В результате изучения дисциплины студент должен
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе БГУ ________________ А.В. Данильченко (подпись) "_____"________________20__ г. (дата утверждения)
Регистрационный № УД-_____/р.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Учебная программа для специальности: 1-26 02 02 «Менеджмент» (по направлениям) 1-26 02 03 «Маркетинг» 1-36 01 01 «Социальная работа» (по направлениям)
Кафедра маркетинга
Курс I
Семестр II
Лекции 34/10 часов (заочная)
Практические занятия 26/6 часов (заочная) Зачет II семестр
Лабораторные Занятия 8/0 часов (заочная)
Всего аудиторных часов по дисциплине 68/16 часов
Всего часов по Форма получения дисциплине 100 часов высшего образования: очная (заочная)
Составил: Г.О. Коновальчик, к.э.н., доцент
2013 г.
Учебная программа составлена на основе: типовой учебной программы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности человека». Рег. № ТД-_______/тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры: маркетинга « » 2013 г., протокол № 2
Заведующий кафедрой _____________________ Н.В. Черченко
Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией Государственного института управлений и социальных технологий БГУ
« » ноября 2013 г., протокол №
Председатель _____________Э.И. Збровский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа разработана в соответствии с учебными планами подготовки студентов по экономическим и социальным специальностям. Интегрированная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека» включает дисциплины «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций», «Радиационная безопасность», «Основы экологии», «Основы энергосбережения», «Охрана труда». деятельность человека реализуется в условиях техносферы (производственной зоны) или окружающей природной среды. Уровень решения проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности человека может служить достоверным и интегральным критерием оценки степени экономического, правового и политического развития общества, а также оценкой его нравственного состояния. Негативное воздействие на человека не ограничивается естественными опасностями. Решая задачи своего материального обеспечения, человек непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т.п.), генерируя антропогенные опасности. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека. Опасности носят потенциальный характер и актуализируются при определенных причинах. Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в производственной, природной и жилой среде, безопасности и экологичности технических систем, организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, управление и правовое регулирование ими является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Цель изучения дисциплины – формирование культуры безопасности жизнедеятельности будущих специалистов, основанной на системе социальных норм, ценностей и установок, обеспечивающих сохранение их жизни, здоровья и работоспособности в условиях постоянного взаимодействия со средой обитания. Задачи: –освоение студентами системы знаний, умений, видов деятельности и правил поведения, направленных на формирование способности предупреждать воздействие вредных и опасных факторов или минимизировать его последствия для сохранения жизни и здоровья и обеспечения нормальных условий жизнедеятельности; – формирование сознательного и ответственного отношения к здоровью и жизни как непреходящим ценностям; приобретение навыков в оказании первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи; – овладение совокупностью знаний о рациональном природопользовании и охране окружающей среды, путях достижения устойчивого эколого-экономического равновесия и мерах предотвращения экологического неблагополучия; – развитие способности осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии, предупреждать ее потери, содействовать внедрению энергосберегающих технологий на производстве и в быту. При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека» у студентов формируются следующие компетенции: академические: – владение базовыми научно-теоретическими знаниями и применение их для решения теоретических и практических задач; – владение системным и сравнительным анализом и исследовательскими навыками; – умение работать самостоятельно и использовать междисциплинарный подход при решении проблем; – приобретение навыков использования технических устройств, управления информацией и работы с компьютером, лингвистических навыков (устная и письменная коммуникация); – умение учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни; социально-личностные: – качества гражданственности и патриотизма, способность к межличностным коммуникациям; – навыки здоровьесбережения; – умение извлекать и анализировать информацию, развивать критическое мышление; – чувство ответственности за порученное дело; – умение работать в команде, в различных профессиональных средах, предотвращать деловые и межличностные конфликты; – способность к инициативе и предпринимательству, к принятию нестандартных решений; профессиональные: – умение организовывать работу коллектива исполнителей, принимать обоснованные управленческие решения; – знание правил безопасного поведения, источников опасности, мер ее предупреждения, способов устранения; – умение действовать в чрезвычайных и опасных для здоровья человека ситуациях; – проявление профессионального интереса на протяжении всего активного периода трудовой деятельности, владение навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации; Указанные компетенции развиваются посредством: – использования современных педагогических методик и технологий, способствующих самостоятельному поиску студентами знаний и освоению опыта решения разнообразных задач, в частности модульной технологии; – применения средств диагностики формируемых компетенций (тесты, разноуровневые задания и др.); – использования современных информационных технологий для сопровождения учебного процесса; – реализации управляемой самостоятельной работы студентов. самостоятельная работа студентов организуется в соответствии с действующими в учреждении образования нормативными требованиями и включает подготовку заданий к практическим и лабораторным занятиям; работу с литературой, написание рефератов, проведение исследований и другие виды. В результате изучения дисциплины студент должен знать: – чрезвычайные ситуации, характерные для Республики Беларусь, их классификацию и возможные последствия для жизни и здоровья людей, экономики страны и природной среды; – законодательство в области пожарной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны; – основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций различного характера; – порядок действий населения в условиях чрезвычайных ситуаций по сигналам оповещения и сигналам гражданской обороны; – содержание мероприятий химической и радиационной защиты от последствий чрезвычайных ситуаций; – порядок применения средств индивидуальной и коллективной защиты, первичных средств пожаротушения; – назначение технических средств противопожарной защиты; – порядок подготовки персонала объектов социального назначения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; – ответственность за нарушение требований законодательства в области пожарной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; – перечень состояний, требующих оказания первой помощи; – объем и содержание мероприятий по оказанию первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, при несчастных случаях на производстве и в быту; – основы рационального природопользования, меры по предупреждению экологического неблагополучия геосфер Земли; – приоритетные направления энергосбережения; – законодательство в области охраны труда. уметь: – осуществлять организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности в любой среде обитания (природной, производственной, бытовой, социальной); – анализировать ситуацию, распознавать источник опасности и предпринимать продуманные действия по спасению собственной жизни, жизни производственного персонала и уменьшению ущерба здоровью людей; – использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, технические средства противопожарной защиты; – оказывать первую медицинскую помощь с использованием медицинских изделий и подручных средств пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи; – принимать меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов; – содействовать внедрению энергосберегающих технологий, осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии; – обобщать передовой опыт и пропагандировать идеи безопасности жизнедеятельности в производственном коллективе и в быту. владеть: – навыками защиты от опасных факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вредных и опасных производственных факторов; – навыками в оказании первой помощи с использованием медицинских изделий и подручных средств пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи. Изучение дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-гуманитарных, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Введение Цель, задачи и структура содержания интегрированной учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека». Актуальность изучения учебной дисциплины в учреждениях высшего образования Республики Беларусь на современном этапе, ее роль в формировании и развитии практико-ориентированной компетентности специалиста. Определение и структура содержания учебных дисциплин «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций», «Радиационная безопасность», «Основы экологии», «Основы энергосбережения», «Охрана труда». Основные требования к уровню освоения содержания интегрированной учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека».
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (318)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |