Для детей с нарушением слуха (II вида)
При составлении образовательной программы учитываются психолого-педагогические особенности детей разных категорий (только с нарушениями слуха или в сочетании с нарушениями психического развития). При поступлении в специальную школу согласно направлению психолого-медико-педагогической комиссии детям было рекомендовано обучение в диагностическом классе. Три года тому назад в специальной школе-интернате № 20 для детей с нарушением слуха (II вида) было открыто три диагностических класса по разным вариантам обучения. I вариант обучения рекомендован для детей, имеющих снижение слуховой чувствительности, оптимальный и сниженный уровень развития речи, без каких-либо отклонений в интеллектуальном развитии. Из 5 учащихся, которые проходили обучение по I варианту 2 ученика имели II-ю степень тугоухости, 3 ученика III-ю степень; по уровню речевого развития 3 ученика имели ограниченный и 2 ученика - сниженный уровень развития речи, отмечались ошибки звукопроизношения. Психологическое исследование выявило, что все учащиеся, рекомендованные для обучения по I варианту имели высокие и средние потенциальные интеллектуальные способности, а также высокие и средние способности к обучению В классе со II вариантом обучения учащиеся по состоянию слуха имели, в основном, II-ю и III-ю степени тугоухости, IV-ю группу глухоты согласно классификации Л.В.Неймана. Уровень развития речи большинства учащихся был ограничен, отмечались значительные отклонения в звукопроизношении. Исследование психолога позволило определить, что у большинства учащихся отмечались средние способности к обучению (6 чел.), хорошие -1 ученик, высокие - 1 ученик; потенциальные интеллектуальные способности соответствовали высокому и среднему уровням. Для детей, направленных на обучение по данному варианту характерно снижение внимания, памяти и мышления, причем, как правило, снижение по 2 параметрам: памяти и мышления; внимания и памяти; мышления и внимания. III вариант обучения был рекомендован для детей с комплексным дефектом: снижение слуха и интеллекта. Для них характерным являлось снижение слуха, соответствующее III-IV группам глухоты: уровень развития речи был ограниченный, отмечалось нарушение внятности речи из-за значительного нарушения звукопроизношения, способности к обучению были низкими, интеллектуальные способности ограничены. У всех учащихся отмечалось нарушение памяти, внимания и мышления.
3.3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ КЛАССЕ Обследование детей проводится в несколько этапов: перед началом обучения, в ходе обучения и в конце учебного года. Перед обучение ребенка проводится комплексное обследование состояния детей, поступающих в первый класс: - анализ анамнестических данных, сбор дополнительной информации на основе беседы с родителями, изучение педагогических характеристик из дошкольных учреждений; - определение уровня готовности к школе, состояние интеллектуальной двигательной сферы, степень сформированности навыков учебной деятельности, произносительной стороны речи и ее уровня развития; - выявление уровня обучаемости, особенностей познавательной деятельности; - определение эмоционально-личностных качеств ребенка перед поступлением в школу. В периоде обучения ребенка в первом классе проводится дальнейшее психолого-педагогическое обследование, а также моделирование его деятельности. Создаются экспериментальные условия, которые позволяют исследовать особенности психического развития и овладения программным материалом ученика. С этой целью проводятся следующая работа: - регулярный контроль знаний ученика; - изучение продуктов деятельности ребенка; - выявление познавательных интересов; - выяснение индивидуальных особенностей слабослышащего ученика; - усвоение материала программы по учебным предметам; - определение уровня речевого развития; - уточнение состояния произносительных навыков и развития слухового восприятия; - подбор индивидуальных форм и методов психокоррекции; - привлечение родителей, семьи к учебно-воспитательному процессу школы и формирование у них адекватного отношения с особенностям развития слабослышащего ребенка; - организация психолого-педагогического сопровождения ученика в учебном процессе в диагностическом классе. Задачами психолого-педагогического обследования в конце первого года обучения являются следующие: - определение состояния коррекции психической деятельности слабослышащего ребенка; - усвоение содержания образовательной программы; - выявление уровня сформированности свойств личности ребенка в течение года; - прогнозирование дальнейшего пути обучения учащегося. В процессе обучения в диагностическом классе проводятся контрольные срезы знаний учащихся после окончания первого и второго полугодий. В конце учебного года уровень усвоения материала диагностического класса проверяла комиссия в лице директора, завуча, психолога школы. Проверяли овладение материалом учебной программы по чтению, грамматике, развитию речи и математике в соответствии с вариантом обучения. По I варианту обучения при проверке выявляют технику чтения, зву-копроизносительное оформление речи, понимание прочитанного, для чего предлагают вопросы по содержанию прочитанного, анализу звуко-буквенного состава слов. На грамматике выясняют способность к анализу предложения по вопросам «Кто?» «Что?» «Что делает?» «где?». Владение предлогами: «по», «на», «над», «около». По проверке развития речи выявляют возможности составления предложения по заданному слову, рассказ по серии картинок. Ответы на вопросы, например, по теме «Времена года». По математике выявляют умение решать задачи в одно действие, примеров в пределах 20: знание геометрического материала в виде равностороннего треугольника, разделенного на два треугольника, круга, квадрата, прямоугольника. По II варианту обучения материал для проверки изменяют по содержанию. Он носит более упрощенный характер по сравнению с предыдущим, меньше по объему. При чтении используют сказку, выясняют технику чтения, внятность, произношения, понимание прочитанного по вопросам. По грамматике предлагают определить слова в предложении, отвечающие на вопросы: «Что? Кто? Что делает?». Владение предлогами: «по, на, над». По развитию речи выясняют уровень овладения составлением предложений по словам и картинкам. По математике проверяют умение решать примеры и задачи в пределах 20, знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник). По III варианту обучения материал для контроля упрощается. По чтению проверяют технику чтения, выясняли понимание прочитанного, состояние звуко-буквенного анализа, внятность произношения. По грамматике выявляют знание предлогов: «по, на»; умение определить в предложении слова, отвечающие на вопросы: «Кто? Что?». По развитию речи предлагают ответить на вопросы учителя по картинке. По математике проверяют решение примеров и называние геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).
3.4. ТРУДНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ПРОГРАММНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КЛАССА Трудности в овладении материалом учащимися в зависимости от обучения были различными. Рассмотрим их особенности. I вариант обучения. При чтении у учащихся наблюдалась внятная, не всегда выразительная, иногда скандированная и замедленная речь. Отмечалось почти полное понимание содержания текста, в некоторых случаях ограниченное понимание прочитанного, о чем можно было судить по ответам на вопросы. Большинство детей правильно отвечали на вопросы о причинно-следственных связях и определяли жанр произведения. Все учащиеся не испытывали сложностей при звуко-буквенном анализе слов. По грамматике большинство учащихся правильно анализировали предложения по вопросам. Однако, у некоторых учащихся возникали затруднения при постановке вопросов (Что делает? Где?) к словам в предложении. По развитию речи учащиеся правильно отвечали на вопросы по теме «Времена года», составляли рассказ по серии картинок «Верный друг», предложения с заданным словом. Только для одной ученицы потребовались наводящие вопросы при составлении рассказа по серии картинок. По математике все учащиеся хорошо справились с материалом, исключением была одна девочка, которая усвоила материал удовлетворительно. II вариант обучения. Отмечалось послоговое, скандированное, замедленное, маловыразительное, часто невнятное чтение, не все дети понимали прочитанное с первого раза, отвечали на вопросы только более легкие, на часть вопросов причинно-следственного характера не было получено ответов, на ряд вопросов отвечали с помощью учителя. Со звуко-буквенным анализом слов справились все. По грамматике правильно анализировали предложения по вопросам «Кто? Что?». Вопрос «Что делает?» почти у всех учащихся вызвал затруднение. Дети справились с ним, благодаря помощи учителя. Из предлогов не вызвали сложностей употребление в речи «на», «в» и только в одном случае «под». Используя предлоги, все учащиеся делали ошибки в согласовании слов в предложении. По развитию речи при составлении рассказа по картинке «Семья» учащиеся использовали предложения, как правило, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения, в ряде случаев только из подлежащего и сказуемого. При этом почти у всех учащихся отмечались ошибки в согласовании рода, числа, падежа. По математике лишь половина учащихся справилась с заданием. По III варианту обучения материал по чтению, грамматике, развитию речи был усвоен удовлетворительно. При усвоении программного материала встречались значительные трудности. Имело место послоговое, скандированное, монотонное чтение, т.е. невыразительное, маловнятное; понимание прочитанного было затруднено; на вопросы учащиеся отвечали с трудом при помощи учителя; звуко-буквенный анализ слова вызвал у всех затруднение: дети не могли назвать количество слогов, звуков в слове, не отличали звук от буквы, гласный от согласного. По грамматике анализ предложения по вопросам «Кто? Что?» осуществляли только с помощью учителя. По развитию речи рассказ по картинке «Семья» проводился по вопросам учителя. Дети отвечали, используя существительное и глагол, часто только существительные типа «Мама, мальчик», «Дедушка, книга» и т.д. По математике учащиеся решали примеры, как правило, без ошибок, а в задаче допускали ошибки не столько в вычислениях, сколько в понимании содержания. Геометрические фигуры называли правильно. Таким образом, все учащиеся диагностических классов овладели программным материалом, но уровень овладения зависел как от содержания программы, так и от возможностей детей.
3.5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ КЛАССЕ Результаты психолого-медико-педагогического обследования были положены в основу при распределении детей по классам, которые соответствовали определенному варианту образовательной программы. Анализ контрольных испытаний знаний позволил в конце учебного года определить дальнейший путь обучения каждого ученика диагностического класса, (табл. 2) Таблица 2
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (609)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |