Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аквакультура и искусственное воспроизводство гидробионтов



2015-12-07 1072 Обсуждений (0)
Аквакультура и искусственное воспроизводство гидробионтов 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы к экзаменам и зачетам по дисциплине

«Учение о гидросфере»

1. Происхождение и эволюция гидросферы.

2. Объём, единство и составные части гидросферы.

3. Важнейшие экосистемы в гидросфере.

4. Круговорот воды в природе и его основные составляющие.

5. Качество природных вод.

6. Физические свойства природных вод.

7. Химические свойства природных вод.

8. Вода как среда обитания для живых организмов.

9. Биологическая продуктивность водоёмов и факторы, её определяющие.

10. Биотопы и жизненные формы населения гидросферы.

11. Вертикальная структура и составные части Мирового океана.

Характеристика дна Мирового океана.

12. Температурный режим Мирового океана. Циркуляция вод Мирового океана.

13. Океанические течения, их влияние на климат, биологическую продуктивность океана и гидробионтов.

14. Минерально-сырьевые ресурсы Мирового океана и их использование.

15. Биологические ресурсы Мирового океана, их охрана и рациональное использование.

16. Загрязнение Мирового океана: источники и основные поллютанты.

17. Контроль за загрязнением Мирового океана. Международные соглашения по охране Мирового океана.

18. Различия водных и сухопутных биоценозов. Видовой состав гидросферы.

19. Атлантический океан, его характеристики и ресурсы

20. Тихий океан, его характеристики и ресурсы

21. Индийский океан, его характеристики и ресурсы

22. Северный Ледовитый океан, его характеристики и ресурсы

23. Общая характеристика рек. Энергия рек.

24. Расчётные характеристики рек. Продольный и поперечный профили рек.

25. Классификация рек по характеру водного питания. Реки России.

26. Сезонная динамика речного стока. Гидрограф реки. Водный режим рек и его фазы.

27. Гидрохимический режим рек. Классификация рек по минерализации. Твердый сток рек

28. Температурный и ледовый режим рек.

29. Характеристика лотических экосистем.

30. Классификация загрязнений водных экосистем.

31. Жизненные формы населения рек.

32. Промысловое значение рек, озёр, водохранилищ Российской Федерации. Возможные пути повышения рыбопродуктивности.

33. Значение и проблемы малых рек России.

34. Общая характеристика и водный баланс озёр.

35. Морфометрические характеристики озёр.

36. Классификация озёр по происхождению.

37. Характеристика и лимитирующие факторы лентических экосистем.

38. Дифференциация озёр на зоны по освещённости, газовому режиму и др.

39. Жизненные формы населения озёр.

40. Биологическая классификация озёр.

41. Классификация озёр по минерализации и их использование в хозяйстве

42. Гидрологический режим водохранилищ.

43. Воздействие водохранилищ на окружающую среду.

44. Биологические ресурсы водохранилищ.

45. Болота, их значение и хозяйственное использование.

46. Процесс заболачивания суши и водоёмов.

47. Загрязнение поверхностных вод суши: источники и основные загрязнители.

48. Почвенная влага, её значение и методы определения.

49. Вода в живых организмах.

50. Общая характеристика и значение подземных вод.

51. Классификация подземных вод по условиям залегания и минерализации. Хозяйственное использование подземных вод.

52. Загрязнение подземных вод, их охрана и рациональное использование.

53. Ледники, распространение на земном шаре и классификация.

54. Криолитозоны.

55. Рекреационные ресурсы гидросферы.

56. Биологическое самоочищение водоёмов.

57. Аквакультура и искусственное воспроизводство гидробионтов.

58. Проблемы сохранения биоразнообразия в гидросфере.

59. Роль гидросферы в решении глобальной продовольственной проблемы

60. Глобальные экологические проблемы и их проявление в гидросфере.

Лекции для самостоятельного изучения

Аквакультура и искусственное воспроизводство гидробионтов

Чаще всего в экологии говорится о негативном воздействии человеческой деятельности на природные экосистемы. Однако человек способен не только к разрушению, но и к направленному формированию искусственных экосистем в антропогенно измененных ландшафтах или взамен утративших свои свойства. Одной из современных проблем прикладной экологии является разработка экологически приемлемых методов управления биопродукционными процессами. Конструирование искусственных экосистем и создание новых сортов растений и пород животных – это прямые формы повышения биологической продуктивности. Но и при разведении в искусственных условиях животные и растения остаются существами со специфическими физиологическими особенностями, и именно это ограничивает возможности бесконечного повышения продуктивных свойств.

В гидросфере широко распространено промышленное разведение различных водных организмов, наз. АКВАКУЛЬТУРОЙ. Объектами выращивания является более 500 видов: рыб, раков, моллюсков, креветок, водорослей, лягушек, крокодилов, ондатры и др. Годовой объем мировой аквакультуры в 2004 г. превзошел рубеж в 40 млн. т (при общем вылове из морей и океанов в 60-70 млн т в год). Перспектива интенсификации использования продукции водоемов связана с переходом от простой эксплуатации биологических ресурсов (рыболовство; добыча растений, ракообразных, моллюсков и др.) к активному искусственному воспроизводству.

АКВАКУЛЬТУРА в узком понимании – разведение и выращивание гидробионтов по разработанным технологиям. АКВАКУЛЬТУРА в широком смысле – направленное воздействие на водные экосистемы с целью получения высокоценной продукции искусственно разводимых видов.

Основные цели аквакультуры:

1) получение товарной пищевой продукции, сырья для промышленной переработки, лекарственного и технического сырья;

2) выращивание посадочного материала для выпуска в природные и искусственные водоемы;

3) выращивание живых кормов для рыб и компонентов кормов для сельскохозяйственных животных;

4) разведение декоративных рыб и растений для аквариумного рыбоводства

5) выращивание организмов, являющихся биоиндикаторами и тест-объектами в биологических исследованиях.

Рыбохозяйственный фонд внутренних пресноводных водоемов Российской Федерации включает 22,5 млн. га озер, 4,3 млн. га водохранилищ, 142,9 тыс. га прудов, 523 тыс. км рек, 0,96 млн. га сельскохозяйственных водоемов комплексного назначения (Богерук, 2005).

Такое количество пригодных для рыборазведения водоемов предопределяет развитие в Российской Федерации следующих направлений аквакультуры:

- пастбищная аквакультура, основанная на выпуске в природные водоемы молоди ценных видов рыб, использующих естественные кормовые ресурсы;

- прудовая аквакультура с применением полуинтенсивных и интенсивных методов выращивания одомашненных или высокопродуктивных пород и кроссов рыб в искусственных водоемах или сельскохозяйственных прудах комплексного назначения;

- индустриальная аквакультура с культивированием ценных пород и видов, приспособленных к обитанию в ограниченных объемах воды и при высоких плотностях посадки с питанием сбалансированными искусственными комбикормами; в большинстве случаев – в установках с оборотным или замкнутым водоснабжением, системой очистки воды, терморегуляцией;

- рекреационная аквакультура, базирующаяся на экстенсивной системе ведения рыбоводства в небольших прудах и на приусадебных участках, прежде всего в целях любительского рыболовства.

По целям производства различают товарные хозяйства, производящие готовую продукцию, и питомники, в которых выращивается посадочный материал.

Преимущества аквакультуры с позиций природопользования:

1) положительное влияние на состояние окружающей среды – искусственные водоемы не только дают товарную продукцию, но и благоприятно влияют на микроклимат территорий;

2) улучшение экологической обстановки в самих водоемах за счет контроля за развитием вредных организмов: не прибегая к техническим или химическим средствам борьбы, а только путем формирования ихтиофауны (например, вселения рыб-хищников для уничтожения малоценных видов)

3) комплексное использование искусственных водоемов – не только для аквакультуры, но и для водоснабжения, рекреации, пожарной безопасности;

4) компенсация ущерба, наносимого естественному воспроизводству химическим загрязнением вод;

5) использование воды с повышенной температурой как вторичного ресурса - для индустриальной аквакультуры (тепловодного выращивания), тем самым сводится к минимуму тепловое загрязнение водной среды;

6) большинство объектов аквакультуры - холоднокровные животные, поэтому для их содержания в холодное время не требуется ни помещений, ни кормов;

7) «урожай» с водных объектов можно собирать практически круглый год.

Таким образом, аквакультура может быть охарактеризована как одна из ресурсосберегающих и экологически чистых технологий в природопользовании.



2015-12-07 1072 Обсуждений (0)
Аквакультура и искусственное воспроизводство гидробионтов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аквакультура и искусственное воспроизводство гидробионтов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1072)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)