Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ



2015-12-07 528 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Теория государства и права как наука.

 

Методические указания студентам:При подготовки к семинарскому занятию следует исходить из того, что каждая наука имеет свой объект и предмет исследования; представляет собой системное знание об определенной объективной действительности. Условно научные дисциплины классифицируется по разным основаниям. Юридические науки так же подразделяются на определенные блоки. Необходимо обратить внимание на понятие, содержание и структуру теории государства и права, которая является основополагающей для иных юридических наук. Анализируя многообразие методов исследования государственно-правовых явлений следует их классифицировать, уяснить сущность и особенность каждого метода.

Практическое задание:Определите общие и отличительные черты, особенности теории государства и права как науки и как учебной дисциплины.

 

Тема 2. Происхождение государства и права

 

Методические указания студентам: Терминологический минимум: власть, «военная демократия», государство, мононорма, мораль, неолитическая революция, общество, обычай, первобытное общество, племя, право, публичная власть, социальные нормы, табу.

Практические задания.1) На основе знаний из курсов истории и географии указать, какие государства существовали на территории современной России до создания Киевской Руси; какие территории испытывали на себе культурное, экономическое и политическое влияние сопредельных государств.

2)Назовите одну из теорий происхождения государства или права, которая кажется вам наиболее убедительной. Аргументируйте научность этой теории, назовите ее особенности, которые для вас оказались наиболее верными, доказанными, подтвержденными историческим ходом развития общества.

3) Сформулируйте свою позицию по отношению к причинам, приведшим к неолитической революции.

 

Тема 3. Понятие государства. Типы и формы государства

 

Методические указания:Терминологический минимум: «Государство», «государственная власть», «государственный суверенитет», «государственное управление», «клерикальное государство», «легальность», «легитимность», «либерализм», «народный суверенитет», «национальный суверенитет», «политика», «политическая власть», «светское государство», «сущность государства», «теократическое государство», «территория государства», «юрисдикция»,

Практическое задание:

В тетрадях начертить схему «Классификация монархий», «Классификация республик», «Классификация политический режимов».

Подготовить письменный аргументированный ответ на вопрос: «Чем обусловлена двухпалатная структура Федерального Собрания Российской Федерации?»

Отдельным студентам по заданию преподавателя подготовить доклады на темы: «Нетипичные формы правления в современных государствах»,«Особенности формы правления в РФ».

 

Повторить: материал темы 2 «Происхождение государства и права»

Занятие проводится в интерактивной форме путем проведения групповой дискуссии по вопросу об особенностях формы и типа российского государства на современном этапе.

 

Тема 4. Функции государства. Механизм государства

 

Методические указания студентам: Терминологический минимум: механизм государства, государственный аппарат, государственный орган, государственный служащий, должностное лицо, государственная служба, функции государства.

Следует определить понятие «механизм государства», сравнить с понятием «государственный аппарат», прокомментировать точки зрения на тождественность и различность данных понятий. Обратить внимание, что механизм государства с точки зрения его организации и деятельности основан на действии определенных принципов, назвать эти принципы, дать характеристику. Дать определение органа государства, раскрыть его признаки, дать классификацию, используя различные критерии. Подчеркнуть, что государственные органы образуют единую систему. Дать понятие государственной службы и ее характеристику.

Практическое задание:

Проанализировать главу первую Конституции РФ и определить - конституционные основы каких функций Российского государства здесь закреплены.

Подумать над соотношением понятий и содержания функции государства и функции права, что их объединяет, есть ли между ними связь?

Назовите основные, внутренние и внешние функции Российского государства и формы их осуществления.

Проанализируйте содержание Конституции РФ и определите какие принципы организации и деятельности госаппарата и в каких статьях в ней закреплены, как в Конституции определен статус местного самоуправления.

2) На основе Конституции РФ дайте юридическую характеристику российской модели разделения властей.

 

Тема 5. Гражданское общество и государство. Государство в политической системе общества

 

Терминологический минимум:

«Гражданское общество», «лобби», «лоббизм», «многопартийность», «общественное объединение», «парламентская оппозиция», «партийная фракция», «политическая оппозиция», «политическая организация общества», «политическая партия», «политическая система общества», «правящая партия», «профессиональный союз».

Методические указания студентам:Прежде всего необходимо дать понятие политической системы, назвать ее структурные элементы и дать их характеристику. Назвать критерии классификации и виды политических систем. Определить место и роль государства в политической системе общества, объяснив, почему оно является главным основополагающим элементом этой системы. Показать взаимодействие государства с иными институтами политической системе общества, обосновав причины и факторы, от которых это взаимодействие зависит. Назвать основные институты политической системы РФ. Дать определение понятия «гражданское общество», раскрыв его основные особенности, структуру, принципы. Обратить внимание на взаимосвязь гражданского общества и государства, их влияние друг на друга; определить проблемы становления гражданского общества в России.

Повторить: темы «Происхождение государства и права», «Право и государство. Право и другие социальные институты», «Типология государства», «Форма государства».

Практическое задание:

2) Аргументируйте современный вид и характеристику современной политической системы России.

3) В тетрадях начертите схему «Классификация политических партий», «Классификация общественных объединений».

4) Дайте письменный аргументированный ответ на вопрос: «Является ли церковь субъектом политической системы российского общества?».

5) По заданию преподавателя отдельным студентам подготовить сообщение на тему: «Взаимодействие государства с политическим партиями», «Взаимодействие государства с общественными объединениями», «Взаимодействие государства с некоммерческими организациями».

 

Тема 6. Правовое государство

 

Методические указания студентам:Терминологический минимум:«правовой закон», «правовое государство».

Тема завершает изучение курса теории государства и права, подводя итог проблемам взаимосвязанности человека, права, государства. Следует обратить внимание на возникновение и развития идеи правового государства с древних времен, назвав наиболее известных зарубежных и отечественных ученых, просветителей, в чьих работах формулировались идеи правовой государственности. Следует дать определение понятия «правовое государство», раскрыть взаимоотношения государства и права, назвать основные признаки правового государства, детально охарактеризовать каждый из них.

Дать определение понятия «социальное государство», назвать его характерные особенности, функции. Завершить изучение данной темы характеристикой моделей социального государства, сравнением его национальных моделей.

Повторить: темы«Происхождение государства и права», «Право и государство. Право и другие социальные институты», «Понятие государства. Функции государства», «Государство в политической системе общества».

Практическое задание: 1) Проанализируйте предпосылки построения правового государства и сформулируйте основные проблемы формирования правового государства в России.

2) Назовите основные признаки правового государства и подберите факты, свидетельствующие об их проявлении или нарушении в реальной политико-правовой жизни общества.

3) По заданию преподавателя отдельным студентам подготовить сообщение на тему: ««Россия - правовое государство» как программное положение Конституции РФ 1993 г.».

 

Тема 7. Правопонимание в юридической науке.

 

Методические указания студентам:. Терминологический минимум: право, объективное право, субъективное право, сущность права, функции права, принципы права.

При рассмотрении различных теории правопонимания, четко классифицировать их достоинства и недостатки.

Практическое задание: по заданию преподавателя написать в качестве домашней работы эссе на одно из изречений классиков правовой мысли, определяющих понятие, признаки и сущность права.

По заданию преподавателя отдельным студентам подготовить сообщение на тему: «Характеристика принципа «разрешено все, что не запрещено законом»

 

Тема 8. Понятие и социальная ценность права. Право в системе социальных норм

 

Методические указания студентам:повторить из предыдущих тем: отличительные признаки права; принципы права; функции права.

Следует дать понятие и отличие технических и социальных норм.

Практическое задание: 1) В нормативных актах по указанию преподавателя отыскать технические нормы, имеющие юридическую форму выражения.

2) Найдите в Конституции РФ правовые нормы с нравственным содержанием.

 

Тема 9. Нормы права

 

Методические указания студентам:повторить признаки права; функции права; взаимосвязь норм права и иных социальных норм.

Практическое задание: (Работа выполняется в виде домашнего задания). Проанализировать любой нормативный акт и подобрать примеры к видам норм права по различным основаниям (напр., по способу изложения, по характеру прав и обязанностей, по функциям и т.д.).

 

Тема 10. Правотворчество и нормативные правовые акты.

 

Методические указания:При подготовке к практическому занятию по данной теме студент должен обратить внимание на ряд понятий, дать их определение, раскрыть содержание, показать их связи с другими юридическими понятиями: правотворчество, правообразование, принципы правотворчества, субъекты правотворчества; законодательный процесс, стадии законодательного процесса. Обратить внимание на понятие систематизации нормативно-правовых актов, дать понятия «кодификация», «инкорпорация», «консолидация», «учет» нормативно- правовых актов; определить значение систематизации нормативно-правовых актов.

Необходимо при изучении теоретических вопросов плана рассмотреть положения нормативных актов, указанных в следующем списке:

Практическое задание: 1)Определите соотношение понятий «сборник нормативно-правовых актов» и «свод законов».

2) Какой вид систематизации нормативно-правовых актов является наиболее эффективным. Ответ аргументируйте.

 

Тема 11. Система права

 

Методические указания:Подготовку следуетначать с определения понятия «система права», при этом обратить внимание, что создаваемые и охраняемые государством правовые нормы представляют собой не простое множество, а согласованную целостную систему. Следует назвать основные структурные элементы системы права «норма права», «институт права», «отрасль права», а так же дать определения понятиям «субинститут права», «подотрасль права». Необходимо охарактеризовать предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли. Дать характеристику отдельных отраслей права, а так же обосновать деление права на публичное и частное, материальное и процессуальное, указать критерии, лежащие в основе такого разграничения. Обратить внимание на понятие и соотношение системы права и системы законодательства, которые соотносятся как содержание и формы права, назвать их общие и отличительные черты. Определить роль и место международного права в жизни общества, его соотношение с внутригосударственным.

Практическое задание:Определите соотношение понятий «система права», «правовая система», «правовая семья».

 

Тема 12. Реализация норм права. Правоприменение

 

Методические указания: Терминологический минимум: реализация права, исполнение, использование и соблюдение правовых норм, применение права, акт применения права, пробел в праве, аналогия права, аналогия закона, юридическая коллизия.

Повторить:принципы права, правотворчество, виды норм права, понятие и признаки нормативно-правовых актов.

Практическое задание: из Конституции РФ подобрать примеры норм к различным формам реализации права.

 

 

Тема 13. Толкование норм права

 

Методические указания:

При подготовке к практическому занятию по данной теме студент должен обратить внимание на понятие и сущность толкования права, его значение для правотворческой и правоприменительной деятельности. Назвать и раскрыть способы (приемы) толкования (грамматический, логический, системный, специально-юридический, исторический, функциональный и др.). Назвать виды токования по субъектам – официальное (аутентичное, делегированное/ нормативное, казуальное), не официальное (доктринальное, обыденное); по объему и содержанию (адекватное, расширительное, ограничительное). Дать понятие актам толкования права назвать их признаки, дать классификацию по различным основаниям, определить юридическую силу и значение этих актов.

Практическое задание: К какому виду юридического толкования относятся:

а) разъяснения адвоката клиенту по вопросам наследования;

б) комментарий научных работников по вопросу привлечения экспертов к судебным расследованиям;

в) разъяснение судебной коллегии Верховного Суда РФ по конкретному юридическому делу.

 

Тема 14. Правовые отношения

 

Методические указания: Терминологический минимум: правоотношение, субъективное право, юридическая обязанность, субъект права, субъект правоотношения, правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, правовой статус, объект правоотношения, юридический факт

Подумать над вопросами: какую роль играют правоотношения в жизни общества? Могут ли субъективные права и юридические обязанности существовать друг без друга?

Повторить:понятие и структуру норм права, функции права, систему права

Практическое задание: составить перечень правоотношений, опираясь на свой жизненный опыт, определить объект в каждом из них, указать юридические факты, определившие их возникновение. Из составленного перечня выбрать одно правоотношение и раскрыть его юридическое и фактическое содержание (по указанию преподавателя это задание может быть домашним).

Занятие проводится в интерактивной форме путем проведения ролевых игр с указанием субъектов правоотношений (продавец-покупатель, должник-кредитор и др.), их субъективных прав и обязанностей, объектов правоотношений.

 

Тема 15. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

 

Методические указания: Терминологический минимум: правовое поведение, правомерное поведение, правовая активность личности, правонарушение, состав правонарушения, злоупотребление правом, объективно противоправное деяние. Терминологический минимум: социальная ответственность, юридическая ответственность, принципы, функции, цели юридической ответственности.

 

Продумайте, в чем сходство и в чем отличие правонарушения и злоупотребления правом, правонарушения и объективно противоправного деяния? Обратить внимание на основания классификации и виды правонарушений, дать характеристику. Показать, назвать причины и условия правонарушений, определить средство и методы их предупреждения и устранения. Обратить внимание на отличие оснований прекращения юридической ответственности и обстоятельств, ее исключающих. Определить соотношение юридической ответственности и иных мер государственного принуждения, назвав общее и особенное этих понятий.

По заданию преподавателя отдельные студенты готовят сообщение на тему: «Правовая активность личности и предпосылки её действенности в современных условиях».

Исключите из предложенного перечня термины, нарушающие логический ряд: маргинальное поведение, конформистское поведение, привычное поведение, социально-активное поведение, правонарушение, злоупотребление правом, виновное деяние, общественно-опасное деяние.

В том же логическом ряду назовите термины, объединенные определенными основаниями.

Тема 16. Юридические документы и юридическая техника

 

Методические указания: Необходимо сформулировать определение понятия «юридическая техника», назвать и охарактеризовать ее основные элементы, виды, показать ее значение для правотворчества, систематизации законодательства, а так же для правоприменения. Учесть, что правила и приемы юридической техники весьма многообразны, выделить основные, дать их характеристику. Обратить внимание на отличие правил оформления юридических документов; назвать реквизиты этих документов, рассмотреть виды.

Практическое задание: 1)Найдите, определите в Конституции РФ основные правила юридической техники, использованные при ее оформлении и принятии.

2) Определите вид, реквизиты юридического документа, предложенного преподавателем.

 

Тема 17. Правовые системы современности

 

Методические указания студентам:Терминологический минимум:правовая система общества, правовая семья

При характеристике основных правовых систем необходимо дать их сравнительный анализ, продумать вопросы преемственности и обновления в праве. При рассмотрении вопросов темы необходимо четко уяснить соотношение понятий «система права» и «правовая система».

Практическое задание:Подготовить ответ на вопрос: Является ли Российская правовая система разновидностью романо-германской правовой системы?

 

Тема 18. Правосознание и правовая культура

 

Методические указания:

При подготовке к практическому занятию по данной теме студент должен обратить внимание на ряд понятий, дать их определение, раскрыть содержание, показать их связи с другими юридическими категориями: правосознание, его структура (правовая культура и правовая идеология), виды (индивидуальное, групповое, общественное/ эмпирическое, научное, профессиональное), функции (познавательная, оценочная, регулятивная); пути или способы формирования правосознания. Дать понятие правовой культуры раскрыть ее структуру (индивидуальная, групповая, общественная), функции; соотнести с культурой общества. Дать понятие правовой деформации, назвать ее формы (правовой нигилизм, правовой идеализм и др.). Показать роль правового воспитания в формировании правовой культуры и правосознания. Обратить внимание на роль юридического образования в формировании правосознания и правовой культуры, на его место в системе образования.

Практическое задание:1) Подберите из средств массовой информации материал о проблемах правосознания и правовой культуры общества.

2) Выделите основные задачи в области правового воспитания граждан РФ (в частности, студентов вашей группы) и возможные пути их решения.

 

Тема 19. Правовое регулирование

 

Методические указания:Необходимо дать понятие правового регулирования определить его предмет и пределы, а так же основные стадии правового регулирования, охарактеризовать их. Соотнести понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие», назвать общее и особенное этих понятий. Обратить внимание на понятие, признаки и виды правовых средств (норма права, нормативно-правовой акт, субъективное право, юридическая обязанность, юридический факт и др.). Раскрыть определение понятия «механизм правового регулирования», назвать его основные элементы, а так же методы, способы, типы правового регулирования (общедозволительный, разрешительный), привести примеры. Дать определение эффективности правового регулирования, назвать критерии этой эффективности и указать пути ее повышения.

Повторить:темы «норма права», «система права», «правотворчество», «правоотношение», «реализация права», «толкование права».

Практическое задание: Определите эффективность правового регулирования в современной России, назовите пути повышения, ответ аргументируйте.

 

Тема 20. Законность и правопорядок

 

Методические указания:

При подготовке к занятию обратить внимание на характеристику понятий «законность», «правопорядок», «общественный порядок». Обратить внимание на понимание законности как принципа, как метода государственного управления, как режима. Назвать основные черты правопорядка, определить соотношение с общественным порядком и дисциплиной. Назвать гарантии законности и правопорядка (социальные и правовые), а так же пути укрепления законности и правопорядка.

Практическое задание: 1) Соотнесите следующие понятия: «законность», «правопорядок», «общественный порядок», «социальные нормы», «нормы права».

2) Проанализируйте состояние законности в современной России.

 

 



2015-12-07 528 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (528)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)