Раздел 2. Ревизия и контроль производственной и финансово – хозяйственной деятельности организации
Тема 2.1Ревизия денежных средств, подотчетных сумм и расчетных операций Вопросы: 1. Методика проведения и оформления результатов инвентаризации наличных денег и ценных бумаг в кассе. 2. Проверка соблюдения Правил ведения кассовых операций РБ. 3. Ревизия операций по счетам в банке. 4. Ревизия расчетов с подотчетными лицами. 5. Ревизия расчетов по заработной плате. 6. Ревизия расчетов по налогам и неналоговым платежам.
1 вопрос Ревизия кассы и кассовых операций проводится по трем основным направлениям: 1) инвентаризация денежной наличности; 2) проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступивших в кассу; 3) проверка правильности списания денег в расход. При этом необходимо руководствоваться Правилами ведения кассовых операций в РБ. Задачи ревизии кассы: · проверка обеспечения условий хранения и сохранности наличных денег в кассе и при их доставке из банка; · проверка соблюдения Правил ведения кассовых операций в РБ и кассовой дисциплины; · соблюдение правил документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы; · соблюдение установленного порядка хранения чековых книжек, выписки чеков и получения по ним денег; · контроль за своевременным и полным оприходованием денег, полученных из банка, и при реализации ТМЦ и услуг за наличный расчет; · соблюдение лимита хранения наличных денег в кассе и при выдаче их на операционно-хозяйственные нужды и другие расходы; · соблюдение сроков внезапных инвентаризаций кассовой наличности; · проверка законности, достоверности и целесообразности кассовых операций. Основными источниками ревизии кассы являются: Ø кассовые книги; Ø отчеты кассира с приложенными к ним ПКО и РКО; Ø корешки чеков использованных чековых книжек; Ø выписки банков со счетов предприятия; Ø Ж.О. по счетам 51,52; Ø Главная книга и другие документы. Инвентаризация кассовой наличности должна проводится внезапно, т.е немедленно после прибытия ревизора (аудитора) в организацию для проверки. При временном отсутствии кассира помещение кассы опечатывается, и инвентаризация ее проводится по прибытию кассира. Если кассир отсутствует длительное время в организации создается комиссия, проводится инвентаризация и передача кассы другому МОЛ. Проводится в присутствии гл. бухгалтера и кассира. Кассовые операции на время инвентаризации не прекращаются. До начала проверки наличия денежных средств и других ценностей в кассе кассир должен составить кассовый отчет. В отчет включаются все приходные и расходные документы, имеющиеся в кассе. Все частные расписки и другие документы, не предусмотренные Правилами ведения кассовых операций, во внимание не принимаются, и в отчет кассира не включаются. В период выплаты заработной платы в кассе могут быть частично оплаченные платежные ведомости, если срок оплаты ведомостей истек, они закрываются и включаются в отчет кассира. Если срок не истек, на ней делают отметку о фактически произведенной выплате до начала инвентаризации, которую заверяют члены комиссии. Кассир до начала инвентаризации подписывает расписку о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы внесены в отчет, и сданы в бухгалтерию. Все поступившие денежные средства оприходованы, а выбывшие списаны. Ревизор должен тщательно проверить предъявленный кассовый отчет. Остаток денег проверяется с учетом остатка по балансу на первое число месяца. При проверке кассового отчета и приложенных к нему документов ревизор (аудитор) должен сопоставить номера ПКО и РКО приложенных к отчету, с записями в журналах регистрации. При расхождениях выясняются причины. После этого проводится проверка наличия денежных средств и других ценностей в кассе путем пересчета. Составляется опись купюр. После проверки составляется акт инвентаризации кассы, в 2-3 экз. При установлении излишков или недостач денег кассир дает письменное объяснение о причинах, также делается пересчет итогов по всем кассовым отчетам со дня предыдущей инвентаризации, необходимо выяснить не допущены ли в них арифметические ошибки. При отсутствии ошибок недостача – немедленно погашается, а излишек – оприходуется.
2 вопрос
3 вопрос. Основными источниками аудита операций по счетам в банке являются выписки их лицевых счетов и приложенные к ним оправдательные документы, а также записи учетных регистров по счетам 51, 52, 55. До начала проверки необходимо узнать, какие счета открыты в банке у проверяемой организации. Проверку рекомендуется начинать с установления правильности входящего остатка на 1-е число ревизуемого периода. Для чего остаток средств на проверяемом счете на 1 число (Ж/О №2) сопоставляют с выпиской банка с Главной книгой и балансом. Проверка производится по каждому счету отдельно. Приступая к сплошной проверке банковских операций, необходимо убедиться в полноте и достоверности выписок банка. (рассказать 3 способа) Если окажется, что часть выписок отсутствует, или в них есть подчистки, исправления, неясные оттиски цифр, вызывающие сомнение необходимо получить в банке заверенные дубликаты (копии). На всех выписках должен стоять штамп банка. Исправления в выписках заверяются подписью гл.бухгалтера и печатью банка. Необходимо проверить соответствие оборотов по ДТ и КТ счета по выпискам банка за каждый проверяемый месяц с оборотами согласно учетным регистрам. Далее следует убедиться, что все проведенные через банк операции являются достоверными и подтверждены соответствующими подлинными документами. Проверяем наличие всех приложений к выпискам (платежные поручения, требования, корешки чеков и т.д., к ним основания: счета – фактуры, ТТН и т.д.), заверенные штампом банка, подписью операциониста с указанием даты. Одновременно проверяется правильность корреспонденции счетов и записей в учетных регистрах. Проверяется обоснованность перечисления денежных средств за ТМЦ. С этой целью следует сверить суммы, указанные в платежных документах, с записями по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или по 76 «Расчеты с разными ДТ и КТ». Далее проверяют полноту оприходования ТМЦ. В случае сомнения в подлинности документов или достоверности операций следует провести встречную проверку поставщиков продукции. Выявленные при встречных проверках расхождения оформляются промежуточными актами. Аналогично проводятся проверки по каждому счету отдельно.
4 вопрос Задачи контроля расчетов с подотчетными лицами являются: Ø установление правильного и целевого использования подотчетных сумм; Ø выявление незаконных и нецелесообразных с хозяйственной точки зрения расходов; Ø соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов. Источниками проверки являются: Ø приказы и распоряжения по предприятию; Ø авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами об использовании подотчетных сумм; Ø отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами; Ø Главная книга, баланс предприятия, данные аналитического и синтетического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Расчеты с подотчетными лицами проверяются, как правило, сплошным способом. При этом устанавливается: Ø соблюдение правил выдачи авансов – лицам в соответствии с приказом; Ø своевременность предоставления авансовых отчетов – в течении 3-х дней с момента выдачи денег, без учета дня выдачи или в 3-хдневный срок с момента возврата из командировки; Ø целесообразность и законность использования подотчетных сумм – проверяем журнал регистрации работников, направленных в командировки; Ø правильность оформления документов, приложенных к авансовым отчетам – устанавливается наличие отметок (печатей) о прибытии и выбытии и т.д. Ø порядок погашения оправдательных документов с целью предотвращения их повторного использования; Ø своевременность возврата неизрасходованных подотчетных сумм. Особое внимание уделяется проверке «командировок». Устанавливается наличие отметок в командировочных удостоверениях о датах прибытия и выбытия из пунктов назначения, нет ли подчисток, помарок, все ли реквизиты заполнены. Фактическое время в командировке определяется по отметкам прибытия и выбытия, при этом они обязательно сопоставляются с датами билетов, с путевыми листами и табелями рабочего времени. Соблюдение срока нахождения в командировке - определяется приказом организации. Отдельно проверяется правильность оплаты суточных, расходов по найму жилья и на проезд, (рассказать о размерах и порядке оплаты). В соответствии с действующим законодательством работник должен отчитаться в течении трех дней по возвращении из командировки, составляя авансовый отчет, который утверждается руководителям организации. Далее проверяется правильность подсчета оборотов и выведения сальдо в регистрах учета. 5 вопрос Задачами контроля расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка: Ø правильности и своевременности расчетов с работниками по оплате труда; Ø соблюдение действующего законодательства о труде; Ø правильности применения должностных окладов; Ø тарифных ставок, сдельных расценок; Ø правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда. Источниками информации, являются: Ø аналитические и синтетические данные по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными Дт и КТ», Ø первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда: табеля, наряды, путевые листы и т. д.; Ø листки о временной нетрудоспособности; Ø нормативно – правовая документация, регулирующая эти операции. Начинать проверку следует с установления соответствия показателей аналитического учета (итоговые суммы к выдаче в РПВ) с сальдо по счету 70, в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и туже дату. При выявлении расхождений следует установить их причины (неполное удержание авансов; повторное списание денежных документов с отнесением выплат по ним в дебет счета 70; неправильный перенос сальдо; запущенность учета по счету 70). Затем изучается достоверность первичных документов, порядок и последовательность их заполнения. Проверяются табеля учета рабочего времени и графики работы, правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной – выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность применения норм и расценок. При проверке первичных документов устанавливается наличие подписей ответственных должностных лиц, заполненность реквизитов, нет ли подчисток, и т. д., также при проверке первичных документов необходимо выяснить: нет ли случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц, путем сопоставления ФИО в нарядах и табелях с данными учета личного состава в отделе кадров. Далее выборочно проверяется правильность начисления оплаты труда, в том числе отпусков и удержаний из оплаты труда (подоходного налога, по исполнительным документам, «кредитов», авансов и так далее). При проверке правильности удержаний нужно установить их документальную обоснованность и законность, своевременность перечисления удержанных сумм по назначению. Общий размер всех удержаний не может превышать 50 % заработка. В процессе контроля проверяется также расходование средств ФСЗН: на выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий на рождение, по беременности и родам и так далее. Кроме того, рекомендуется проводить внезапные контрольные обмеры выполненных работ, проверок явки на работу отдельных должностных лиц и т. д. При проверке положений по оплате труда обращают внимание на обоснованность установленной численности управленческого персонала, их окладов и надбавок к ним. Проверяется соблюдение штатной дисциплины, правильность арифметических подсчетов – выборочным путем. Необходимо тщательно проанализировать соблюдение сроков и полноту выдачи зарплаты. Выборочно проверить правильность отнесения расходов по зарплате на виды затрат.
6 вопрос Законодательством РБ предусмотрены широкие права Государственного налогового комитета (имеет право применять финансовые санкции). В силу этого предприятию необходимо привлекать аудиторов, с помощью которых можно избежать финансовых потерь. Общей задачей контроля является установление по всем видам платежей в бюджет правильности исчисления суммы платежей, своевременности перечислений причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременном перечислении средств. Основными источниками информации для контроля расчетов с бюджетом являются: Ø справки и расчеты по отдельным видам платежей; Ø декларации по расчетам налогов и платежей; Ø выписки учреждений банка и приложения к ним; Ø акты проверок ИМНС; Ø регистры аналитического и синтетического учета. В процессе проверки следует уточнить правильность выведения оборотов и сальдо по каждому виду платежей на конец отчетного периода. Для этого данные аналитического учета сопоставляют с записями в журнале – ордере и Главной книге по счету 68.
Тема 2.3Контроль учета товаро - материальных ценностей Вопросы: 1. Проверка состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ценностей. 2. Проверка полноты оприходования ТМЦ и использования их в производстве. 3. Проверка полноты и качества проведенных инвентаризаций ТМЦ и отражения их результатов в учете.
1 вопрос. Для осуществления непрерывности процессов расширенного производства предприятия создают и пополняют запасы ТМЦ как составной части их производственных фондов. Основными задачами контроля ТМЦ на предприятии является проверка: · состояния учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов; · соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгалтерского учета и потребностям предприятия; · выявление непригодных для использования ценностей с определением суммы причиненного ущерба и виновных лиц; · полноты и своевременности оприходования, законности и целесообразности расходования и списания ТМЦ; · обоснования и соблюдения установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов, своевременности и качества инвентаризации и правильности принимаемых по результатам ревизии решений. Основными источниками ревизии являются: первичные документы по движению ТМЦ, данные аналитического и синтетического учета, инвентаризационные описи ТМЦ, данные бухгалтерской и статистической отчетности. В обеспечении сохранности и рационального использования ТМЦ важное значение имеет правильная организация складского хозяйства. С лицами, принимаемыми на должность заведующего складом, должен заключаться договор о полной индивидуальной материальной ответственности. В ходе ревизии устанавливают наличие и состояние складских помещений и других емкостей, предназначенных для хранения соответствующих видов ТМЦ, подъездных путей и около складских площадок, весоизмерительных приборов, противопожарных средств, охраны, хранения и складского учета. Ревизоры устанавливают техническое состояние тех или иных помещений (наличие исправной крыши, стен, полов, остекленных и огражденных оконных проемов, наружных и внутренних запоров на дверях и воротах, оборудование стеллажными полками, закромами), необходимых весов, расчетных таблиц, мерной тары и других измерительных приборов, а также поддержание режима влажности, температуры и освещенности. При этом обращают внимание на соблюдение действующего порядка клеймения весов и других измерительных приборов. Материалы по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типам, сороторазмерам должны размещаться таким образом, чтобы обеспечить возможность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия. В местах хранения каждого вида материала должны быть прикреплены ярлыки, в которых указываются наименование, номенклатурный номер, единица измерения и норма запаса. Правильность показания весов и других измерительных материалов проверяют путем взвешивания или перевешивания заранее подготовленной партии ценностей; взвешивания гирь или измерения объема емкостей. Результаты такой проверки отражаются в промежуточном акте. Если выявлены расхождения в показании приборов, то, МОЛ дает этому письменное объяснение, а ревизор устанавливает причины расхождений и последствия, к которым они могли привести. Тщательной проверке подлежит состояние работы по приемке и отпуску ТМЦ на складах, для этого проводится фактический контроль приема и отпуска отдельных видов продуктов и материалов. Проверяется: наличие в достаточном количестве книг или инвентарных карточек складского учета материалов; правильность их заполнения и ведения по хранимым ценностям; своевременность осуществления в них учетных записей и составления ежемесячных отчетов о движении материальных ценностей. Правильность ведения в местах хранения ценностей оказывает большое влияние на состояние складского учета предприятия, так как при запущенности его создаются наиболее благоприятные возможности для нарушений и злоупотреблений. 2 вопрос. При проверке использования материальных ресурсов в производстве руководствуются Основным положением по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и Методическими рекомендациями по планированию и калькулированию себестоимости, разработанными и утвержденными соответствующими министерствами и ведомствами. Основными источниками проверки являются накопительные ведомости по расходу материалов, ж/о по кредиту счета 10 «Материалы», сальдовые или оборотные ведомости о движении материалов, карточки или книги складского учета материалов, первичные документы по использованию материалов в производстве и др. В первую очередь следует установить соответствие данных складского учета данным синтетического учета по счету «Материалы» на 1-е число проверяемого периода. Общие обороты выбытия материалов за месяц по всем складам и остатки материалов на конец месяца, приведенные в ведомости, сверяют с кредитовым оборотом и остатками по счету 10 «Материалы» в Главной книге. При установлении отклонений устанавливаются их причины и виновные лица. Плановые отделы на основе установленных норм расхода материалов на выпуск определенного вида изделий разрабатывают лимиты отпуска материалов в производство, и отпуск их производится в пределах этих лимитов. В результате завышения норм сырья и вспомогательных материалов при выпуске готовой продукции создаются неучтенные излишки, так как отпуск их производится не по фактическому расходу, а по норме. Поэтому аудитору следует проверить нормы и их пересмотр, в связи с совершенствованием технологического процесса производства с действующими нормами на других аналогичных предприятиях. При наличии расхождений устанавливаются причины, виновные лица. Проверяется списание отклонений в стоимости материалов на выпуск готовой продукции, для чего анализируются данные ведомости учета материальных ценностей, товаров и тары. Производится оценка техники расчета отклонений, проверяется правильность подсчета среднего процента отклонений и списание отклонений по направлениям расхода материалов. При ревизии правильности использования ГСМ необходимо проверить точность планирования потребности в ГСМ, полноту оприходования и обоснованность списания в расход, правильность хранения и эффективность использования израсходованного горючего. При неправильном хранении могут иметь место значительные его потери или снижение его качества.
3 вопрос. Инвентаризация служит средством проверки организации материальной ответственности, условий хранения ценностей, правильности цен, достоверности бухгалтерского учета. Основными задачами инвентаризации являются: · установление фактического наличия хозяйственных ресурсов; · контроль за сохранностью материальных ценностей путем сопоставления их фактического наличия с данными бухучета; · выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей; · проверка состояния складского хозяйства, условий хранения ценностей. Ответственность за проведение инвентаризации несут руководитель и главный бухгалтер организации. Инвентаризации необходимо проводить в сроки, оговоренные в планах утвержденных руководителем. В обязательном порядке: ü перед составлением годового отчета, но не ранее 1 октября отчетного года; ü при передаче имущества предприятия в аренду; ü при смене МОЛ; ü при установлении фактов хищения или злоупотребления и порчи ТМЦ; ü в случае пожара или стихийных бедствий. В начале ревизии необходимо проверить наличие всех необходимых документов, подтверждающих ее проведение. (рассказать какие) Результаты должны быть оформлены инвентаризационными описями, которые составляются по каждому местонахождению материальных ценностей и материально ответственному лицу. Никаких помарок и подчисток в ведомости не допускается. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии и МОЛ. В случае поступления ценностей в ходе инвентаризации они приходуются по отдельной ведомости, аналогичная ведомость составляется при отпуске ценностей. Для выявления результатов инвентаризации составляются сличительные ведомости, которые подписываются всеми членами комиссии и МОЛ. В сличительную ведомость включаются только те материальные ценности, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. По всем недостачам, потерям и излишкам должны быть получены от МОЛ письменные объяснения. С учетом объяснительных, комиссия устанавливает причины выявленных недостач и определяется порядок регулирования разницы между данными инвентаризации и бухучетом, составляется протокол, который утверждается руководителем. Если при формировании инвентаризационных материалов выявлены нарушения, проверяющий обязан их изучить и выяснить причины. Эти нарушения могут быть результатом небрежного отношения комиссии к выполнению своих обязанностей или результатом должностного подлога с целью сокрытия установленных фактов недостач и излишков ТМЦ. В ходе ревизии проверяют правильность составление расчетов по списанию потерь в пределах норм естественной убыли и сверх этих норм. Списание потерь должно про
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (406)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |