Перспективы развития легкой промышленности
Для развития легкой промышленности в республике сложились в целом благоприятные условия: наличие собственного сырья, обеспеченность квалифицированными кадрами, ёмкий рынок на продукцию как в самой республике, так и за ее пределами. Перспективы развития легкой промышленности определяются рядом факторов: жесткие условия конкурентной борьбы на внутреннем рынке отечественных и зарубежных товаропроизводителей; наличие ограничительных квот на экспорт продукции белорусских предприятий в страны Европейского Союза. В мировой легкой промышленности очень большую роль по-прежнему играет дешевизна труда и наличие больших резервов малоквалифицированной рабочей силы. В промышленно развитых странах пока еще сохраняются «дорогие» производства — трикотажа, ковров, меховых изделий; ведущую роль сохраняют «дома высокой моды». Легкая промышленность входит в состав ведущих мировых отраслей. На ее долю приходится 5,7% мирового промышленного производства, более 14% занятых. Производство тканей и одежды – важный источник дохода и занятости многих стран, в том числе развивающихся. Отрасль характеризуется постоянным ростом, обусловленным ростом населения Земли и повышением его благосостояния. Так, за последние 15 лет потребление тканей и одежды выросло в странах ЕС на 90,5%, в США – на 99,3%, в Японии – на 220%. В развивающихся странах (Китай, Турция, Индия и другие) легкая промышленность объявлена в качестве приоритетной для развития национальной экономики. В большинстве из них разработаны программы поддержки отраслей легкой промышленности, включающие в себя меры государственной поддержки производителей, направленные на: 1) налоговое и таможенное регулирование. Так, в Китае производителям продукции легкой промышленности устанавливается льготный режим налогообложения. В Турции ввозимое для отрасли оборудование не облагается пошлинами и НДС. В специальной экономической зоне «Онтустик» Республики Казахстан предполагается полностью освободить от корпоративного подоходного налога организации текстильной и швейной отраслей в рамках инвестиционных проектов по созданию новых производств; 2) прямую государственную поддержку предприятий-экспортеров. В Турции экспортерам предоставляются целевые льготные кредиты, полный или частичный возврат налогов, включенных в стоимость экспортной продукции, частичная компенсация расходов на научные разработки (исследования) по повышению качества экспортных изделий, страхование экспортных операций и так далее; 3) создание инфраструктуры бизнеса. В этом отношении интересен опыт Китая, провинции и города которого специализируются на выпуске определенных видов изделий (ткани, трикотаж, чулочно-носочные изделия, одежда для женщин и др.). Для поддержки и повышения конкурентоспособности продукции, создания инновационной основы развития отрасли власти провинций содействуют формированию на своих территориях инфраструктуры бизнеса – технопарков, включающих в себя центры проверки качества, сервисные, учебные, информационные, логистические центры и центры автоматизированного проектирования моделей, научно-исследовательских институтов по изучению свойств тканей; 4) обновление оборудования и технологий. В Индии действует Программа обновления технологий для текстильной и джутовой промышленности. Особенностью схемы является 5-процентная компенсация кредитной организации, выдавшей средства предприятиям на обновление технологий. Проценты по закупке машин, сделанных на низком технологическом уровне, не возмещаются. Выделяются концессионные ссуды на обновление оборудования и технологии. Государственная поддержка предприятий отрасли позволила развивающимся странам: 1) занять лидирующие места в мировом экспорте продукции легкой промышленности. Ведущими мировыми производителями текстильной продукции являются Китай (10% мирового экспорта текстиля), Гонконг, Германия и Италия (по 8%); швейной продукции – Китай (17%), Гонконг (12%), Италия (7%), Турция, Мексика, США и Германия (по 7%); 2) обновить основное оборудование в короткие сроки. За последние 10 лет Китай и Турция полностью обновили имеющийся парк ткацких станков, в России уровень обновления составил 1,5%; 3) повысить качество производимой продукции. Бурное развитие производств легкой промышленности в развивающихся странах при значительной государственной поддержке оказало влияние на перераспределение производительных сил отрасли. Центр производства сместился из стран Западной Европы и США в страны с меньшей стоимостью рабочей силы: Юго-Восточную и Среднюю Азию, Южную Америку. Производство высокоразвитых стран сконцентрировалось на выпуске технически сложного и специального текстиля (включая последние разработки в этой области – «умный» текстиль), крашении и заключительных отделках тканей, произведенных в других странах, и производстве остромодной продукции высокого класса. Среди других тенденций развития мировой легкой промышленности: 1) увеличение и расширение использования химических волокон и нитей в товарах народного потребления, прежде всего, синтетических полиэфирных волокон. В настоящее время доля товаров народного потребления с использованием химволокон в мире составляет 60% общего объема потребления. По прогнозам, к 2010 году она увеличится до 80%; 2) повышение роли и доли трикотажа и нетканых материалов; 3) переход от узкого ткачества к широкому (до 2-3 метров) и постоянное наращивание этой тенденции; 4) универсализация текстильных фабрик по видам продукции, что позволяет им успешно приспосабливаться к тенденциям спроса и моды; 5) размывание границ между производствами и по виду волокон (хлопчатобумажные, шелковые, льняные, шерстяные); 6) создание суперсовременных тканей и трикотажных полотен с заранее заданными свойствами за счет использования волокон малых линейных плотностей; 7) разукрупнение предприятий и преобладание в структуре производства небольших предприятий с численностью до 300 человек, способных быстро реагировать на запросы рынка; 8) объединение предприятий отрасли в холдинги с замкнутым производственным циклом, ассоциации и союзы, вырабатывающие единые подходы в решении отраслевых проблем; 9) ориентация швейной индустрии на вкусы и потребности конкретных слоев населения, возраст потребителей, климатические условия и др.; 10) развитие обеспечивающих отраслей промышленности, производящих высококачественные красители, текстильно-вспомогательные вещества и технологическое оборудование. В легкой промышленности Беларуси за 2005 г обновление ассортимента в отрасли составило 40%. Предприятиями отрасли в наше стране предусмотрено создание и освоение технологий получения многих видов пряж с целью максимального использования отечественного льняного сырья; текстильных и трикотажных материалов с использованием новых химических волокон и нитей, модификации вискозных и много филаментных полиэфирных нитей с учетом направлений моды; разработка и внедрение технологии производства обуви с вытяжными союзками. Функционирует около 200 предприятий текстильной промышленности, которые производят ткани, пряжу, гардинно-тюлевые изделия. В перспективе для замещения импортных волокон хлопка и шерсти продолжится работа по внедрению технологии производства текстильных и трикотажных материалов на основе нового текстильного сырья с улучшенными гигиеническими свойствами. Приоритеты в развитии легкой промышленности отдаются предприятиям, имеющим возможность в короткий срок улучшить качество продукции по всей технологической цепочке до выпуска конечной продукции. Особое внимание уделяется развитию РУПТП «Оршанский льнокомбинат», РУП «Кобринская прядильно-ткацкая фабрика «Ручайка»», ОАО «Полесье», ОАО «Витебские ковры».Планируется провести комплекс мероприятий по техническому, технологическому, организационному и информационному развитию предприятий. Особое внимание уделяется модернизации производства, развитию маркетинговой деятельности и рекламы, реструктуризации и созданию совместных производств. Главной проблемой развития торговли со странами Западной Европы является наличие квот на поставки белорусского текстиля, хотя они традиционно пользуются спросом в странах Европейского Союза.
5.Заключение Если бы наряду с понятием "продовольственная безопасность" существовали такие, как "текстильная" и "обувная" безопасность, Беларусь наверняка бы имела по этим показателям весьма достойную позицию. Сегодня ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения способность белорусских производителей не только добротно экипировать жителей республики с головы до ног, но еще и на экспорт поставить многочисленные изделия легкой промышленности. Немалых усилий стоило белорусским производителям устоять в конкурентной борьбе, не потеряться среди вала аналогичных товаров, хлынувших в республику: от эксклюзивных образцов лучших западных фирм до китайских и турецких изделий Что же в таких условиях спасло белорусского производителя? Пожалуй, традиционная приверженность высокому качеству изделий и традиционная ориентация на массового "среднего" покупателя. Легкая промышленность осталась верна своему потребителю, он отплатил ей тем же. Каждый может ощутить это на себе: заходя в магазин и сравнивая потребительские свойства вещи с ее ценой, мы все чаще останавливаем свой выбор на белорусских товарах. Однако для развития легкой промышленности, необходим поиск партнеров в мире. В Беларуси нет сырьевых источников. Возможен вариант создания совместных предприятий со странами, производящими хлопок, а с точки зрения сбыта - с крупными международными торговыми сетями. Необходимо создавать новую продукцию, находить новые рынки сбыта. Чем гибче будут вести себя предприятие этой отрасли, тем лучше они будут себя чувствовать. Необходимо направить средства на создание новых технологий, повышение квалификаций. Необходимо искать новые рынки и сконцентрироваться на будущем.
6.Литература 1. http://belstat.gov.by/ Национальный статистический комитет Республики Беларусь(официальный сайт). 2. Жариков В. В., Белова С. Е., Туркин В. Г., Попова Е. Б., Жариков Р. В., Дмитриева Е. И. Теория и методология эффективного развития промышленных предприятий в конкурентных условиях: Монография. М.: Изд-во Машиностроение-1, 2002 г. 3. http://bredosaita.ru/ekonbel/ Экономика Беларуси. 4. http://tdibp.by.ru Торговые и деловые известия белорусских предпринимателей. 5. Промышленность Республики Беларусь. Мн, 2006. С, 142; Мн. 2008. С 129.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8073)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |