Выделим ключевые этапы складывания государственной службы в России
1. XVI-XVII вв.: - зарождение государственной службы, появление приказов, Боярской Думы; - формирование служилого сословия, получавшего за службу землю и жалованье; - действие принципа местничества, т.е. назначение на государственные должности по принципу знатности рода; - создание губных и земских изб во главе со старостами для выполнения судебных, административных, хозяйственных дел. 2. XVIII – первая половина XIX в. - оформление абсолютной монархии в ходе реформ Петра I. Абсолютизму свойственно: а) наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппарата; б) ликвидация всех сословно-представительных учреждений и органов; в) существенное сужение полномочий органов местного самоуправления в пользу назначаемых правительством чиновников; г) наличие постоянной армии; д) победа светской власти в борьбе с духовной за преобладающее влияние в стране; - регламентация деятельности всех структур государственного управления (Сената, коллегий, губернаторов); - утверждение Петром I «Табели о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных», ставшей законом о порядке прохождения государственной службы и превратившей ее в объект специальной отрасли государственного управления; - открытие учреждений, готовивших государственных служащих. Первое из них – Сухопутный Шляхетский корпус; - усиление контроля над высокопоставленными государственными служащими в годы царствования Александра I (указы императора 1809 г., их автор Сперанский М.М.); - усиление процесса бюрократизации управления в годы правления Николая I, поднятие статуса дворянства при одновременном росте престижа государственной службы; - ужесточение контроля за идеологическим и политическим инакомыслием (деятельность третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии). 3. Вторая половина XIX в. – октябрь 1917 г.: - решающий вклад либеральной бюрократии в проведение реформ Александра II; - размывание дворянского состава чиновничества выходцами из разночинцев; - формирование всесословного самоуправления в 60-70-е гг. XIX в.; - превращение России в конституционную монархию в результате реформ 1905-1906 гг.; появление Государственной думы; - ослабление самодержавия, его неспособность управлять страной и кризис государственной службы России в годы Первой мировой войны. 4. Советский период (октябрь 1917 – декабрь 1991 гг.): - классовый характер подбора кадров в 1917-1936 гг., а в последующем по принципу партийной принадлежности; - тенденция к увеличению партийного и советского бюрократического аппарата; - господствующие позиции номенклатуры, в которую входили ответственные работники партийно-государственного аппарата разного уровня и массовых общественных организаций, вершившие все дела в СССР от имени народа, отчужденного на практике от власти; - привлечение женщин в систему государственной службы; - создание мощной системы контроля за деятельностью государственных служащих; - положительный опыт мобилизационного стиля управления в чрезвычайных условиях, способность вызвать массовый энтузиазм населения в обычных условиях; - создание системы повышения образовательного уровня кадров, периодического повышения квалификации работников государственной службы (партшколы, профсоюзные курсы); - кризис государственной службы в период перестройки, утрата ей контроля над обществом. 5. Государственная служба РФ на современном этапе: - совершенствование института государственной службы и меры по укреплению работы с кадрами (федеральная государственная служба и государственная служба субъектов Федерации); - классификации государственных служащих в РФ; - критерии эффективности государственной службы на современном этапе; - острые проблемы, стоящие перед государственной службой РФ (слабая профессиональная подготовленность значительной части государственных служащих, весомая коррумпированность государственного аппарата, недостатки в организационном обеспечении, укомплектовании и техническом оснащении).
Традиции государственной службы в России: 1. Строгая вертикаль власти с неограниченными правами первого лица: царя, императора, Генерального секретаря ЦК партии. 2. Всесильное, слабо контролируемое сверху и неконтролируемое народом чиновничество, его пренебрежительное отношение к народу, недоверие народа к чиновничеству. 3. Одержимость «холопским недугом» нижестоящих структур управления к вышестоящим. Поощряется исполнительность, а не инициатива, новаторство. 4. Большое влияние армии на систему управления, нередко соединение в одних руках гражданской и военной власти. 5. Многонациональный состав кадров государственной службы. 6. Учет национальных особенностей в организации управления на Кавказе, Средней Азии, в Прибалтике. 7. Частое несоблюдение законов государственными чиновниками. 8. Отсутствие или неполное осуществление принципа разделения властей. 9. Заимствование и насаждение иностранных систем и правил управления, часто не подходивших к российским условиям. 10. Типичные черты стиля деятельности государственной службы: бюрократизм, волокита, формализм, «показуха». 11. Использование служебного положения для личного обогащения государственных служащих. Устойчивое развитие российской государственности в XXI веке – поиск компромисса, а в идеале, консенсуса между накопленным историческим опытом и новациями. Великие потрясения России происходят тогда, когда к власти приходят новаторы, начинающие проектирование государственного устройства с «чистого листа». Они разрушают «до основания» предшествующее государственное устройство со всем тем ценным, что в нем было накоплено годами. И требуется много времени и ресурсов, чтобы восстановить утерянное. Великий застой – вторая беда России, когда у власти консерваторы, не чувствительные к новациям. Путь совершенствования российской государственности пролегает между Сциллой безответственного новаторства и Харибдой застойного консерватизма. Какие традиции государственной службы России, составляют ее несомненную вневременную ценность? 1. Многонациональный состав кадров государственных служащих, их толерантность, умение сотрудничать. Этнические и национальные критерии, как правило, не были определяющими для продвижения по служебной лестницы. Политическая, административная, военная и правоохранительная элита России на всех этапах истории была многонациональна. 2. Способность к мобилизации и сплочению народа для решения неотложных задач в чрезвычайных условиях. 3. Способность к воспроизводству статуса великой геополитической державы.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (625)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |