Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные приемы постановки свистящих и шипящих звуков



2015-12-07 6413 Обсуждений (0)
Основные приемы постановки свистящих и шипящих звуков 0.00 из 5.00 0 оценок




Опорные звуки

Звуки, произношение которых нарушается Опорные
Звуки, сходные по месту образования Звуки, одинаковые по способу образования
[с] - [ф]
[ш] [т], [р] [с]
[р] [ж], [д] -
[л] * [д] -
[к] - [т]
[г] - [д]
[х] - [с]
[ j] - [з']

 

Примечание. Также для [л] опорным является гласный звук [ы], который обеспечивает подъем средне-задней части языка к нёбу. Для [р] опорным звуком также является звук [з], который способствует формированию сильной воздушной струи, направленной по центру языка, и мелкой вибрации кончика языка. В качестве опорного звука для постановки [с] наряду с [ф] успешно используется гласный [и], который вырабатывает зазубное положение языка, характерное для правильной артикуляции свистящих звуков.

Семинарское занятие № 2

НАРУШЕНИЯ ЗВУК0ПР0ИЗН0ШЕНИЯ

План

1. Физиологические и патологические нарушения звукопроизношения.

2. Характеристика нарушений произношения звуков:

§ распространенность и частотность нарушений звукопроизношения;

§ виды нарушений звукопроизношения по количеству дефектных звуков;

§ формы и уровни.

3. Лингвистическая характеристика недостатков звукопроизношения.

Методические указания и дополнительный материал

Цель работы над темой — знакомство с возможными нарушениями звукопроизношения, их характеристиками в зависимости от вида, формы и структуры дефекта.

Готовясь к ответу по первому пункту плана, обратите внимание на то, что неправильное звукопроизношение является одним из самых распространенных проявлений речевой патологии. Дефекты звукопроизношения могут являться как самостоятельными дефектами речи, так и частью других, более сложных речевых нарушений (дизартрии, алалии и др.).

Патологические нарушения следует отделять от временных (физиологических) нарушений произношения звуков, обусловленных недостаточной сформированностью фонематического слуха или артикуляционного аппарата.

При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни. Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей. Нарушения звукопроизношения требуют специальной логопедической помощи ребенку, и от ее своевременности будет зависеть успешная подготовка его к обучению в школе (Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева).

При характеристике нарушений произношения звуков следует отметить, что неправильно произносить ребенок может любой звук. Чаще всего это относится к группам: свистящих — 22 %, шипящих — 24 %, [р] — 26 %, [л] — 10 %, звонких — 4,5 %, заднеязычных — 1 % (по данным М.А. Александровской). Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Дефекты озвончения, смягчения, йотации и задненёбных звуков наблюдаются значительно реже.

Дефекты искажения таких простых звуков, как [м], [н], [т], [п], и особенно гласных, наблюдаются очень редко (например, при снижении слуха).

Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее будут дефекты произношения. Так, звук [т] может или смягчаться или заменяться звуками [п] или [к], а вариантов нарушения произношения звука [р] насчитывается свыше 20.

Если у детей нарушается только одна группа звуков, например только шипящие или только сонорные, то такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.

Если у детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например свистящие, сонорные и шипящие, то такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное (схема 2.1).

Схема 2.1

 

 

Формы нарушения звуков

1. Отсутствие звука обусловлено несформированностью правильного артикуляционного уклада. Ребенок не может произнести звук изолированно и, соответственно, пропускает его в употребляемых языковых единицах (слогах, словах, предложениях и т.д.). Например, абота (работа), одна (лодка). 2. Искажение звука, т.е. звук не исключается из слова, а получает собственное, аномальное звучание, не характерное для фонетической системы родного языка. Например:

Причиной искаженного произношения звуков, как и их отсутствия, является недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики. Подобные дефекты являются фонетическими, или моторными.

3. Замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе родного языка. Например, лыба (рыба), дада (дядя) — схема 2.2.

Схема 2.2

 

Замена одного звука другим объясняется недостаточной сформированностью как артикуляционной моторики (в результате чего с правильной артикуляцией данного звука ребенок не справляется), так и несовершенством фонематического слуха (в результате чего данный звук заменяется другим, отличающимся по артикуляционным или акустическим признакам). Поэтому замены по структуре являются фонетико-фонематическими нарушениями.

В логопедии выделены 3 уровня неправильного звукопроизношения:

1-й уровень: полное неумение произнести звук или всю группу звуков;

2-й уровень: неправильное произношение звуков в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их изолированно или в отдельных словах;

3-й уровень: недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить их изолированно.

Большинство авторов (Ф.А. Pay, M.E. Хватцев, О.В. Правдина и др.) рассматривают смешение как уровень неправильного произношения, который характеризуется тем, что ребенок может правильно произносить звук изолированно, в слогах, словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другими, артикуляторно или акустически близкими звуками. Другие авторы считают смешение формой нарушения звукопроизношения, имеющей фонематический (фонологический) характер (Ф.Ф. Pay, P.E. Левина, В.И. Селиверстов и др.). Достаточно обоснованной является и такая точка зрения, согласно которой при рассмотрении смешения необходимо учитывать, на какой стадии работы с ребенком логопед обнаружил данное явление. Если смешение выявлено в ходе первичного обследования, то оно может быть рассмотрено как форма нарушения звукопроизношения с логопедическим заключением «Фонематическое недоразвитие». В случае когда смешение начинает проявляться в конце этапа автоматизации звука, данное явление следует рассматривать как 3-й уровень неправильного звукопроизношения. Раскрывая лингвистическую характеристику недостатков звукопроизношения, обратите внимание на то, что нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:

§ фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом — от названия греческой буквы «сигма», обозначающей звук [с], а фонетико-фонематические нарушения в этих группах (например, замены шипящих звуков свистящими и др.) — парасигматизмом;

§ фонетические нарушения звуков [л] и [л'] называются ламбдацизмом, а фонетико-фонематические — параламбдацизмом (от названия греческой буквы «ламбда», обозначающей звук [л]);

§ фонетические нарушения звуков [р] и [р'] называются ротацизмом, а фонематические — параротацизмом (от названия греческой буквы «ро», обозначающей звук [р]);

§ фонетические нарушения звука [й] называются йотацизмом, а фонетико-фонематические — парайотацизмом (от названия греческой буквы «йота», обозначаю щей звук [j]);

§ фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмом, гаммацизмом, хитизмом, а фонетико-фонематические — паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитизмом (от названия греческих букв «кап па», обозначающей звук [к], «гамма» — [г], «хи>> — [х]).

Нарушения групп звонких и мягких согласных звуков специальных терминов не имеют. Их называют дефектами:

§ озвончения и оглушения;

§ смягчения и твердости согласных звуков. Значительно реже наблюдается неправильное произношение других звуков. Каждый вид имеет несколько разновидностей (например, сигматизм может быть межзубным, боковым, носовым и др.; парасигматизм — призубным, шипящим и др.). Семинарское занятие № 3

ДИСЛАЛИЯ

План

1. Определение дислалии и ее формы. История развития учения о дислалии.

2. Структура дефекта при дислалии.

3. Функциональная дислалия.

4. Механическая (органическая) дислалия.

Методические рекомендации и дополнительный материал

При ответе на первый пункт плана дайте определение дислалии, перечислите ее формы, приведите сведения о распространенности данного дефекта.

Прежде чем приступать к анализу истории развития учения о дислалии, ознакомьтесь со следующими статьями:

§ Гриншпун Б.М. Дислалия// Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1995. — С. 66-68.

§ Куссмаулъ А. Косноязычие и лепетание// Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997. Т. 1. — С. 8-13.

§ Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристи ка дислалии и дизартрии// Там же. — С. 22-29.

§ Мелехова Л.В. Дифференциация дислалии// Там же. — С.29-33.

§ Токарева ОА. Функциональные дислалии// Там же. — С.76-84.

Раскрывая понятие «функциональная дислалия», обратите внимание, что при данной форме дислалии не наблюдается патологии в строении артикуляционного аппарата, но, несмотря на это, отмечается нарушение его функционирования. Важно также отметить, что внутри функциональной дислалии выделяют моторную и сенсорную формы.

Причинами сенсорной функциональной дислалии являются функциональные нарушения в центральном отделе речеслухового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации акустически и артикуляторно близких звуков (звонких — глухих, мягких — твердых, шипящих — свистящих и др.). В этих условиях ребенок допускает полную замену одного звука речи другим. Эта форма нарушений звукопроизношения, носящая фонематический характер, в дальнейшем обычно сопровождается однотипными буквенными заменами на письме. Моторная функциональная дислалия вызывается функциональными нарушениями в центральном отделе речедвигательного анализатора, что обусловливает неловкость и недифференцированность движений губ и языка ребенка и приводит к неточности артикулирования звуков и «приблизительности» их звучания. Однако замены одного звука речи другим при этом обычно не наблюдается.

При одновременном наличии у ребенка как моторной, так и сенсорной формы функциональной дислалии наблюдаются случаи смешанной — сенсомоторной дислалии, когда одни звуки ребенок произносит искаженно, а другие заменяет артикуляторно или акустически близкими.

Однако причиной функциональной дислалии в ряде случаев может быть «чистое подражание», которое обусловлено неблагоприятным социальным окружением ребенка с абсолютно нормальным речевым аппаратом.

Переходя к четвертому пункту плана, дайте определение понятия «механическая дислалия», раскройте ее механизмы; проанализируйте, в чем основные отличия механической дислалии от функциональной. Перечислите, какие конкретно отклонения от нормы в строении челюстей, зубов и языка могут лежать в основе этой формы дислалии.

При этом важно учитывать, что нарушения звукопроизношения при механической дислалии имеют некоторые особенности.

При этой форме дислалии одновременно страдают целые группы звуков, имеющих общие моменты в артикуляции. На пример, межзубное произношение сразу всех переднеязычных звуков [с], [з], [ц], [щ], [ж], [ч], [ш], [т], [д], [н], [л] у ребенка с открытым передним прикусом обусловлено невозможностью удерживать кончик языка за передними зубами.

Дефекты звукопроизношения при механической дислалии выражаются главным образом в искаженном произношении звуков, а не в заменах их другими звуками. Это объясняется тем, что при различении звуков на слух ребенок стремится произнести именно нужный звук, не допустив его замены другим звуком, но из-за дефектов в строении артикуляционно го аппарата звучание получается искаженным (например, [р] произносится одноударно, но не заменяется другим звуком). Возможно, что вследствии неправильного артикулирования звуков и постоянного в связи с этим восприятия на слух неверного их звучания при механической дислалии вторично может страдать и слуховая дифференциация звуков (неумение отличить нормальное звучание [р] от одноударного). Семинарское занятие № 4

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

План

1. Обзор методических пособий по обследованию звукопроизношения.

2. Этапы логопедического обследования ребенка.

3. Структура речевой карты и требования к ее заполнению.

Методические указания и дополнительный материал

Подготовку к данной теме следует начинать со знакомства с существующими методическими пособиями по обследованию состояния звукопроизношения у детей.

В настоящее время отработаны приемы выявления неправильного звукопроизношения с учетом принципов деятельностного и индивидуального подхода, системного анализа речевых нарушений, что отражено в современной литературе.

Одна из первых методик обследования звукопроизношения была разработана М.Е. Хватцевым. Основополагающие принципы обследования речи детей, в том числе и звукопроизношения, были разработаны в Институте коррекционной педагогики РАО сотрудниками лаборатории логопедии под руководством Р.Е. Левиной.

На современном этапе развития логопедии как науки существует большое многообразие технологий обследования речи детей, включающих раздел «Обследование состояния звукопроизношения» (СНОСКА: См.: Методы обследования речи детей/ Под ред. Г.В. Чиркиной. — М., 2003; Чиркана Г.В., Чевелева НА., Филичева Т.Б. Основы логопедии. — М., 1989; Большакова СЕ. Логопедическое обследование ребенка. — М., 1995 и др.)*.

Авторами разработаны наборы дидактического и наглядного материала по процедуре обследования.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

1) ориентировочный этап, на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком;

2) дифференцировочный этап, включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта;

3) обследование всех компонентов языковой системы, включая звукопроизношение и фонематические процессы;

4) заключительный (уточняющий) этап, включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

При работе над третьим пунктом плана обратите внимание на то, что результаты обследования произношения заносятся в Речевую карту, которая состоит из следующих основных блоков:

§ Паспортные данные.

§ Анамнез.

§ Данные объективного обследования специалистов.

§ Состояние когнитивных и сенсорных процессов.

§ Состояние моторики.

§ Строение и подвижность органов артикуляции.

§ Произносительная сторона речи.

§ Состояние фонематических процессов.

§ Результаты обследования лексико-грамматического строя речи.

§ Состояние письма и чтения (для детей школьного воз раста).

§ Проявления заикания (для заикающихся детей).

§ Логопедическое заключение.

§ План коррекционной работы.

§ Результаты исправления речи.

При логопедическом обследовании детей с дислалией необходимо тщательно исследовать строение и подвижность органов артикуляции, состояние фонематических процессов и произносительной стороны речи, включающей общее звучание речи (темп, ритм, голос, тембр, дыхание, паузацию, дикцию) и звукопроизношение.

Обследование начинается с проверки изолированного произношения звуков. Затем исследуют произношение звуков в словах и предложениях.

При заполнении в Речевой карте блока «Обследование произносительной стороны речи» используются следующие условные обозначения (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Форма нарушения звукопроизношения Условные обозначения Примеры Состояние фонематических процессов
Отсутствие звука 0 отс (отсутствует) [р] - 0 [л] — отс N
Искажение звука м/з (межзубный) бок (боковой) горл (горловой) нос (носовой) вел (велярный) увул (увулярный) [с] — м/з [л] — бок [р] — горл [л] — нос [р] — вел [р']- увул и т.д. N
Замена звука [з] Þ [с] [р] Þ [л1 страдает
Смешение звуков [р] Û [л] страдает

Семинарское занятие № 5

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ДИСЛАЛИИ

План

1. Подготовительный этап.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

§ постановка звука;

§ автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, текстах;

§ дифференциация звука.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Методические рекомендации и дополнительный материал

Отвечая на вопросы плана, сформулируйте цели и содержание каждого этапа работы по преодолению нарушений звукопроизношения (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Цели и содержание этапов работы по преодолению нарушений звукопроизношения

Этапы Цель Содержание
Подготовительный Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и произношению звуков 1. Формирование точных движений органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики. 2. Формирование направленной воздушной струи. 3. Развитие мелкой моторики рук. 4. Развитие фонематических процессов. 5. Отработка опорных звуков
Постановка звука Добиться правильного произношения изолированного звука 1. Объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата; 2. создание артикуляционной базы данного звука; 3 добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных; 3. отработка произношения изолированного звука, которая может осуществляться тремя способами: по подражанию, с механической помощью, смешанным способом
Автоматизация звука Добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи Постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка
Дифференциация звуков Научить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи Постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи

Раскрывая содержание подготовительного этапа работы над произношением, научитесь выполнять перед зеркалом упражнения артикуляционной гимнастики.

Упражнение 1. Верхние и нижние зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке («Заборчик»).

Упражнение 2. Исходное положение — упражнение 1. Губы вытянуть вперед («Трубочка»).

Упражнение 3. Рот открыть, круговая мышца рта не напряжена. Язык спокойно лежит в ротовой полости («Окошко»).

Упражнение 4. Широкий язык высунуть, распластать на нижней губе («Блинчик»).

Упражнение 5. Рот широко открыть, язык высунуть. Кончик языка и его боковые края поднять («Чашечка»).

Упражнение 6. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, растягивая подъязычную складку («Лошадка»).

Упражнение 7. Рот открыть, язык присосать к нёбу («Грибок»).

Упражнение 8. Рот раскрыть, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Вернуться в исходное положение («Гармошка»).

Упражнение 9. Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, провести от верхних резцов до мягкого нёба и назад («Маляр»).

Упражнение 10. Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта («Вкусное варенье»).

Упражнение 11. Рот открыть. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх («Горка»).

Упражнение 12. Рот открыть. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта («Катушка»).

Упражнение 13. Исходное положение — упражнение 4. Похлопать верхней губой по языку, произнося: «пя-пя-пя» («Накажи непослушный язычок»).

Упражнение 14. Рот закрыть. Языком провести между верхней губой и верхними зубами («Почисти верхние зубки»).

Упражнение 15. Рот закрыть. Языком провести между нижней губой и нижними зубами («Почисти нижние зубки»).

Упражнение 16. Исходное положение — упражнение 4. Подуть на язык («Остуди блинчик»).

Упражнение 17. Рот открыть, напряженным языком попеременно тянуться к носу и подбородку («Качели»).

Упражнение 18. Губы вытянуть в трубочку, округленный кончик языка просунуть между губами («Закрой бутылочку пробкой»).

Упражнение 19. Исходное положение — упражнение 5. Задвинуть язык в рот («Занеси чашечку в рот»).

Упражнение 20. Исходное положение — упражнение 19. Подуть на язык («Остуди чай»).

Упражнение 21. Рот приоткрыть. Облизать нижнюю губу («Помой нижнюю губку»).

Упражнение 22. Рот приоткрыть. Облизать верхнюю губу («Помой верхнюю губку»).

Упражнение 23. Рот закрыть. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку («Футбол»).

Упражнение 24. Рот широко открыть. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта («Змейка»).

Упражнение 25. Рот открыть. Узкий направленный язык выдвинуть вперед («Иголочка»).

Упражнение 26. Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта («Часики»).

Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.).

На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В.А. Ковшикову).

1. Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).

2. Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции:

§ фонематический анализ (выделение звука на фоне сло ва, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.);

§ фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с задан ным количеством звуков и т.д.);

§ фонематические представления.

3. Прием связи звука и буквы.

Ознакомьтесь с некоторыми особенностями методики логопедической работы при разных по своей причинной обусловленности формах дислалии, выделенных Л.Г. Парамоновой (1997).

При сенсорной функциональной дислалии такие особенности заключаются в следующем:

§ преимущественное развитие в подготовительный период функции речеслухового анализатора по сравнению с речедвигательным (работа над слуховой дифференциацией звуков);

§ акцентирование внимания на работе по формированию у детей фонематических процессов;

§ целенаправленная работа над устранением или предупреждением буквенных замен на письме;

§ обязательный этап дифференциации при наличии в речи ребенка смешиваемых звуков.

Преодоление моторной функциональной дислалии имеет также свои особенности.

В подготовительный период преимущественное внимание уделяется развитию артикуляционной моторики ребенка, вы работке у него достаточно четких и скоординированных артикуляционных движений. Что касается развития слухового восприятия, то здесь важно научить ребенка отличать правильное звучание звука от дефектного (например, нормальное произношение звука [ш] от межзубного).

Как правило, не возникает необходимости в специальном выделении 4-го этапа работы — этапа дифференциации смешиваемых звуков.

При сенсомоторной функциональной дислалии в зависимости от преобладающей симптоматики в разных вариантах комбинируют приемы работы, применяемые для преодоления моторной и сенсорной функциональных дислалии.

Основная особенность преодоления механической дислалии заключается в том, что при этом в большинстве случаев не удается ограничиться только логопедической помощью, а необходимо комплексное медико-педагогическое воздействие. Даже полное устранение анатомического дефекта обычно не приводит к нормализации звукопроизношения. Это объясняется тем, что, помимо аномалий в строении артикуляторного аппарата, нарушение произношения зуков при механической дислалии обусловливается еще и вторичными функциональными нарушениями движений речевых органов. Нередко именно эти нарушения функции здорового органа и препятствуют успешному проведению ортодонтического лечения. По этой причине логопедическая работа, и прежде всего активная артикуляторная гимнастика, важна в этих случаях не только для коррекции нарушенного звукопроизношения, но и для устойчивого исправления самого анатомического дефекта.

Последовательность применения методов медицинского и логопедического воздействия предполагает возможность их варьирования. С точки зрения коррекции звукопроизношения было бы целесообразнее сначала устранить анатомический дефект, однако это оказывается не всегда возможным. В ряде случаев логопедическая работа проводится параллельно с ортодонтическим и/или хирургическим лечением.

Семинарское занятие № 6

СИГМАТИЗМ

План

1. Уклад органов артикуляции при произношении:

§ свистящих звуков ([с], [с'], [з], [з'], [ц]);

§ шипящих звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]).

2. Недостатки произношения:

§ свистящих звуков (сигматизм и парасигматизм свистящих звуков);

§ шипящих звуков (сигматизм и парасигматизм шипящих звуков).

Методические указания и дополнительный материал

Целью изучения данной темы является знакомство с разнообразными нарушениями произношения шипящих и свистящих звуков.

Отвечая на первый вопрос, научитесь описывать и графически изображать правильный уклад органов артикуляции при произношении свистящих и шипящих звуков. Подготовить ответ на этот вопрос вам поможет таблица 6.1 (при составлении таблицы были использованы материалы М.Ф. Фомичевой).

При подготовке к ответу на второй вопрос плана обратите внимание на то, что недостатки произношения (искажение и отсутствие) свистящих и шипящих звуков называются сигма-тизмом и являются фонетическим нарушением. Замена данных звуков другими, имеющимися в системе родного языка, называются парасигматизмом и по своей структуре являются фонетико-фонематическим нарушением.

Выделяют следующие виды сигматизма:

§ межзубный — выражается в том, что во время произнесения свистящих и шипящих звуков кончик языка занимает положение между верхними и нижними резцами;

§ боковой сигматизм бывает однои двусторонним. Одно сторонний боковой сигматизм имеет место в тех случаях, когда язык ложится в полости рта ребром и воздушная струя проходит по одному из боковых краев языка, в результате чего образуется своеобразный «хлюпающий» звук. При двустороннем боковом сигматизме боковые края языка не прилегают к верхним коренным зубам и воздушная струя параллельными потоками проходит с двух сторон, по боковым краям языка; — встречается

§ носовой сигматизм, который возникает вследствие соприкосновения задней части языка с мягким нёбом, которое опускается, открывая проход воздушной струе в носовую полость. Имеется несколько видов парасигматизма.

§ Губно-зубное произношение свистящих или шипящих звуков проявляется в замене звонких звуков на [в] и глухих — на [ф] (например: санки— «фанки», шапка— «фапка», зубы — «вубы», желудь — «фолудь»).

Призубный парасигматизм связан с особым положением языка в момент артикуляции: язык своим кончиком упирается в верхние резцы, образуя затвор и препятствуя прохождению воздушной струи через щель между резцами. Проявляется данный парасигматизм в замене звонких звуков на [д] и глухих — на [т] (например: снег — «тнег», шарф — «тарф», жара — «дара», забор — «дабор»).

Достаточно частым случаем парасигматизма является замена свистящих звуков шипящими — шипящий парасигматизм (свисток — «швисток», звезда — «жвежда») и шипящих звуков свистящими — свистящий парасигматизм (шуба — «суба», жираф — «зираф»).

Семинарское занятие № 7

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ СИГМАТИЗМА

План

1. Подготовительный этап работы по преодолению нарушения произношения свистящих и шипящих звуков.

2. Методика постановки:

§ свистящих звуков;

§ шипящих звуков.

3. Автоматизация звуков.

4. Работа по дифференциации звуков.

Методические указания и дополнительный материал

При ответе на вопрос о методике постановки звуков раскройте основные приемы, используемые при постановке шипящих и свистящих звуков (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Основные приемы постановки свистящих и шипящих звуков

Виды нарушений Методика постановки
свистящих звуков шипящих звуков
I. Межзубный сигматизм 1. По подражанию. 2. С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы 3. Пение [т'] 1. По подражанию. 2. С механической помощью, используя зонд «рамка», поднять кончик языка к альвеолам. 3. От артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чашечку» в рот, не разлив чай. 4. От английского [t] с сомкнутыми зубами и вытянутыми вперед губами. 5. От [р], остановив вибрацию и вытянув губы вперед трубочкой
II. Боковой сигматизм 1. Через межзубное произношение. Далее см.: 1.2; 1,3 1. Через межзубное произношение. Далее см.: 1,3; 1.4; 1,5
III.Носовой сигматизм 1. От [ф] с положением языка между нижней губой и верхними резцами. 2. Произнести [с] при зажатых крыльях носа. 3. Через межзубное произношение 1. Произнести [ш] при зажатых крыльях носа. Через межзубное произношение
IV. Губно-зубной парасигматизм 1. Выполнить артикуляционное упражнение «Заборчик», произнести звук [с], придерживая нижнюю губу. 2. Пение [т] Произнести звук [ш], вытянув губы вперед и придерживая нижнюю губу
V. Призубный парасигматизм 1. Через межзубное произношение. 2. С механической помощью (см. 1.2) 1. Через межзубное произношение. 2. С механической помощью
VI. а) Шипящий парасигматизм б) Свистящий парасигматизм 1. С механической помощью (см. 2.2.Через межзубное произношение звука [ф] - - С механической помощью(см.1,2)

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при отдельных дефектах произношения. Так, при устранении бокового сигматизма как свистящих, так и шипящих звуков автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь когда он перестает отклоняться, переводят язык в зазубное положение.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при губно-зубном сигматизме: звук закрепляется с использованием механической помощи (придерживание нижней губы пальцем).

Освещая четвертый вопрос плана, обратите внимание на то, что при сигматизме работа над звуком заканчивается этапом автоматизации — ввиду отсутствия замен или смешений искомого звука. При парасигматизме работа над звуком заканчивается этапом дифференциации искомого звука со звуком-заменителем (сначала на слух, а затем в произношении). Дифференциальные признаки свистящих и шипящих звуков со звуками-заменителями отражает таблица 7.2.

Таблица 7.2



2015-12-07 6413 Обсуждений (0)
Основные приемы постановки свистящих и шипящих звуков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные приемы постановки свистящих и шипящих звуков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)