Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»
Безопасность жизнедеятельности –область научных знаний, изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности их формирования и проявления, способы предупреждения опасностей, защиты от них и ликвидации их последствий.
Медицина катастроф -это отрасль медицины, представляющая собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях; предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникающих при чрезвычайных ситуациях (ЧС); сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.
Цель изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»: формирование знаний, направленных на безопасное и комфортное взаимодействие человека с окружающей природной, техногенной и биолого-социальной средой, снижение смертности и нарушений состояния здоровья людей от неблагоприятных факторов природного, техногенного и биолого-социального характера.
Задачи изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»:
• анализ источников и причин возникновения опасностей;
• прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени;
- оценка риска, идентификация опасностей природного, техногенного и социального характера; распознавание и оценка негативных воздействий среды обитания;
- предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
- защита от опасностей природного, техногенного и биолого-социального характера;
- ликвидация отрицательных последствий воздействия на человека опасных и вредных факторов;
- формирование комфортного взаимодействие человека с окружающей природной, техногенной и социальной средой.
АННОТАЦИЯ
рабочей учебной программы по дисциплине
Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф
специальность 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО:
Перечень формируемых компетенций
Общекультурные компетенции
| Коды формируемых компетенций
|
Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, используя методы гуманитарных, медико-биологических наук.
| ОК-1
|
Способность и готовность к анализу политических событий и тенденций; уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям; к оценке политики государства; знание историко-медицинской терминологии.
| ОК-3
|
Способность и готовность к логически аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики; редактированию текстов профессионального содержания.
| ОК-5
|
Способность и готовность использовать современные методы управления и организации работы (применительно к своей профессиональной деятельности); находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различия мнений (в рамках своей профессиональной компетенции)
| ОК-7
|
Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учётом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики, законодательные и правовые нормы; соблюдать законодательные и правовые нормы при работе с конфиденциальной информацией; сохранять врачебную тайну.
| ОК-8
|
Профессиональные компетенции
| |
1. Общепрофессиональные
| |
Способность и готовность к анализу информации с использованием критериев доказательной медицины; совершенствованию своей профессиональной деятельности
| ПК-3
|
Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.
| ПК-4
|
Способность и готовность проводить анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, профилактики среди взрослого населения.
| ПК-6
|
Способность и готовность к работе с медицинской аппаратурой и техникой, использованию её в работе с пациентами; владению компьютерной техникой; получению информации из различных источников, работе с информацией в глобальных компьютерных сетях, применять возможности информационных технологий для решения профессиональных задач.
| ПК-9
|
2. В профилактической деятельности
|
|
Способность и готовность использовать методы оценки влияния природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить коррекцию, профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний; проводить санитарно-просветительскую работу среди взрослого населения и подростков.
| ПК-11
|
Способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях
| ПК-14
|
3. В диагностической деятельности
| |
Способность и готовность выявлять основные симптомы и синдромы заболеваний, используя знания медико-биологических и клинических дисциплин,; использовать алгоритмы постановки диагноза с учётом критериев МКБ; выполнять диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний.
| ПК-17
|
4. В лечебной деятельности.
| |
Способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при часто встречающихся состояниях и состояниях, способных вызвать тяжёлые осложнения и летальный исход; использовать методы их немедленного устранения; осуществлять противошоковые мероприятия.
| ПК-19
|
Способность и готовность осуществлять мероприятия первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, в экстремальных условиях (в условиях эпидемий, в очагах массового поражения); проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке; проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС).
| ПК-21
|
5. В психолого-педагогической деятельности
| |
Способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике заболеваний.
| ПК-26
|
6. В организационно-управленческой деятельности.
| |
Способность и готовность использовать нормативные документы, принятые в здравоохранении (законы, технические регламенты, национальные и международные стандарты и т. д.), а также документы для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций.
| ПК-27
|
Способность и готовность использовать знания организационной структуры, управления и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению; анализировать и проводить оценку эффективности медико-организационных и социально-экономических технологий по оказанию медицинской помощи пациентам.
| ПК-28
|
7. В научно-исследовательской деятельности.
| |
Способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.
| ПК-31
|
Способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований.
| ПК-32
|