Психические факторы: тревожности и страхи
Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения. В теории социального управления страх выступает как одно из мощных средств регуляции поведения, как отдельных людей, так и народных масс. Тревога, в свою очередь, - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Функционально тревога не только предупреждает о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию действительности с целью (установкой) определить угрожающий предмет. А зачастую и придумыванию этой опасности. Множественность тревог и страхов порождает тревожность. Тревожность - состояние целесообразного подготовительного повышения восприятия в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.[4] Таким образом, основными факторами (мотивацией) активного поиска и формирования убеждений (как правило, на основе веры) в подростковом возрасте являются страхи (биологический, социальный и экзистенциальный).[5] В аспекте формирования убеждений целесообразно выделить три группы тревожностей и страхов: - физические страхи, обусловленные физиологическими особенностями и безопасностью жизнедеятельности; - социальные страхи, обусловленные межличностными отношениями, признанием в обществе[6]; - экзистенциальные страхи, обусловленные потребностью в осмыслении, как жизни в целом, так и отдельных ее этапов. а). Физические (природные) страхи: - страх физических мучений (в том числе избиений, физической расправы);[7] - страх смерти; - страх физических недостатков и уродств, главным образом, проявляющийся в боязни быть не принятым в общество по эстетических критериям.[8] б). Социальные страхи. В возрасте 14-16 лет главным приобретением считается появление самооценки, которая неразрывно связана с чувством уважения и уверенности к себе. С одной стороны, подростки стремятся «быть собой среди других», с другой быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам.[9] Так, в группе социальных страхов можно рассмотреть следующие их виды: - страх унижения и страх одиночества - боязнь игнорирования со стороны коллектива и, что немаловажно отсутствия коллективной защиты, а так же совместного досуга (по материалам диссертационного исследования Г. Валицкаса, из всех подростков, помещенных в воспитательную колонию, 98% не принимались сверстниками и учителями, начиная с первых классов)[10]; - страх «быть не собой» выражается в потребности идейной самоидентичности, иметь свои убеждения, принимаемые и учитываемые обществом; - страх «быть не тем», быть «белой вороной» - это страх социального несоответствия и неприятия установленным в социальной группе нормам и правилам. Этот страх более выражен у девочек, так как они раньше, чем мальчики усваивают социальные нормы и в большей степени подвержены чувству вины, более критично (принципиально) воспринимают отклонения своего поведения от принятых норм.[11] - страх осуждения – страх, проявляющийся в боязни открытого исповедования собственных идей и концепций, мотивирующийся возможным неприятием личной позиции в социальной группе и последующим изгнанием из нее; - страх бесперспективности, проявляющийся при восприятии других подростков (в том числе представленных в средствах массовой информации, кинофильмах), субъективно оцениваемых как «успешные», и воплощающийся в боязнь того, что никогда не удастся наладить личную жизнь, найти престижную высокооплачиваемую работу, достичь успехов в каком-либо увлечении и освоить какой-то новый для себя вид деятельности;[12] - страх потери близких родственников. в). Экзистенциальные страхи: - страх остаться наедине с самими собой, страх своего внутреннего мира (об этом далее), его проявлений в форме мыслей и аффектов, обусловленный отсутствием понимания причины последних; - страх свободы и ответственности (проблема детерминизма, страх вины, страх контроля, страх долга), порожденный разобщением системы «свобода выбора и принятия решений – несение ответственности за принятие решений», пропагандируемый через средства массовой информации, зарубежные и современные отечественные кинофильмы, пропагандирующие индивидуализм, гедонизм, социал-дарвинизм, где одни люди живут за счет других;[13] - страх бессмысленности (страх собственной жизни, страх жизни вообще, страх скуки), порожденный отсутствием или дефицитом информации о достойных (идеалистических) целях, осмысливающих жизнь, при многообразии гедонистических и иных деструктивных скрыто, тотально и агрессивно интегрируемых в общество; - страх смерти (страх небытия) порожденный отсутствием или информационным дефицитом в освещении этих вопросов, при многообразии небезопасных, сомнительных, оккультных, эзотерических практик и теорий толкования сущности и детерминант бытия.[14] ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |