров из окружающей жизни, статистических данных, которые в дебатах носят название - поддержки аргументов.
1. Рассуждение, основанное на обобщении фактов 2. Рассуждение, основанное на аналогии 3. Рассуждение, основанное на наблюдении 4. Рассуждения, основанные на причинно-следственной связи 5. Рассуждение, основанное на авторитетном заявлении
Стратегия отрицания Отрицающая команда в ходе раунда дебатов должна показать несостоятельность позиции утверждения. Для этого отрицающая сторона будет выявлять все слабые стороны утверждающего блока, доказывать неубедительность критериев, аргументов, их доказательств и поддержки и, используя собственные аргументы, покажет, что утверждение темы неверно. Первый уровень «атаки»:опровержение определений темы. Утверждающая сторона представляет интерпретацию темы, в которой определяет понятия и очерчивает рамки дебатов. Например, в тезисе «Служба в армии обязательна для всех граждан». Спикеры утверждающей стороны должны объяснить, что понимается под службой в армии. А она может означать и службу в армии, и альтернативную службу в больнице или еще какой-либо вариант. Вот почему отрицающая сторона всегда надеется на разумное определение понятий оппонентами, однако, всегда есть вероятность и некорректных определений. Если отрицающая команда все-таки решила начать атаку на определения, то она всегда должна: - представить причины, по которым определения отрицающей стороны считаются некорректными; - дать альтернативные определения понятий; - выявить причины, по которым определения отрицающей стороны предпочтительнее. Представим способы, которые помогут вам доказать, что ваши доводы относительно определений убедительны: - это определения, которые дают специалисты в конкретной области; - это определения, сделанные в рамках семантических групп, а не отдельных слов, входящих в них (определяется единое понятие, а не сумма значений входящих в его формулировку слов, как, например, словосочетание «смертная казнь» должно быть определено целостно); - это определения, согласованные по отношению к контексту темы; - это определения, которые не содержат неоправданного сужения (расширения) объема и содержания понятий.
Второй уровень «атаки»:опровержение критерия. У отрицающей стороны есть выбор. Во-первых, она может принять критерий, но оспаривать соответствие ему аргументов утверждающей стороны. Во-вторых, она может не согласиться с критерием и предложить свой критерий. Например, тема: «Развитие демократических институтов важнее, чем экономический рост». В качестве критерия утверждающая сторона предлагает «долгосрочную национальную стабильность». Отрицающая сторона делает свой выбор. Она либо принимает критерий, при этом выдвигая аргумент, что прочная национальная стабильность обеспечивается экономическим ростом. Или же заявляет, что долгосрочная национальная стабильность не является конечной целью, и выдвигает свой критерий - «предотвращение конфликтов в обозримом будущем». Отрицающая сторона не обязана отвергать критерий, предложенный утверждающей стороной. Она может использовать его для опровержения утверждающей позиции и построения своей собственной стратегии. Следует заметить, что критерий утверждающей стороны формулируется с целью обеспечения собственного преимущества. Поэтому часто просто необходимо его опровергнуть. Для этого нужно определить его слабые стороны, которые могут быть следующими: - критерий не помогает раскрыть тему; - критерий нечетко сформулирован; - выдвижение критерия необоснованно; - критерий не является оптимальной целью. Третий уровень «атаки»:опровержение аргументов. Отрицающая сторона относится к аргументам утверждающей стороны строго в том порядке, в каком они были представлены. Цель отрицающей стороны состоит в «подрыве» этих аргументов, что должно привести к тому, что утверждающая сторона не сможет четко доказать свою позицию. Представим несколько стратегий, которыми легко можно пользоваться в этом случае: - аргументы могут не соответствовать теме или критерию, выдвинутому утверждающей стороной; - отрицающая сторона представляет аргументы, которые «перевешивают» аргументы утверждающей стороны. Даже если аргумент верен, отрицающая сторона может выдвинуть аргумент, имеющий больший вес. - аргументы могут быть противоречивы или непоследовательны. Например, утверждающая сторона заявляет, что охрана окружающей среды важнее экономического роста, и критикует высокие технологии в рамках одного аргумента, при этом в рамках другого выступает за использование солнечной энергии. Четвертый уровень «атаки»:доказательства и поддержка. Отрицающая сторона выступает с критикой доказательств и поддержки аргументов утверждающей стороны. Отрицающая сторона должна задавать вопросы следующего типа: «Дает ли утверждающая сторона исчерпывающие объяснения своих утверждений?», «Доказательны ли приводимые примеры?», «Можно ли верить цитируемым источникам?». В ответах на эти вопросы отрицающая сторона может обнаружить для себя, что: - аргументы не подтверждены убедительным, доказательством; - аргументы или доказательства могут быть опровергнуты более убедительно.
А теперь обратимся к правилам построения отрицающей позиции: - отрицающая позиция должна соотноситься с используемым критерием; - следует не просто показать, что утверждающая позиция неверна, но и представить еще не затронутые вопросы. Так, например, если утверждающая сторона заявляет, что «служба в армии» содействует достижению общенациональных целей, отрицающая сторона может опровергнуть эти аргументы, заявив, что служба в армии - это форма ограничения свободы человека; - отрицающая позиция должна обязательно иметь четкую структуру.
Перекрестные вопросы Способность правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом определяет эффективность дебатов. Умение формулировать точные, а главное продуктивные, полезные вопросы - одно из важнейших умений участников дебатов. Верно поставленный вопрос дает возможность: - уточнить точку зрения оппонента; - получить от оппонента дополнительные сведения; - лучше понять его отношение к обсуждаемой проблеме; - снизить значение аргументов оппонента; - обнаружить пробелы в логической цепочке рассуждений оппонента, то есть в стратегии противоположной команды; - подготовить опровержение своей команды, то есть наметить стратегическую линию опровержения. В то же время аргументированный и точный ответ: - укрепляет собственную позицию участника дебатов; -усиливает аргументацию выдвинутого тезиса; - не позволяет нанести серьезный урон стратегии своей команды. «Вопрос» является одной из логических форм, опирается, как правило, на определенную систему знаний. Всякий вопрос включает в себя: а) исходную информацию, которая называется «базисом» или «предпосылкой вопроса»; б) указание на недостаточность информации и необходимость ее дальнейшего дополнения и расширения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Во время раунда перекрестных вопросов относитесь к оппоненту вежливо и уважительно. Ведите себя таким образом, чтобы показать уважение к оппоненту и судьям. Корректность, выдержка и спокойный тон лишь усиливают отстаиваемую позицию. 2. Лучше направлять свои замечания к судьям, чем друг к другу. Помните, что ваша задача убедить именно судей, а не оппонентов. 3. Сделайте перекрестные вопросы полезным для вашей команды периодом. Задавайте вопросы так, чтобы получить информацию, в которой вы нуждаетесь. 4. Информацию, которую вы получили в результате раунда перекрестных вопросов, обязательно используйте в конструктивных выступлениях, чтобы опровергнуть аргумент другой команды. 5. Во время всего периода перекрестных вопросов оставайтесь уравновешенным, самоуверенным. Старайтесь убедить судей, что вы хорошо осведомлены в данном вопросе. 6. Научиться задавать вопросы и отвечать на них поможет только практика. Нельзя научиться плавать, сидя на берегу. Постарайтесь научиться задавать хорошие вопросы и затем использовать ответы на них с максимальной выгодой для своей команды. 7. Если вопрос плохо сформулирован, попросите, чтобы его задали еще один раз.
Ответ должен быть правильным и точным Ответ должен даваться по существу заданного вопроса. Ответ должен быть понятен аудитории. Ответ, по возможности, надо дать в живой форме. Ответ должен быть кратким
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (553)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |