Устаревшие слова (историзмы и архаизмы)
Слова, переставшие активно использоваться в языке, исчезают из него не сразу. Какое-то время они еще понятны говорящим на данном языке, известны по художественной литературе, хотя повседневная речевая практика уже не испытывает в них потребности. В зависимости от причин, по которым то или иное слово относится к разряду устаревших, выделяются историзмы и архаизмы. Историзмы– это слова, вышедшие из употребления потому, что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали. Историзмы не имеют синонимов, так как это единственное обозначение исчезнувшего понятия и стоящего за ним предмета или явления. Историзмы представляют собой достаточно разнообразные тематические группы слов: 1) Названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кокошник, жупан, шушун и др.; 2) Названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна и др.; 3) Названия титулов: боярин, дворянин, царь, граф, князь, герцог и др.; 4) Названия должностных лиц: городовой, наместник, приказчик, урядник и др.; 5) Названия оружия: пищаль, шестопер, единорог (пушка) и др.; 6) Административные названия: волость, уезд, околоток и др. У многозначных слов историзмом может стать одно из значений. Например, слово люди имеет следующие значения: 1) Множественное число существительного человек; 2) Другие, посторонние кому-либо лица; 3) Лица, используемые в каком-либо деле, кадры; 4) Прислуга, работник в барском доме. Слово люди в первых трех значениях входит в активный словарь. Четвертое значение у данного слова устарело, поэтому перед нами семантический историзм, образующий лексему людская в значении «комната, в которой живет прислуга». Архаизмы (от греч. archaios – древний) – устарелые названия актуальных понятий, у которых есть другие, современные названия (чело – лоб, комедиант – актер, ведать – знать, град – город). Архаизмы– это слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время; по различным (в первую очередь – экстралингвистическим) причинам архаизмы были вытеснены из активного употребления другими словами. Следовательно, архаизмы имеют синонимы в современном русском языке, например: Ветрило (сущ.) – парус; Психея (сущ.) – душа; Заморский (прил.) – иностранный; Кои (местоимение) – который; Сей (местоимение) – этот; Поелику (союз) – потому что и др. В зависимости от того, устаревает ли все слово, значение слова, фонетическое оформление слова или отдельная словообразующая морфема, архаизмы делятся на несколько групп: 1) лексические архаизмы – это слова, целиком вышедшие из употребления и перешедшие в пассивный словарный запас: льзя – можно, сей – этот ланиты – щеки, всуе – напрасно, пиит – поэт; отроковица – подросток, тать – вор и др. 2) лексико-семантические архаизмы – это слова, сохранившееся в современном языке, но употребляемое в устаревшем значении: живот – «жизнь», истукан – «статуя», негодяй – «негодный к воинской службе», пристанище – «порт, пристань» и др. 3) лексико-фонетические архаизмы – это слова, у которых в результате исторического развития изменилось звуковое оформление (звуковая оболочка), однако значение слова сохранилось полностью: зерцало – зеркало, ироизм – героизм, осьмнадцать – восемнадцать, пашпорт – паспорт, штиль – стиль (поэтический)и др. 4) акцентологические архаизмы – то есть слова, у которых изменилось ударение (от лат. аccentum – выделение, ударение): музы 'ка – му 'зыка,; суффи 'кс – су 'ффикс, филосо 'ф – фило 'соф и др. 5) лексико-словообразовательные архаизмы – это слова, у которых устарели отдельные морфемы или словообразовательная модель: дол – долина; дружество – дружба; пастырь – пастух; рыбарь – рыбак; фантазм – фантазия и др. Архаизация слов не связана с их происхождением. Устаревать могут следующие типы слов: 1) исконно русские слова: изгой, льзя, ендова и др.; 2) старославянизмы: глад, един, зело, хлад, чадо и др. 3) заимствованные слова: сатисфакция – удовлетворение (о дуэли); сикурс – помощь и др. Роль устаревших слов в русском языке разнообразна. Историзмы в специальной научной литературе используются для наиболее точного описания эпохи. В произведениях художественной литературы на исторические темы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Архаизмы могут быть использованы для создания торжественности стиля, что особенно характерно для поэзии конца XVIII – начала XIX веков. Примерами могут служить произведения А.Н. Радищева, Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и др. Архаизмы могут также использоваться для создания комического и сатирического эффектов.
Неологизмы
Словарный состав языка постоянно пополняется новыми словами. Новые слова (неологизмы)появляются в языке, чтобы обозначить какое-либо новое явление, понятие, предмет. Неологизм (от греч. neos – новый + logos – слово, понятие) – слово или оборот речи, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия. Примерами неологизмов нашего времени могут служить следующие слова: Интерфакс – информационное агентство; Приватизация – распределение собственности; Эксклюзив – исключительное событие (интервью); СНГ – содружество независимых государств; Ратификация – принятие, одобрение (о договоре); Плюрализм – множественность (мнений, точек зрения); Альтернатива – возможность выбора; Референдум – обсуждение и др. Появление неологизмов считается вполне закономерным процессом. Их появление обусловлено рядом причин, а именно: 1) появление новых реалий, требующих наименований: транзистор, кинескоп, бартер и т.п. 2) стремление найти более экспрессивную форму для обозначения уже существующего и названного явления: мастер – мастерюга, быстро – по-быстрому, закуска – закусон; 3) нахождение нового признака у названного уже понятия: ракета – летательный аппарат; 4) стремление назвать одним словом то, что ранее определялось словосочетанием: бегун на короткие дистанции – спринтер, хорошее обслуживание – сервис. Новые слова появляются следующими способами: 1) образование по моделям, уже существующим в языке, из существующих в языке элементов: автолавка, аэросани, микрорайон и др. 2) заимствуются из другого языка в процессе межгосударственных и межнациональных контактов (в первую очередь это спортивные и политические термины): аутсайдер, дриблинг (ведение мяча в баскетболе), стоппер (защитник ворот) и др.; 3) происходят семантические преобразования и появляются новые значения слов, которые являются результатом употребления слова в переносном значении, что приводит к дальнейшему развитию многозначно сти и расширению сферы использования слова. Например: курс – «генеральная линия, основное направление в деятельности государства» (взят курс на перестройку); палитра – «разнообразие, разнообразное проявление чего-либо (палитра чувств). Первые две группы неологизмов называются собственно лексическими,последняя группа – семантическиминеологизмами. От языковых неологизмов необходимо отличать неологизмы контекстуальные, или индивидуально-авторские. Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы)–это слова, которые образуются художниками слова, публицистами, поэтами с целью усиления экспрессивности текста. В отличии от языковых неологизмов окказионализмы выполняют не номинативную (назывную), а экспрессивную функцию. Окказионализмы сравнительно редко переходят в литературный язык и получают общенародное употребление. Как и языковые неологизмы, окказионализмы образуются по законам языка, по установленным словообразовательным моделям из морфем, имеющихся в языке, поэтому даже вне контекста они понятны, например: многоэтажиться, грамадъё, чемберленитъ, званный, шишкоперый, вождизм, безоружье, благоглупость, пассажирство.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2654)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |