Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовая семья мусульманского права



2015-12-07 800 Обсуждений (0)
Правовая семья мусульманского права 0.00 из 5.00 0 оценок




Прежде всего следует обратить внимание на то обстоятельство, что понятия “мусульманское право” и “право мусульманских стран”, образующих семью мусульманского права, далеко не идентичны. Мусульманское право в его современном понимании, это не система юридических норм, а скорее религия закона, действующего в мусульманских странах, его нравственно-религиозная основа. Поэтому не следует отождествлять мусульманское (религиозное) право с позитивными правовыми системами мусульманских государств. В настоящее время семья мусульманского права включает национальные правовые системы светских государств мусульманского мира, таких как Объединенные Арабские Эмираты, Йемен, Пакистан, Алжир, Саудовская Аравия, Египет, Турция и др., а также тех государств, которые по форме правления являются теократическими – Исламская республика Иран, Мавританская Исламская республика, Ливан, либо же страны, имеющие тенденцию к тотальной исламизации, например Афганистан и Ичкерия[87].

Для рассматриваемой правовой семьи характерны две противоречивые тенденции. С одной стороны, это процесс, известный под названием вестернизация, т.е. процесс “врастания” мусульманского права в правовые семьи и системы других стран, возрастание влияния западных правовых систем на него. В связи с этим многие юристы считают, что главной опасностью, угрожающей мусульманскому праву, в настоящее время является не “риск разделения ислама как когда-то, а риск того, что это право, застывшее в неподвижности, станет теорией обязанностей чисто идеального характера и сугубо идеологического значения, интересующей только некоторых набожных ученых, в то время как реальная жизнь будет управляться законами, все более отдаляющимися от концепций собственно мусульманских”[88].

С другой – исламизация, т.е. процесс, обратный вестернизации, пред­полагающий усиление влияние ислама как религиозно-нравственной основы на дальнейшее развитие той или иной позитивной правовой системы некоторых мусульманских стран.

В этой связи все правовые системы мусульманских стран можно подразделить на четыре основные группы.

Первая группа включает страны с мусульманским населением, в которых мусульманское право судами практически не применяется – это государства, входящие в состав РФ, или страны, в наименьшей степени сохранившие влияние мусульманского права на позитивную правовую систему, например Турция.

Вторая группа включает государства, практически не затронутые вестернизацией: Саудовская Аравия, Йемен, Аден, Объединенные Арабские Эмираты, Сомали. Эти страны, которые “теоретически живут по нормам мусульманского права, а фактически – по нормам обычного права, которое признает превосходство и совершенство мусульманского права, но которое часто значительно с ним расходится”[89].

Третья группа объединяет правовые системы государств, в которых исламское право сохраняется для регулирования отдельных сторон общественной жизни, затрагивающих личный правовой статус, религиозные институты, а иногда и земельные, брачные или наследственные правоотношения. В свою очередь эти правовые системы можно подразделить на две подгруппы, в зависимости от того, какая западная правовая система оказала большее влияние на дальнейшее развитие права в этой стране: общее право (Малайзия, Северная Нигерия, др.) или романо-германское (Тунис, Марокко, Алжир, Египет).

Четвертая группа начала выделятся сравнительно недавно, 10–15 лет назад, в связи с возрастанием в современном мире влияния исламского фактора. В нее входят правовые системы государств, в которых сфера влияния мусульманского права возрастает (Иран, Афганистан, Пакистан, Судан). Если в наиболее развитых странах исламского мира законодательство формируется на основе рецепции западного права, то для этих стран характерен обратный процесс – исламизация. В ряде государств законодательство воспринимает прежние институты мусульманского права, например, деликтное право и систему наказаний, судоустройство (в Пакистане после прихода к власти генерала Зия-уль-Хака; Иране – после исламской революции, Афганистане – после прихода к власти исламских фундаменталистов, Чечне, после военных действий 1995–1996 гг.).

Индусское право

 

В компаративистской литературе отношение к индусскому праву неоднозначное. Одни авторы склонны рассматривать индусское право как часть религиозно-традиционных систем, не выделяя его в отдельную правовую семью[90], или относя его к общему праву[91], другие – как вполне самостоятельную правовую систему – правовой круг[92], или как правовую семью[93], третьи – вообще не считают необходимым более детально рассматривать этот вопрос[94]. Однако все авторы отмечают определенное своеобразие индусского права.

Индусское право не следует отождествлять с позитивной правовой системой Индии, это – “право общины, которое в Индии и других странах Юго-Восточной Азии исповедует индуизм, то есть брахманизм”[95]. Современное индийское право, в отличие от индусского, включает правовые системы Индии (как федеративного государства в целом) и правовые системы индийских штатов.

Индусское право – древнейшая религиозно-философская и в то же время правовая система общины, исповедующей индуизм. Она сформировалась в глубокой древности (более двух тысяч лет назад) и, пройдя сложный путь исторического развития, сохраняет свое влияние на многие миллионы людей и по-прежнему регулирует целый пласт общественных отношений. Главной причиной подобной “живучести” индусского права является его связь с традиционными социальными институтами индийского общества (включая и индусские общины за пределами Индии). Благодаря этому индусское право на протяжении многих веков сохранило не только свою форму, но в определенной мере и содержание[96]. Его главной особенностью, как в случае с мусульманским правом, является неразрывная связь с религией: оно часть религии – индуизма с собственной сложной структурой и не имеющей аналогов ни в одной правовой системе, собственной системой понятий. Собственно и сам индуизм – это не только религия, это своеобразнейший феномен, система традиционно-религиозного регулирования, “охватывающая различные религиозные верования и обряды, философские и другие идеологические ценности, предполагающие определенный образ жизни, определенный общественный порядок, определенную социальную структуру”[97].

Основы индусского права содержатся в священных текстах Шурти (1500–600 гг. до н.э.) и в более поздних – Шастра. Шурти – тексты, включающие Ригведу (четыре Веды), веданги и Упанишады.

Таким образом, есть все основания полагать, что индийское национальное право сегодня тяготеет к общему праву, а национальная правовая система Индии входит в англо-американскую правовую семью. В настоящее время под индусским правом понимают личное право индусов, видоизмененное законами и обычаем. Как отрасль права оно непосредственно или косвенно применяется в Индии, Бирме, Сингапуре и в Восточной Африке (Кении, Уганде), где оно также изменено законодательством.

 

Темы pефеpатов

1. Соотношение типа пpава и пpавовой общности.

2. Славянская пpавовая общность и ее особенности.

3. Место pоссийского пpава в системе славянской общности.

4. Специфика соотношения фоpм пpава в pазличных видах пpавовых общностей.

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

Алексеев С.С. Теория права. Москва: 1995.

Алексеев С.С. Философия права. Москва:1999.

Бабаев В.К., Баранов В.М., Гойман В.И. Словарь категорий и понятий общей теории права. - Н.Новгород: 1992.

Барабашева Н.С., Венгеров А.Б. Право и распределение. - М.: 1988.

Баранов В.М., Сырых В.М., Рахманина Т.Н. Систематизация нормативно-правовых актов. - Н.Новгород: 1993.

Баранов В.М., Сальников В.П. Поисковые темы научных и учебных исследований по общей теории права: Организационно-методическое и справочно-библиографическое пособие для адъюнктов и слушателей. - СПб.: 1995.

Братко А.Г. Правоохранительная система: Вопросы теории. - М.: 1991.

Верховенство права. - М.: 1992.

Гражданское общество и правовое государство: Предпосылки формирования. - М.: 1991.

Давид Рене. Основные правовые системы современности. - М.: 1988.

Казьмин И.Ф. Общие проблемы права в условиях научно-технического прогресса. - М.: 1986.

Кожевников С.Н. Правовая активность граждан. - Н.Новгород: 1994.

Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. - СПб.: 1993.

Конституция, закон, подзаконный акт. - М.: 1994.

Концепции развития российского законодательства / Под ред. Л.А.Окунькова, Ю.А.Тихомирова, Ю.П.Орловского. - М.: 1994.

Лазарев В.В., Левченко И.П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел. - М.: 1989.

Лившиц Р.З. Теория права. - М.: 1994.

Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в общую теорию права и государства. Москава: 1998.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазарева. - М.: 1994.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазарева. - М.: 1996.

Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К.Бабаева. - Н.Новгород: 1993.

Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. - М.: 1996.

Развитие политической системы в современном мире. - М.: 1988.

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. - М.: 1993.

Соколов А.Н. Правовое государство: Идея, теория, практика. - Курск: 1994.

Спасов Б. Закон и его толкование. - М.: 1986.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. - Саратов: 1995.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.М.Корельский, В.Д.Перевалов. - Екатеринбург: 1996.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.К. Бабаев. Москва: 1999.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.М.Корельский, В.Д.Перевалов. - Екатеринбург: 1996.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Эзебеев. Москва: 2000.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: 1991.

Тихомиров Ю.А. Теория закона. - М.: 1982.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: 1993.

Явич Л.С. Сущность права. - Л.: 1985.

 

Дополнительная

 

О подготовке к изданию Свода законов РФ. Указ Президента РФ // Российская газета, 1995, 9 февраля.

Боботов С.В. Конституционная юстиция: Сравнительный анализ. - М.: 1994.

Гегель Г.В. Философия права. Пер. с нем. - М.: 1990.

Даньшина Л.И. Правоохранительные органы России. - М.: 1993.

Ершов В.В. Статус суда в правовом государстве. - М.: 1992.

Иванова З.Д. Законность - основа правоотношений в деятельности милиции. - М.: 1987.

Карбонье Ж. Юридическая социология. - М.: 1986.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: 1994.

Княгинин К.Н. Охранительные правоприменительные акты: Вопросы теории и технологии. - Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 1991.

Маликов М.К. Проблемы реализации права. - Иркутск: 1988.

Право и власть. - М.: 1990.

Прохоров В.С., Кропачев Н.М., Тарбагаев А.Н. Механизм уголовно-правового регулирования. - Красноярск: 1988.

Правовой механизм реализации положений федеративного договора: Сборник рекомендаций. - М.: 1993.

Правовое государство: Сб. зарубежных материалов. - М.: 1990.

Синюков В.Н. Российская правовая система. - Саратов: 1994.

Язык закона / Под ред. А.С.Пиголкина. - М.: 1990.

 



2015-12-07 800 Обсуждений (0)
Правовая семья мусульманского права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовая семья мусульманского права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (800)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)