Положение органов артикуляции при произношении среднеи заднеязычных звуков
Парахитизм обычно проявляется в заменах звука [х] звуками [т], [к] («хвост» — твост, «хлеб» — клеб и т.д.). При искажениях звука [х] (хитизме) слышится ослабленный фарингиальный шум, который возникает вследствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую сближенными голосовыми складками. Нарушение произношения мягких заднеязычных звуков ([к'], [г'], [х']) аналогичны нарушениям парных твердых звуков, но в отдельных случаях наблюдается их боковое произношение, причиной которого является недостаточная работа мышц одной половины языка, неплотно прижимающейся к коренным зубам и пропускающей воздух. В результате такого произношения слышится характерный хлюпающий звук. Недостатки произношения звука [j] встречаются достаточно редко и проявляются в замене его звуком [л'] («юла» — люла, «елка» — лелка и т.д.). Приступая к освещению третьего пункта плана, вспомните опорные звуки, используемые при постановке среднеи заднеязычных звуков: [т] ® [к]; [д] ® [г]; [с] ® [х]; [з'] ® [j]. При постановке звука [к] ребенка побуждают произнести слоги «та-та-та», нажимая шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживая ее за нижними резцами, в результате чего получается «тя». Далее произнесение слога «та» сочетается с более глубоким нажимом на язык — получается «кя». Твердый звук [к] в сочетании с гласным [а] получается при еще более глубоком продвижении передней части спинки языка шпателем. Аналогично ставятся звуки [г], [х], [j]. Таким образом, схема постановки среднеи заднеязычных звуков выглядит так: ® та ® тя ® кя® ка ® да ® дя ® гя ® га ® са ® ся ® хя ® ха ® за ® зя ® ja Исправление нарушения звука [j] в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены данного звука длительным гласным [и]. Постепенно длительность [и] сокращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой. Семинарское занятие №11 НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ План 1. Дефекты твердости и смягчения согласных звуков. 2. Методы исправления дефектов смягчения и твердости со гласных звуков. Методические указания и дополнительный материал При ответе на первый пункт плана обратите внимание на то, что в произношении согласных звуков, имеющих твердую и мягкую пару, наблюдаются дефекты твердости и смягчения согласных звуков. Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки ([п] — [п'], [р] — [р'] и т.д.). Исключением являются звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар, и звуки [ч], [щ], [j], не имеющие твердых пар. Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу. Факторами, предрасполагающими к возникновению дефектов твердости и смягчения согласных звуков, могут быть: § неправильная форма твердого нёба, когда оно оказывается слишком узким и высоким; § слабость мышц языка; § несформированность фонематических процессов; § снижение физического слуха. Возможны три варианта дефектов твердости и смягчения согласных звуков: § замены мягких согласных звуков в речи их парными твердыми звуками (масо — «мясо», пат — «пять» и т.д.); § смягчение твердых согласных, замена их парными мягкими («дом» — дем, «заяц» — зяяць, «тарелка» — тярелка и т.д.); § смешение твердых и мягких звуков в речи, т.е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону. Если первые два варианта по своей структуре относятся к фонетико-фонематическим дефектам, то третий вариант является фонематическим, так как изолированно и твердые, и мягкие парные звуки артикулируются правильно. Подготовительные упражнения для постановки мягких звуков — выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Отвечая на второй вопрос, перечислите и охарактеризуйте все существующие приемы исправления дефектов смягчения и твердости согласных звуков. Прием, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па — пя, ма — мя, фа — фя, ana — апя, ама — амя, афа — афя и т.д.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное. Далее следует повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па — пя, ana — апя, an — апь, та — тя, ата — атя, am — атъ, ма — мя, ама — амя и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу использовать слова с мягкими согласными. Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают: § длительно произнести гласный [и], а затем слог пи; § при наличии смягчения несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], в результате чего может получиться отчетливое [п'], с некото рым придыханием; § перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апъ; § закрепив полученный мягкий звук [п] — [п'], можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя со гласную фонему от гласной ([п'] — [а]), а потом сливая их; § затем вводить слоги и слова с другими гласными. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными: [м'], [ф'], [в']. В трудных случаях рекомендуется механический способ постановки. В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам, и, следовательно, их произношение ребенком наиболее верно. Кроме того, они произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т'], [д] к [д'], [н] к [н']. Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т'] в изолированном виде ([т'], [т'], [т']) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что, в свою очередь, неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу. Аналогичным путем из слога am получают слог ать. Такой способ постановки [т'] представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки [т'] от [т]. После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и продолжать упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука [т'] в слогах и словах. Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д'] от [д], [н'] от [н]. Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф'], [в'], [п'], [б'], [м'], [с'], [з'], [P'], [л']. Что касается звуков [к'], [г'], [х'], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и], [э] («кирпич», «гиря», «хитрый», «на руке», «на ноге», «о петухе» и т.п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком [и]) без труда. После автоматизации мягких звуков на материале слов, слогов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками. Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем — их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах). Семинарское занятие №12 НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ План 1. Дефекты озвончения и оглушения. 2. Методы исправления дефектов озвончения и оглушения. Методические указания и дополнительный материал Приступая к изучению данной темы, четко усвойте, что в произношении согласных звуков, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения и оглушения. Звуки каждой пары ([б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [в] — [ф], [з] —[с], [ж] — [ш] и их мягкие пары; у звуков [ш] и [ж] мягких пар нет) имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов и воздушной струи для звонких звуков. Дефекты озвончения и оглушения могут возникать при: § снижении физического слуха; § несформированности фонематических процессов; § нарушениях деятельности голосовых складок, обусловленных органическими или функциональными расстройствами. Виды дефектов озвончения и оглушения Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных зву ков их парными глухими (Папушка пошла ф паню — «Бабушка пошла в баню»). Как частный случай этого дефекта рассмотрим так называемое недостаточное озвончение: например, страдает озвончение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло — «У меня заболела голова и горло»). Дефект оглушения (В волосах савязана бандом ленда — «В волосах завязана бантом лента»), который обусловлен смешением парных звонких и глухих звуков. Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих. Рассматривая методы исправления указанных дефектов произношения, обратите внимание на последовательность работы. Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] ® [д] ® [г]. Подготовительные упражнения: § поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и вы доха, то стона на вдохе и на выдохе; § сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного. Все упражнения следует производить контролируя вибрацию гортани. Общие приёмы для постановки звонких звуков Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани при кладыватьтыльную сторону кисти руки). Далее он сам про износит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую — на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок. Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужно го согласного. Например, озвончение звука [з]: шепотом — [а]; громко — [а]; шепотом — [э]; громко — [э]; шепотом — [и]; громко — [и]; шепотом — [с]; громко — [з]. Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к]. Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносят отрывисто: шепотом — а. а. а. а... громко — а. а. а. а... шепотом — о. о. о. о... громко — о. о. о. о... шепотом — э. э. э. э... громко — э. э. э. э... шепотом — т. т. т. т... громко — д. д. д. д... Щелевые звуки иногда легко озвончить таким способом: согласный произносится шепотом, а затем, не прерывая, подается голос. Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонко го звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра и т.п.). Если эти способы не дают желаемых результатов, то для постановки каждого звука прибегают к специфическим приемам. Как отмечалось, работа начинается с щелевых звуков [з] и [ж] как более легких для усвоения. В качестве исходного используется звук [в], который обычно произносится правильно, звонко. Если звук [в] отсутствует, то сначала его пытаются поставить от [ф] включением голоса (ф —» в). Если этот прием не приводит к успеху, то ребенку предлагают держать губы неплотно сомкнутыми на мощном озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрывать рот — получатся звуки ва-ва-ва (губно-губное [в]). Перед зеркалом уточняется артикуляция звука [в]. Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдохе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани. Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з] (с __ __ з __ __). Если этот прием не дает результатов, то возможны варианты: § звук [з] ставится от опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается: вввззз. Постепенно изолированное звучание получается без механической помощи; § установив органы речи в артикуляционном укладе [с], ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э] ([ы]) на одном длительном выдохе производит много кратное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство. При этом слышится отчетливый з-з-з. Звук [ж] возникает при включении голоса в момент длительного произнесения [ш] (ш __ __ ж __ __). Звук [ж] в случае необходимости можно поставить и от звонкого [з]. Во время произнесения этого звука кончик языка постепенно, не теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механическая помощь), приближается к артикуляционному укладу звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими упражнениями. Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г]. Начинать целесообразно со звука [б]: § звук [б] сначала дается в качестве образца в ряде слогов: ба-ба-ба. При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения звука, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Ребенку необходимо дать возможность воспринимать этот ряд слогов как на слух, так и с помощью осязания вибрации гортани и щек. В некоторых случаях целесообразно вначале произносить звук [б] с некоторым раздуванием щек. При таком произнесении легче воспроизвести задержку на смычном моменте; § другой прием основан на постановке звука [б] от губно-губного [в] (см. выше). Получив гудящий звук [в], артикулируемый двумя сближенными губами, логопед прикладывает вытянутый указательный палец горизонтально между нижней губой и подбородком ребенка, после чего быстрыми движениями пальца вверх — вниз производит попеременное смыкание и размыкание губ. Получается многократное [б] (бббб...). Постепенно движение пальца замедляется, что приводит к появлению ряда слогов с неопределенными гласными, средними между [э] и [ы] (бэбэбэ... или быбыбы...). Роль механической помощи постепенно снижается, вскоре уже можно проводить дальнейшую автоматизацию звука в речи и без нее. Усвоение звука [б] служит базой для постановки [д]: § прежде всего следует воспользоваться аналогией, предложив ребенку, держа руку на гортани, произнести такие пары слогов: фа — ва, са — за, ша — жа, па — ба, та — да; § если первый прием окажется нерезультативным, то надо попробовать вызвать звук [д] путем произнесения слова «да» вслед за рядом предшествующих слогов со звуком [б] (бабабада...), контролируя вибрацию гортани. Нередко в таких случаях звук [д] получается как бы по инерции; § если и этот прием не дает желаемого эффекта, следует воспользоваться «обходным» путем, который состоит в следующем. Произносятся слоги ба-баба... Затем то же упражнение проделывается при просунутом между зубами языке. Должно получиться межгубное [д], по звучанию нечто среднее между [д] и [б]. Такую артикуляцию следует закрепить в слогах с гласными {да, до, ды; ада, адо, ады). Затем можно перейти к межзубному [д]. Для этого во время произнесения слогов да-да-да при межгубной артикуляции надо пальцами приподнять верхнюю губу. Язык автоматически прижмется к верхним резцам, и получится межзубное [д], которое в дальнейшем в результате предварительного сжатия зубов легко превратить в нормальное, зазубное. Наличие звука [д] служит предпосылкой к постановке третьего взрывного звука — [г]: § звук [г] может получиться по аналогии в результате сопоставления таких пар слогов: па-ба, та-да, ка-га; § можно попытаться получить звук [г], произнося ряд слогов («бадага», «бадага» или «дадага», «дадага»). § если оба приема окажутся недостаточными, то следует воспользоваться механическим способом постановки заднеязычного [г] от переднеязычного [д] с помощью шпателя (см. выше). Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих. Дефекты оглушения обусловлены, как правило, смешением звонких и глухих парных звуков в речи. Проверка достаточности автоматизации смешиваемых звуков и длительная систематическая работа над их дифференциацией позволяют устранить этот недостаток. Семинарское занятие №13 ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ РИНОЛАЛИИ План 1. Особенности звукопроизношения у детей с ринолалией. 2. Специфика коррекции нарушений произносительной стороны речи при ринолалии. Методические указания и дополнительный материал Ответ на первый пункт плана начните с определения ринолалии как нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленного анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При нормальном речевом развитии при произнесении ротовых звуков происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой в результате нёбно-глоточного смыкания, вызываемого сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки. При нормальной фонации во время произношения назальных звуков нёбно-глоточного смыкания не происходит, и воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора. В зависимости от характера нарушения нёбно-глоточного смыкания выделяют две основные формы ринолалии: открытую и закрытую. Фонация и артикуляция звуков при ринолалии имеют отличительные особенности. При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность в результате неполноты нёбно-глоточного смыкания или при анатомических дефектах нёба. В процессе речевого дизонтогенеза формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции: § высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; расслабленный, малоактивный кончик языка; § недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных со гласных; § чрезмерное напряжение мимической мускулатуры; § возникновение дополнительной артикуляции (ларингализации) за счет участия стенок глотки. При открытой форме ринолалии артикуляция нарушается тотально. Все оральные звуки становятся назальными. При этом глухие звуки воспринимаются как близкие к звуку [х], звонкие — к фрикативному [г], из них губные и губно-губные — к звуку [м], а переднеязычные — к звуку [н] с незначительной модификацией звучания (И.И. Ермакова, 1996). Снижение физиологического носового резонанса при произношении назальных звуков характерно для закрытой формы ринолалии. При нормальном произношении звуков [м], [м'], [н], [н'] нёбно-глоточный затвор остается открытым, и воздух проникает непосредственно в носовую полость. Причиной закрытой формы ринолалии являются органические изменения в носовой полости и функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Звукообразовательным процессам как при открытой, так и при закрытой форме ринолалии присущи антропофонические признаки, проявляющиеся в искажении звучания фонем, и фонологические признаки, заключающиеся в замене одной фонемы другой. Возможен вариант смешанной ринолалии, которая обусловлена утечкой воздуха через нос при патологически уменьшенном носовом резонаторе, в результате чего страдают акустическая и артикуляционная характеристика всех звуков речи. Причинами смешанной ринолалии является сочетание непроходимости носа и недостаточности нёбно-глоточного смыкания органического или функционального происхождения. Готовясь к ответу на второй вопрос, используйте материалы А.Г. Ипполитовой, Г.В. Чиркиной, Е.С. Алмазовой, И.И. Ермаковой. Логопедическая работа над звукопроизношением начинается в дооперационный период. Подготовительный этап коррекции произносительной стороны речи при ринолалии направлен на решение следующих задач: § формирование направленной воздушной струи и комбинированного типа дыхания; § развитие орального праксиса, перемещение языка в полости рта вперед, создание предпосылок для правильного звукопроизношения; формирование фонематического слуха. Своеобразие логопедической работы на подготовительном этапе проявляется в: § пролонгированности процесса активизации мускулатуры артикуляционного аппарата; § индивидуализации выбора артикуляционных упражнений с учетом состояния речевой моторики ребенка; § сочетании общепринятых и специальных артикуляционных упражнений; § максимальном использовании непроизвольных движений при совершенствовании артикуляционного праксиса; § ограничении количества выполняемых одномоментно артикуляционных упражнений (не более трех); § формировании адекватных фонематических представлений. Особенности этапа постановки звуков при ринолалии: § максимальное использование сформированных артикуляционных движений опорных звуков; § использование специфических приемов постановки гласных и согласных звуков (прием беззвучной артикуляции и др.), особенности использования механической помощи (зажимание пальцами крыльев носа и др.); § выбор корригирующих приемов на основе четких критериев: максимальные кинестетические ощущения и минимальное напряжение артикуляционной мускула туры, что препятствует эмиссии воздуха в нос; § первоначальное уточнение артикуляции гласных звуков, последовательность коррекции согласных определяются доступностью их ребенку и связаны с особенностями строения его артикуляционного аппарата (И.И. Ермакова указывает, что при длинной и подвижной нёбной занавеске легко начинать с фрикативных звуков; нёбно-глоточная недостаточность требует начинать с взрывных фонем. Общим является первоначальный выбор глухих звуков, т.к. для них необходимо большее давление воздуха, они являются более ощутимыми); § использование промежуточных, приближенных артикуляций — аналогов звуков (Г.В. Чиркина, 1969); § звука непосредственно в составе слога, а не в изолированном положении; § не рекомендуется использование утрированного, чеканного, протяжного произношения поставленного звука, т.к. при этом возрастает напряжение артикуляционной мускулатуры, увеличивается время смычки, усиливается эмиссия воздуха в нос. Приемы постановки отдельных звуков при ринолалии представлены в таблице 13.1. Таблица 13.1
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3107)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |