Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фразеология как наука и как состав фразеологизмов



2015-12-07 207 Обсуждений (0)
Фразеология как наука и как состав фразеологизмов 0.00 из 5.00 0 оценок




Время: 4 часа.

1. Фразеология как наука, предмет ее изучения.

2. Как соотносятся в современной науке понятия «устойчивое сочетание» и «фразеологизм»? Какие группы устойчивых единиц оценивают неодинаково: одни ученые – как фразеологизмы, другие – как нефразеологизмы?

3. Фразеологизм, его признаки. В чем сходство и различие фразеологизма и слова? В чем сходство и различие фразеологизма и переменного (свободного) словосочетания?

4. Различные классификации фразеологических единиц:

a) классификация академика В.В. Виноградова с точки зрения семантической слитности (охарактеризуйте все типы фразеологических единиц с этой точки зрения);

b) классификация фразеологических единиц по составу компонентов;

c) классификация фразеологических единиц по структуре;

d) классификация фразеологических единиц по функции и лексико-грамматическим свойствам.

5. Стилевая отнесенность фразеологизмов и их эмоциональная характеристика.

6. Фразеологические единицы русского языка по происхождению и по сфере их первоначального бытования.

7. Системные отношения во фразеологии.

8. Источники фразеологии.

9. Роль фразеологизмов в языке и речи. Использование фразеологических единиц в художественной речи. Типы трансформаций фразеологических единиц в художественных произведениях.

10. Фиксация фразеологизмов в словарях.

 

Литература и задания:

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис-пресс, 2002. С. 113–128.

2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 1999. С. 110–125.

3. Охарактеризуйте фразеологизмы по разным основаниям: сесть в лужу, гонять лодыря, возвести на пьедестал, ничтоже сумняшеся, ходить на задних лапках, ни кожи ни рожи, верста коломенская, бить баклуши.

4. Подберите синонимический ряд к следующим фразеологизмам: нужен как собаке пятая нога, бить баклуши, от горшка два вершка, дать дуба, глуп как пробка, с головой.

5. Проанализируйте фразеологические единицы по структуре, функции и лексико-грамматическим свойствам, сгруппируйте их по указанным признакам и заполните таблицу: соль земли, свой в доску, святая святых, читать между строк, не за страх, а за совесть, рука бита у кого, стар да мал, из искры возгорится пламя, указать на дверь, этого еще не хватало, не лыком шит, след простыл, до нитки.

 

Характеристика фразеологизмов по структуре, функции и лексико-грамматическим свойствам

По структуре равные предложению По структуре равные словосочетанию или сочетанию слов Любая структура
По функции  
Коммуникативные Номинативные Номинативные  
Субстантивные Адъективные Адвербиальные Глагольные Междометные
             

 

6. Как вы думаете, о чем может идти речь в тексте, озаглавленном «Из рук вон»? Напишите текст в любом жанре, выбрав один из предложенных заголовков:

1) На седьмом небе.

2) Душа нараспашку.

3) Мастер на все руки.

4) От чистого сердца.

5) Стреляный воробей.

6) Бабушка надвое сказала.

7) Козел отпущения.

8) Яблоко раздора.

 

Практическое занятие № 9–10.

Лексикография

Время: 4 часа.

1. Лексикография как наука.

2. Основные типы словарей.

3. Каким образом лингвистические словари отражают связи слов?

4. Толковые словари.

5. Фразеологические словари.

6. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и словари новых слов.

7. Словари сочетаемости, грамматические словари и словари правильностей (трудностей).

8. Исторические и этимологические словари.

9. Словообразовательные, диалектные, частотные и обратные словари.

10. Орфографические и орфоэпические словари.

11. Ономастические словари.

12. Словари иностранных слов.

13. Словари языка писателей и словари эпитетов.

14. Словари сокращений и словари лингвистических терминов.

 

Литература и задания:

1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 1999. С. 128–137.

2. К занятию познакомиться с различными типами словарей. Выписать из словарей образцы словарных статей.

 

Вопросы к зачету

1. Содержание и объем понятия «современный русский литературный язык». Русский литературный язык как нормированная форма национального языка. Место русского языка среди славянских языков.

2. Язык как система. Признаки системы.

3. Дифференциация общенародного современного русского языка.

4. Лексикология как наука. Проблемы лексикологии. Разделы лексикологии.

5. Понятие о лексико-фразеологической системе.

6. Понятие о слове. Признаки слова. Отличие слова от других единиц языка.

7. Слово в языке и речи. Знаменательные и служебные слова.

8. Структура лексического значения. Понятие и значение слова. Предметная (денотативная) отнесенность слова.

9. Типы лексических значений.

10. Прямое и переносное значение слова. Однозначные и многозначные слова.

11. Производные значения слов и их виды. Переносное значение и переносное употребление.

12. Системные отношения в лексике. Понятие о семантических полях и группах.

13. Синонимия. Типы синонимов.

14. Антонимия. Типы антонимов.

15. Паронимы и омонимы. Типы омонимов. Пути возникновения омонимов.

16. Ономасиология и этимология как разделы лексикологии. Народная этимология.

17. Понятие «внутренней формы слова». Мотивированные и немотивированные слова.

18. Лексика современного русского языка по ее происхождению. Формирование словарного состава русского языка.

19. Исконная лексика русского языка.

20. Заимствованная лексика. Старославянизмы в русском языке. Лексические кальки и полукальки.

21. Лексика с точки зрения сферы ее употребления.

22. Диалектная лексика. Жаргонная лексика и арготизмы.

23. Профессиональная лексика. Терминологическая лексика.

24. Понятие о пассивном и активном составе словаря. Неологизмы, их типы.

25. Устаревшие слова: историзмы и архаизмы. Их типы.

26. Стилистическая окраска слова. Функционально-стилевая закрепленность слов.

27. Понятие о функциональном стиле. Функциональные стили современного русского литературного языка.

28. Эмоционально-экспрессивная окраска слов.

29. Понятие о фразеологии и фразеологизме. Признаки фразеологических единиц.

30. Системные отношения во фразеологии.

31. Типы фразеологических единиц с точки зрения семантической слитности.

32. Типы фразеологических единиц по структуре и по лексико-грамматической характеристике.

33. Употребление фразеологических единиц в художественной речи. Типы преобразований фразеологических единиц в художественном и публицистическом текстах. Роль фразеологических единиц в речи.

34. Лексикография. Типы словарей.

35. Содержание и построение словарных статей в различных словарях.

 



2015-12-07 207 Обсуждений (0)
Фразеология как наука и как состав фразеологизмов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фразеология как наука и как состав фразеологизмов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)