Задание 4. Учет птиц водоема
Для определения видов используйте различные справочники-определители. Что надо запомнить! На видовую структуру фитоценозов влияет рельеф, а также происхождение водоема. Изучение видового состава фитоценозов необходимо для выявления редких и охраняемых видов.
Задание 3. Изучение видового состава околоводных беспозвоночных и позвоночных животных Приборы, материалы и оборудование Сачки, лотки, ложки, пинцеты и банки для ловли беспозвоночных, определители водных беспозвоночных, дневник. Цель и задачи работы Выявить видовой состав беспозвоночных животных, обитающих в пресном водоеме, выловить беспозвоночных животных и определить их видовой состав. Порядок выполнения работы Не заходя в воду глубже 40-50 см или с берега, проведите сачком по поверхности воды, по средней ее части, а затем по дну. Если на дне растут водные растения, то сачком проведите и по ним, частично захватив их. Возможно попадание ила в сачок. Все попавшее в сачок выложите в широкий лоток или миску с водой. Хорошенько промойте, с помощью ложки или пинцета выловить беспозвоночных животных и поместите их в стеклянную банку. Если исследование проводится в холодное время года, надо следить, чтобы воды в банке не замерзла. С помощью определителей и бинокуляров или штативных луп производится определение и составление списка видов беспозвоночных. Изучение околоводного и водного состава позвоночных животных* Изучите зооценозы водных и околоводных позвоночных животных. * Рыбы — Познакомьтесь с видовым составом рыб стоячих и проточных водоемов (по уловам рыбаков и малькам, отловленным сачком), учитывая специфику абиотических факторов этих водоемов. — Поместите мальков в банку с водой, выясните, какими плавниками они пользуются, плавая на одной глубине и меняя ее. Понаблюдайте, как мальки работают жаберными крышками, открывая и закрывая при этом рот. Объясните механизм работы "насоса", обеспечивающего прохождение воды при дыхании через рот, глоточную полость, жаберные щели. — Разделите рыб на экологические группы, взяв за основу способ добывания пищи и ее состав (хищные и разноядные рыбы). Обратите внимание, как рыбы берут корм со дна, какое положение при этом занимает их тело. Объясните причину отсутствия подвижного сочленения позвоночника с черепом у рыб. Выясните, какие морфофизиологические особенности рыб присущи этим экологическим группам (степень развития и расположения зубов, особенности строения кишечной трубки и пр.). — Установите место в трофической цепочке хищных и разноядных рыб. — Обратите внимание на окраску тела хищных и мирных рыб. Свяжите окраску тела хищных рыб с их способом охоты. * Земноводные Познакомившись с признаками земноводных, наиболее часто встречающихся у воды и в воде, определите их видовой состав в разных типах водоемов. — Изучите признаки, связывающие земноводных с водной средой (слизистые железы в коже, кожное дыхание, перепонки на задних конечностях) и с наземной (наличие век, выпуклой роговицы, среднего уха, конечностей пятипалого типа, легочного дыхания, подвижного сочленения черепа с позвоночником и пр.). Объясните наличие этих признаков, исходя из специфики среды обитания. Понаблюдайте за особенностями движения лягушки на суше и в воде. — Изучите кормовое поведение лягушек — специфику охоты, захвата и заглатывания пищи. — Определите место лягушек и тритонов в трофической цепочке. — В мелком водоеме наловите головастиков, находящихся на разных стадиях метаморфоза, попытайтесь разобраться, в какой последовательности у них появляются новые органы и утрачиваются старые. — Изучите адаптации головастиков к водной среде обитания.
Задание 4. Учет птиц водоема. Растения и животные распределяются в природе не случайно, а всегда образуют сравнительно постоянные комплексы – экосистемы. Водные экосистемы Москвы представлены в основном пресными водоемами (реки, озера, пруды, временные водотоки), изредка болотами и родниками, большинство из которых сильно загрязнены. Рядом с водоемами гнездятся птицы и млекопитающие. Водоплавающие птицы Москвы разделяются на следующие группы: • гуси, лебеди, огарь (в Москве обитает один вид); • норковые утки; • речные утки; • пастушки. Кроме водоплавающих птиц, рядом с водоемами можно увидеть дневных и ночных хищников. Приборы, материалы и оборудование Бинокль, определители птиц и гнезд, дневник. Цель и задачи работы Освоение маршрутных методик; приобретение навыков работы с определителем, изучение видового и количественного состава птиц водоема, изучение Красной книги Москвы. Порядок выполнения работы Разработайте учетный маршрут (на территории не менее 1 км2) вокруг или вдоль водоема. Отметьте в дневнике и на плане гнездовья и их заселенность. Определите видовой состав птиц по гнездовью, внешнему виду и голосу. Примечание. Учет лучше проводить в утренние часы и в хорошую погоду. На основании этих данных заполните таблицу. Дайте ей название.
Примечание: при заполнении таблицы необходимо иметь в виду, что в графу «характеристика» вносится название экологической группы птиц и краткая характеристика внешних признаков. Познакомившись с основными признаками и особенностями поведения водных и околоводных птиц, определите: — к каким экологическим группам относятся обнаруженные вами на воде, над водой, на берегу, в прибрежных зарослях и на отмелях птицы; — научитесь отличать гусей от уток, речных уток от нырковых, поганок от лысух и камышниц, чаек от крачек и пр., беря за основу особенности их посадки, движения, манеру добывания пищи, внешний облик (форму клюва хвоста, окраску оперения и пр.). Сделайте в дневнике соответствующие записи и зарисовки; — постарайтесь рассмотреть анатомо-морфологические особенности птиц различных экологических групп. Подумайте об эффективности "работы" этих признаков в плане реализации каждодневных жизненных потребностей птиц; — проведите учет численности водных птиц. Для этого подсчитайте, сколько птиц находится на воде и над водой. (Если учет производится в гнездовой период и на поверхности воды вы видите только самцов, то для моногамов количество учтенных птиц следует удвоить). Учет желательно проводить утром, днем и вечером. В этом случае результаты будут более достоверными. Если учет проводился в различных водоемах, выясните, какие виды или экологические группы в них являются более массовыми и почему.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (504)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |